ИСТОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РТ (XX ВЕК)
|
Введение 3
ГЛАВА 1. К ИСТОРИИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РОССИИ В XX ВЕКЕ 8
1.1 Положение английского языка в рассматриваемый период 8
1.2 Программы и учебники рассматриваемого периода 19
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РТ (ХХ ВЕК) 36 2.1 Исторические предпосылки преподавания английского языка в Республике Тыва 36
2.2 Периоды становления и развития обучения английскому языку 39
2.3 Развитие методики обучения английскому языку в рассматриваемый период 46
2.4 Основные направления модернизации методов и приемов обучения
английскому языку в школах Республики Тыва 52
Выводы по второй главе 54
Заключение 55
Список библиографии 59
Протокол на оригинальность ВКР по программе «Антиплагиат» 62
ГЛАВА 1. К ИСТОРИИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РОССИИ В XX ВЕКЕ 8
1.1 Положение английского языка в рассматриваемый период 8
1.2 Программы и учебники рассматриваемого периода 19
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РТ (ХХ ВЕК) 36 2.1 Исторические предпосылки преподавания английского языка в Республике Тыва 36
2.2 Периоды становления и развития обучения английскому языку 39
2.3 Развитие методики обучения английскому языку в рассматриваемый период 46
2.4 Основные направления модернизации методов и приемов обучения
английскому языку в школах Республики Тыва 52
Выводы по второй главе 54
Заключение 55
Список библиографии 59
Протокол на оригинальность ВКР по программе «Антиплагиат» 62
Перемены, происходящие в современной России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих преемственность исторического развития; цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры. Социокультурные процессы, связанные с вхождением мирового сообщества в эпоху информатизации, развитием телекоммуникационных технологий, потребность личности в быстрой адаптации к условиям постоянно изменяющегося поликультурного мира усиливают интерес к предмету «Английский язык». На протяжении всей истории изучение языков рассматривалось как безусловный элемент образования культурного человека. В связи глобальными изменениями в политической и экономической жизни общества иностранный язык стал средством межкультурного общения. Изучение языков и культурных традиций содействует взаимопониманию между народами, помогает решить сложные политические и социально-экономические проблемы современности. В современном мире проблема языка приобретает особое значение. Во-первых, в связи с процессом глобализации необходим поиск оптимального соотношения, с одной стороны, установления более тесных связей между народами государства, с другой - сохранение национальных особенностей, культурного своеобразия самым тесным образом связанны с политическими проблемами, разработка поликультурной политики, как в национальном государстве, так и в мировом сообществе в целом.
Сознание непосредственного влияния на изучение иностранных языков на процесс осуществления общего среднего образования, отвечающего современным требованиям общественного и научно-технического прогресса, побуждает нас глубже заниматься исследованием вопросов обучения предмету «Английский язык» в школе. Наиболее эффективным, испытанным и надежным способом разрешения всех организационно-методических проблем является исторический подход к ним. В частности, исследование истории изучения иностранным языкам важно по следующим причинам.
Во-первых, исследование и оценка опыта преподавания иностранных языков предупреждает от использования таких мер организации и условий, методов и приемов, которые уже были отвергнуты практикой.
Во-вторых, разработка новых форм, методов и приемов преподавание иностранных языков невозможно без учета тенденции развития процесса обучения в целом. Изучение истории преподавания, обобщение передового опыта дает возможность прогнозировать пути решения тех или иных проблем, определить те направления, по которым ведется активная деятельность в духе современных требований.
В-третьих, историческое исследование позволяет обобщить, систематизировать прогрессивный опыт, способный обогатить преподавание иностранного языка в системе новых педагогических идей и технологий.
Ценнейшие мысли по вопросам изучения иностранных языков мы находим в высказываниях выдающихся отечественных педагогов и мыслителей М.Энгельса, Ф.Маркса, М.В. Ломоносова, Д.И. Писарева, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, М.И. Калинина, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, Л.В. Щербы, И.Л.Бим, И.А. Зимней, Н.Д. Гальсковой, и других, которые подчеркивают роль языка в формировании личности, его интеллекта, нравственности и духовности. Это обусловлено важнейшей и определяющей ролью иностранного языка в развитии, прежде всего, мыслящей способности человека. Знание иностранных языков способствует проникновению в прошлое народов, знанию их настоящего, предвидению будущего; помогает оценить шедевры мировой культуры и расширить филологическую подготовку учащихся.
Исходя из вышеизложенного, мы определили выбор темы исследования: «История преподавания предмета «Английский язык» в образовательных организациях Республики Тыва в ХХ веке».
История отечественной методики обучения иностранным языкам подробно и полно изучена в научном труде А.А. Миролюбова, где он рассматривает историю преподавания иностранных языков в России с 1867 по 1991 гг. Историко-педагогический анализ обучения иностранным языкам в школах республики Саха (Якутия) с 1932 по 2007 г. был исследован Оконешниковой Н.В. Тенденция развития педагогической технологии преподавания иностранных языков в Республике Татарстан в 80-90 гг. была исследована Губайдуллиной А.Е.
Между тем, анализ официальных и архивных материалов, историко-педагогических работ по проблеме исследования свидетельствует, о том, что специальных научно-педагогических исследований, изучающих историю становления и развития предмета «Английский язык» в образовательных организациях республики Тыва на рубеже ХХ века нет. Таким образом, можно утверждать, что актуальность выбора данной темы определяется ее не разработанностью и необходимостью более углубленного исследования и воссоздания целостной картины становления и развития предмета «Английский язык» в образовательных организациях республики Тыва на рубеже ХХ века. Научное освещение данного вопроса имеет не только теоретико-познавательное и практическое значение.
Объект исследования: система обучения предмету «Английский язык» в образовательных организациях республики Тыва в исследуемый период.
Предмет исследования: историко-педагогический анализ обучения предмету «английский язык» в образовательных организациях Республики Тыва в ХХ веке.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что изучение, анализ и обобщение истории обучения английскому языку в Республике Тыва дает возможность:
- определить основные моменты рассматриваемого периода и тенденции в становлении и развитии преподавания английского языка в образовательных организациях РТ;
- охарактеризовать целостный процесс развития преподавания английского языка в зависимости от общественно-политических, социально-экономических и национально-культурных особенностей республики.
Цель исследования: систематизировать исторические периоды становления и развития обучения английскому языку, создать целостную систему истории обучения и выявить тенденции в развитии изучения английского языка с тем, чтобы охарактеризовать и наметить дальнейшую перспективу совершенствования процесса обучения английскому языку в образовательных учреждениях республики Тыва.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть историко-педагогические предпосылки становления и развития основ обучения английскому языку в образовательных учреждениях республики;
- выявить и охарактеризовать периоды становления и развития основ обучения английскому языку в школах республики;
- проследить, какими учебными пособиями и программами руководствовались при обучении английскому языку в образовательных организациях республики Тыва.
Методы исследования: Сравнительно-исторический метод, анализ и синтез, обобщение и сравнение.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды по истории развития образования (Ф.Ф. Шамахов, Н.А. Константинов, Д.А.Данилов, Н.Д. Неустроев), теория диалога культур (М.М. Бахтин, Н.А.Бердяев, М.С. Каган и др.), теория речевой деятельности (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.), проблема многоязычия и билингвизма (В.М. Анисимов, Е.М. Верещагин, М.М. Фомин, Л.В. Щерба и др.).
Научная новизна
- раскрыты историко-педагогические предпосылки становления и развития основ обучения иностранному (английскому) языку в Республике Тыва;
- выявлены и охарактеризованы конкретно-исторические периоды становления и развития основ обучения иностранному (английскому) языку;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе историко-педагогического анализа создана целостная картина становления и развития обучения английскому языку в Республике Тыва в ХХ веке.
Практическая значимость исследования. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами и преподавателями филологического факультета ТувГУ по дисциплине «Методика обучения иностранным языкам» как теоретический и практический материал, а также учителями английского языка республики Тыва.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка
Сознание непосредственного влияния на изучение иностранных языков на процесс осуществления общего среднего образования, отвечающего современным требованиям общественного и научно-технического прогресса, побуждает нас глубже заниматься исследованием вопросов обучения предмету «Английский язык» в школе. Наиболее эффективным, испытанным и надежным способом разрешения всех организационно-методических проблем является исторический подход к ним. В частности, исследование истории изучения иностранным языкам важно по следующим причинам.
Во-первых, исследование и оценка опыта преподавания иностранных языков предупреждает от использования таких мер организации и условий, методов и приемов, которые уже были отвергнуты практикой.
Во-вторых, разработка новых форм, методов и приемов преподавание иностранных языков невозможно без учета тенденции развития процесса обучения в целом. Изучение истории преподавания, обобщение передового опыта дает возможность прогнозировать пути решения тех или иных проблем, определить те направления, по которым ведется активная деятельность в духе современных требований.
В-третьих, историческое исследование позволяет обобщить, систематизировать прогрессивный опыт, способный обогатить преподавание иностранного языка в системе новых педагогических идей и технологий.
Ценнейшие мысли по вопросам изучения иностранных языков мы находим в высказываниях выдающихся отечественных педагогов и мыслителей М.Энгельса, Ф.Маркса, М.В. Ломоносова, Д.И. Писарева, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, М.И. Калинина, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, Л.В. Щербы, И.Л.Бим, И.А. Зимней, Н.Д. Гальсковой, и других, которые подчеркивают роль языка в формировании личности, его интеллекта, нравственности и духовности. Это обусловлено важнейшей и определяющей ролью иностранного языка в развитии, прежде всего, мыслящей способности человека. Знание иностранных языков способствует проникновению в прошлое народов, знанию их настоящего, предвидению будущего; помогает оценить шедевры мировой культуры и расширить филологическую подготовку учащихся.
Исходя из вышеизложенного, мы определили выбор темы исследования: «История преподавания предмета «Английский язык» в образовательных организациях Республики Тыва в ХХ веке».
История отечественной методики обучения иностранным языкам подробно и полно изучена в научном труде А.А. Миролюбова, где он рассматривает историю преподавания иностранных языков в России с 1867 по 1991 гг. Историко-педагогический анализ обучения иностранным языкам в школах республики Саха (Якутия) с 1932 по 2007 г. был исследован Оконешниковой Н.В. Тенденция развития педагогической технологии преподавания иностранных языков в Республике Татарстан в 80-90 гг. была исследована Губайдуллиной А.Е.
Между тем, анализ официальных и архивных материалов, историко-педагогических работ по проблеме исследования свидетельствует, о том, что специальных научно-педагогических исследований, изучающих историю становления и развития предмета «Английский язык» в образовательных организациях республики Тыва на рубеже ХХ века нет. Таким образом, можно утверждать, что актуальность выбора данной темы определяется ее не разработанностью и необходимостью более углубленного исследования и воссоздания целостной картины становления и развития предмета «Английский язык» в образовательных организациях республики Тыва на рубеже ХХ века. Научное освещение данного вопроса имеет не только теоретико-познавательное и практическое значение.
Объект исследования: система обучения предмету «Английский язык» в образовательных организациях республики Тыва в исследуемый период.
Предмет исследования: историко-педагогический анализ обучения предмету «английский язык» в образовательных организациях Республики Тыва в ХХ веке.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что изучение, анализ и обобщение истории обучения английскому языку в Республике Тыва дает возможность:
- определить основные моменты рассматриваемого периода и тенденции в становлении и развитии преподавания английского языка в образовательных организациях РТ;
- охарактеризовать целостный процесс развития преподавания английского языка в зависимости от общественно-политических, социально-экономических и национально-культурных особенностей республики.
Цель исследования: систематизировать исторические периоды становления и развития обучения английскому языку, создать целостную систему истории обучения и выявить тенденции в развитии изучения английского языка с тем, чтобы охарактеризовать и наметить дальнейшую перспективу совершенствования процесса обучения английскому языку в образовательных учреждениях республики Тыва.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть историко-педагогические предпосылки становления и развития основ обучения английскому языку в образовательных учреждениях республики;
- выявить и охарактеризовать периоды становления и развития основ обучения английскому языку в школах республики;
- проследить, какими учебными пособиями и программами руководствовались при обучении английскому языку в образовательных организациях республики Тыва.
Методы исследования: Сравнительно-исторический метод, анализ и синтез, обобщение и сравнение.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды по истории развития образования (Ф.Ф. Шамахов, Н.А. Константинов, Д.А.Данилов, Н.Д. Неустроев), теория диалога культур (М.М. Бахтин, Н.А.Бердяев, М.С. Каган и др.), теория речевой деятельности (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.), проблема многоязычия и билингвизма (В.М. Анисимов, Е.М. Верещагин, М.М. Фомин, Л.В. Щерба и др.).
Научная новизна
- раскрыты историко-педагогические предпосылки становления и развития основ обучения иностранному (английскому) языку в Республике Тыва;
- выявлены и охарактеризованы конкретно-исторические периоды становления и развития основ обучения иностранному (английскому) языку;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе историко-педагогического анализа создана целостная картина становления и развития обучения английскому языку в Республике Тыва в ХХ веке.
Практическая значимость исследования. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами и преподавателями филологического факультета ТувГУ по дисциплине «Методика обучения иностранным языкам» как теоретический и практический материал, а также учителями английского языка республики Тыва.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка
Целью выпускной квалификационной работы было систематизирование исторических периодов становления и развития обучения английскому языку, создать целостную систему истории обучения и выявить тенденции в развитии изучения английского языка с тем, чтобы охарактеризовать и наметить дальнейшую перспективу совершенствования процесса обучения английскому языку в образовательных учреждениях республики.
Цели и задачи данной выпускной квалификационной работы были достигнуты.
Историко-педагогический анализ архивных и официальных документов, научной литературы приводит к пониманию актуальности и проблемы становления и развития основ обучения иностранному языку (английскому) в образовательных учреждениях Республики Тыва в ХХ веке. ХХ век в истории Республики Тыва особенный период, период рождения нового государства, новой нации и культуры, новой системы образования.
Данный анализ позволяет нам выделить ряд положений, характерных для всех основных периодов истории становления и развития иностранных языков как учебного предмета
Первая стадия 1921-1944 гг. рассматривается как период создания тувинской национальной письменности, борьбы всеобщей неграмотностью, становления системы образования.
Второй период (1944-1960 гг.) становление и развитие преподавания иностранных языков шло по линии большего осознания необходимости их изучения. Осознание жизненно важной необходимости преподавания иностранных языков было обусловлено политикой партии и правительства; Открытие Кызылского педагогического института, который является кузницей подготовки учителей английского языка.
Третий период (1960-1984 гг.) характеризуется развитием форм и методов преподавания английского языка, обеспечивающих эффективность и качества процесса обучения.
Четвертый период (1984-1993 гг.) обосновывается развитием основ обучения английскому языку в школах и в других образовательных учреждениях республики и обновлением содержания и разработкой новых форм, методов и технологий обучения.
На основании анализа проблемы исследования сформулированы следующие выводы:
В исследовании определены историко-педагогические предпосылки становления и развития основ обучения иностранному языку в образовательных организациях республики в конкретно-исторический период базирующиеся на приоритетных направлениях соответствующих теорий детерминированный социально-экономическими, культурно¬политическими факторами, задачами, поставленными самой жизнью на каждом этапе развития общества.
1. Ретроспективный анализ истории становления и развития основ обучения иностранному языку в вузах страны показывает неравномерность смены исторических периодов, которые отделяются тем или иным временным отрезком в зависимости от ряда факторов:
-роли, значения и престижности обучения иностранному языку;
-правового определения статуса иностранного языка как средства международного общения и гарантией государственной заботы о его развитии;
- наличие концепций обучения иностранному языку студентов вузов в реальных условиях.
2. Советская педагогическая и методическая наука успешно решала вопросы научного определения содержания обучения. Особую важность приобретали научно-исследовательская, учебно-воспитательная и организаторская работа в вузе. Ведущими учеными-педагогами и методистами разрабатывались типовые программы, учебники, учебно¬методические пособия в соответствии с заказом общества.
3. Отличительной особенностью созданных авторами учебников в конкретно-исторический период является:
- последовательная и планомерная презентация лексико-грамматического материала;
- практическая направленность системы письменных и устных упражнений;
- познавательная и воспитательная ценность текстов учебника; -строгий научный отбор грамматических сведений.
4. Методическая система обучения иностранному языку студентов, сложившаяся в исследуемый период характеризуется следующими особенностями:
-разработка научно-теоретических основ обучения иностранному языку в вузе;
-определения принципов и критериев минимизации языка;
-отбор содержания образования, форм, средств и методов обучения в соответствии с целями и задачами;
- разработка программированного обучения;
-использование аудиолингвальных и аудиовизуальных приемов обучения иностранному языку.
5. Становление и развитие основ обучения иностранному языку в исследуемый период обусловлен рядом закономерностей:
-выделение иностранного языка в самостоятельный учебный предмет; -иностранный язык в своем развитии опирается на отечественный опыт, а также на опыт ближнего и дальнего зарубежья;
-содержание образования отражало объективную потребность общества.
6. Опираясь на осуществленный нами историко-педагогический анализ становления и развития основ обучения иностранному языку в исследуемый период можно утверждать, что современная методика обучения иностранному языку в Туве вобрала многие позитивные достижения прошлого и идет по пути совершенствования и создания инновационной системы обучения.
Цели и задачи данной выпускной квалификационной работы были достигнуты.
Историко-педагогический анализ архивных и официальных документов, научной литературы приводит к пониманию актуальности и проблемы становления и развития основ обучения иностранному языку (английскому) в образовательных учреждениях Республики Тыва в ХХ веке. ХХ век в истории Республики Тыва особенный период, период рождения нового государства, новой нации и культуры, новой системы образования.
Данный анализ позволяет нам выделить ряд положений, характерных для всех основных периодов истории становления и развития иностранных языков как учебного предмета
Первая стадия 1921-1944 гг. рассматривается как период создания тувинской национальной письменности, борьбы всеобщей неграмотностью, становления системы образования.
Второй период (1944-1960 гг.) становление и развитие преподавания иностранных языков шло по линии большего осознания необходимости их изучения. Осознание жизненно важной необходимости преподавания иностранных языков было обусловлено политикой партии и правительства; Открытие Кызылского педагогического института, который является кузницей подготовки учителей английского языка.
Третий период (1960-1984 гг.) характеризуется развитием форм и методов преподавания английского языка, обеспечивающих эффективность и качества процесса обучения.
Четвертый период (1984-1993 гг.) обосновывается развитием основ обучения английскому языку в школах и в других образовательных учреждениях республики и обновлением содержания и разработкой новых форм, методов и технологий обучения.
На основании анализа проблемы исследования сформулированы следующие выводы:
В исследовании определены историко-педагогические предпосылки становления и развития основ обучения иностранному языку в образовательных организациях республики в конкретно-исторический период базирующиеся на приоритетных направлениях соответствующих теорий детерминированный социально-экономическими, культурно¬политическими факторами, задачами, поставленными самой жизнью на каждом этапе развития общества.
1. Ретроспективный анализ истории становления и развития основ обучения иностранному языку в вузах страны показывает неравномерность смены исторических периодов, которые отделяются тем или иным временным отрезком в зависимости от ряда факторов:
-роли, значения и престижности обучения иностранному языку;
-правового определения статуса иностранного языка как средства международного общения и гарантией государственной заботы о его развитии;
- наличие концепций обучения иностранному языку студентов вузов в реальных условиях.
2. Советская педагогическая и методическая наука успешно решала вопросы научного определения содержания обучения. Особую важность приобретали научно-исследовательская, учебно-воспитательная и организаторская работа в вузе. Ведущими учеными-педагогами и методистами разрабатывались типовые программы, учебники, учебно¬методические пособия в соответствии с заказом общества.
3. Отличительной особенностью созданных авторами учебников в конкретно-исторический период является:
- последовательная и планомерная презентация лексико-грамматического материала;
- практическая направленность системы письменных и устных упражнений;
- познавательная и воспитательная ценность текстов учебника; -строгий научный отбор грамматических сведений.
4. Методическая система обучения иностранному языку студентов, сложившаяся в исследуемый период характеризуется следующими особенностями:
-разработка научно-теоретических основ обучения иностранному языку в вузе;
-определения принципов и критериев минимизации языка;
-отбор содержания образования, форм, средств и методов обучения в соответствии с целями и задачами;
- разработка программированного обучения;
-использование аудиолингвальных и аудиовизуальных приемов обучения иностранному языку.
5. Становление и развитие основ обучения иностранному языку в исследуемый период обусловлен рядом закономерностей:
-выделение иностранного языка в самостоятельный учебный предмет; -иностранный язык в своем развитии опирается на отечественный опыт, а также на опыт ближнего и дальнего зарубежья;
-содержание образования отражало объективную потребность общества.
6. Опираясь на осуществленный нами историко-педагогический анализ становления и развития основ обучения иностранному языку в исследуемый период можно утверждать, что современная методика обучения иностранному языку в Туве вобрала многие позитивные достижения прошлого и идет по пути совершенствования и создания инновационной системы обучения.



