Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитательный потенциал уроков истории в рамках ФГОС и реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Работа №161008

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общее понятие о процессе воспитания в обучении истории 12
§ 1. Основные направления воспитания в обучении истории 12
§ 2. Проектирование процесса реализации воспитательного
потенциала истории 22
§ 3. Основные методы, приемы и средства воспитания 25
§ 4. Способы диагностики результатов воспитания 29
Глава 2. Отражение воспитательной значимости курсов истории в нормативных документах об образовании и воспитании 30
§ 1. Содержание Историко-культурного стандарта
как средство реализации требований ФГОС 30
§ 2. Воспитательный потенциал содержания школьных курсов истории в рамках Стратегии развития воспитания в Российской федерации
на период до 2025 года 39
Глава 3. Реализация воспитательных задач урока истории на основе работы с дидактической настольной игрой
по теме «Феодалы и крестьяне» 44
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 65

Актуальность темы. Процесс образования и воспитания неразделим. В современной школе воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. В связи с этим концепция современного исторического образования строится на основе единства задач обучения и воспитания.
За последние несколько лет был подготовлен ряд нормативных документов, регламентирующих школьное историческое образование и воспитание в процессе обучения. В 2009 г. была принята Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В 2010 г. принят ФГОС, в частности регламентирующий и предмет «история». В 2012 г. принимается Закон «Об образовании в Российской Федерации». Введенный в 2014 г. Историко-культурный стандарт стал одним из важных механизмов реализации и Концепции, и ФГОС по истории. В этих документах названы важнейшие задачи изучения истории в школе.
В свете введения ФГОС, все больше внимания уделяется формированию метапредметных и личностных результатов обучения и воспитания. В связи с недавним выходом распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» актуальным будет снова обратиться к рассмотрению вопроса о воспитательной значимости уроков истории в школе.
Важной особенностью курсов истории в школе является то, что их предметное содержание позволяет охватить практически весь спектр ценностей, обозначенных в ФГОС. Воспитательный потенциал школьного исторического образования опирается на многовековой опыт всего человечества. Познание гуманитарного предмета предопределяет формирование в сознании школьника некоторой ценностной системы координат, обеспечивающей возможность взаимодействия в социуме. В этом 3
плане можно вести речь о том, что вне воспитания гуманитарное образование, любые изучаемые явления, события в той или иной мере оставляют когнитивный и эмоциональный след в личностной сфере ребенка. Поэтому личностные требования к результатам обучения в определенном смысле являются предметными применительно к курсам истории в школе.
Главная задача учителя, проектирующего и осуществляющего педагогический процесс - обеспечить единство действия механизмов воспитания и обучения. Механизм обучения нельзя замыкать на передаче суммы научных знаний, умений, навыков. Необходимо вырабатывать стремление у обучающихся к практическому использованию знаний на благо человека и общества. По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим.
Для хорошей школы совершенно недостаточно высоких достижений знаний, умения и навыков обучающихся. Современная школа должна не только натаскивать на поступление в ВУЗ, но и формировать в обучающемся ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные,
информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции и компетенции личностного самосовершенствования. B связи со стоящими проблемами и обилием новых нормативных актов в сфере образования и воспитания молодежи, актуальным будет рассмотреть вопрос о воспитательном потенциале уроков истории.
Объектом работы является процесс воспитания в рамках
современного школьного образовательного процесса.
Предмет работы составляют средства, формы и методы воспитания на уроках истории, в рамках содержания исторического материала и требований ФГОС.
Степень изученности темы. До XVII в. воспитание осуществлялось на религиозной основе, в XVIII - начале XIX в. связывалось с воспитанием добропорядочного гражданина, к началу ХХ в. стало уделяться внимание задачам экономического, политического, эстетического воспитания. Воспитательные функции выполняли обществоведческие дисциплины с момента их появления в учебных планах образовательных учреждений в XIX в. Важнейшие воспитательно-идеологические задачи ставились перед курсом истории в советский период. В советской школе их идеологическая составляющая являлась определяющей. В постсоветский период появились различные подходы к пониманию воспитательной роли исторического образования: от ее отрицания (Ю.Л. Троцкий, А.Ю. Головатенко и др.) до приоритетного значения в историческом (социального-гуманитарном) образовании (Е.Е. Вяземский, Л.П. Разбегаева). При этом воспитательный компонент исторического образования был представлен в нормативных документах конца ХХ - начала XXI в.
Теоретические основы воспитания на уроках истории рассматриваются в работах Е.Е. Вяземского, И.Ю. Синельникова, Е.Б. Еладовой. В своих работах они говорят о том, что необходимо использовать новые методы в воспитании подростков.1 Работы методистов рассматривают нормативные документы, регламентирующие деятельность педагогических работников, воспитательную работу образовательных организаций, ФГОС и др.2 Преподавание социально-гуманитарных дисциплин, к которым относится история, является важным в свете принятия ФГОС, и приоритетной задачей этих дисциплин, является развитие и воспитание личности. Е.Е. Вяземский утверждает, что реализуя воспитательный потенциал социально­гуманитарного образования, необходимо в максимальной степени учитывать и отражать триединую направленность школьного воспитательного процесса. Е.Е. Вяземский выделяет целый ряд задач, которые стоят перед предметом История: развитие способности осмысливать исторические события, процессы, явления в их динамике, взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; ориентация в истории и современном мире с целью гражданской самоидентификации личности и др.
А.Н. Иоффе уделяет большое внимание формированию гражданственности школьников. И большую часть работ он посвятил системе работы учителей для создания образовательных условий, необходимых для становления у школьников гражданственности.3
Изучением воспитательного компонента исторического образования, который отражен базовых документах реализации образования, занималась Е.А. Крючкова. Большая роль в исследованиях методиста отводится вопросу дидактического потенциала школьного предмета история.4 Рассмотрены как процесс воспитания в рамках отдельных курсов истории (Например: курс всеобщей истории в 5- 6 класса), так и в целом предмета история.
О.Н. Мачехина продвигает идею о том, что создание модификаций хорошо известных технологий обучения позволит быстро и эффективно внедрять новые технологии в повседневную практику воспитательной деятельности учителя. 5 Разработанные в рамках исследования технологии, такие как технология социально - контекстного образования, технология ролево - игрового проектирования и технология «Образовательный фотобиеннаде».
Немало методических работ посвящено теоретическому изучению и разработке методических материалов по формированию направлений воспитания. Работы М.Н. Горфиной, М.А. Десятниковой, Е.А. Крючковой посвящены воспитанию гражданской идентичности школьников при изучении истории. Дают описание того, посредством каких форм воспитания в школе формируется гражданская идентичность,6 определение понятия «гражданская идентичность».7 В статье С.В. Лагутовой и Т.Г. Казанцевой о патриотическом воспитании младших школьников, описывается важность предметов гуманитарного цикла, и ставятся цели, которые необходимо достичь при изучении курса окружающего мира.8 Одна из работ О.Н. Цветковой посвящена формированию толерантного сознания обучающихся. Предлагается три варианта создания толерантного сознания у обучающихся. Во-первых, формула: Знание и Смыслы - Эмоции - Выстраивание собственной модели поведения. Во-вторых, необходимо создавать условия для того, чтобы ученик взаимодействовал как можно с большим количеством людей. В-третьих, необходима целенаправленная организация личного опыта учащихся на основе полученных знаний.9
Главной задачей методистов является вооружение педагогов конкретными методами, приемами, способами и средствами работы по формированию того или иного качества. К примеру, М.В. Королёва для осознания детьми личностной и социальной идентичности предлагает использовать такие упражнения как: карта школьной истории, капсула времени, аватар, селфи, интервью с инопланетянами и др.10 М.А. Десятникова предлагает развивать историко-познавательные и ценностно­
мировоззренческие компетентности обучающихся при реализации учебных проектов на уроках истории.11 Актуальным является использование исторических источников для формирования личностного отношения учащихся к какой-либо проблеме. Так, О.Б. Панкратовой создана методическая разработка урока по теме «Коллективизация крестьянства», изучение материала построено на работе с историческими документами.12 Несомненно, огромный потенциал в патриотическом воспитании имеет тема Великой Отечественной Войны. А.И. Тетуев в своих работах, еще раз обращает нас к этой теме.13 Конечно, на этом список инструментов, которые можно и нужно использовать в процессе обучения истории для воспитания школьников не заканчивается. Каждый педагог должен индивидуально и ответственно подходить к выбору методов, приемов и средств обучения и воспитания.
В современных реалиях не только маститые методисты и педагоги обращаются к проблеме воспитания подрастающего поколения, но и видные политики, общественные деятели и сам глава государства В.В. Путин. Как справедливо он заметил «Уроки истории нужны нам прежде всего для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия, которого нам удалось достичь... При этом самое важное, что волнует родителей и учителей, общественность, - это, конечно же, содержание образовательного процесса, насколько школьное образование отвечает двум базовым задачам: давать знания и воспитывать нравственного человека. Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества, экономическую, государственную, творческую. Безусловно, важно сохранить глубину и фундаментальность отечественного образования. В школу уже вернулось сочинение, больше внимания стали уделять гуманитарным предметам. Но только учебных часов из школьной программы не достаточно - нужны проекты в театре, кино, на телевидении, музейных площадках, в интернете, которые будут интересны молодым людям, привлекут внимание молодежи к отечественной классической литературе, культуре, истории. В школе нужно активно развивать творческое начало, школьники должны учиться самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их, чтобы в будущем это стало основой их благополучной интересной жизни»14.
Цель работы: обосновать значимость и практическую ценность уроков истории в воспитании подрастающего поколения с учетом современных образовательных и воспитательных стандартов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• Систематизировать опыт реализации воспитательного потенциала урока истории;
• Определить возможности повышения воспитательной функции на уроках истории;
• Рассмотреть направления воспитания в обучении истории;
• Описать процесс проектирования реализации воспитательного потенциала истории;
• Обосновать способы диагностики результатов воспитания;
• Описать основные методы, приемы и средства воспитания;
• Рассмотреть содержание основных нормативных документов воспитания.
Источниковую базу работы составили нормативные документы, регламентирующие государственную политику в сфере образования и воспитания: Закон Об образовании в Российской Федерации; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и среднего общего образования; Фундаментальное ядро содержания общего образования; Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
Историко-культурный стандарт; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.15......

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Требования ФГОС школьного образования представили новое видение процесса воспитания обучающихся. Произошло выделение воспитательных целей школьного образования в отдельную группу - так называемые требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы (основного, среднего) общего образования. Данные требования сформулированы применительно ко всем школьным дисциплинам и внеурочной деятельности. Так как их реализация возможна средствами разных учебных предметов и внеурочных мероприятий, мы можем говорить о том, что они носят метапредметный характер.
Анализ содержания требований к личностным результатам обучения показывает, что их ядром является система общечеловеческих и национальных ценностей, среди которых наиболее четко обозначены: Человек, Культура (Красота), Традиции, Жизнь (Здоровье), Природа, Отечество, Долг, Познание, Ответственность, Семья, Труд, Наука, Толерантность, Диалог, Мир, Закон, Творчество, Демократические ценности.
Проанализировав различные школьные предметы, можно сделать вывод о том, что потенциал различных дисциплин в реализации требований к личностным результатам обучения различен. В первую очередь, это различие определяется содержательной спецификой предмета. Делая вывод об особенностях курсов истории, необходимо отметит, что они связаны с тем, что предметное содержание курсов позволяет охватить практически весь спектр ценностей, обозначенных в требованиях стандарта. Воспитательный потенциал школьного исторического образования опирается на многовековой опыт человечества. Радость трудовых, военных побед, горечь поражений, научные, культурные, личностные достижения людей, ответственность, долг, значение морали, знания и многое другое могут являться неисчерпаемым источником конкретных примеров и рассуждений в обучении истории. В целом, по своей сути гуманитарное образование 60 является смысловым образованием. Познание гуманитарного предмета предопределяет формирование в сознании школьника некоторой ценностной системы координат, обеспечивающей возможность взаимодействия в социуме. В этом плане можно вполне обоснованно вести речь о том, что вне воспитания гуманитарное образование, любые изучаемые явления, события в той или иной мере оставляют когнитивный и эмоциональный след в личностной сфере ребенка. Поэтому делается вывод о том, что личностные требования к результатам обучения в определенном смысле являются предметными применительно к курсам истории в школе.
Проанализировав методическую литературу и педагогический опыт, можно говорить что, несмотря на то, что за последние десятилетия в области гуманитарного образования накоплен определенный опыт внесения ценностной компоненты в его содержание, реализация воспитательных целей урока представляет значительные сложности для учителя. В большинстве случаев реализация ценностной составляющей образования осуществляется весьма бессистемно, со значительной долей неконкретности, без учета психологических аспектов воспитания, о чем свидетельствует анализ школьных уроков истории, учебно-методических пособий, учебников истории. Протест профессиональных историков вызывает порой некорректность «воспитательных» заданий (игнорирование менталитета и ценностей исторической эпохи, применение современных мерок к событиям прошлого), неоднозначность используемых методов (исторические суды, персонификация и др.).
Проанализировав требования к личностным образовательным результатам обучения можно сказать, что в стандарте они раскрываются через различные ценностные новообразования личности. Они представлены в виде различных личностных качеств, компетентностей, позиций, готовности и способности, ценностных отношений, культуры, идентичности, сознания, выбора, мировоззрения, чувств и даже через процессы - освоение, усвоение, принятие, осознание и др. В связи с этим, возникают сложности в 61
правильном отборе механизмов и средств для их формирования. Кроме того следует отметить, что некая недостаточная выраженность в описании требований к личностным результатам обучения в стандарте определяет неконкретность в постановке и реализации воспитательных целей, что находит яркое отражение и в проанализированных в работе образовательных и воспитательных программах.
Формирование системы ценностных отношений и компетенций обучающихся, является одной из самых научно обоснованных и методически разработанных моделей реализации требований к личностным результатам в школьной практике.
Как личностное ценностное новообразование ребенка, ценностное отношение, отражает отношение школьника к конкретной ценности, выражающееся в понимании им ее социальной и личностной значимости, устойчивом положительном эмоциональном отношении к ней и соответствующей деятельности. Оценочные суждения школьника, рефлексия и при необходимости соответствующая коррекция собственных действий, построение временной перспективы собственной деятельности - осуществление всех этих действий в учебном процессе говорит о проявлении ценностных новообразований. Структура ценностного отношения
представляется через такие ее компоненты как: знаниевый, эмоциональный, смысловой, деятельностный.
Необходимо постепенное формирование всех обозначенных компонентов для того, чтобы сформировать ценностное отношение школьника. Этот процесс сложный и требует длительного временного промежутка.
Применительно к осуществлению процесса обучения под компетенцией понимается совокупность теоретических знаний,
необходимых для осуществления определенного рода деятельности, а под термином компетентность - способность практически использовать полученные знания.
ФГОС, выделяя требования к личностным результатам обучения, задает приоритетный круг ценностей и компетентностей, которые должны быть конкретизированы по годам обучения и по предметам в образовательных программах, учительских планированиях и школьных учебниках.
Для того чтобы работа по формированию ценностных отношений была успешной и плодотворной, она должна носить системный, планируемый характер и быть ориентированной на конкретный прогнозируемый результат, в том числе промежуточный. Ценностные отношения могут формироваться в течение всего периода обучения в школе. При этом работа с каждым отдельным компонентом воспитания - это продолжительный во времени процесс воздействия на личность ребенка, требующий не одного, а многих уроков. Очень важно грамотно определить круг ценностей для каждого класса, исходя из возрастных особенностей школьников и содержания конкретного учебного курса, и на этой основе проектировать деятельность по формированию тех или иных ценностных отношений. Посредством выделения системы опорных уроков возможно направленное формирование личностных качеств обучающихся.
Делая вывод о формировании ценностных отношений, следует констатировать, что наилучшим будет рассмотреть их на примере использования конкретных методических приемов в обучении истории. При этом важно отметить установление межпредметных связей в обучении. Так, говоря об обучении истории, формирование знаниевого и эмоционального компонентов ценностного отношения в большей степени соотносимы с курсом истории, который насыщен живыми примерами и историями прошлого, способными вызывать яркие эмоциональные переживания школьника, показать значение познания, ответственности, терпимости, долга, семейных ценностей и пр. в истории человечества.
Установлено, что специфика предмета история как вертикали школьных гуманитарных дисциплин определяет то, что именно историческое 63
содержание может задавать набор опорных ценностей применительно к каждому классу. Однако это не исключает учета особенностей содержания других дисциплин.
Средства формирования ценностных отношений и компетенций могут быть различны, их выбор определяется целями и содержанием конкретного урока, структурой ценностного отношения и этапами по его формированию, возрастом школьников, их индивидуальными возможностями, педагогического стиля учителя и особенностями подготовки.
Среди эффективных методических средств можно назвать учебные задачи, работу с документами, художественными и публицистическими текстами, яркое слово учителя, использование аудио- и видео- материалов в обучении, изобразительную наглядность, проектную деятельность и др.
Как показала апробация, настольные игры на уроках истории являются не менее эффективным методическим средством по формированию ценностных отношений и компетенций обучающихся. Следует сделать вывод о том, что данное средство направлено на формирование целого ряда ценностей и компетенций школьников и прекрасно справляется с такой сложной и важной задачей.


1. Закон «Об образовании в Российской Федерации», принят
Государственной Думой 21.12.2012г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012г. [Электронный ресурс] - М., 2012. - Режим доступа:
ййр://минобрнауки.рф/документы/2974.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996 - р. г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] - М., 2015. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. 1 декабря 2016 г. [Электронный ресурс] - М., 2016. - Режим доступа: http: //kremlin.ru/events/president/news/53379.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] - М., 2010. - Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/документы/938.
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Российская академия наук, Российская академия образования; под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова - 4-е изд., доработанное - М.: Просвещение, 2011.
• 79 с.
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.В. Савинов - М.: Просвещение, 2011.
• 342 с.
7. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (с изменениями на 1 февраля 2012 года), утвержден приказом Минобрнауки №1312 от 9.03.2004г. [Электронный ресурс] - М., 2012. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901895864.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ № 413 от 6 октября 2012 г. [Электронный ресурс] - М., 2012. - Режим доступа:
ййр://минобрнауки.рф/документы/2365.
9. Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс] - М., 2013. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/3483.
10. Проект Концепции нового УМК по всеобщей истории
[Электронный ресурс] М., 2016. Режим доступа:
http: //iks. gaugn.ru/conceptghistory.pdf
11. Монографии и статьи
11. Методика обучения истории: учебник для студентов учреждений высшего образования / В.В.Барабанов, Н.Н.Лазукова, Э.В.Ванина и др.; под ред. В.В.Барабанова, Н.Н. Лазуковой. - М.: Издательский центр Академия, 2014. - 432 с.
12. Байденко Б.Н. Актуальные вопросы совершенствования профессиональной компетенции учителя истории в условиях реализации ФГОС и ИКС // Преподавание истории в школе. - 2016. - № 8. - С.41 - 44.
13. Бычкова П.В. Методический аспект формирования правосознания учащихся, как одной из ключевых составляющих гражданской идентичности // Преподавание истории в школе. - 2015. - № 2. - С.14 - 21.
14. Вяземский Е.Е. О разработке нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. - № 1. - С.54 - 58.
15. Вяземский Е.Е., Евладова Е.Б. Учителю истории о «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и педагогических подходах к ее реализации // Преподавание истории в школе. - 2015. - № 9. - С.3 - 11....57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ