Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение речевому этикету на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе

Работа №73223

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

английский язык

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
303
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. ........... 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения школьников речевому этикету 6
1.1. Понятие «речевой этикет» и определяющие его факторы . . 6
1.2. Особенности английского речевого этикета .... 16
Выводы по главе 1 ........ . 21
Глава 2. Методические основы обучения речевому этикету . . . 23
2.1. Организация обучения речевому этикету .... 23
2.1.1. Особенности организации обучения в начальной, средней и
старшей школе ......... 27
2.2. Комплекс упражнений по обучению речевому этикету на
уроках английского языка . . . . . . . 33
Выводы по главе 2 ........ . 48
Заключение .......... 49
Список литературы . . . . . . . . . 51
Приложение

Красивая, правильная и вежливая речь ценилась во все времена. Именно речь является показателем уровня культуры человека, его интеллектуального развития.
Современный мир предъявляет высокие требования к владению иностранными языками. При использовании языка важно не только знать в достаточном объеме лексику и грамматику, но и иметь в виду правила речевого поведения. Они связаны с установившимися в каждом обществе неписаными законами ситуативного применения языковых единиц. Правила речевого поведения тесно связаны с речевым этикетом.
Фундаментальная теория речевого этикета разработана Н.И. Формановской. Кроме того, вопросы речевого этикета рассматривались в работах А.А. Акишиной, А.Г. Балакая, В.В. Виноградова, В.Е. Гольдина, М.А. Кормилицыной, С.А. Рисинзон, Т.В. Лариной, Г.Е. Крейдлина, Ю.В. Манухиной, А.А. Мосейко, И.А. Стернина и многих других исследователей.
Американский лингвист Роберт Ладо писал: «За исключением тех случаев, когда культуры двух народов несовместимы (например, в военное время), нужно воспитывать у учащихся стремление отождествлять себя с людьми, для которых данный язык является родным» [21, с. 51]. Невозможно полностью понять собеседника, не зная его языка, его культуры, правил поведения, принятых в его стране.
Национально специфичные и социально закрепленные стереотипы общения позволяют правильно выбрать формы обращения к собеседнику, уместные в определенных ситуациях приветствия и прощания, поздравления и пожелания, извинения и благодарности. Человек с детства учится выбирать подходящие выражения на родном языке. Так и при обучении иностранным языкам учиться этому стоит с самого «детства», то есть с самых первых ступеней освоения иностранной речи.
Актуальность работы определяется основной целью изучения иностранного языка в школе, т.е. формированием иноязычной коммуникативной компетенции, и, следовательно, необходимостью изучения речевого этикета.
Целью работы является теоретическое обоснование и научно-методическая разработка модели обучения речевому этикету в школьном курсе английского языка.
Исходя из поставленной цели решали следующие задачи:
1. Изучение понятия «речевой этикет» и факторов, его определяющих.
2. Рассмотрение особенностей английского речевого этикета.
3. Изучение методических особенностей организации обучения английскому речевому этикету в средней общеобразовательной школе.
4. Анализ УМК по английскому языку для средней общеобразовательной школы на наличие упражнений, направленных на обучение формулам речевого этикета.
5. Разработка комплекса упражнений по организации обучения речевому этикету на уроке английского языка в средней общеобразовательной школе.
Объект: процесс обучения речевому этикету на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Предмет: методические приемы и способы обучения речевому этикету в курсе английского языка средней общеобразовательной школы.
Практическая значимость заключается в том, что приведенные в работе рекомендации и упражнения могут быть использованы учителями при обучении школьников английскому речевому этикету.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении раскрыта основная тема работы, обоснована актуальность, поставлена цель и сформулированы задачи, определены объект и предмет, указана практическая значимость. Первая глава представляет 4
собой обзор литературы, посвященной вопросам этикета в целом и речевого этикета в частности. Также рассматриваются особенности английского речевого этикета в сравнении с другими странами. Вторая глава посвящена методическим аспектам обучения школьников речевому этикету на уроках иностранного языка. В этой главе рассматриваются особенности обучения на каждом этапе, представлены примеры упражнений по формированию речевого этикета. В заключении подведены общие итоги выпускной квалификационной работы, изложены основные выводы. В приложении приведены примеры организации работы по изучению английского речевого этикета в учебниках одного из УМК для средней общеобразовательной школы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы были рассмотрены теоретические и методические основы обучения школьников английскому речевому этикету.
В литературе существует множество определений понятия «речевой этикет». Однако все они сводятся к тому, что это понятие представляет собой совокупность правил, своеобразных ритуалов речевого поведения. Речевой этикет определяется ситуацией общения, статусом и отношениями коммуникантов, их этнической принадлежностью и многими другими факторами. Традиции речевого этикета берут свое начало ещё в государствах Древнего Мира. Речевой этикет служит для реализации основной цели любого языка - коммуникации, при этом имея ряд специализированных функций. Речевой этикет тесно связан с интонацией, жестами, мимикой. Недостаточно просто использовать в речи подходящие ситуации фразы, необходимо и правильно их произносить.
Английский речевой этикет представляет собой совокупность слов и фраз, а также норм их использования, придающих вежливую форму английской речи.
Английский речевой этикет довольно своеобразен, поэтому его изучение необходимо для всех, желающих успешно общаться на этом языке. Изучать его необходимо с самых начальных стадий освоения языка. Кроме того, необходимость овладения речевым этикетом стран изучаемого языка диктуется современным Федеральным государственным образовательным стандартом.
При обучении школьников английскому речевому этикету учителю необходимо учитывать психолого-педагогические характеристики возраста обучающихся. Современный учитель обладает огромным разнообразием приемов, методов и средств для обучения школьников речевому этикету англоговорящих стран. Формы и методы работы в начальной, средней и старшей школе будут существенно различаться.
49
При работе с младшими школьниками необходимо больше внимания уделять упражнениям, которые будут окрашены эмоционально: игры, песни, различные рифмовки. На этапах средней и старшей школы упражнения по работе с речевым этикетом будет направлены уже не на эмоции обучающихся и интерес к определённому этапу урока, а на интерес к предмету в целом и желание успешно использовать изучаемый язык в качестве средства коммуникации.
В работе представлены упражнения, которые будут полезны педагогам при работе с обучающимися разных возрастов.
Таким образом, речевой этикет играет огромную роль в общении людей. Изучение английского речевого этикета является неотъемлемой частью изучения английского языка в средней общеобразовательной школе.



1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Аманкараева А.А. Речевой этикет в современном русском языке [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2015. - №7.1. - С. 18-20. URL: https://moluch.ru/archive/87/16659/ (дата обращения:
13.12.2018)
3. Бондаренко А.А. Речевой этикет в современной школе // Начальная школа. - 2013. - №1. - С. 12-28
4. Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 2001. - 278 с.
5. Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М.: Просвещение, 1983. - 109 с.
6. Грайс Г.П. Логика и речевое общение / пер. с англ. В.В. Туровского // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс, 1985. - Вып. 16. - С. 217-219
7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 2001. - 248 с.
8. Иванова А.Н. Роль речевого этикета в обучении иностранному языку // Актуальные вопросы преподавания иностранных языков (CONTEMPORARY ISSUES OF EFL TEACHING): сборник материалов Международной научно-практической конференции. Россия, г. Якутск, 19-21 июня 2014. - Киров, 2014. - С. 60-65
9. Ильина Д.В. Речевой этикет и его роль в развитии личности [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 155-159. URL: http://e- koncept.ru/2016/46192.htm (дата обращения 17.11.2018)
10. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Перретт Ж. Английский язык. Brilliant: учебник для 2 класса общеобразовательных организаций. -
2- е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник»: Макмиллан, 2013. - 120 с.: ил. - (ФГОС. Начальная инновационная школа)
11. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Перретт Ж. Английский язык. Brilliant: учебник для 3 класса общеобразовательных организаций . -
3- е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник»: Макмиллан, 2015. - 120 с.: ил. - (ФГОС. Начальная инновационная школа)
12. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Перретт Ж. Английский язык. Brilliant: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций. - 3-е изд. - М.:ООО «Русское слово - учебник»: Макмиллан, 2014. - 128 с.: ил. - (ФГОС. Начальная инновационная школа)
13. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Араванис Р. Английский язык: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень. - М.: ООО «Русское слово - учебник»: Макмиллан, 2014. - 162 с.: ил. - (Инновационная школа)
14. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Араванис Р. Английский язык: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень. - 4-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. - 208 с.: ил. - (Инновационная школа)
15. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К. Английский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. - 3-е изд.
- М.: ООО «Русское слово - учебник»: Макмиллан, 2014. - 208 с.: ил. - (Инновационная школа)
16. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Макбет К. Английский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. - 3-е изд.
- М.: ООО «Русское слово - учебник»: Макмиллан, 2014. -162 с.: ил. - (Инновационная школа)
17. Комарова Ю.А. Ларионова И.В., Макбет К. Английский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций. - 2-е изд.
- М.: ООО «Русское слово - учебник»: Макмиллан, 2014. -169 с.: ил. - (Инновационная школа)
18. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Макбет К. Английский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. - М.: ООО «Русское слово - учебник»: Макмиллан, 2014. - 162 с.: ил. - (Инновационная школа)
19. Кон И.С. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 430 с.
20. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. - М.: Вече, АСТ, 2003. - 511 с.
21. Костина Е.А. Педагогическая технология развития культурно-страноведческой компетенции учителя иностранного языка: монография. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 143 с.
22. Куляпина С.В. Правила речевого этикета на уроках английского
языка в начальной школе [Электронный ресурс] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Международной научной конференции (г. Москва, июнь 2016 г.). - М.: Буки-Веди, 2016. - С. 151-154. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10594/ (дата обращения:
20.11.2018)
23. Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. - М.: Издат. дом Мещерякова, 2008. - 345 с. - (Научные развлечения)
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Просвещение, 2000. - 377 с.
25. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с.
26. Манухина Ю.В. Формирование социолингвистической
компетенции в процессе овладения формулами речевого этикета: дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2006. - 268с.
27. Мосейко А.А. Этикетные модели поведения в британской и русской лингвокультурах: автореф. дис. ... канд. фил. наук. - Волгоград, 2005. - 25 с.
28. Пименов А.В. О ситуативной адекватности в обучении речевой деятельности. - М.: ВИИЯ, 2001. - 92 с.
29. Пименова Т.С. Проблемы обучения речевому этикету в курсе иностранного языка: модель взаимосвязанного обучения языку и культуре // Филология и культура. Philology and Culture. - Казань: Издательство Казанского ун-та, 2014 - № 1 (35). - С. 292-296
30. Поддымова Н.С., Прокудина Е.В. Формулы речевого этикета как
средство эффективной межкультурной коммуникации
[Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 4. - С. 310-314. URL: http://e- koncept.ru/2017/770352.htm (дата обращения: 10.11. 2018)
31. Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык . - М.: Просвещение, 2010
32. Рисинзон С.А. Общее и этнокультурное в русском и английском речевом этикете. Монография. - Саратов: Наука, 2010. - 420 с.
33. Степанян А.Х. Ритм как объект педагогического анализа // Иностранные языки в школе. - 2016. - № 4. - С. 18-21
34. Таубалдиева Ж. Средства, методы и приемы обучения речевому этикету [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2013 - № 1. - С. 371-374. URL: https://moluch.ru/archive/48/6121/ (дата обращения:
29.11.2018)
35. Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/#5af1e98a1fa6443b6 (дата обращения: 29.11.2018)
36. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.:
Высшая школа, 1989. - 159 с.
54
37. Формановская Н.И., Шевцова С.В. Речевой этикет. Русско-
английские соответствия: справочник. - 2-е изд., испр. - М.:
Высшая школа, 1992. - 80 с.
38. Шаповалова А.С. Особенности английского и русского речевых этикетов [Электронный ресурс] // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. -2017. - №39. - С. 219-222. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32731978 (дата обращения: 4.01.2019)
39. Эренбург И.Г. Люди. Годы. Жизнь. Не жалею о прожитом. - М.: ACT, 2018. - 716 с.
40. Южин В.И. Энциклопедия этикета. - М.: Рипол Классик, 2007. - 265 с.
41. Graham C. Small Talk. - New York: Oxford University Press. - 1978. - 716 р.
42. DariiaDziuba (2012) How to order at a cafe or a restaurant [учебное
видео] // YouTube. 20 января.
(https://www.youtube.com/watch?v=GZ0lcSavCsE). Просмотрено:
14.12.2018.
43. Meiramova S. The Peculiarities of Gratitude Expression Use in the Foreign Language (on the Example of English) // Open Journal of Social Sciences. - 2015. -№3. - P.15-20.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ