Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование гендерных различий в оценке социальных образов и ценностных ориентациях личности старшеклассников 7
1.1. Представление и восприятие социальных образов мужчины и
женщины в юношеском возрасте 7
1.2. Установки и ценности в юношеском возрасте 9
1.3. Формирование ценностных ориентаций в юношеском возрасте. 15
1.4. Понятия «пол» и «гендер» 20
1.5. Психологические особенности юношеского возраста 26
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в оценке социальных образов и ценностных ориентаций личности старшеклассников 35
2.1. Описание и проведение методик исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования различий в
оценке социальных образов и ценностных ориентаций личности
старшеклассников в зависимости от их гендерной позиции 39
2.3. Рекомендации по формированию полоролевой социализации старшеклассников 52
Выводы 57
Заключение 60
Список используемых источников 63
Приложение 1 67
Приложение 2
Поведение человека обусловлено многими факторами, в том числе полоролевыми стандартами поведения. Эти социальные стандарты формируются под влиянием социокультурной среды, семейных сценариев. «Социальный образ» или «социальный стереотип» определяются Е.М. Бабосовым и В.И. Русецкой как «схематичное, стандартизированное и устойчиво выраженное представление о социальном объекте или явлении, как правило, эмоционально окрашенном... Его социально-психологическая основа - формирование социальной установки, ценностно значимой для данной личности в ее деятельности и общении, субъективно существующей в виде устойчивого образа, нормы поведения» [3]. Это позволяет соотнести идентичную фактуру «стереотипа» и «образа» по вектору: «реальный» и «идеальный». Соответственно ценность такого понятия как «идеальный образ» состоит в том, что оно имеет две взаимовлияющие стороны, определяя одновременно и то, чего человеку недостает, и то, к чему он стремится, каким хотел бы видеть себя и других. Это - своего рода конкретизация жизненного сценария по половому признаку, модуль социального поведения индивида, с одной стороны, имеющий корни в его прошлом социальном опыте, а с другой - обращенный к идеалу, в будущее.
Постепенное осознание отечественной педагогической общественностью важности изучения данной проблемы началось только в последние десятилетия 20 века. Ею занимались: Н.И. Кунгурова, С.Д. Матюшкова, О.А. Янчук, Г.Е. Смотрицкая, А.Л. Смотрицкий, О.И. Чеснокова, О.И. Пушкина, Е.В. Прокопчик, А.В. Мудрик, Т.В. Амосов, В.А. Еремеева, В.П. Симонов, С.М. Смашная, А.В. Данильченко, А.В. Савельев, С.А. Ковалёв и другие.
Основами всех исследований по данному вопросу служат концепции Кона И.С., Ворониной О.А., Клециной И.С., Берн Ш., Бендас Т.В., Вейнингер О., Каган В.Е., Слободчикова В.И, Исаева Е.И.
Зная фактуру и динамику изменения в структуре сегодняшних старшеклассников идеальных образов мужчины и женщины, можно более целенаправленно формировать социальную политику органов власти, сферы образования и культуры, в том числе определять концепцию средств массовой информации и пропаганды, не говоря уже о непосредственной задаче - повышении качества брачно-семейных отношений. В контексте тематики нашей работы особенно важным является то, что категория «реальные и идеальные образы юношей и девушек» может стать действенным инструментом для просветительской работы с молодежью по вопросам межличностных отношений, отношений к семье.
Специально организованная, целенаправленная педагогическая деятельность должна обеспечить полоролевую социализацию развивающегося человека, связанную с исполнением половых ролей, овладением умениями и навыками соответствующего поведения, становлением женской/мужской «самости», культурой взаимоотношений полов.
Данная стратегия представлена в работах зарубежных и отечественных исследований (М. Мид, С. Бем, О.Вейнигер, Т.В. Анохина, В.Е. Каган, В.П. Симонов, Л.И. Столярчук, И.Ю. Юдашина, Т.И. Юферева и др.).
Цель исследования: выявить различия в оценке социальных образов и ценностных ориентаций личности старшеклассников в зависимости от их гендерной позиции для разработки рекомендаций по формированию полоролевой социализации.
Объект исследования: социальные образы и ценностные ориентации учеников старших классов.
Предмет исследования: различия гендерных особенностей и ценностных ориентаций в оценке социальных образов.
Гипотеза исследования: существуют различия в оценке социальных образов и ценностных ориентациях у старшеклассников в зависимости от их гендерной позиции.
Положения, выносимые на защиту:
• предполагаем, что среди старшеклассников преобладают личности с андрогинным типом в сравнении с маскулинным и фемининным типами;
• существуют различия в социальных образах «идеальный юноша», «идеальная девушка» в зависимости от биологического пола;
• существуют различия в социальных образах «идеальный юноша», «идеальная девушка» в зависимости от гендерной позиции;
• существуют различия в ценностных ориентациях у
старшеклассников в зависимости от биологического пола;
• существуют различия в ценностных ориентациях у
старшеклассников в зависимости от гендерной позиции.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• проанализировать литературу по проблеме исследования;
• организовать и подобрать методы исследования;
• провести анализ и интерпретацию результатов исследования различия в оценке социальных образов и ценностных ориентациях у старших школьников в зависимости от гендерной позиции;
• разработать рекомендации по формированию полоролевой социализации;
• выявить различия ценностных ориентаций и гендерных характеристик, в оценке социальных образов.
Методы и методики исследования:
Для решения поставленных задач и достижения целей работы нами были использованы такие методы исследования, как опрос и методы математической обработки данных: критерий Фишера, критерий ранговой корреляции Спирмена.
Применялись следующие методики:
• Опросник половых ролей Сандры Бэм [51].
• Методика С.С. Бубнова, для диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности [52].
• Опросник для оценки образов «Идеальный мужчина»/ «Идеальная женщина», «Предназначение мужчины/женщины», «Отличия мужчины и женщины», также для оценки самих себя (образ Я) составленный Петренко В.Ф [53].
Практическая значимость заключается в том, что данное исследование может быть полезным для психологов при оказании психологической помощи, если проблемы клиента связанны с ценностями жизни. Важность формирования у человека побуждений перспективного плана заключается в том, что они облегчают воспитание, управление, повышают моральную устойчивость личности, обеспечивают более полноценное психологическое существование.
По результатам данной исследовательской работы можно составить спецкурс для школы по формированию культуры полоролевых отношений у старшеклассников, а также на объективацию представлений о своем социальном образе личности. Такой спецкурс полезен для школы тем, чтобы расширить представления личностных ориентиров старшеклассников относительно их предпочтений в полоролевых и семейных отношениях.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые рассматривалась связь ценностных ориентаций старшеклассников с их представлениями об образах «идеальный мужчина» и «идеальная женщина» в зависимости не только от их пола, но и от гендерной позиции, что позволяет взглянуть на проблему качества брачно-семейных отношений с другой стороны.
Эмпирическая база данного исследования: в нем приняли участие ученики 10-11 классов МБОУ СОШ №65/23 г. Пенза, из них 67 девушек и 52 юношей в возрасте от 15 до 18 лет.
Многие люди считают, что различия в гендерном поведении и социальных ролях обусловлены именно биологическими отличиями между полами и является результатом природы, а не воспитания. Психологи говорят о том, что существует ряд биологических отличий между мужчинами и женщинами, но эти отличия слабо влияют на поведение, так как гендерные отличия связанны больше с культурой и социализацией.
Поведение человека обусловлено многими факторами, в том числе полоролевыми стандартами поведения. Эти социальные стандарты формируются под влиянием социокультурной среды, семейных сценариев. «Социальный образ» или «социальный стереотип» - это схематичное, стандартизированное и устойчиво выраженное представление о социальном объекте или явлении, как правило, эмоционально окрашенном. Его социально-психологическая основа - формирование социальной установки, ценностно значимой для данной личности в ее деятельности и общении, субъективно существующей в виде устойчивого образа, нормы поведения.
Специально организованная, целенаправленная педагогическая деятельность должна обеспечить полоролевую социализацию развивающегося человека, связанную с исполнением половых ролей, овладением умениями и навыками соответствующего поведения. Становлением женской/мужской «самости» культурой взаимоотношений полов.
В ходе исследования решались поставленные нами задачи по проблеме различий в оценке социальных образов и ценностных ориентациях личности старшеклассников в зависимости от их гендерной позиции. Была проанализирована литература и рассмотрены такие вопросы как представление и восприятие социальных образов мужчины и женщины в юношеском возрасте, затем установки и ценности, а также и формирование ценностных ориентаций в юношеском возрасте. Анализировались такие
понятия как «пол» и «гендер» и изучили психологические особенности юношеского возраста.
Были подобраны и организованы методы исследования, после чего проведен анализ и интерпретация результатов исследования различия в оценке социальных образов и ценностных ориентациях у старших школьников в зависимости от гендерной позиции.
В ходе исследования были получены следующие результаты, что среди школьников преобладает андрогинный тип в сравнении с маскулинным и фемининным.
В диагностике ценностных ориентаций было выявлено, что различия среди юношей и девушек достоверно значимы. В общем, для школьников преобладает такая ценность как приятное времяпрепровождение и высокое материальное благосостояние. Одним из различий можно отметить, что юноши такую ценность как любовь ставят выше, чем девушки, а девушки в свою очередь, ценность помощь и милосердие к другим людям предпочли выше, чем юноши. Это подтвердилось методами математической обработки, критерием ранговой корреляции Спирмена. Что касается приоритетов ценностных ориентаций с учетом принадлежности к той или иной гендерной позиции, то можно сказать, что различия во всех группах достоверны.
В представлениях школьников о «настоящем мужчине» не выявлено резкой дифференциации между гендерными составляющими. В общем, цельный образ идеального мужчины представляет маскулинно-андрогинный тип. Так же можно сказать и об образе «настоящей женщины». Цельный образ идеальной женщины представляет фемининно-андрогинный тип. Данные различия так же доказаны методами математической обработки и находятся в зоне значимости с помощью критерия Фишера.
Это свидетельствует о том, что все положения, выносимые на защиту подтвердились, а именно:
• предполагаем, что среди старшеклассников преобладают личности с андрогинным типом в сравнении с маскулинным и фемининным типами;
• существуют различия в социальных образах «идеальный юноша», «идеальная девушка» в зависимости от биологического пола;
• существуют различия в социальных образах «идеальный юноша», «идеальная девушка» в зависимости от гендерной позиции;
• существуют различия в ценностных ориентациях у
старшеклассников в зависимости от биологического пола;
• существуют различия в ценностных ориентация у
старшеклассников в зависимости от гендерной позиции.
Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют различия в оценке социальных образов и ценностных ориентациях у старшеклассников в зависимости от их гендерной позиции полностью подтвердилась.
На основании проведенного исследования, нами были составлены рекомендации по формированию полоролевой социализации старшеклассников, которые были бы интересны педагогам школ и родителям подростков.
Полученные нами результаты исследования и рекомендации могут быть интересны для создания спецкурса по формированию культуры полоролевых отношений у подростков, а также на объективацию представлений о своем социальном образе личности. Такой спецкурс полезен для школы тем, чтобы расширить представления личностных ориентиров старшеклассников относительно их предпочтений в полоролевых и семейных отношениях.
На основании всего исследования была опубликована статья «Гендерные предпочтения в представлениях об идеальных образах мужчины и женщины старшеклассников» по итогам научно-практической конференции XVIII Социологические чтения.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, Раритет, 2010. - 316 с.
2. Астафьев П. Е. Понятие психического ритма как научное основание психологии полов. - М.: 1899.- 60 с.
3. Барабанщиков, Б.А. Системная организация и развитие психики //Психологический журнал.-2003.- №1.- 128 с.
4. Бем С. «Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов»: СПб.: Питер, 2006. - 336 с. Интеренет-ресурс: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253451446875000/Default.aspx
5. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
6. Бендас Т.В. - «Психология лидерства»: Учебное пособие - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
7. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. Оренбург: ИПК ОГУ, 2000. - 220 с.
8. Берн Ш. Гендерная психология. М., 2004. - 320 с.
9. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2001. - 237с.
10. Буракова М.В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины: Автореф. канд. дис. Ростов-н/Д., 2000. - 2002 с.
11. Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. - 708 с.
12. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Обществ, науки и современность. 2000. №4. - 9-20 с.
13. Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. - 2008. - № 8. - С. 118-122.
14. Драгунова Т. В. Подросток / Т. В. Драгунова. - М.: Знание, 2002. - 239с.
15. Драгунова Т.В. Учебное пособие.- СПб.; СПбГУП, 2000. - 83 с.
16. Дусказиева Ж.Г. Гендерная психология: учебное пособие / Ж.Г. Дусказиева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2010. - 108 с.
17. Ермолич,С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков. - 2007. - № 9. - С. 23-27.
18. Жуковская В. И. Психологические основы выбора профессии / В. И. Жуковская. - Минск: Народная асвета, 2001. - 171с.
19. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. «Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. Вопросы психологии.» - 1990.- №4.
20. Зинченко В.П. Психологический словарь. М.: ООО «Издательство Астрель»,2004. - 479с.
21. Зубова В.М. Психолого-педагогический подход к реализации личностно-ориентированной модели коммуникации в непрерывном образовании // Развитие личности и проблемы непрерывного образования. Новосибирск, 2007.-С. 177-178.
22. Иванова Е.Г. Гендерная проблематика в психологии // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебн. пособие // Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ.; Спб.: Алетейя, 2001. С. 312-345.
23. Ильин Е. П. «Пол и гендер» - Спб.: Питер, 2010. - 688 с.
24. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002.- 544 с.
25. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопр. Психол. 2000. №2. С. 65-69.
26. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 2004.-319 с.
27. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре
интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - с. 28 - 33.
28. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. - СПб.: Питер, 2003. -480с.: ил. -(Серия «Практикум по психологии»).
29. Клецина И.С. Развитие Гендерных исследований в психологии на Западе // Иной взгляд: Междунар. гендер. исследов. 2001 Март. С. 18-21
30. Клецина И.С. самореализация личности и гендерные стереотипы. Вып. 2 // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Реана, Л.А. Коростылевой. СПб., 2003. С. 188-202
31. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. -2-е изд., испр. - М.: издательский центр «Академия», 2005. - 509с.
32. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с
33. Котогонова В.В. Женщина и проблема гендера, М., 2005г.
34. Кулик Л.А. Семейное воспитание / Л.А.Кулик, Н.И.Берестов. - М.: 1990. - 212 с.
35. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. / Ж.С. Мамедова // Педагогика. -2006.- №6.- С. 121 - 132 .
36. Отто Вейнингер «Пол и характер»: Латард; 1997 Интеренет- ресурс: http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853084.htm
37. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2000.
38. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000.
39. Разуваева Л.Н. Проблемы формирования ценностной сферы молодежи // Актуальные проблемы науки и образования: сборник статей / Под ред. В.В. Полукарова. - Пенза : ПФ МОГУ, 2000. С. 129-134.
40. Реан А.А. психология изучения личности: Учебное пособие. - СПб., 2010.
41. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2002. - 656с.
42. Редя Г.П. Изучение ценностных ориентаций современных подростков // Личность и общество: в поисках гармонии / Под ред. В.В. Полукарова. - М.-Пенза: МОСУ, 2001. С,65-69.
43. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. М., 2006. С. 209.
44. Фернхем, А. Личности и социальное поведение / А. Фернхем. - СПб.: Питер, 2001. - 368 с.
45. Шибутани Т. Социальная психология. Москва / Т. Шибутани. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 551с.
46. Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков.//Вопросы психологии №3, 1985
47. Юферева Т.И. Формирование психологического пола.// Формирование личности в переходный период: От подросткового к Юношескому возрасту./ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987
48. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. // Вопросы психологии. 2004, №2.
49. [Электронный ресурс] Психология. / центр информ.технологий
РФ. - М.: Росийское образование, 2008. - Режим доступа
http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ek.htmБезменова, И. К. Ценностные ориентации.
5 0. http: //www. orenport.ru/images/img/kiryakova/aksiologiya/pdf/kiryako
va. Pdf
51. https://psyera.ru/5165/metodika-s-bem
52. https://vsetesti.ru/15/
53. http://pedlib.ru/Books/3/0428/3 0428-227.shtml