Различия в оценке социальных образов и ценностных ориентаций личности старшеклассников от их гендерной позиции
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование гендерных различий в оценке социальных образов и ценностных ориентациях личности старшеклассников 7
1.1. Представление и восприятие социальных образов мужчины и
женщины в юношеском возрасте 7
1.2. Установки и ценности в юношеском возрасте 9
1.3. Формирование ценностных ориентаций в юношеском возрасте. 15
1.4. Понятия «пол» и «гендер» 20
1.5. Психологические особенности юношеского возраста 26
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в оценке социальных образов и ценностных ориентаций личности старшеклассников 35
2.1. Описание и проведение методик исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования различий в
оценке социальных образов и ценностных ориентаций личности
старшеклассников в зависимости от их гендерной позиции 39
2.3. Рекомендации по формированию полоролевой социализации старшеклассников 52
Выводы 57
Заключение 60
Список используемых источников 63
Приложение 1 67
Приложение 2
Глава 1. Теоретическое исследование гендерных различий в оценке социальных образов и ценностных ориентациях личности старшеклассников 7
1.1. Представление и восприятие социальных образов мужчины и
женщины в юношеском возрасте 7
1.2. Установки и ценности в юношеском возрасте 9
1.3. Формирование ценностных ориентаций в юношеском возрасте. 15
1.4. Понятия «пол» и «гендер» 20
1.5. Психологические особенности юношеского возраста 26
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в оценке социальных образов и ценностных ориентаций личности старшеклассников 35
2.1. Описание и проведение методик исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования различий в
оценке социальных образов и ценностных ориентаций личности
старшеклассников в зависимости от их гендерной позиции 39
2.3. Рекомендации по формированию полоролевой социализации старшеклассников 52
Выводы 57
Заключение 60
Список используемых источников 63
Приложение 1 67
Приложение 2
Поведение человека обусловлено многими факторами, в том числе полоролевыми стандартами поведения. Эти социальные стандарты формируются под влиянием социокультурной среды, семейных сценариев. «Социальный образ» или «социальный стереотип» определяются Е.М. Бабосовым и В.И. Русецкой как «схематичное, стандартизированное и устойчиво выраженное представление о социальном объекте или явлении, как правило, эмоционально окрашенном... Его социально-психологическая основа - формирование социальной установки, ценностно значимой для данной личности в ее деятельности и общении, субъективно существующей в виде устойчивого образа, нормы поведения» [3]. Это позволяет соотнести идентичную фактуру «стереотипа» и «образа» по вектору: «реальный» и «идеальный». Соответственно ценность такого понятия как «идеальный образ» состоит в том, что оно имеет две взаимовлияющие стороны, определяя одновременно и то, чего человеку недостает, и то, к чему он стремится, каким хотел бы видеть себя и других. Это - своего рода конкретизация жизненного сценария по половому признаку, модуль социального поведения индивида, с одной стороны, имеющий корни в его прошлом социальном опыте, а с другой - обращенный к идеалу, в будущее.
Постепенное осознание отечественной педагогической общественностью важности изучения данной проблемы началось только в последние десятилетия 20 века. Ею занимались: Н.И. Кунгурова, С.Д. Матюшкова, О.А. Янчук, Г.Е. Смотрицкая, А.Л. Смотрицкий, О.И. Чеснокова, О.И. Пушкина, Е.В. Прокопчик, А.В. Мудрик, Т.В. Амосов, В.А. Еремеева, В.П. Симонов, С.М. Смашная, А.В. Данильченко, А.В. Савельев, С.А. Ковалёв и другие.
Основами всех исследований по данному вопросу служат концепции Кона И.С., Ворониной О.А., Клециной И.С., Берн Ш., Бендас Т.В., Вейнингер О., Каган В.Е., Слободчикова В.И, Исаева Е.И.
Зная фактуру и динамику изменения в структуре сегодняшних старшеклассников идеальных образов мужчины и женщины, можно более целенаправленно формировать социальную политику органов власти, сферы образования и культуры, в том числе определять концепцию средств массовой информации и пропаганды, не говоря уже о непосредственной задаче - повышении качества брачно-семейных отношений. В контексте тематики нашей работы особенно важным является то, что категория «реальные и идеальные образы юношей и девушек» может стать действенным инструментом для просветительской работы с молодежью по вопросам межличностных отношений, отношений к семье.
Специально организованная, целенаправленная педагогическая деятельность должна обеспечить полоролевую социализацию развивающегося человека, связанную с исполнением половых ролей, овладением умениями и навыками соответствующего поведения, становлением женской/мужской «самости», культурой взаимоотношений полов.
Данная стратегия представлена в работах зарубежных и отечественных исследований (М. Мид, С. Бем, О.Вейнигер, Т.В. Анохина, В.Е. Каган, В.П. Симонов, Л.И. Столярчук, И.Ю. Юдашина, Т.И. Юферева и др.).
Цель исследования: выявить различия в оценке социальных образов и ценностных ориентаций личности старшеклассников в зависимости от их гендерной позиции для разработки рекомендаций по формированию полоролевой социализации.
Объект исследования: социальные образы и ценностные ориентации учеников старших классов.
Предмет исследования: различия гендерных особенностей и ценностных ориентаций в оценке социальных образов.
Гипотеза исследования: существуют различия в оценке социальных образов и ценностных ориентациях у старшеклассников в зависимости от их гендерной позиции.
Положения, выносимые на защиту:
• предполагаем, что среди старшеклассников преобладают личности с андрогинным типом в сравнении с маскулинным и фемининным типами;
• существуют различия в социальных образах «идеальный юноша», «идеальная девушка» в зависимости от биологического пола;
• существуют различия в социальных образах «идеальный юноша», «идеальная девушка» в зависимости от гендерной позиции;
• существуют различия в ценностных ориентациях у
старшеклассников в зависимости от биологического пола;
• существуют различия в ценностных ориентациях у
старшеклассников в зависимости от гендерной позиции.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• проанализировать литературу по проблеме исследования;
• организовать и подобрать методы исследования;
• провести анализ и интерпретацию результатов исследования различия в оценке социальных образов и ценностных ориентациях у старших школьников в зависимости от гендерной позиции;
• разработать рекомендации по формированию полоролевой социализации;
• выявить различия ценностных ориентаций и гендерных характеристик, в оценке социальных образов.
Методы и методики исследования:
Для решения поставленных задач и достижения целей работы нами были использованы такие методы исследования, как опрос и методы математической обработки данных: критерий Фишера, критерий ранговой корреляции Спирмена.
Применялись следующие методики:
• Опросник половых ролей Сандры Бэм [51].
• Методика С.С. Бубнова, для диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности [52].
• Опросник для оценки образов «Идеальный мужчина»/ «Идеальная женщина», «Предназначение мужчины/женщины», «Отличия мужчины и женщины», также для оценки самих себя (образ Я) составленный Петренко В.Ф [53].
Практическая значимость заключается в том, что данное исследование может быть полезным для психологов при оказании психологической помощи, если проблемы клиента связанны с ценностями жизни. Важность формирования у человека побуждений перспективного плана заключается в том, что они облегчают воспитание, управление, повышают моральную устойчивость личности, обеспечивают более полноценное психологическое существование.
По результатам данной исследовательской работы можно составить спецкурс для школы по формированию культуры полоролевых отношений у старшеклассников, а также на объективацию представлений о своем социальном образе личности. Такой спецкурс полезен для школы тем, чтобы расширить представления личностных ориентиров старшеклассников относительно их предпочтений в полоролевых и семейных отношениях.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые рассматривалась связь ценностных ориентаций старшеклассников с их представлениями об образах «идеальный мужчина» и «идеальная женщина» в зависимости не только от их пола, но и от гендерной позиции, что позволяет взглянуть на проблему качества брачно-семейных отношений с другой стороны.
Эмпирическая база данного исследования: в нем приняли участие ученики 10-11 классов МБОУ СОШ №65/23 г. Пенза, из них 67 девушек и 52 юношей в возрасте от 15 до 18 лет.
Постепенное осознание отечественной педагогической общественностью важности изучения данной проблемы началось только в последние десятилетия 20 века. Ею занимались: Н.И. Кунгурова, С.Д. Матюшкова, О.А. Янчук, Г.Е. Смотрицкая, А.Л. Смотрицкий, О.И. Чеснокова, О.И. Пушкина, Е.В. Прокопчик, А.В. Мудрик, Т.В. Амосов, В.А. Еремеева, В.П. Симонов, С.М. Смашная, А.В. Данильченко, А.В. Савельев, С.А. Ковалёв и другие.
Основами всех исследований по данному вопросу служат концепции Кона И.С., Ворониной О.А., Клециной И.С., Берн Ш., Бендас Т.В., Вейнингер О., Каган В.Е., Слободчикова В.И, Исаева Е.И.
Зная фактуру и динамику изменения в структуре сегодняшних старшеклассников идеальных образов мужчины и женщины, можно более целенаправленно формировать социальную политику органов власти, сферы образования и культуры, в том числе определять концепцию средств массовой информации и пропаганды, не говоря уже о непосредственной задаче - повышении качества брачно-семейных отношений. В контексте тематики нашей работы особенно важным является то, что категория «реальные и идеальные образы юношей и девушек» может стать действенным инструментом для просветительской работы с молодежью по вопросам межличностных отношений, отношений к семье.
Специально организованная, целенаправленная педагогическая деятельность должна обеспечить полоролевую социализацию развивающегося человека, связанную с исполнением половых ролей, овладением умениями и навыками соответствующего поведения, становлением женской/мужской «самости», культурой взаимоотношений полов.
Данная стратегия представлена в работах зарубежных и отечественных исследований (М. Мид, С. Бем, О.Вейнигер, Т.В. Анохина, В.Е. Каган, В.П. Симонов, Л.И. Столярчук, И.Ю. Юдашина, Т.И. Юферева и др.).
Цель исследования: выявить различия в оценке социальных образов и ценностных ориентаций личности старшеклассников в зависимости от их гендерной позиции для разработки рекомендаций по формированию полоролевой социализации.
Объект исследования: социальные образы и ценностные ориентации учеников старших классов.
Предмет исследования: различия гендерных особенностей и ценностных ориентаций в оценке социальных образов.
Гипотеза исследования: существуют различия в оценке социальных образов и ценностных ориентациях у старшеклассников в зависимости от их гендерной позиции.
Положения, выносимые на защиту:
• предполагаем, что среди старшеклассников преобладают личности с андрогинным типом в сравнении с маскулинным и фемининным типами;
• существуют различия в социальных образах «идеальный юноша», «идеальная девушка» в зависимости от биологического пола;
• существуют различия в социальных образах «идеальный юноша», «идеальная девушка» в зависимости от гендерной позиции;
• существуют различия в ценностных ориентациях у
старшеклассников в зависимости от биологического пола;
• существуют различия в ценностных ориентациях у
старшеклассников в зависимости от гендерной позиции.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• проанализировать литературу по проблеме исследования;
• организовать и подобрать методы исследования;
• провести анализ и интерпретацию результатов исследования различия в оценке социальных образов и ценностных ориентациях у старших школьников в зависимости от гендерной позиции;
• разработать рекомендации по формированию полоролевой социализации;
• выявить различия ценностных ориентаций и гендерных характеристик, в оценке социальных образов.
Методы и методики исследования:
Для решения поставленных задач и достижения целей работы нами были использованы такие методы исследования, как опрос и методы математической обработки данных: критерий Фишера, критерий ранговой корреляции Спирмена.
Применялись следующие методики:
• Опросник половых ролей Сандры Бэм [51].
• Методика С.С. Бубнова, для диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности [52].
• Опросник для оценки образов «Идеальный мужчина»/ «Идеальная женщина», «Предназначение мужчины/женщины», «Отличия мужчины и женщины», также для оценки самих себя (образ Я) составленный Петренко В.Ф [53].
Практическая значимость заключается в том, что данное исследование может быть полезным для психологов при оказании психологической помощи, если проблемы клиента связанны с ценностями жизни. Важность формирования у человека побуждений перспективного плана заключается в том, что они облегчают воспитание, управление, повышают моральную устойчивость личности, обеспечивают более полноценное психологическое существование.
По результатам данной исследовательской работы можно составить спецкурс для школы по формированию культуры полоролевых отношений у старшеклассников, а также на объективацию представлений о своем социальном образе личности. Такой спецкурс полезен для школы тем, чтобы расширить представления личностных ориентиров старшеклассников относительно их предпочтений в полоролевых и семейных отношениях.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые рассматривалась связь ценностных ориентаций старшеклассников с их представлениями об образах «идеальный мужчина» и «идеальная женщина» в зависимости не только от их пола, но и от гендерной позиции, что позволяет взглянуть на проблему качества брачно-семейных отношений с другой стороны.
Эмпирическая база данного исследования: в нем приняли участие ученики 10-11 классов МБОУ СОШ №65/23 г. Пенза, из них 67 девушек и 52 юношей в возрасте от 15 до 18 лет.
Многие люди считают, что различия в гендерном поведении и социальных ролях обусловлены именно биологическими отличиями между полами и является результатом природы, а не воспитания. Психологи говорят о том, что существует ряд биологических отличий между мужчинами и женщинами, но эти отличия слабо влияют на поведение, так как гендерные отличия связанны больше с культурой и социализацией.
Поведение человека обусловлено многими факторами, в том числе полоролевыми стандартами поведения. Эти социальные стандарты формируются под влиянием социокультурной среды, семейных сценариев. «Социальный образ» или «социальный стереотип» - это схематичное, стандартизированное и устойчиво выраженное представление о социальном объекте или явлении, как правило, эмоционально окрашенном. Его социально-психологическая основа - формирование социальной установки, ценностно значимой для данной личности в ее деятельности и общении, субъективно существующей в виде устойчивого образа, нормы поведения.
Специально организованная, целенаправленная педагогическая деятельность должна обеспечить полоролевую социализацию развивающегося человека, связанную с исполнением половых ролей, овладением умениями и навыками соответствующего поведения. Становлением женской/мужской «самости» культурой взаимоотношений полов.
В ходе исследования решались поставленные нами задачи по проблеме различий в оценке социальных образов и ценностных ориентациях личности старшеклассников в зависимости от их гендерной позиции. Была проанализирована литература и рассмотрены такие вопросы как представление и восприятие социальных образов мужчины и женщины в юношеском возрасте, затем установки и ценности, а также и формирование ценностных ориентаций в юношеском возрасте. Анализировались такие
понятия как «пол» и «гендер» и изучили психологические особенности юношеского возраста.
Были подобраны и организованы методы исследования, после чего проведен анализ и интерпретация результатов исследования различия в оценке социальных образов и ценностных ориентациях у старших школьников в зависимости от гендерной позиции.
В ходе исследования были получены следующие результаты, что среди школьников преобладает андрогинный тип в сравнении с маскулинным и фемининным.
В диагностике ценностных ориентаций было выявлено, что различия среди юношей и девушек достоверно значимы. В общем, для школьников преобладает такая ценность как приятное времяпрепровождение и высокое материальное благосостояние. Одним из различий можно отметить, что юноши такую ценность как любовь ставят выше, чем девушки, а девушки в свою очередь, ценность помощь и милосердие к другим людям предпочли выше, чем юноши. Это подтвердилось методами математической обработки, критерием ранговой корреляции Спирмена. Что касается приоритетов ценностных ориентаций с учетом принадлежности к той или иной гендерной позиции, то можно сказать, что различия во всех группах достоверны.
В представлениях школьников о «настоящем мужчине» не выявлено резкой дифференциации между гендерными составляющими. В общем, цельный образ идеального мужчины представляет маскулинно-андрогинный тип. Так же можно сказать и об образе «настоящей женщины». Цельный образ идеальной женщины представляет фемининно-андрогинный тип. Данные различия так же доказаны методами математической обработки и находятся в зоне значимости с помощью критерия Фишера.
Это свидетельствует о том, что все положения, выносимые на защиту подтвердились, а именно:
• предполагаем, что среди старшеклассников преобладают личности с андрогинным типом в сравнении с маскулинным и фемининным типами;
• существуют различия в социальных образах «идеальный юноша», «идеальная девушка» в зависимости от биологического пола;
• существуют различия в социальных образах «идеальный юноша», «идеальная девушка» в зависимости от гендерной позиции;
• существуют различия в ценностных ориентациях у
старшеклассников в зависимости от биологического пола;
• существуют различия в ценностных ориентация у
старшеклассников в зависимости от гендерной позиции.
Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют различия в оценке социальных образов и ценностных ориентациях у старшеклассников в зависимости от их гендерной позиции полностью подтвердилась.
На основании проведенного исследования, нами были составлены рекомендации по формированию полоролевой социализации старшеклассников, которые были бы интересны педагогам школ и родителям подростков.
Полученные нами результаты исследования и рекомендации могут быть интересны для создания спецкурса по формированию культуры полоролевых отношений у подростков, а также на объективацию представлений о своем социальном образе личности. Такой спецкурс полезен для школы тем, чтобы расширить представления личностных ориентиров старшеклассников относительно их предпочтений в полоролевых и семейных отношениях.
На основании всего исследования была опубликована статья «Гендерные предпочтения в представлениях об идеальных образах мужчины и женщины старшеклассников» по итогам научно-практической конференции XVIII Социологические чтения.
Поведение человека обусловлено многими факторами, в том числе полоролевыми стандартами поведения. Эти социальные стандарты формируются под влиянием социокультурной среды, семейных сценариев. «Социальный образ» или «социальный стереотип» - это схематичное, стандартизированное и устойчиво выраженное представление о социальном объекте или явлении, как правило, эмоционально окрашенном. Его социально-психологическая основа - формирование социальной установки, ценностно значимой для данной личности в ее деятельности и общении, субъективно существующей в виде устойчивого образа, нормы поведения.
Специально организованная, целенаправленная педагогическая деятельность должна обеспечить полоролевую социализацию развивающегося человека, связанную с исполнением половых ролей, овладением умениями и навыками соответствующего поведения. Становлением женской/мужской «самости» культурой взаимоотношений полов.
В ходе исследования решались поставленные нами задачи по проблеме различий в оценке социальных образов и ценностных ориентациях личности старшеклассников в зависимости от их гендерной позиции. Была проанализирована литература и рассмотрены такие вопросы как представление и восприятие социальных образов мужчины и женщины в юношеском возрасте, затем установки и ценности, а также и формирование ценностных ориентаций в юношеском возрасте. Анализировались такие
понятия как «пол» и «гендер» и изучили психологические особенности юношеского возраста.
Были подобраны и организованы методы исследования, после чего проведен анализ и интерпретация результатов исследования различия в оценке социальных образов и ценностных ориентациях у старших школьников в зависимости от гендерной позиции.
В ходе исследования были получены следующие результаты, что среди школьников преобладает андрогинный тип в сравнении с маскулинным и фемининным.
В диагностике ценностных ориентаций было выявлено, что различия среди юношей и девушек достоверно значимы. В общем, для школьников преобладает такая ценность как приятное времяпрепровождение и высокое материальное благосостояние. Одним из различий можно отметить, что юноши такую ценность как любовь ставят выше, чем девушки, а девушки в свою очередь, ценность помощь и милосердие к другим людям предпочли выше, чем юноши. Это подтвердилось методами математической обработки, критерием ранговой корреляции Спирмена. Что касается приоритетов ценностных ориентаций с учетом принадлежности к той или иной гендерной позиции, то можно сказать, что различия во всех группах достоверны.
В представлениях школьников о «настоящем мужчине» не выявлено резкой дифференциации между гендерными составляющими. В общем, цельный образ идеального мужчины представляет маскулинно-андрогинный тип. Так же можно сказать и об образе «настоящей женщины». Цельный образ идеальной женщины представляет фемининно-андрогинный тип. Данные различия так же доказаны методами математической обработки и находятся в зоне значимости с помощью критерия Фишера.
Это свидетельствует о том, что все положения, выносимые на защиту подтвердились, а именно:
• предполагаем, что среди старшеклассников преобладают личности с андрогинным типом в сравнении с маскулинным и фемининным типами;
• существуют различия в социальных образах «идеальный юноша», «идеальная девушка» в зависимости от биологического пола;
• существуют различия в социальных образах «идеальный юноша», «идеальная девушка» в зависимости от гендерной позиции;
• существуют различия в ценностных ориентациях у
старшеклассников в зависимости от биологического пола;
• существуют различия в ценностных ориентация у
старшеклассников в зависимости от гендерной позиции.
Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют различия в оценке социальных образов и ценностных ориентациях у старшеклассников в зависимости от их гендерной позиции полностью подтвердилась.
На основании проведенного исследования, нами были составлены рекомендации по формированию полоролевой социализации старшеклассников, которые были бы интересны педагогам школ и родителям подростков.
Полученные нами результаты исследования и рекомендации могут быть интересны для создания спецкурса по формированию культуры полоролевых отношений у подростков, а также на объективацию представлений о своем социальном образе личности. Такой спецкурс полезен для школы тем, чтобы расширить представления личностных ориентиров старшеклассников относительно их предпочтений в полоролевых и семейных отношениях.
На основании всего исследования была опубликована статья «Гендерные предпочтения в представлениях об идеальных образах мужчины и женщины старшеклассников» по итогам научно-практической конференции XVIII Социологические чтения.
Подобные работы
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ
ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ У МОЛОДЕЖИ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ОБ УСПЕШНОСТИ (19.00.05.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2006 - Психология самореализации личности (19.00.01)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - Взаимосвязь уровня конфликтности подростков с типом их психологической сепарации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО У
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017



