Исправление фонетических ошибок учителем на уроках английского языка
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения фонетике на уроках английского языка 7
1.1 Роль устной речи в процессе изучения английского языка 7
1.2 Специфика обучения фонетике в учебном процессе средней
общеобразовательной школы 15
1.3 Трудности в овладении фонетическими навыками на уроках
английского языка 20
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. Практическая работа по формированию фонетических навыков на уроках английского языка в 5 классах 29
2.1 Технология исправления фонетических ошибок 29
2.2 Содержание работы по применению технологии исправления
фонетических ошибок в 5 классах 36
2.3 Анализ эффективности проведенной работы по применению
технологии исправления фонетических ошибок 46
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения фонетике на уроках английского языка 7
1.1 Роль устной речи в процессе изучения английского языка 7
1.2 Специфика обучения фонетике в учебном процессе средней
общеобразовательной школы 15
1.3 Трудности в овладении фонетическими навыками на уроках
английского языка 20
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. Практическая работа по формированию фонетических навыков на уроках английского языка в 5 классах 29
2.1 Технология исправления фонетических ошибок 29
2.2 Содержание работы по применению технологии исправления
фонетических ошибок в 5 классах 36
2.3 Анализ эффективности проведенной работы по применению
технологии исправления фонетических ошибок 46
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопросы, связанные с обучением иноязычному общению, постоянно вызывают пристальное внимание со стороны педагогического сообщества. Одним из наиболее распространенных и активных направлений для изучения являются фонетические особенности иностранного языка. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, фонетика - базовая характеристика речи, на основе которой формируются, развиваются и совершенствуются все остальные навыки иноязычного говорения.
В этой связи проблемы, связанные с нарушением звуко-произносительных норм английского языка, приводят не только к трудностям с пониманием услышанной речи, но также к искажению или полному непониманию смысла высказывания. Кроме того, как показывает анализ современных источников по исследованию данной проблемы, при произнесении английских слов учащиеся, как правило, допускают типичные ошибки, обусловленные незнанием особенностей артикуляции, неверной интонацией и небрежностью в расстановке ударения.
Следовательно, возникает необходимость в особой организации обучения английскому языку, направленному на исправление фонетических ошибок у учащихся. Одним из наиболее актуальных и основополагающих условий успешности данного процесса является применение технологии исправления фонетических ошибок у учащихся.
Таким образом, объектом нашего исследования являются фонетические ошибки у учащихся 5 классов на уроках английского языка.
Предмет исследования - коррекция фонетических ошибок у учащихся 5 классов на уроках английского языка.
Цель нашего исследования заключается в том, чтобы выявить, проанализировать и скорректировать на основе разработанной технологии типичные фонетические ошибки у учащихся 5 классов на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1) рассмотреть влияние устной речи на процесс изучения английского языка в 5 классах;
2) исследовать специфику обучения фонетике в учебном процессе средней общеобразовательной школы;
3) изучить и систематизировать трудности в овладении фонетическими навыками на уроках английского языка у учащихся среднего звена общеобразовательной школы;
4) разработать технологию исправления фонетических ошибок на примере учащихся 5 классов, изучающих английский язык;
5) охарактеризовать содержание работы по работы по применению технологии исправления фонетических ошибок в 5 классах;
6) проанализировать эффективность проведенной работы по применению технологии исправления фонетических ошибок на уроках английского языка в 5 классах средней общеобразовательной школы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (сентябрь 2019 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь-октябрь 2019 года) предполагал проведение педагогических мероприятий по выявлению фонетических ошибок у учащихся среднего звена общеобразовательной школы;
III этап (февраль- март 2020года) включал работу, направленную на определение и апробацию технологии исправления фонетических ошибок у учащихся 5 классов, изучающих английский язык;
IV этап (апрель 2020 года) предусматривал анализ эффективности проведенной работы по применению технологии исправления фонетических ошибок на уроках английского языка в 5 классах средней общеобразовательной школы.
В процессе проведения исследования применялись следующие методы:
■=> теоретические: изучение и анализ методических и психолого-педагогических научных источников по теме исследования; классификация и систематизация типов фонетических ошибок; изучение и обобщение педагогического опыта;
■=> эмпирические: методы психолого-педагогической диагностики (анализ педагогической документации; анкетирование; беседа с учащимися; наблюдение за педагогическим процессом в классе; опрос; тестирование);
Теоретические основы исследования составили труды, раскрывающие:
Jпсихологические и педагогические характеристики развития школьников (В.В. Краевский, Л.П. Крившенко, А. Маслоу, Н.В. Кузьмина, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин В.И. и др.);
Jпроблемы обучения и развития детей среднего школьного возраста (Л.С. Выготский, А.К. Маркова, К.К. Платонов, В.В. Сериков, В.А. Якунин и др.);
Jспецифику организации уроков английского языка в общеобразовательных школах (И.Н. Верещагина, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, Е.А. Ленская, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов и др.);
Jсодержание и методику работы с учащимися по формированию звуко-произносительных навыков английского языка (И.Л. Бим, В.А. Виноградов, Н.Д. Гальскова, Е.Н. Соловова и др.);
Jпроблемы выявления фонетических трудностей у учащихся на уроках английского языка (Б.В. Беляев, Р.К. Миньяр-Белоручев, Х. Пальмер, Р.Н. Разумовская, С.К. Сембаева, и др.);
Jметодические аспекты по исправлению фонетических ошибок на уроках английского языка (И.А. Грузинская, Г.А. Каше, Т.В. Коновалова, И.Ю. Шехтер и др.).
Практическая значимость: опыт работы по применению разработанной технологии исправления фонетических ошибок у учащихся может быть предложен для образовательной практики школьных учреждений.
В качестве экспериментальной базы исследования было выбрано Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 53» г. Пензы (МБОУ «Гимназия № 53» г. Пензы).
Структура исследования: Данная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, насчитывающего 54 источника, 4 приложений.
Во введении дается обоснование выбора темы; выдвигается гипотеза; обосновываются объект и предмет; обозначается цель и задачи; описываются методы и теоретические основы; указывается практическая значимость проведенной работы.
В первой главе рассматривается влияние устной речи на процесс изучения английского языка в школе; исследуется специфика обучения фонетике английского языка в учебном процессе общеобразовательной школы; изучаются и систематизируются трудности в овладении фонетическими навыками на уроках английского языка у учащихся среднего звена общеобразовательной школы.
Во второй главе описывается организация педагогической работы, включающая разработку технологии исправления фонетических ошибок на примере учащихся 5 классов, изучающих английский язык; характеристику содержания работы по работы по применению технологии исправления фонетических ошибок в 5 классах; анализ эффективности проведенной работы по применению технологии исправления фонетических ошибок на уроках английского языка в 5 классах средней общеобразовательной школы.
Заключение содержит выводы о проведенной работе.
В приложении представлены материалы, которые были использованы в ходе проведения исследования.
В этой связи проблемы, связанные с нарушением звуко-произносительных норм английского языка, приводят не только к трудностям с пониманием услышанной речи, но также к искажению или полному непониманию смысла высказывания. Кроме того, как показывает анализ современных источников по исследованию данной проблемы, при произнесении английских слов учащиеся, как правило, допускают типичные ошибки, обусловленные незнанием особенностей артикуляции, неверной интонацией и небрежностью в расстановке ударения.
Следовательно, возникает необходимость в особой организации обучения английскому языку, направленному на исправление фонетических ошибок у учащихся. Одним из наиболее актуальных и основополагающих условий успешности данного процесса является применение технологии исправления фонетических ошибок у учащихся.
Таким образом, объектом нашего исследования являются фонетические ошибки у учащихся 5 классов на уроках английского языка.
Предмет исследования - коррекция фонетических ошибок у учащихся 5 классов на уроках английского языка.
Цель нашего исследования заключается в том, чтобы выявить, проанализировать и скорректировать на основе разработанной технологии типичные фонетические ошибки у учащихся 5 классов на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1) рассмотреть влияние устной речи на процесс изучения английского языка в 5 классах;
2) исследовать специфику обучения фонетике в учебном процессе средней общеобразовательной школы;
3) изучить и систематизировать трудности в овладении фонетическими навыками на уроках английского языка у учащихся среднего звена общеобразовательной школы;
4) разработать технологию исправления фонетических ошибок на примере учащихся 5 классов, изучающих английский язык;
5) охарактеризовать содержание работы по работы по применению технологии исправления фонетических ошибок в 5 классах;
6) проанализировать эффективность проведенной работы по применению технологии исправления фонетических ошибок на уроках английского языка в 5 классах средней общеобразовательной школы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (сентябрь 2019 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь-октябрь 2019 года) предполагал проведение педагогических мероприятий по выявлению фонетических ошибок у учащихся среднего звена общеобразовательной школы;
III этап (февраль- март 2020года) включал работу, направленную на определение и апробацию технологии исправления фонетических ошибок у учащихся 5 классов, изучающих английский язык;
IV этап (апрель 2020 года) предусматривал анализ эффективности проведенной работы по применению технологии исправления фонетических ошибок на уроках английского языка в 5 классах средней общеобразовательной школы.
В процессе проведения исследования применялись следующие методы:
■=> теоретические: изучение и анализ методических и психолого-педагогических научных источников по теме исследования; классификация и систематизация типов фонетических ошибок; изучение и обобщение педагогического опыта;
■=> эмпирические: методы психолого-педагогической диагностики (анализ педагогической документации; анкетирование; беседа с учащимися; наблюдение за педагогическим процессом в классе; опрос; тестирование);
Теоретические основы исследования составили труды, раскрывающие:
Jпсихологические и педагогические характеристики развития школьников (В.В. Краевский, Л.П. Крившенко, А. Маслоу, Н.В. Кузьмина, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин В.И. и др.);
Jпроблемы обучения и развития детей среднего школьного возраста (Л.С. Выготский, А.К. Маркова, К.К. Платонов, В.В. Сериков, В.А. Якунин и др.);
Jспецифику организации уроков английского языка в общеобразовательных школах (И.Н. Верещагина, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, Е.А. Ленская, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов и др.);
Jсодержание и методику работы с учащимися по формированию звуко-произносительных навыков английского языка (И.Л. Бим, В.А. Виноградов, Н.Д. Гальскова, Е.Н. Соловова и др.);
Jпроблемы выявления фонетических трудностей у учащихся на уроках английского языка (Б.В. Беляев, Р.К. Миньяр-Белоручев, Х. Пальмер, Р.Н. Разумовская, С.К. Сембаева, и др.);
Jметодические аспекты по исправлению фонетических ошибок на уроках английского языка (И.А. Грузинская, Г.А. Каше, Т.В. Коновалова, И.Ю. Шехтер и др.).
Практическая значимость: опыт работы по применению разработанной технологии исправления фонетических ошибок у учащихся может быть предложен для образовательной практики школьных учреждений.
В качестве экспериментальной базы исследования было выбрано Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 53» г. Пензы (МБОУ «Гимназия № 53» г. Пензы).
Структура исследования: Данная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, насчитывающего 54 источника, 4 приложений.
Во введении дается обоснование выбора темы; выдвигается гипотеза; обосновываются объект и предмет; обозначается цель и задачи; описываются методы и теоретические основы; указывается практическая значимость проведенной работы.
В первой главе рассматривается влияние устной речи на процесс изучения английского языка в школе; исследуется специфика обучения фонетике английского языка в учебном процессе общеобразовательной школы; изучаются и систематизируются трудности в овладении фонетическими навыками на уроках английского языка у учащихся среднего звена общеобразовательной школы.
Во второй главе описывается организация педагогической работы, включающая разработку технологии исправления фонетических ошибок на примере учащихся 5 классов, изучающих английский язык; характеристику содержания работы по работы по применению технологии исправления фонетических ошибок в 5 классах; анализ эффективности проведенной работы по применению технологии исправления фонетических ошибок на уроках английского языка в 5 классах средней общеобразовательной школы.
Заключение содержит выводы о проведенной работе.
В приложении представлены материалы, которые были использованы в ходе проведения исследования.
Цель данного исследования заключалась в выявлении и исправлении на основе разработанной технологии типичных фонетических ошибок у учащихся 5 классов на уроках английского языка.
В качестве объекта исследования были обозначены фонетические ошибки, в качестве предмета - коррекция фонетических ошибок у учащихся 5 классов на уроках английского языка.
В первой главе были подробно рассмотрены теоретические подходы к проблеме обучения фонетике на уроках английского языка, а именно: изучено влияние устной речи на процесс изучения английского языка в школе; рассмотрена специфика обучения фонетике английского языка в учебном процессе общеобразовательной школы; проанализированы и систематизированы трудности в овладении фонетическими навыками на уроках английского языка у учащихся среднего звена общеобразовательной школы.
Во второй главе описан ход практической работы на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 53» города Пензы, в процессе которой была разработана технология исправления фонетических ошибок на примере учащихся 5 классов, изучающих английский язык; дано описание содержания работы по применению технологии исправления фонетических ошибок в 5 классах; проанализирована эффективность проведенной работы по применению технологии исправления фонетических ошибок на уроках английского языка в 5 классах средней общеобразовательной школы.
В ходе проведения практической работы был сделан вывод о том, что проблемы, связанные с нарушением звуко-произносительных норм английского языка, возникают из-за типичных ошибок, обусловленных незнанием особенностей артикуляции, неверной интонацией и небрежностью в расстановке ударения. В данной связи для минимизации ошибок необходимо не только исправлять их, но и предвидеть, заранее предупреждать их появление, поэтому прогнозирование и исправление ошибок является важным инструментом оптимизации языкового образования.
Процесс обучения также должен происходить с учетом индивидуально-психологических особенностей - возраста, уровня самоконтроля, особенностей восприятия и учебной самостоятельности. Другими словами, педагог должен стремиться повышать уровень самооценки учащихся, от которого зависит адекватное осознание ошибок и эффективности собственной учебной деятельности, и развивать учебную самостоятельность, направленную на достижение учебных целей и самостоятельной коррекции затруднений, ошибок и проблем в процессе изучения фонетики английского языка.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, цель достигнута.
Опыт работы по применению разработанной технологии исправления фонетических ошибок у учащихся может быть предложен для образовательной практики школьных учреждений.
В качестве объекта исследования были обозначены фонетические ошибки, в качестве предмета - коррекция фонетических ошибок у учащихся 5 классов на уроках английского языка.
В первой главе были подробно рассмотрены теоретические подходы к проблеме обучения фонетике на уроках английского языка, а именно: изучено влияние устной речи на процесс изучения английского языка в школе; рассмотрена специфика обучения фонетике английского языка в учебном процессе общеобразовательной школы; проанализированы и систематизированы трудности в овладении фонетическими навыками на уроках английского языка у учащихся среднего звена общеобразовательной школы.
Во второй главе описан ход практической работы на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 53» города Пензы, в процессе которой была разработана технология исправления фонетических ошибок на примере учащихся 5 классов, изучающих английский язык; дано описание содержания работы по применению технологии исправления фонетических ошибок в 5 классах; проанализирована эффективность проведенной работы по применению технологии исправления фонетических ошибок на уроках английского языка в 5 классах средней общеобразовательной школы.
В ходе проведения практической работы был сделан вывод о том, что проблемы, связанные с нарушением звуко-произносительных норм английского языка, возникают из-за типичных ошибок, обусловленных незнанием особенностей артикуляции, неверной интонацией и небрежностью в расстановке ударения. В данной связи для минимизации ошибок необходимо не только исправлять их, но и предвидеть, заранее предупреждать их появление, поэтому прогнозирование и исправление ошибок является важным инструментом оптимизации языкового образования.
Процесс обучения также должен происходить с учетом индивидуально-психологических особенностей - возраста, уровня самоконтроля, особенностей восприятия и учебной самостоятельности. Другими словами, педагог должен стремиться повышать уровень самооценки учащихся, от которого зависит адекватное осознание ошибок и эффективности собственной учебной деятельности, и развивать учебную самостоятельность, направленную на достижение учебных целей и самостоятельной коррекции затруднений, ошибок и проблем в процессе изучения фонетики английского языка.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, цель достигнута.
Опыт работы по применению разработанной технологии исправления фонетических ошибок у учащихся может быть предложен для образовательной практики школьных учреждений.
Подобные работы
- Формирование лексических навыков на младшем этапе обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ ФОНЕТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ БАЗОВЫХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - Эрратологический аспект в обучении иностранному языку в Средней
общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ДЕТСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Коммуникативно-когнитивный подход к обучению грамматике
английского языка в коррекционных классах средней школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования фонетической компетенции при обучении немецкому языку учащихся старших классов
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Подготовка учащихся 10-11 классов к устной части ЕГЭ по английскому языку в условиях дистанционного обучения
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022 - Языковые трудности детей дошкольного и младшего школьного возраста при сдаче экзамена YLE
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-МАРИ В ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002



