Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


1917 год в российской провинции: историко-антропологический аспект (по материалам Пензенской губернии)

Работа №160990

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-9
Глава I. Историко-антропологические аспекты в историографии революции 1917 года в России 10
§ 1. Человек в истории российской революции 1917 года: историография проблемы 10-18
§2. Революционная повседневность в источниках личного происхождения 18-26
Глава II. 1917 год в Пензенской губернии 27
§1. Крушение монархии в восприятии российской провинции 27-32
§2.Революция в Пензенской губернии по материалам личного происхождения 32-41
Глава III. Методическая разработка урока для старших классов 42
§1. Технологическая карта урока 42-49
§2. Приложения 50-55
Заключение 56-59
Список источников и литературы 60-65

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время существует тенденция к переосмыслению исторических событий прошлого, что способствует активному поиску новых источников информации. Наиболее значимым событием XX века является Революция 1917 года, которая перевернула привычный уклад жизни всего общества и сделала коренной перелом в истории Российского государства. Свержение монархии и установление советской власти в ходе Великой русской революции открыли новую страницу в истории. К моменту революции страна уже около двух лет переживала системный кризис, большинство государственных деятелей не могли предположить такого взрыва среди восставших пока идет война. Попытки подавить революцию не увенчались успехом. Россия вступает в новый путь развития.
В советское время ученые рассматривали данное историческое событие с точки зрения марксистско-ленинской концепции, сейчас же появляются новые концепции и аспекты исследования касаемо данной темы работы. Одним из таких аспектов является историко-антропологический, который помогает нам рассмотреть жизненный уклад людей, стиль мышления, менталитет с помощью эго-документов. Становление такого подхода связано с тем, что многие ученые отказываются изучать безличные структуры, а стремятся прислушаться к голосам ушедших поколений, понять их способы мышления и поведения.
Представители различных слоев российского общества по-своему восприняли события 1917 года, на которые мы можем посмотреть сквозь призму источников личного происхождения. В данном исследование мы попробуем показать, как проходила революция в глазах современников проживавших на территории Пензенской губернии в 1917 году.
Объектом исследования выступает историко-антропологический аспект Революции 1917 года.
Предметом исследования выступает процесс отражения революционных событий 1917 года в Пензенской губернии по материалам личного происхождения.
Степень изученности проблемы:
Историографию отечественных исследователей можно разделить на два периода:
1. 1917г. - 1991г., где исследователи рассматривают революцию с
марксисткой точки зрения.
2. 1991 г. - по настоящее время, когда историческая наука получила свободу от марксистко-ленинской методологии.
К советским авторам можно отнести Л. Д. Троцкого1, т.к. он является не только очевидцем событий, но и одним из организаторов революции. В своем труде он доказывает, что Февральская революция это точно начало за которым обязательно будет продолжение. В данной работе он рассматривает положение Николая II, движущие силы революции и настроение в массах.
Н. Н. Суханов1 2 в своей работе принижает роль большевиков и их деятельность.
В 1940 - середине 1950-х гг. XX века революция выпадает из исследования историками и активизировалась лишь к 1960-м гг. Монографии
Э. Н. Бурджалова3, И. Н. Минца4, Л. М. Старцева, Г. М. Каткова5 охватывали революционные события 1917 года, связанные с действиями армией и пролетариата.
Г. М. Катков6 в своей работе анализирует предреволюционное состояние России, дает характеристику политических партий и хронологию событий Первой мировой войны. В его книге заметна связь революции с рабочим движением, армией, германским вмешательством. Так же, в своем труде он использовал сведения западных наблюдателей и эмигрантов.
Ряд монографий, посвященных 1917 году были написаны учеными ПГПУ. Прежде всего работы доктора исторических наук, профессора В. Ф. Морозова «Пензенская организация большевиков в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции (март - октября 1917г.)» и «Пензенская большевистская организация в борьбе за развитие социалистической революции и упрочение советской власти (ноябрь 1917 г. - лето 1918 г.)».
В «Очерках истории Пензенской организации КПСС» (2-ое изд., Саратов, 1983) представлена работа В. П. Догаевой и Н. А. Шарошкина, в которой рассматривается деятельность большевистских организаций по созданию нового государственного аппарата и осуществлению социалистических преобразований в экономике, последовавших в России после Октябрьской революции 1917 г. Также у Н. А. Шарошкина есть спецкурс «Рабочий класс Поволжья в первое десятилетие Советской власти (1917 - 1927 гг.) и книга «Изменения в численности и составе рабочих Поволжья в переходный период от капитализма к социализму (1917-1937 гг.).
Работу, связанную с жизнью страны в первой половине XX в., написал доц. П. Г. Сумерина «Комбеды Пензенской губернии».
Состояние современных воззрений российских историков на проблемы, связанные с революцией 1917 года, мы можем наблюдать в материалах Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию революции 1917 года в России (17-18 мая 2007г.), где рассматривались вопросы революционных событий 1917 года в столицах и провинциях (В. В. Кондрашин1, И. Ф. Шувалов7 8, О. А. Сухова9, Т. В. Юрина10)
В. Е. Костин написал диссертацию «Демократическое совещание и временный совет Российской республики (сентябрь - октябрь 1917г.)» (1997), монография В.А. Власова «Школа и общество».
В 2010 году вышла в свет книга В. Стронгина «Александр Керенский. Демократ во главе России», где рассказывается жизнь и деятельность А. Керенского.
После 1945 года Великая революция попадает в поле зрение западных ученых, которые начинают изучать аспекты советской истории, в том числе и революцию 1917 года. Следует отметить таких ученых как А. Рабинович, Р. Пайпс, И. Дейчера, Э. Карра, А. Ноува, Г. Гейера и др.
На рубеже 1980 - 1990-х гг. взаимодействие российской исторической науки с мировой вступило в новую стадию. На русском языке опубликованы работы Р. Слассера «Сталин в 1917 году. Человек, оставшийся вне революции», А. Рабиновича «Большевики приходят к власти: революция 1917г. в Петрограде», «Июль 1917 года в России» и др.
Своеобразная концепция русской революции сложилась у известного американского советолога Р. Пайпса - автора книг «Россия при старом режиме» и «Русская революция». Р. Пайпс рассматривает революцию в России как долговременный затяжной процесс, начавшийся со времен реформ Александра II (когда был впервые либерализован «патримониальный строй») - и до смерти Сталина в 1953 г., когда, по мнению автора,
«контрреволюция», возникшая среди советской элиты, стала подтачивать «неопатримониальный» коммунистический режим. Революция в узком смысле слова, понимаемая Р. Пайпсом как кризис, сопутствующий переходу от старого режима к новому, началась с выступлений радикального студенчества в 1899 г., включала беспорядки 1905 г. и завершилась
консолидацией власти в руках большевиков при Ленине, которым, по мнению ученого, руководила безграничная жажда власти и ненависть ко всем своим противникам из «буржуазного лагеря».
Многие зарубежные работы были посвящены политическим деятелям периода революции. Биография А. Ф. Керенского, написанная Р. Абрахамом, где его личность рассмотрена с разных сторон.
В целом, в современной зарубежной историографии признаются глубокие социальные причины революции, истоки которой видятся в самой российской истории, в народе, его менталитете. Начиная с конца 1960-х гг., акцент делается на исследованиях русской социальной истории, изучении движений и настроений масс в межреволюционный период. Заложенные Дж. Робинсоном, Л. Волиным, Э. Карром традиции изучения социальной истории развивают в своих работах современные авторы - Т. Шанин, М. Левин, Д. Аткинсон, Ш. Фитцпатрик, С. Томпкинс и др., которые 1917 год рассматривают больше как результат всего предшествующего развития, а не просто как разрыв с историческим прошлым.
Цель работы - выявить и проанализировать отношение разных слоев общества к революционным событиям 1917 года в российской провинции по материалам личного происхождения.
Цель определяет решение следующих задач:
1. Выявить особенности изучения историко-антропологического аспекта в Революции 1917 года.
2. Проанализировать, как отражалась революционная повседневность в источниках личного происхождения.
3. Проследить изменения, происходившие в жизни разных слоев населения.
4. Отобразить личное отношение современников к событиям 1917 года.
5. Показать отражение революционных событий сквозь призму источников личного происхождения.
Основной источниковой базой исследования послужили источники личного происхождения, а именно: дневниковые записи известного советского писателя Даниила Фибиха1, писателя русского зарубежья Романа Борисовича Гуля11 12, пензенской гимназистки Натальи Александровны Финогеевой13, а также дневник солдата Василия Алексеевича Мишина14.
Хронологические рамки данной работы определены 1917 годом, в который входит две революции - февральская и октябрьская.
Методологическая база исследования в данной работе базируется на принципе историзма, который предполагает анализ объектов исследования с конкретно-историческими условиями их существования, и принципе опоры на исторический источник. Также в работе использовались описательный и антропологические методы работы, с помощью которых были рассмотрены события 1917 года на территории Пензенской губернии.
Научная новизна работы определяется тем, что в научный оборот были введены новые источники, материалы которых позволили по-новому взглянуть на события 1917 года с помощью историко-антропологического аспекта, а также рассмотреть анализ проблемы «человека в российской революции» в работах современных исследователей.
Структура работы. Поставленные задачи определили структуру данной работы. Она состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы.
Практическая значимость данный работы в том, что материалы исследования могут быть использованы как на основных уроках истории России, так и на факультативных курсах по предмету истории.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


События Революции 1917 года прочно вошли в историю нашей страны, охватывая все сферы существования общества. Она оказала влияние не только на социальные, политические и экономические сферы, но и на все структуры повседневности, в которых существовал гражданин. Именно события февраля - октября 1917 года заложили фундамент для создания СССР, сформировали облик российского общества. Современная историческая наука по - разному оценивает опыт советского государства, однако все исследователи единодушны в разделении истории на «до» и «после» революции.
Сейчас в нашей стране активными темпами идет «антропологизация» научных знаний, роль «маленького человека» прочно закрепилась на первых позициях в изучении. Именно историко-антропологический аспект становится феноменом революции. Основным центром изучения становится российское общество: его менталитет, сознание, повседневная жизнь. Главным источником являются эго-документы, которые отражают в себе реакцию людей на происходящие события. Дневниковые записи помогают раскрыть детальный процесс происходящего в стране, посмотреть обстановку «изнутри», глазами того самого «маленького человека».
Анализ дневниковых записей помогает рассмотреть, как жили разные слои общества в революционной России. Современники в своих дневниках оценивали окружающую их реальность, как нечто страшное и отчаянное. Жизнь крестьянского населения до революции была жесткой и бесправной, возможно именно это и побудило их к столь жестоким действиям, описываемых в дневнике Р. Б. Гуля. Также мы видим, как с приходом революции поменялась жизнь купеческих семей - погромы, страх, беднота. Обычному человеку революция была в радость, ведь он думал, что, свергнув самодержавную монархию закончится война и голод, настанет время расцвета новой России.
Февраль 1917 года порождает в сердцах людей надежду на светлое будущее, об этом свидетельствуют яркие манифестации и митинги. Однако все это происходило в условиях разрушения, революция принимает характер насилия, зверские убийства и погромы помещичьих хозяйств, все это присуще озлобленным крестьянам и обессиленной армии. Февраль, породив идею единения, всеобщего созидательного порыва, вместе с тем породил и новый социально-психологический организм - толпу, роль которой в обществе с углублением революции лишь возросла. Угрозы исходит из простых обывателей, которые бредят идеей самосуда и коллективных убийств, грабежей. А неспособность новой власти взять ситуацию под свой контроль, приводит к падению авторитета в глазах народа. Психологическая атмосфера в обществе усугублялась, люди становятся менее терпимы, а улицы превращаются в очаг хамства и грубости людей друг к другу.
Революция 1917 года разрушила многовековую империю. Положение империи заметно ухудшалось. Большевики требовали углубления социальных преобразований, получив поддержку Советов рабочих и солдатских депутатов, они свергли Временное правительство. Это и стало отправной точкой в «построении» новой России.
Указывая, что весь комплекс социально - политических процессов 1917 года и последующих лет не мог не отразиться на системе ценностей россиян, остаётся отметить, что данный исторический период имеет несколько сходных с современным периодом черт. Характеризуя общественное сознание переломных исторических периодов, можно сделать несколько замечаний, отражающих суть происходящих процессов. Одной из таких характеристик является пребывание общества в состоянии фрустрации. Данное явление в самом общем виде можно охарактеризовать как остро критическое состояние, проявляющееся в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Такое состояние общественного сознания и поведения возможно в любом обществе, но проявляется в периоды переломных, трансформационных изменений, когда общество охватывает разочарование, вызванное неосуществимостью значимой цели, ощущением неуверенности в завтрашнем дне. Однако, несмотря на часто повторяющееся фрустрационое состояние общественного сознания российского общества, выход из этого катарсиса всегда связан с идеологической политикой государства. На мой взгляд, наиболее важной и поучительной вехой в развитии отношений по линии «государство - общество» является период становления советской власти, когда лозунги о диктатуре пролетариата и счастливом завтрашнем дне имели такие же шансы на успешную реализацию, как и на провал.
Важным условием появления фрустрационного переживания для жителей новой страны стало крушение прежней системы экономических связей, что выразилось в попаданием огромного количества людей в непривычные, дискомфортное положение. Основным чувством, охватившим в первые месяцы тех, кого представители новой власти стали именовать «бывшими людьми», была растерянность. «Преобладало растерянное, беспомощное настроение», - писал В. Д. Набоков в конце 1917 года. Аналогичные чувства испытывали многие представители интеллигенции: «Никто ничего не знает, никто толком не осведомлен; в «революционной демократии» - раскол, в войсках - тоже», - записал в своём дневнике 26 - 27 октября 1917 года профессор Московского университета Ю.В. Готье. Дневниковые записи героев нашей работы подтверждают общее настроение российских граждан.
Чувства растерянности и страха, охватившие большую часть населения, были вызваны не столько отношением к новой власти, сколько разрушением привычного уклада и неопределенностью будущего. С одной стороны, было совершенно неясно, чего можно ждать от нового режима и как обезопасить себя от негативных последствий смены власти. С другой стороны, никто не знал, сколько продержится новая власть, следует вообще что - то предпринимать или надо просто подождать, пока всё как - то само не образуется.
Анализируя вышеизложенное, хотелось бы отметить, что ни сторонники, ни противники произошедших событий не были готовы к революции: «...Иногда, глядя на унылые или искаженные злобой окружающие лица, кажется, что или всех охватила какая - то эпидемия безумия, или же я сам с ума сошел. Пройдитесь по улицам и вы не увидите ни одного улыбающегося лица. Все ходят подавленными и угрюмыми.. ..Меня всё время удивляет одно: Вы от нас, простых рядовых граждан, точно ограждены какой - то ширмой. Вы недосягаемы для нас на своем Парнасе - в Кремле.Если бы Вы только видели всю бездну горя, отчаяния, людской злобы и слез, которые сейчас затопили несчастную Россию, Вы бы отказались от социализма»1.
Результаты полученной работы подтверждают тезис о разделении российского общества, усилении антагонизма, что стало предпосылкой Гражданской войны. В современной исторической науке велик интерес к региональной истории, поэтому привлечение местных источников способствует дефальсификации истории. Особенно важно на примере «живых материалов» посмотреть, как же реально развивались события в стране и в Пензенском крае в 1917 году.
Кроме того, современное общественное сознание остро нуждается в воссоздании исторической правды, абстрагировании от социальных мифов и фальсификаций. Особенно стоит на это обратить внимание в год 100-летия событий 1917 года. Извлечение сложного, противоречивого опыта и правильных уроков из богатого опыта нашей истории становиться важной предпосылкой, необходимым условием поступательного развития современной России.


1. Гуль Р. Б. Прощай, моя Пенза (Фрагменты из романа «Конь рыжий») // Земство. Архив провинциальной истории России. - Пенза, 1994. - №1. - С.156-197.
2. Мишин В. Из дневника 1 октября 1915 г. - 29 января 1918 г. // Земство. Архив провинциальной истории России. - Пенза, 1995. - №2. - С. 28-47.
3. Фибих Д. В. «Революция не была для меня неожиданностью». Из дневника 1914 - 1917гг. // Земство. Архив провинциальной истории России. - Пенза, 1994. - №1. - С. 120-155.
4. Финогеева Н. А. «Когда я пишу в дневнике все, что у меня на душе я как-то успокаиваюсь...». Из дневника гимназистки, 22 февраля 1915 г. - 6 мая 1921 г. Из личного архива М. А. Финогеева (г. Пенза). // Земство. Архив провинциальной истории России. - Пенза, 1995. - №3. - С. 43-66.
5. Государственные архив Пензенской области (ГАПО), Ф. 474, Д. 542, Л. 1
6. Государственный архив Пензенской области (ГАПО), Ф. 979, Д. 2, Л. 54
II. Монографии и статьи по теме исследования
7. Абросимова Т. А. Социалистическая идея в массовом сознании 1917 г./ Т. А. Абросимова // Анатомия революции: 1917 год в России: массы, партии, власть. - СПб.: Глагол, 1994. - С. 176 - 187.
8. Андреевская Т. П. История России. Поурочные рекомендации. 10
класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т. П.
Андреевская. - М.: Просвещение, 2015. - 240 с.
9. Базанов С. Н. Разложение русской армии в 1917 году (К вопросу об эволюции понимания легитимности Временного правительство в сознании солдат)/ С. Н. Базанов // Военно-историческая антропология: ежегодник, 2002. Предмет, задачи, перспективы развития. - М., 2002. - С. 282-290.
10. Бородкин Л. И. Историческая синергетика: антропологический аспект / Л. И. Бородкин // Ежегодник историко-антропологических исследований. - М., 2002. - С. 22-30.
11. Бородкин Л.И. Общее и особенное в процессах модернизации России в XIX - ХХвеках: методологические аспекты / Л. И. Бородкин // Цивилизации. - Вып.10: Модернизация и цивилизационные вызовы XXI века / отв. ред. А. О. Чубарьян. - 2015. - С. 201-214
12. Булдаков В. П. Красная Смута. Природа и последствия революционного насилия / В. П. Булдаков. - М.: РОССПЭН, 1997. - 376 с.
13. Булдаков В. П. Хаос и этнос. Этнические конфликты в России, 1917-1918 гг. Условия возникновения, хроника, комментарий, анализ / В. П. Булдаков. - М.: Новый хронограф, 2010. - 1096 с.
14. Булдаков В. П. Россия, 1914-1918: война, эмоции, революция // Россия в горы Первой мировой войны, 1914-1918 / В. П. Булдаков. - М., 2014. - С. 11-21.
15. Булдаков В. П. Война, породившая революцию / В. П. Булдаков, Т. Г. Леонтьева. - М.: Новый хронограф, 2015. - 720 с....53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ