ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения фонетике на уроках английского языка 7
1.1 Роль устной речи в процессе изучения английского языка 7
1.2 Специфика обучения фонетике в учебном процессе средней
общеобразовательной школы 15
1.3 Трудности в овладении фонетическими навыками на уроках
английского языка 20
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. Практическая работа по формированию фонетических навыков на уроках английского языка в 5 классах 29
2.1 Технология исправления фонетических ошибок 29
2.2 Содержание работы по применению технологии исправления
фонетических ошибок в 5 классах 36
2.3 Анализ эффективности проведенной работы по применению
технологии исправления фонетических ошибок 46
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопросы, связанные с обучением иноязычному общению, постоянно вызывают пристальное внимание со стороны педагогического сообщества. Одним из наиболее распространенных и активных направлений для изучения являются фонетические особенности иностранного языка. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, фонетика - базовая характеристика речи, на основе которой формируются, развиваются и совершенствуются все остальные навыки иноязычного говорения.
В этой связи проблемы, связанные с нарушением звуко-произносительных норм английского языка, приводят не только к трудностям с пониманием услышанной речи, но также к искажению или полному непониманию смысла высказывания. Кроме того, как показывает анализ современных источников по исследованию данной проблемы, при произнесении английских слов учащиеся, как правило, допускают типичные ошибки, обусловленные незнанием особенностей артикуляции, неверной интонацией и небрежностью в расстановке ударения.
Следовательно, возникает необходимость в особой организации обучения английскому языку, направленному на исправление фонетических ошибок у учащихся. Одним из наиболее актуальных и основополагающих условий успешности данного процесса является применение технологии исправления фонетических ошибок у учащихся.
Таким образом, объектом нашего исследования являются фонетические ошибки у учащихся 5 классов на уроках английского языка.
Предмет исследования - коррекция фонетических ошибок у учащихся 5 классов на уроках английского языка.
Цель нашего исследования заключается в том, чтобы выявить, проанализировать и скорректировать на основе разработанной технологии типичные фонетические ошибки у учащихся 5 классов на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1) рассмотреть влияние устной речи на процесс изучения английского языка в 5 классах;
2) исследовать специфику обучения фонетике в учебном процессе средней общеобразовательной школы;
3) изучить и систематизировать трудности в овладении фонетическими навыками на уроках английского языка у учащихся среднего звена общеобразовательной школы;
4) разработать технологию исправления фонетических ошибок на примере учащихся 5 классов, изучающих английский язык;
5) охарактеризовать содержание работы по работы по применению технологии исправления фонетических ошибок в 5 классах;
6) проанализировать эффективность проведенной работы по применению технологии исправления фонетических ошибок на уроках английского языка в 5 классах средней общеобразовательной школы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (сентябрь 2019 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь-октябрь 2019 года) предполагал проведение педагогических мероприятий по выявлению фонетических ошибок у учащихся среднего звена общеобразовательной школы;
III этап (февраль- март 2020года) включал работу, направленную на определение и апробацию технологии исправления фонетических ошибок у учащихся 5 классов, изучающих английский язык;
IV этап (апрель 2020 года) предусматривал анализ эффективности проведенной работы по применению технологии исправления фонетических ошибок на уроках английского языка в 5 классах средней общеобразовательной школы.
В процессе проведения исследования применялись следующие методы:
■=> теоретические: изучение и анализ методических и психолого-педагогических научных источников по теме исследования; классификация и систематизация типов фонетических ошибок; изучение и обобщение педагогического опыта;
■=> эмпирические: методы психолого-педагогической диагностики (анализ педагогической документации; анкетирование; беседа с учащимися; наблюдение за педагогическим процессом в классе; опрос; тестирование);
Теоретические основы исследования составили труды, раскрывающие:
Jпсихологические и педагогические характеристики развития школьников (В.В. Краевский, Л.П. Крившенко, А. Маслоу, Н.В. Кузьмина, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин В.И. и др.);
Jпроблемы обучения и развития детей среднего школьного возраста (Л.С. Выготский, А.К. Маркова, К.К. Платонов, В.В. Сериков, В.А. Якунин и др.);
Jспецифику организации уроков английского языка в общеобразовательных школах (И.Н. Верещагина, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, Е.А. Ленская, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов и др.);
Jсодержание и методику работы с учащимися по формированию звуко-произносительных навыков английского языка (И.Л. Бим, В.А. Виноградов, Н.Д. Гальскова, Е.Н. Соловова и др.);
Jпроблемы выявления фонетических трудностей у учащихся на уроках английского языка (Б.В. Беляев, Р.К. Миньяр-Белоручев, Х. Пальмер, Р.Н. Разумовская, С.К. Сембаева, и др.);
Jметодические аспекты по исправлению фонетических ошибок на уроках английского языка (И.А. Грузинская, Г.А. Каше, Т.В. Коновалова, И.Ю. Шехтер и др.).
Практическая значимость: опыт работы по применению разработанной технологии исправления фонетических ошибок у учащихся может быть предложен для образовательной практики школьных учреждений.
В качестве экспериментальной базы исследования было выбрано Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 53» г. Пензы (МБОУ «Гимназия № 53» г. Пензы).
Структура исследования: Данная работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, насчитывающего 54 источника, 4 приложений.
Во введении дается обоснование выбора темы; выдвигается гипотеза; обосновываются объект и предмет; обозначается цель и задачи; описываются методы и теоретические основы; указывается практическая значимость проведенной работы.
В первой главе рассматривается влияние устной речи на процесс изучения английского языка в школе; исследуется специфика обучения фонетике английского языка в учебном процессе общеобразовательной школы; изучаются и систематизируются трудности в овладении фонетическими навыками на уроках английского языка у учащихся среднего звена общеобразовательной школы.
Во второй главе описывается организация педагогической работы, включающая разработку технологии исправления фонетических ошибок на примере учащихся 5 классов, изучающих английский язык; характеристику содержания работы по работы по применению технологии исправления фонетических ошибок в 5 классах; анализ эффективности проведенной работы по применению технологии исправления фонетических ошибок на уроках английского языка в 5 классах средней общеобразовательной школы.
Заключение содержит выводы о проведенной работе.
В приложении представлены материалы, которые были использованы в ходе проведения исследования.
Цель данного исследования заключалась в выявлении и исправлении на основе разработанной технологии типичных фонетических ошибок у учащихся 5 классов на уроках английского языка.
В качестве объекта исследования были обозначены фонетические ошибки, в качестве предмета - коррекция фонетических ошибок у учащихся 5 классов на уроках английского языка.
В первой главе были подробно рассмотрены теоретические подходы к проблеме обучения фонетике на уроках английского языка, а именно: изучено влияние устной речи на процесс изучения английского языка в школе; рассмотрена специфика обучения фонетике английского языка в учебном процессе общеобразовательной школы; проанализированы и систематизированы трудности в овладении фонетическими навыками на уроках английского языка у учащихся среднего звена общеобразовательной школы.
Во второй главе описан ход практической работы на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 53» города Пензы, в процессе которой была разработана технология исправления фонетических ошибок на примере учащихся 5 классов, изучающих английский язык; дано описание содержания работы по применению технологии исправления фонетических ошибок в 5 классах; проанализирована эффективность проведенной работы по применению технологии исправления фонетических ошибок на уроках английского языка в 5 классах средней общеобразовательной школы.
В ходе проведения практической работы был сделан вывод о том, что проблемы, связанные с нарушением звуко-произносительных норм английского языка, возникают из-за типичных ошибок, обусловленных незнанием особенностей артикуляции, неверной интонацией и небрежностью в расстановке ударения. В данной связи для минимизации ошибок необходимо не только исправлять их, но и предвидеть, заранее предупреждать их появление, поэтому прогнозирование и исправление ошибок является важным инструментом оптимизации языкового образования.
Процесс обучения также должен происходить с учетом индивидуально-психологических особенностей - возраста, уровня самоконтроля, особенностей восприятия и учебной самостоятельности. Другими словами, педагог должен стремиться повышать уровень самооценки учащихся, от которого зависит адекватное осознание ошибок и эффективности собственной учебной деятельности, и развивать учебную самостоятельность, направленную на достижение учебных целей и самостоятельной коррекции затруднений, ошибок и проблем в процессе изучения фонетики английского языка.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, цель достигнута.
Опыт работы по применению разработанной технологии исправления фонетических ошибок у учащихся может быть предложен для образовательной практики школьных учреждений.
1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Арпентьева М.Р. Обучение пониманию как актуальная проблема современной лингводидактики // Английский язык в школе, 2017. - № 2(58). - С. 3-12.
3. Архарова М. Исправление ошибок в процессе преподавания иностранного языка: теория и практика // Иностранные языки: Просвещение, 2014. - № 1. - С. 18-22.
4. Арчегова С. З. Обучение устной речи на уроках иностранного языка // Молодой ученый, 2015. - №1. - С. 429-431.
5. Белая Н. Н. Роль фонетической зарядки на уроках английского языка // Молодой ученый, 2017. - №15. - С. 550-552.
6. Берещенко Н. В. Фонетические трудности понимания английской разговорной речи // Сообщество учителей английского языка: интерактивный науч.-метод. журн., 2015. - Т. 8, № 8-1. - С. 2-4.
7. Борзова Е. В. Диалогическая речь как цель и средство обучения английскому языку в 5-6 классах// Иностранные языки в школе, 2011. - № 2. - С. 43-40.
8. Бочарова С. П. Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека-оператора // Психолог. журн., 1981. - Т. 2, № 3. - С. 3-11.
9. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие / И. А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 104 с.
10. Будниченко Е. П. Обучение диалогической речи на уроках английского языка// Иностранные языки в школе, 2011. - № 3. - С. 58-60.
11. Витковская Ж.В. Объекты контроля в текстах по чтению //
Иностранные языки в школе, 2013. - № 8. - С. 52-58.
12. Вишневская Е. М. Практикум по фонетике английского языка. М.: АПКиППРО, 2012. - 98 с.
13. Вишневский Е. И. Опыт построения упражнений для работы в парах// Иностранные языки в школе, 2012. - № 3. - С. 43-48.
14. Габеева К. А. Развитие умения монологической речи на английском языке: этапы работы // Ценности и смыслы, 2018. - № 5 (57). - С.189-205.
15. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 319 с.
16. Громова Т. В. Стратегии коммуникативного партнерства в обучении аудированию студентов как фактор повышения их профессиональной компетенции: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13. 00. 08. Самара, 2003.
17. Грузинская И.А. Психологические аспекты обучения фонетике. - М.: Просвещение, 1982. - С. 84 - 91.
18. Гурова Г.Г. К вопросу о преподавании фонетики в техническом вузе / Гуманитарный вестник, 2013. - №7. - С.23-29.
19. Еловская С. В. Актуальные проблемы обучения фонетике английского языка в вузе // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета, 2013. - № 1. - С. 163-165.
20. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов: учеб.
для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / М.: Изд-во
Московского психолого-социального ин-та: МОДЭК, 2010 г. - 447 с.
21. Истратова О.Н. Справочник психолога средней школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто / Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 510 с.
22. Каменская О. Л. Языковая личность и семантика слова // Социокультурное варьирование в языке. / Сб. науч. трудов, Вып. 452. - М.: МГЛУ, 2001. - С. 3-13.
23. Кодзасов С.В. Общая фонетика / С.В. Кодзасов, О.Ф. Кривнова. - Москва: РГГУ, 2001. - 592 с.
24. Комарова Е. В. Этапы процесса обучения чтению и виды чтения на иностранном языке // Молодой ученый, 2015. - №4. - С. 574-576.
25. Комарова Ю.А. Особенности обучения англоязычной эмоционально-окрашенной монологической речи учащихся старших классов / Ю.А. Комарова, Д.Р. Мирзалиева // Методика обучения иностранному языку: учеб. и практ. для академич. бакалав. - М.: Изд-во Юрайт, 2016. - С. 26-42.
26. Кузовлев В. П. Английский язык. 5 класс / В. П. Кузовлев и др. / учебник для общеобраз. организаций. - М.: Просвещение, 2013. - 205 с.
27. Кулешов В. В. Сопоставление артикуляционных баз английского и
русского языков и фонетическая интерференция: пособие для
преподавателей филол. фак. ун-тов / В. В. Кулешов, А. Б. Мишин / МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 116 с.
28. Малыгина Е. В. Комплекс упражнений для обучения аудированию // Молодой ученый, 2010. - №7. - С. 283-287.
29. Матвеева Н. В. Обучение фонетике английского языка в профессиональном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика, 2018. - Т. 1, № 1 (46). - С. 124-135.
30. Меркулова С.Г. Современные подходы к исправлению ошибок в устной речи при изучении английского языка // Английский язык. Приложение к газете «Первое сентября», 2002. - № 45. - С. 5.
31. Методика обучения иностранным языкам: традиции и
современность / под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
32. Мещерякова Е.В. Метод ассоциаций как мнемонический приём в обучении английскому языку детей младшего школьного возраста / Е.В. Мещерякова, Н. Ю. Прохорова // Сб. по матер. Всеросс. науч.-практ. конф. препод., учителей, аспирантов, магистрантов, студентов и школьников. VIIАвдеевские чтения. - 2019. - С. 313-316.
33. Мильруд Р.П. Компетентность учителя иностранного языка / Р.П.
Мильруд, А.С. Карамнов // Иностран. языки в школе, 2012. - № 1. - С. 11-17.
34. Минакова Т. В. Снятие трудностей в изучении иностранного языка как условие развития познавательной самостоятельности студентов // Вестник ОГУ, 2001. - №1. - С. 61 - 66.
35. Мишечкина Н. А. Разбор понятия «устная монологическая речь» // Молодой ученый, 2018. - №19. - С. 370-373.
36. Мягкова В.Ю. Языковой тест как способ оценки конкурентоспособности выпускника вуза / В. Ю. Мягкова, Е. Ю., Комарова // Вест. Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. - 2012. - № 1. - С. 86¬90.
37. Нелюбина Е.А. Особенности обучения чтению студентов технического вуза / Е.А. Нелюбина, М.В. Амитрова, Ю.В. Вельдина // сборн. научных трудов межд.научно-практической конференции: в 2 томах «Человек, общество и государство в современном мире». - Пенза, 2016. - С. 371-377.
38. Практикум по фонетике английского языка: учеб. пособие / Н.Н. Овчинникова, О.М. Ладыга. - Гродно: ГрГУ, 2012.
39. Психологические основы педагогической практики студентов. Под редакцией А.С. Чернышева. - М., 2002. - 120 с.
40. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир / В. М. Розин. - 5-е изд. - М., 2012. - 272 с.
41. Сергеева Н.Н. Классификация трудностей в овладении слухопроизносительным навыком студентами-лингвистами / Н. Н. Сергеева, Е. А. Иванова / Педагогическое образование в России, 2012. - № 2. - С. 133¬136.
42. Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2002. - 119 с.
43. Скрипникова Т.И. Методика формирования языковой компетенции на иностранном языке: учеб. пособие / Владивосток: Дальневосточный Федеральный университет, 2017. - 99 с.
44. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку: базовый
курс лекций: пособие для студентов пед. ВУЗов и учителей. - М.:
Просвещение, 2005. - 230 с.
45. Тимохина Л.Р. Практическая фонетика английского языка: Методические рекомендации. - Красноярск, 2013.
46. Тишулин П. Б. Виды языковых ошибок и возможности их исправления при обучении иностранному языку // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки, 2012. - № 1 (21). - С. 132-137.
47. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов / М., 2002. - C.237-238.
48. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. - Ростов-на-Дону, 2004. - 414 с.
49. Цукерман Г.И. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема // Вопросы психологии, 2001. - № 5. - С. 19-35.
50. Шакирова В. Р. Подходы в обучении фонетике английского языка // Вопросы искусствоведения, философии, культурологии, истории и лингвистики: материалы II Международной на-уч.-практ. конф. - С. 84-89.
51. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 432 с.
52. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / 4-е изд. - Москва: Филоматис: Омега-Л, 2010. - 475 с.
53. Яковлев В.А. Теория и практика инновационной подготовки учителя в системе высшего педагогического образования: дис. канд. пед. наук: (13.00.01) / Карачаевск, 2000. - 321 с.
54. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. - СПб., «Речь», 2003. - 190 с.