Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков ансамблевого пения на хоровых занятиях в общеобразовательной школе

Работа №161209

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2024
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АНСАМБЛЕВОГО ПЕНИЯ НА ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Роль хорового пения в формировании личности учащихся
общеобразовательной школы 7
1.2. Формирование ансамблевых навыков в процессе хоровых занятий 14
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ АНСАМБЛЕВОГО ПЕНИЯ НА ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Выявление уровня сформированности навыков ансамблевого пения на хоровых занятиях в общеобразовательной школе 26
2.2. Ход и результаты практической работы по формированию навыков ансамблевого пения на хоровых занятиях в общеобразовательной школе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 49


Актуальность исследования. В современном обществе воспитание подрастающего поколения является одним из главных приоритетов в образовательной деятельности. Музыка является важным аспектом воспитания в системе школьного образования, к которой относятся хоровые занятия в общеобразовательной школе. На хоровых занятиях школьники приобретают вокально-хоровые исполнительские навыки, развивают свой музыкальный слух и музыкальную память; усваивают знания из области музыкального искусства; происходит обогащение эмоционального развития, развивается музыкальный вкус.
Хоровое пение в школьном воспитании всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями разных эпох и стран. В России идея первичности, основополагающей роли хорового, ансамблевого пения, реализовалась в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимуществу вокальной.
Цель хорового обучения является содействие становлению личности, способной к самостоятельным созидательным действиям, создание условий для достижения творческой реализованности ученика как способности порождать идеи, так и способности их воплощать.
Для достижения этой цели на хоровых занятиях в общеобразовательной школе педагог должен стремиться к реализации следующих задач: создание у учащихся содержательной, внутренней мотивации к учебе и творчеству; воспитание чувства коллективизма, ответственности и самодисциплины; формирование и развитие у учащихся художественного вкуса, пробуждение и развитие творческих способностей; освоение учащимися основ вокально-хорового исполнительства; достижение уровня вокальной грамотности, необходимого для пения в хоровом ансамбле; усвоение учащимися закономерностей, механизмов, способов правильного звукообразования, чистого интонирования, строя, свободного звучания голоса на всем диапазоне; развитие певческого голоса и слуха детей; формирование у школьников на хоровых занятиях комплекса знаний, умений и навыков ансамблевого пения.
Педагогическая работа с учащимися в хоровом коллективе должна начинаться в начальных классах общеобразовательной школы и продолжаться в течение всего обучения, постепенно формируя навыки ансамблевого пения и развивая музыкальные способности школьников.
Проблема хорового развития учащихся исследовалась в трудах Н. Тевлина, Н. Черноиваненко, Л. Дмитриева, О. Апраксиной, Л. Безбородовой, Г. Стуловой и многих других. Однако тема формирования навыков ансамблевого пения на хоровых занятиях настолько важна для формирования всей музыкальной культуры ребенка в целом, что ее освещением можно заниматься бесконечно долго. Кроме того, методики хорового воспитания учащихся постоянно обновляются, что объясняет необходимость постоянного изучения теории и практики общего музыкального образования.
Описание актуальности исследуемой проблемы позволило нам сформулировать тему нашей работы: «Формирование навыков
ансамблевого пения на хоровых занятиях в общеобразовательной школе».
Цель - определить и практически обосновать педагогические условия формирования навыков ансамблевого пения на хоровых занятиях в общеобразовательной школе.
Объект - процесс формирования навыков ансамблевого пения на хоровых занятиях в общеобразовательной школе.
Предмет - педагогические условия, способствующие формированию навыков ансамблевого пения на хоровых занятиях в общеобразовательной школе.
Гипотеза - процесс формирования навыков ансамблевого пения на хоровых занятиях в общеобразовательной школе будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
• систематическая деятельность педагога, направленная на развитие основных навыков ансамблевого пения (дыхание, звукообразование, артикуляция, чистота интонации, хоровой ансамбль, понимание дирижерского жеста);
• учёт возрастных и музыкально-психологических особенностей школьников с точки зрения исследуемого вопроса;
• стимулирование мотивации школьников к хоровой деятельности за счет создания творческой атмосферы и организации мероприятий концертной направленности.
Задачи:
• осуществить анализ теоретической и методической литературы по теме работы;
• охарактеризовать роль хорового пения в формировании личности учащихся общеобразовательной школы;
• описать специфику формирования навыков ансамблевого пения на хоровых занятиях в общеобразовательной школе;
• выявить уровни сформированности навыков ансамблевого пения на хоровых занятиях в общеобразовательной школе;
• обосновать эффективность комплекса педагогических условий, способствующих формированию навыков ансамблевого пения на хоровых занятиях в общеобразовательной школе и провести анализ результатов практической работы.
Особое значение при выполнении данной работы уделялось теоретико-методологическим основам исследования. Мы опирались на основные положения теории и методики развития детского голоса (Л. Б. Дмитриев, Е. В. Емельянов, Н. Б. Гонтаренко, В. А. Багадуров, Г. П. Стулова и др.), основные положения возрастной педагогики, психологии и физиологии (Г. С.
Абрамова, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), исследования в области формирования вокально-хоровых навыков детей (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. А. Безбородова, В. В. Емельянов, Н. Л. Гродзенская, Г.П. Стулова), теоретические и методические вокальные разработки (А. Г. Менабени, О. Я. Клипп).
В своей работе мы использовали следующие исследовательские методы:
• теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме;
• обобщение современного педагогического опыта в аспекте изучаемой проблемы;
• педагогическое наблюдение и диагностирование с последующей статистической обработкой результатов;
• опытно-практическая работа по исследуемой теме.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Хоровое пение в школе имеет огромную важность и значение для развития личности ребенка. Пение в хоре не только помогает улучшить музыкальные навыки, но также способствует развитию социальных навыков, таких как коммуникация, сотрудничество и лидерство.
Участие в хоре приносит много пользы для развития речи и артикуляции ученика. Вместе с тем хоровое пение является мощным инструментом для улучшения памяти и концентрации, что дает возможность с легкостью запоминать большое количество текстов песен и правильно их исполнять.
Пение в хоре также полезно из-за своей способности помочь школьникам научиться лучше контролировать свои эмоции, что является важным навыком в жизни. Также этот вид деятельности помогает школьникам стать более уверенными в себе и развить свою харизму.
Хоровая пение - это эффективный процесс формирования у школьников навыков ансамблевого пения, предоставляет ученикам возможность развивать свой музыкальный слух, технику исполнения и участие в концертных выступлениях.
В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу, что процесс формирования навыков ансамблевого пения на хоровых занятиях в общеобразовательной школе будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
• систематическая деятельность педагога, направленная на развитие основных навыков ансамблевого пения (дыхание, звукообразование, артикуляция, чистота интонации, хоровой ансамбль, понимание дирижерского жеста);
• учёт возрастных и музыкально-психологических особенностей школьников с точки зрения исследуемого вопроса;
• стимулирование мотивации школьников к хоровой деятельности за счет создания творческой атмосферы и организации мероприятий концертной направленности.
Для достижения эффективности формирования у школьников навыков ансамблевого пения на хоровых занятиях в общеобразовательной школе, мы поставили следующие задачи, которые реализовали в теоретической и практической работе нашего исследования:
• осуществить анализ теоретической и методической литературы по теме исследования;
• охарактеризовать роль хорового пения в формировании личности учащихся общеобразовательной школы;
• описать специфику формирования навыков ансамблевого пения на хоровых занятиях в общеобразовательной школе;
• выявить уровни сформированности навыков ансамблевого пения на хоровых занятиях в общеобразовательной школе;
• обосновать эффективность комплекса педагогических условий, способствующих формированию навыков ансамблевого пения на хоровых занятиях в общеобразовательной школе и провести анализ результатов практической работы.
Результаты поведенной практической работы подтвердили положительный эффект и факт того, что использованные нами методы и приемы значительно повлияли на уровень формирования у школьников навыков ансамблевого пения. Хористы активно и с интересом работали на хоровых занятиях, учились правильно использовать свои певческие способности, формируя навыки исполнения в хоровом ансамбле.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, цель научного исследования достигнута, а задачи решены.



1. Абдуллин, Э. Б. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Прометей, 2005. - 231 с
2. Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С.Ковалевой, О. Б. Логиновой / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова. - М.: Просвещение, 2011. - 128 с.
3. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Анисимов. - М.: Владос, 2004 - 128 с.;
4. Апраксина, О. А. Методика развития детского голоса: учеб. пособие / О. А. Апраксина / отв. ред Г. П. Стулова. - М.: МГПИ, 2009 - 96 с.
5. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении. - Л.: Музыка, 1973. - 61 с.
6. Барсов, Ю. А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. И. Глинки / Ю. А. Барсов. - СПб.: Музыка, 2008. - 66 с.
7. Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - Учеб. пособие для ст-тов муз. фак. педвузов. - М.: Академия, 2015. - 416с.
8. Буланов В. Г. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора. Обучающая техника Классик хора Аврора. - Екатеринбург, 2016. - 27 с.
9. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерекова, В. П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2009. - 816 с.
10. Бычкова, А. В. Методическое пособие по хоровому классу на основе фонопедического метода В. В. Емельянова: из опыта работы хормейстеров средней школы №183 / А. В. Бычкова // Сибирский учитель - 2003. - № 46. - С. 24 - 27.
11. Венгрус Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение. С - П Музыка, 2016. - 378с
12. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2008. - 414 с.
13. Глушакова Т. И. Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре: автореф. дис. канд. пед. наук. - М.:1982. - 16с.
14. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор: пос. для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011 - 224 с.
15. Дмитреева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитреева, Н. М. Черноиваненко. - М.: Изд. дом «Академия», 2008. - 240 с.
16. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс / Г. А. Дмитриевский. - СПб.: Планета музыки, Лань,
2007. - 112 с.
17. Добровольская, Н. Н. Что надо знать учителю о детском голосе / Н.Н. Добровольская, Н.Д. Орлова. - М.: Музыка, 2008. - 32 с.
18. Егоров, А. А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин / А. А. Егоров. - СПб.: Планета музыки, Лань, 2008. - 250 с.
19. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В Емельянов.- 3-е изд., испр. - СПб.: Лань, 2010 - 192 с.
20. Емельянов, В. В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: метод. реком. для учит. музыки / В. В. Емельянов / отв. ред. Л. П. Маслова. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. - 39 с.
21. Жданова, Т. А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т. А. Жданова. - М.: Музыка, 2009. - 145 с;
22. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. Москва, 2003. - 246 с.
23. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1983 г. - 271 с.
24. Казачков С.А. От урока к концерту. - Казань.: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1990. - 285 с.
25. Кирнатская, Д. К. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнатская, Н. И. Кнященко, К. В. Тарасова и др.; под ред. Г. М. Цыпина. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 368 с.
26. Кондрашин, К. П. Мир дирижёра / К. П. Кондрашкин. - СПб.: Музыка, 2006, - 192 с.
27. Левидов, И. И. Постановка голоса и функциональные расстройства голосового аппарата: опыт научных предпосылок к методике обучения пению / И. И. Левидов. - Л.: Тритон, 2009. - 245 с.
28. Лиханова М.В. Эмоционально-осознанное интонирование в вокально-хоровой работе со школьниками // Музыка в школе. - 2003. - № 6. С. 59-62
29. Локшин, Д. Л. Хоровое пение в русской школе / Д. Л. Локшин. - М.: Прометей, 2007. - 135 с.
30. Менабени, А. Г. Вокальные упражнения в работе с детьми / А. Г. Менабени // Музыкальное воспитание в школе. - 2009. - №5. - С.25-28
31. Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В. П. Морозов. - 2-е изд. перераб. и доп - М.: Изд. МГК, ИП РАН, 2008 - 592 с.
32. Назаренко, И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения / И. К. Назаренко. - М.: Музыка,
2008. - 624 с.
33. Овчинникова Т.Н. Воспитание певческого голоса в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе / Сост. О.А. Апраксина. - М., 1975. - Вып. 10. - 165 с.
34. Огородное Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - Л.: Музыка, 1972. - 151 с.
35. Осеннева, М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. - М.: Изд. дом «Академия», 2003 - 192 с.
36. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов / под ред. Л. И. Скворцова. - М.: Изд. Дом «ОНИКС», 2012. - 640 с.
37. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б. С. Рачина. - СПб.: Композитор, 2007. - 544 с.
38. Сергеева, Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях [Текст]: учебное пособие / Г. П. Сергеева; отв. ред. И. В. Пигарева. - М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010 - 171 с.
39. Струве, Г. А. Школьный хор / Г. А. Струве. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
40. Стулова, Г. П. Теория и практика работы с детским хором: учебное пособие для вузов / Г. П. Стулова. - М.: Владос, 2010. - 173 с.
41. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. - М.: Прометей, 2011. - 270 с.
42. Тевлин, В. К. Вокально-хоровая работа / В. К. Тевлина // - Музыкальное воспитание в школе. - 2010 - №15. - С. 33 - 52
43. Федонюк, В. В. Детский голос. Задачи и методы работы с ним/ В. В. Федонюк. - СПб.: Изд. Союз художников, 2010. - 64 с.
44. Чесноков, П. Г. Хор и управление им / П. Г. Чесноков. - 3-е изд.- М.: Гос. муз. изд-во, 1961. - 240 с.
45. Школяр, Л. В. Музыкальное образование: учеб. пособ. для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. педагог. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская; под ред. Л. В Школяр. - М.: Изд. дом «Академия»,
2009. - 232 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ