Введение 3
Глава I. Выделение истории семьи в качестве самостоятельной дисциплины 7
1.1. История генеалогии в Отечественной историографии 7
1.2. Обзор методов изучения истории семьи на уроках истории и
внеклассных мероприятиях 16
Глава II. Методическая разработка «Рабочей тетради» и её внедрение в учебно-воспитательный процесс 30
2.1. Изучение генеалогии на уроках истории. План-конспект внеурочного
мероприятия для 5 класса по теме «Родословная семьи» 30
2.2. Методическая разработка рабочей тетради и её обоснование 40
Заключение 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В последнее время периодически обсуждается вопрос о национальной идее нашего государства. Что должно быть главным смыслом в воспитании человека, вокруг чего можно объединить усилия педагогов, родителей и детей? С чего начинать патриотическое воспитание? Примем за аксиому, что ребенок рождается в семье, у него есть мама и папа, бабушки и дедушки, могут быть братья и сестры, дяди и тёти, другие близкие и дальние родственники. Значит, ребёнка окружает много людей, которые его любят и заботятся о нем, являются опорой в его жизни и судьбе. Об этом говорят и пословицы «Дерево держится корнями, а человек семьей» и «Человек без семьи, что дерево без плодов».
Сравнение семьи и рода с деревом имеет давние параллели. Генеалогическое (родословное) древо - изображение родословной - ведёт историю от мифологического Древа жизни. Если вспомнить ещё одну пословицу: «Крепкая семья - крепкое государство», то одними из основных составляющих национальной идеи могут быть изучение биографий представителей своего рода, историй семей, своих родословных и родословных исторических личностей, воспитание чувства гордости своими историческими корнями.
Более четверти века назад в нашей стране началось возрождение интереса к генеалогии, к своим корням, своей родословной. Генеалогия (по определению доктора исторических наук В.Б. Кобрина) - это «историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц и выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности этих лиц»1.
Генеалогия - одна из древнейших научных дисциплин, зародившаяся ещё при первобытном строе, когда предания о предках передавались из поколения в поколение и особую значимость имело кровное родство. Понятие «родословие» используется в России с XI века.
Появление первых программ, связанных с организацией процесса изучения детьми своих родословных, относится к началу 1990-х годов. В 1991 году Союзом пионерских организаций - Федерацией детских организаций была создана международная программа
«Древо жизни», в 1994 году - программа «Моя родословная» (с 1998 г. - «Родословие») в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», разработанная Центром детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования России и Союзом краеведов России. В эти же годы началась реализация подобных программ и проектов в ряде регионов страны. Основная работа в рамках данных программ была связана с исследовательской деятельностью учащихся - изучением своих родословных, истории своих семей и биографий родственников.
Появились новые формы приобщения обучающихся к данной тематике. Был создан программно-методический комплекс, включающий образовательные программы для учреждений дополнительного образования детей, внеклассной работы, учреждений высшего образования, информационные, учебно-методические и дидактические материалы, пособия и разработки, позволяющие организовать образовательный и исследовательский процессы в области генеалогии. Разрабатывались также методические материалы, такие как положения о проводимых тематических конкурсах, конференциях, фестивалях, чтениях и т.п.
Проблема исследования состоит в выявлении среди малочисленно разработанной на сегодняшний день справочной и учебно-методической литературы, посвящённой технологиям подготовки и написания истории семьи и рода, наиболее эффективных алгоритмов, которыми могли бы воспользоваться педагоги и обучающиеся для проведения качественных генеалогических исследований.
При этом в настоящее время отмечается тенденция повышения интереса к истории своей семьи и рода, что определяет необходимость продолжения работы по составлению методических, информационных и иных материалов по обозначенной теме, для использования педагогическими работниками при организации работы с учащимися и их родителями.
Объект исследования: процесс изучения родословной школьниками посредством включения элементов генеалогии в учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: использование принципов, подходов и механизмов, при проведении уроков в школе для учащихся по тематике изучения истории семьи и рода.
Цель исследования: разработка внеурочного мероприятия и рабочей тетради с включением в неё практических заданий направленных на закрепление знаний, выработки умений и навыков исследовательской деятельности у обучающихся.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический аспект исследований истории семьи в Отечественной историографии.
2. Выявить проблемы и охарактеризовать основные этапы изучения генеалогии семьи школьниками на уроках истории и во внеурочной деятельности.
3. Разработать эффективное методическое пособие для формирования исследовательских умений учащихся в изучении родословной своей семьи.
Гипотеза и защищаемые положения: мы предполагаем, что для качественного включения элементов генеалогии и других вспомогательных исторических дисциплин в учебно-воспитательный процесс необходимо:
- организовывать различные виды внеурочной деятельности;
- реализовывать, в том числе совместно с другими специалистами и родителями, программы развития универсальных учебных действий, а также формировать образцы и ценности социального поведения на личном примере родителей;
-осуществлять деятельность педагогов по формированию представлений о своей семье у школьников систематически и планомерно;
- сформировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, проектной и исследовательской работе, для развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, и формирования гражданской позиции.
Структура работы состоит из введения, двух глав, четырёх пунктов, заключения, а также списка используемых источников и литературы.
В процессе решения поставленных нами задач исследования, был рассмотрен аспект изучения генеалогии в Отечественной историографии и выделена проблема развития науки в началеXXвека,в связи с идеологическими установками, которые наложило постреволюционное общество, пытаясь скрыть происхождение дворянской фамилии. Принципиальные изменения произошли только к концу XXвека, это ознаменовало переход генеалогии на новый функциональный уровень. Что в свою очередь требовало от исследователя совершенно иного взгляда на изучение родословной, а именно комплексного подхода, специфических методов в оценке информационных возможностей генеалогических источников и их обработки.
Современный этап внёс свои коррективы в понимание генеалогии и её объекта и предмета исследования. В виду этого мы определили перспективы развития генеалогических исследований в России, в частности в Пензенской области. Анализ проведенных мероприятий по программам связанным с исследовательской деятельностью учащихся - изучения своих родословных, истории своих семей и биографий родственников за последние десятилетия в ряде регионов страны позволяет нам сделать вывод о необходимости продолжения работы по составлению методических материалов для использования педагогическими работниками при организации работы с учащимися и их родителями.
Необходимость разработки дидактических материалов по генеалогии также обуславливается выделенными нами в ходе исследования проблемами изучения своей родословной школьниками в образовательном учреждении. Среди основных сложностей возникающих при изучении родословной своей семьи у учащихся, мы выявили следующие:
- проблема поиска сведений и материалов для исследовательской работы (отсутствие умения ориентироваться в архиве, работать с архивными документами);
- недостаточная компетентность педагогического работника при включении элементов генеалогии и других вспомогательных исторических дисциплин в программу учебно-воспитательного процесса.
Вышеописанные затруднения у обучающихся в отношении освоения генеалогии своей семьи, дают возможность представить разработанные нами алгоритмы и этапы для наиболее успешного изучения родословной.
В ходе исследования мы разработали определённую последовательность действий для установления связи учебных материалов и собственной генеалогической истории. Рассмотрим основной способ включения элементов генеалогии на уроках истории в учебную программу Истории России для 6 класса на примере темы: «Борьба за власть Москвы и Твери». На примере выделения двух княжеств Московского и Тверского а также структурирования поколений в таблицы, и построения схемы может быть проведена параллель построения собственного генеалогического древа. Таким образом, это позволяет овладеть учащимся определёнными умениями и навыками для последующей исследовательской деятельности.
Этапами деятельности учащихся в исследовательской работе по историческому родословию, мы определили следующие :
1. Устный. Основой этого этапа является первичный сбор информации и вовлечение родителей в данный вид работы.
2. Архивный этап. Предполагает обращения и консультации в учреждения имеющие сведения о предках, а именно государственные архивы и хранилища, библиотеки и музеи.
3. Участие ученика в научно-практической конференции или слёте краеведов.
Таким образом, для качественного включения элементов генеалогии и других вспомогательных исторических дисциплин в учебно-воспитательный процесс мы разработали план-конспект внеурочного мероприятия и методическое пособие для обучающихся, основой которого являются практические задания направленные на упражнение навыков по генеалогии и другим вспомогательным историческим дисциплинам.
1. Бабушкина О.Ю. Особенности организации генеалогических исследований школьниками // Исследователь. 2009. №2.
2. Кузнецова И. В., Саблина Н. Б. Методические рекомендации по проведению городской научно-практической конференции учащихся на базе общеобразовательной школы // Исследователь/Researcher. 2012. №1-2.
3. Романова С.Н. Исследование генеалогической информации в государственных архивах России // Вестник архивиста. 1997. №5.
4. Шаховский Д.М. Теория и практика генеалогического исследования // Историческая генеалогия. 1993. № 1.
II. Опубликованные источники
5. Воронцов Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 2004. С. 201.
6. Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. Тез.докл. и сообщ. межвуз. науч. конф. Москва, 31 янв. - 3 февр. 1989 г. М., 1989.
7. Генеалогические исследования: Сборник научных трудов. - М., 1993. - С. 25-26.
8. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV - первой трети XVI в. М.: Наука, 1988. 348 с.
9. Савелов А.М. Лекции по генеалогии. М., 1994. С.2.
10. Савёлов Л. М. Лекции по русской генеалогии. М., 1994. С. 25.
11. Саенкова Е. М., Свердлова С. В. Симон Ушаков. Древо государства Корни и Московского (Похвала иконе «Богоматерь Владимирская»). М., 2015.
12. Сукина Л. Б. Родословные древа великих князей и царей в русской художественной культуре XVII столетия. Родословные древа русских царей XVII-XVIII веков; сост. А.Д. Сиренов. М.: Юбилейная книга. 2018. С. 60-79
13. Крона / Карельская региональная общественная организация «Генеалогическое общество Карелии», Центр генеалогии и истории семей ПетрГУ. - Петрозаводск :КарНЦ РАН, 2019. - 315 с.
14. Совков Д.М. К вопросу о сфере применения традиционных форм репрезентации, обработки и хранения генеалогического материала // Зыряновские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Курган, 22-23 ноября 2006 г.) курган: Изд-во КГУ, 2006. С. 56.
15. Топоров В. Н. Мифология: Статьи для мифологических энциклопедий Т.
1. / Ред. -сост. А. Григорян. - М.: Языки славянской культуры: Знак, 2014. - С. 450
16. Юные таланты Росси: материалы региональной науч.-техн. конф.в рамках Сурского молодёжного инновационного форума - 2019, Пенза / [редкол.: М.С. Акимова и др.]. - Пенза: ПГУАС, 2019. - С.125-126
Монографии и статьи
17. Баикина А.И., Моторина Н.М. Юбилейный праздник тюменскихродоведов // ГВ. 2017. Вып. 54. С. 18.
18. Бычкова М. Е. Родословные книги XVI-XVII вв. как исторический источник. М., 1975. 217 с.
19. ГЕНТЕХ [Электронный ресурс]. URL: http://genealogicalforum.ru/ (дата обращения: 08. 05.2020).
20. Думин С.В. Россия и зарубежье: генеалогические связи. I Международный генеалогический коллоквиум. Москва, 29.XI - 4.XII.1999 //Летопись историко-родословного общества в Москве. 2000. Вып. 6/7. С. 6.
21. Думин С.В. Создание Российской генеалогической федерации // ГВ. 2001. Вып. 1. С. 7.
22. Елькин М.Ю. О деятельности УИРО (хроника 2018 года) // ГВ. 2019. Вып.
5. С. 9
23. Кобрин В.Б. Перспективы развития генеалогических исследований // Конференция РГГУ //Генеалогический вестник. 2018. Вып. 58. С. 59-61.
24. Марзоев И.-Б.Т. Деятельность Северо-Осетинского историко-родословного общества за 2015 год // Генеалогический Вестник. 2016. Вып. 52. С. 41-43.
25. Муравьев В.А. Предисловие // Генеалогические исследования... С. 3.
26. Панорама новостей // Генеалогический Вестник. 2008. Вып. 33. С. 20-21.
27. Панорама новостей // Генеалогический Вестник. 2013. Вып. 48. С. 24-25
28. Петрусенко Т.В., Эйдемиллер И.В. Библиотека XXI века - пензенский вариант //Университетская книга. - 2013. - №6. - С. 50-51.
29. Попова Л.Д. Конференция в Архангельске // ГВ. 2004. Вып. 18. С. 8-17.
30. Рыхляков В.Н. Новгородика - 2008 // ГВ. 2008. Вып. 34. С. 6-9;
31. Сахаров И.В. Генеалогические мероприятия на Всероссийском библиотечном конгрессе в Перми // Генеалогический вестник. 2012. Вып. 44. С. 18.
32. Сахаров И.В. Хроника работы Русского генеалогического общества за период с июля 2004 г. по июнь 2006 г. // ИРГО. 2009. Вып. 18. С. 109-111.
33. Сахаров И.В. Хроника деятельности Русского генеалогического общества и Института генеалогических исследований Российской национальной библиотеки за период с июня 2006 г. по июнь 2009 г. / / Известия Русского генеалогического общества. 2009. Вып. 21. С. 16-19.
34. Сахаров И.В. VIII коллоквиум Международной академии генеалогии // ГВ. 2013. Вып. 47. С. 6-14.
35. Мой род в истории. Учебное пособие для основной школы. Автор - составитель А.Г. Мосин. М.; ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.
36. Тарасова Е.А. Генеалогия как сфера культурологии // Вестник ВятГУ. 2010. №3, С. 114-116
37. Трофименко В.Г. Северному историко-родословному обществу - 20 лет // Генеалогический вестник. 2018. Вып. 57. С. 115-116.
38. XXVСавёловскиечтения // Генеалогический вестник 2019.Вып. 59. С. 8.
Справочная и учебная литература
39. Калистратова Э.А. Основы науки о родстве. Учебно-методическое пособие.-Екатеринбург, 2002.
40. Мой род в истории. Учебное пособие для основной школы. Автор - составитель А.Г. Мосин. М.; ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.
37. Трофименко В.Г. Северному историко-родословному обществу - 20 лет // Генеалогический вестник. 2018. Вып. 57. С. 115-116.
38. XXV Савёловские чтения // Генеалогический вестник 2О19.Вып. 59. С. 8.
Справочная и учебная литература
39. Калистратова Э.А. Основы науки о родстве. Учебно-методическое пособие.-Екатеринбург, 2002.
40. Мой род в истории. Учебное пособие для основной школы. Автор - составитель А.Г. Мосин. М.; ООО «ГИД «Русское слово - РС», 2006.