Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение британской культуры на старшем этапе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе

Работа №161073

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава1. Теоретические основы формирования иноязычной культуры средствами иностранного языка 6
1.1. Иноязычная культура как компонент содержания обучения
английскому языку 6
1.2. Культурологический аспект как основа формирования
иноязычной культуры в процессе обучения английскому языку 16
1.3. Межкультурная коммуникативная компетенция как цель
обучения иностранному языку 23
Выводы к Главе 1 31
Глава 2. Практика изучения британской культуры на старшем этапе в средней общеобразовательной школе 33
2.1. Критерии отбора учебных материалов для изучения британской
культуры на уроках английского языка 33
2.2. Анализ существующих учебных материалов для изучения
британской культуры на старшем этапе обучения английскому языку 39
2.3. Задания и упражнения для обучения британской культуре на
уроках английского языка 45
Выводы к Г лаве 2 53
Заключение 54
Библиографический список 59

Актуальность темы исследования. В современном обществе знание иностранного языка стало неотъемлемой частью и средством межличностного общения, способом саморазвития, что позволяет расширить круг понимания людей разных стран, позволяет взаимодействовать на всех уровнях коммуникации: от получения общей информации о мировом пространстве до деловых и профессиональных контактов. Логично, что процесс установления межкультурных контактов поднимает проблему об эффективности межкультурного взаимодействия.
Так, стремительное расширение уровней международных контактов определило ряд проблем лингвистического характера при установлении международного партнерства. Как результат, проблема межкультурной коммуникации стала объектом актуальных научных исследований в области лингвистических познаний. Логично, что от качества изучения иностранных языков, степени познания особенностей иноязычной культурной среды зависит уровень формирования лингвистических и культурологических знаний, которые определяют практические знания коммуникации в иноязычной культурной среде.
В результате расширения международного партнерства и межличностных контактов среда общения людей носит характер поликультурных связей.
Развитие поликультурных контактов требует определенных знаний социально-культурных особенностей общения с представителями других культурных обществ. В связи с этим вопросы, раскрывающие проблемы изучения иностранного языка с учетом культурологический аспектов познания, являются актуальными. Таким образом, современное развитие иноязычного образования направлено на интегрирование в международное коммуникативное пространство посредством глубокого познания культурологических особенностей языковой среды.
Изучение британской культуры, как исторической языковой культуры, посредством овладения английским общепризнанным в мировом сообществе иностранным языком, дает возможность современному человеку получить жизненно необходимый коммуникативные навыки и поликультурные знания для эффективной жизнедеятельности в современном обществе, в развивающемся мире, направленном на вектор всеобщей глобализации, что и обусловливает актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является процесс изучения британской культуры в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования является учебный материал изучения британской культуры в рамках преподавания английского языка на старшем этапе средней общеобразовательной школы на основе федеральных учебных программ и пособий.
Цель исследования - проанализировать и обобщить учебный материал по изучению британской культуры, представить личный вариант применения современных педагогических технологий в процессе обучения британской культуре на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы.
Реализация поставленной цели определила следующие задачи исследования:
1) определить понятие иноязычной культуры как компонента содержания изучения иностранному языку;
2) выделить культурологический аспект как основу формирования иноязычной культуры в процессе обучения английскому языку;
3) определить понятие межкультурной коммуникативной компетенции как цели обучения иностранному языку;
4) выделить критерии отбора учебных материалов для изучения британской культуры на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы;
5) проанализировать существующий учебный материал для изучения британской культуры на старшем этапе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе;
6) разработать задания и упражнения для обучения британской культуре на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы.
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы исследования: изучение научной литературы по проблеме исследования; анализ, синтез теоретического материала.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материал исследования может быть использован в курсе методики преподавания иностранного языка, для составления уроков по английскому языку на среднем этапе в средней школе.
Теоретическую основу исследования составили педагогические теории и концепции изучения иноязычной культуры в процессе обучения иностранному языку; исследования в области теории и методики преподавания иностранного языка; теория иноязычной культурологии и лингвокультурологии; педагогические исследования проблем иноязычного образования на старшем этапе общеобразовательной школы, отражающие процессы модернизации современного образовательного пространства в рамках межкультурной интеграции и развития межкультурной языковой компетенции.
Структура работы состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования темы выпускной квалификационной работы «Изучение британской культуры на старшем этапе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе» была предпринята попытка провести комплексный анализ научных материалов по указанной проблематике, что позволило определить уровень проработанности темы, степень ее освещения, выявить наличие практических рекомендаций для применения в иноязычном образование учащихся старших классов среднеобразовательной школы.
Основные итоги исследования темы «Изучение британской культуры на старшем этапе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе» представлены следующими выводами.
Цель изучения иностранного языка - это выработка определенной системы знаний, которые позволят раскрыть духовный потенциал личности через освоение иноязычной культуры, что при изучении иностранного языка является аксиологической (ценностной) основой.
Иноязычная культура - это такая форма человеческой культуры, овладение которой возможно в результате применения нескольких коммуникативно- образовательных аспектов: культуроведческого (познавательного),
развивающего, воспитательного и социального.
Иноязычная культура как компонент содержания изучения иностранного языка в рамках средней общеобразовательной школы опирается на познавательный, развивающий, воспитательный, учебный, лингвистический и коммуникативные аспекты, должна реализоваться как средство межкультурной коммуникации, которая сочетает в себе нормативный, коммуникативный и этический компоненты с помощью овладения знаниями литературных норм и стиле-речевых употреблений, усвоения качественного содержания речевого общения, норм и правил речевой этики культуры народа.
Для овладения иноязычной культурой учащимся необходимо получить глубокие представления о национальных особенностях и ценностях страны - это знания о культуре, социальных особенностях общества, аксиологических стереотипах страны изучаемого языка.
Важной мыслью педагогов, ученых филологов, лингвистов является вопрос о необходимости включения иноязычной культуры в процесс обучения иностранным языкам. Культурологический аспект в изучении иностранного языка создает условия для обогащения учащихся сведениями о иноязычной культуре; помогает сформировать собственное культурное самосознание, отношение к другим культурам; способствует снятию обособленности, абстрактности и культурной о безличенности знаний, обеспечивает их понимание в социальном и национально-культурном планах. Также основной целью обучения иностранным языкам является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, а одна из составляющих коммуникативной компетенции это знания о культуре страны изучаемого языка.
Культурологический аспект может быть использован и реализован средствами обучения, которые включают в себя необходимое содержание (фольклор, обычаи и традиции, искусство, живопись, архитектуру, музыку, кино, театр, художественную литературу, средства массовой информации); предоставляют возможность для различного рода деятельности: игра, труд, спорт, творчество, общение; обеспечиваются техническими средствами: видео, телевидение, кино, компьютерные программы и так далее.
Основными составляющими содержательной стороны
культурологического аспекта иноязычного образования являются: фольклор (элементы бытописания, сказания, сказки, пословицы, поговорки, песни, загадки, притчи, легенды, мифы, предания и др.); знакомство с географией, историей; знакомство с традициями, обычаями, ритуалами, обрядами; знакомство с искусством (живопись, скульптура, архитектура, музыка, кино, театр); художественная литература; средства массовой информации (газетные статьи, рекламные проспекты, записи интервью, опросы общественного мнения, фотографии и др.).
Межкультурная коммуникативная компетенция - это средство, которое используется с целью формирования социально-направленного процесса социально коммуникации.
При развитии межкультурной коммуникативной компетенции важно достигнуть высокого уровня навыков установления межкультурного и межличностного контакта, что предусматривает умение эффективно устанавливать взаимодействие с носителями иностранного языка, которые являются носителями культурных традиций и ценностей страны изучаемого языка; установление межкультурного взаимодействия позволяет усвоить особенности социальных, этнических и других различий; постижение культурологических основ иноязычной среды способствуют постижению знаний и правилах, нормах поведения, этикете общения в среду иноязычной культуры.
Овладение межкультурной коммуникативной компетенцией основано на социолингвистических (способность учитывать социальные и культурные нормы в процессе коммуникации) и прагматических (владение языковыми средствами в определенных функциональных целях) компонентах, обусловленных спецификой их овладения, для которых характерен выход за пределы чисто лингвистических знаний, умений и навыков; понимание того, что сказать в определенной ситуации определенным людям, а также учет ценностных установок, психологической и социальной идентичности иноязычного собеседника;
Наиболее характерной проблемой процесса межкультурной коммуникации являются коммуникативные ошибки и недопонимание в общении.
Обзор научно-методической литературы в области изучения иностранных языков позволил выделить следующие критерии отбора учебного материала: информационная насыщенность учебного материала; культурологическая маркированность учебного материала; коммуникативная ценность учебного материала; прагматическая ценность учебного материала; актуальность учебного материала; доступность учебного материала; аутентичность учебного материала; наглядность учебного материала; мотивационно-познавательная ценность учебного материала; вариативность и разнотипность учебного материала.
Обзор учебного материала учебников «Английский язык» углубленного уровня для учащихся 10-11 классов (авторы Ю. А. Комарова и И.В. Ларионова), показал, что, несмотря на всесторонний подход в раскрытии различных аспектов изучения культуры общества и комплексное развитие лингвистических иноязычных учебно-познавательных навыков и умений, в учебнике 10 класса в разделе 10 овладение поликультурными знаниями осуществляется на знакомстве с британской культурой в теме «о женщинах и спорте в Великобритании», в учебнике 11 класса использование конкретного целенаправленного материала на изучение особенностей британской культуры по указанным разделам не выявлено.
Предусмотренные программным учебным курсом возможности по изучению английского языка в 10-11 класса общеобразовательной школы в пределах 10% от общего количества учебных часов, предоставляют возможность использовать выделенные часы на изучение дополнительных темпо усмотрению преподавателя. Таким образом, именно этот ресурс может быть использован для изучения британской культуры с использованием дополнительных источников информации и средств обучения.
Разработан внеклассный урок по изучению культурно-исторического наследия Великобритании на примере изучения исторического образа ГенрихаУШ. В основу положена цель преподавания английского языка через призму интеграции британской культурной составляющей в процессе обучения иностранному языку. В ходе урока были рассмотрены образцы литературных и публицистических материалов носителей британской англоязычной среды.
Работа над аутентичным текстом не предполагала прямого перевода на русский язык и даже исключала этот процесс, как отвлекающий от усвоения оригинального языка произведения. Вместе с тем, предпринята попытка добиваться навыка правильного понимания текста при беглом чтении. Для контроля понимания прочитанного используются традиционные вопросы, построенные, однако, особым образом, начиная с простейших генеративных и заканчивая проблемными вопросами, в которых должна содержаться оценка усвоенного материала и/или отношение к нему. То же самое относится и к работе над видеоматериалом урока.
При всем многообразии видеоматериалов в настоящее время, задачей преподавателя в данном случае является поиск сюжетов, адекватных уровню обучения учащихся и соответствующих культурологической направленности. При этом следует различать фильмы собственно британского производства, с соответствующим произношением, лексикой и характером построения предложений, а также имеющих характерные признаки фонетического, лексического и грамматического свойства.
Изучение языковой британской культуры осуществлялось в динамическом историческом аспекте, с применением технических средств и доступом к событиям, освещаемым на официальных информационном сайте - Encyclopaedia Britannica. Задача преподавателя сводилась к тщательному отбору аутентичных источников и текстового материала.


1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя
редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.04.2021)
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 14 сентября 2020 г.) № 59808. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://русское-слово.рф/nashi- uchebnikivfederalnomperechne/informatsionnyepisma/ФП_Приказ%20254%20от% 2020.05.2020.pdf (дата обращения: 10.04.2021)
3. ФГОС среднего общего образования (10-11 классы). [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://fgos.ru/#001d1b20ca6240844 (дата обращения: 10.04.2021)
4. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы среднего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=2849 (дата
обращения: 10.04.2021)
5. Агаларова Р. И. Абдулаева Р. Н. Дидактические возможности
видеоконтента в формировании межкультурной коммуникативной компетенции учащихся // МНКО. 2021. №1 (86).). [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-vozmozhnosti-videokontenta-v- formirovanii-mezhkulturnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-uchaschihsya (дата
обращения: 14.03.2021)
6. Алексеев А. А. Английский язык. Поурочные методические рекомендации. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Алексеев, Е. Ю. Смирнова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2021. - 158 с.
7. Архипова И. В., Ленгутина М.Д. Межкультурная компетенция: вопросы
дефиниции и формирования (на материале аутентичных текстов) // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2021. - №5.
[Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kompetentsiya-voprosy-definitsii-i- formirovaniya-na-materiale-autentichnyh-tekstov (дата обращения: 16.03. 2021)
8. Афанасьева О. В. Английский язык. Книга для учителя. 11 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций: углубл. уровень / О. В. Афанасьева, И.
B. Михеева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2021. - 157 с.
9. Бальян А. М., Кушу С. А., Задорожная Е. Ю. Лингвокультурные
особенности англоговорящей языковой личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2018. - №4 (207). [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturnye-osobennosti-anglogovoryaschey- yazykovoy-lichnosti (дата обращения: 20.03. 2021)
10. Безъязыкова Ю. А. Культура как неотъемлемая часть обучения иностранным языкам // Вестник науки и образования. - 2018. - Т. 1. - № 1 (37). -
C. 84-86.
11. Бокижанова Г.К., Гусева Е.Ю. Понятие и подходы к определению межкультурной коммуникативной компетенции в современной методике обучения иностранному языку //Актуальные проблемы современности. - 2019. - № 2 (24). - С. 58-62.
12. Браславская Е.А. Аксиологические аспекты иноязычного образования // Гуманитарный научный вестник. - 2020. - № 7. - С. 28-32.
13. Буракова В. В. Использование культуроведческого и методического потенциала паремий при обучении английскому языку на старшем этапе школы // Материалы II международного конкурса научно-исследовательских работ студентов, магистрантов и аспирантов: В мире науки: вопросы филологии, лингводидактики и переводоведения: Часть 1. Вопросы методики преподавания иностранных языков и межкультурной коммуникации: сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. - 355 с.
14. Варданян Л.В., Кузьмина А.А. Подготовка бакалавров к формированию
социокультурной компетенции обучающихся на уроках английского языка // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - №2. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/podgotovka-bakalavrov-k-
formirovaniyu-sotsiokulturnoy-kompetentsii-obuchayuschihsya-na-urokah- angliyskogo-yazyka (дата обращения: 28.03.2021)
15. Ветчинова М.Н. Основные теории и концепции соизучения языка и культуры // Язык и культура. - 2018. - С. 33-45. - №43. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/osnovnye-teorii-i-kontseptsii- soizucheniya-yazyka-i-kultury (дата обращения: 20.03.2021)....52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ