Конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1 Конституционное право на социальное обеспечение в системе социальных прав и свобод человека и гражданина 9
1.2 Конституционно-правовые полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении социальных прав 19
2 РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
2.1 Конституционно-правовые гарантии обеспечения социальных прав граждан 27
2.2 Механизм реализации конституционного права граждан РФ на социальное обеспечение 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1 Конституционное право на социальное обеспечение в системе социальных прав и свобод человека и гражданина 9
1.2 Конституционно-правовые полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении социальных прав 19
2 РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
2.1 Конституционно-правовые гарантии обеспечения социальных прав граждан 27
2.2 Механизм реализации конституционного права граждан РФ на социальное обеспечение 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Конституция Российской Федерации в статье 7 провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на формирование условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для оказания социальной поддержки населению государство развивает систему социальных служб, устанавливаются пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Актуальность темы исследования обуславливается наличием дискуссионных вопросов, связанных с признанием и осуществлением социальных прав граждан. Многие вопросы, касающиеся стремительных преобразований в данной сфере, законодательно не урегулированы. В связи с этим происходит ведомственная разобщенность, дублирование сходных функций различными структурами, отсутствие четкого контроля, незавершенность правового разграничения полномочий органов государственной власти, различного уровня в социальной сфере.
Наличие дискуссионных вопросов в науке конституционного права, связанных с признанием социальных прав, отсутствием единого мнения в отношении места социальных прав в системе прав человека, закреплением гарантий права человека на социальное обеспечение в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации, функционированием действующих пенсионных систем и необходимостью их реформирования, обеспечения судебной защиты конституционных социальных прав, предопределило выбор темы.
Предъявляемые к социальным правам конституционные требования зачастую игнорируются (пусть и со ссылкой на объективные обстоятельства) как законодательными и исполнительными, так и судебными ветвями власти. Можно полагать, что темпы беспрецедентного снижения роли законодательства о социальном обеспечении в удовлетворении материальных потребностей нуждающихся в нем граждан несколько сдерживаются лишь наличием его конституционных рамок. Но юридическая наука уделяет недостаточное внимание исследованию роли Конституции в развитии отраслевого законодательства и необходимости усиления этой роли, так как уровень жизни граждан Российской Федерации непосредственно связан с реализацией принципов и норм Конституции в рамках социального обеспечения.
На сегодняшний день следует признать, что уровень жизни подавляющего большинства граждан России пожилого возраста, а также граждан, не имеющих возможности трудиться, не отвечает стандартам цивилизованного современного общества. Расходы государства на цели социальной защиты в 2 — 3 раза ниже, чем в странах Европейского Союза, что позволяет выплачивать пенсии, составляющие в основной массе всего 30 — 35 % и ниже от размера предшествующей заработной платы. Ситуация с финансированием социального обеспечении усугубляется постоянно растущим дефицитом бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Мировое сообщество впервые заявило о своем обязательстве распространить социальное обеспечение на всех членов общества еще в 1940-е гг. Эта универсальная парадигма была отражена в рекомендациях МОТ 1944 г. № 67 «Об обеспечении дохода» и № 69 «О медицинском обслуживании», которые подготовили условия для признания права на социальное обеспечение как одного из фундаментальных прав во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 22) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 9). Принцип ответственности общества за социальное благополучие людей подтвержден Всемирным саммитом 1995 г. по устойчивому социальному развитию, провозглашением ООН в 2000 г. целей развития тысячелетия, Всемирной встречей на высшем уровне ООН 2005 г.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации конституционного права на социальное обеспечение....
Актуальность темы исследования обуславливается наличием дискуссионных вопросов, связанных с признанием и осуществлением социальных прав граждан. Многие вопросы, касающиеся стремительных преобразований в данной сфере, законодательно не урегулированы. В связи с этим происходит ведомственная разобщенность, дублирование сходных функций различными структурами, отсутствие четкого контроля, незавершенность правового разграничения полномочий органов государственной власти, различного уровня в социальной сфере.
Наличие дискуссионных вопросов в науке конституционного права, связанных с признанием социальных прав, отсутствием единого мнения в отношении места социальных прав в системе прав человека, закреплением гарантий права человека на социальное обеспечение в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации, функционированием действующих пенсионных систем и необходимостью их реформирования, обеспечения судебной защиты конституционных социальных прав, предопределило выбор темы.
Предъявляемые к социальным правам конституционные требования зачастую игнорируются (пусть и со ссылкой на объективные обстоятельства) как законодательными и исполнительными, так и судебными ветвями власти. Можно полагать, что темпы беспрецедентного снижения роли законодательства о социальном обеспечении в удовлетворении материальных потребностей нуждающихся в нем граждан несколько сдерживаются лишь наличием его конституционных рамок. Но юридическая наука уделяет недостаточное внимание исследованию роли Конституции в развитии отраслевого законодательства и необходимости усиления этой роли, так как уровень жизни граждан Российской Федерации непосредственно связан с реализацией принципов и норм Конституции в рамках социального обеспечения.
На сегодняшний день следует признать, что уровень жизни подавляющего большинства граждан России пожилого возраста, а также граждан, не имеющих возможности трудиться, не отвечает стандартам цивилизованного современного общества. Расходы государства на цели социальной защиты в 2 — 3 раза ниже, чем в странах Европейского Союза, что позволяет выплачивать пенсии, составляющие в основной массе всего 30 — 35 % и ниже от размера предшествующей заработной платы. Ситуация с финансированием социального обеспечении усугубляется постоянно растущим дефицитом бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Мировое сообщество впервые заявило о своем обязательстве распространить социальное обеспечение на всех членов общества еще в 1940-е гг. Эта универсальная парадигма была отражена в рекомендациях МОТ 1944 г. № 67 «Об обеспечении дохода» и № 69 «О медицинском обслуживании», которые подготовили условия для признания права на социальное обеспечение как одного из фундаментальных прав во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 22) и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 9). Принцип ответственности общества за социальное благополучие людей подтвержден Всемирным саммитом 1995 г. по устойчивому социальному развитию, провозглашением ООН в 2000 г. целей развития тысячелетия, Всемирной встречей на высшем уровне ООН 2005 г.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации конституционного права на социальное обеспечение....
Конституционные социальные права представляют собой совокупность конституционных прав человека, гарантирующих ему достойную жизнь и социальную защищенность, обеспечивающих оказание ему государством поддержки и помощи в трудной жизненной ситуации.
Согласно Конституции РФ положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а политика России как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, относятся к основам конституционного строя. Каждому человеку гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Несмотря на четкие предписания Конституции, они далеко не в полной мере реализуются на практике. Между тем, как говорится в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г., приоритетом для нас, ключевым фактором развития должны быть благополучие людей, достаток в российских семьях.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом43. Конституционный Суд РФ отмечает: хотя социальное обеспечение может охватывать различные виды помощи и поддержки граждан, однако по смыслу конституционных норм основное его содержание заключается в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию. Обеспечение, предоставляемое человеку обществом, государством, в тех случаях, когда он в силу различных жизненных обстоятельств нуждается в поддержке, призвано гарантировать определенный социальный комфорт, восстанавливать и поддерживать статус полноценного члена социума. То, как именно осуществляются социальная защита, социальное обеспечение граждан, свидетельствует о качественном состоянии государства и общества.
Учитывая значение конституционных социальных прав для обеспечения стабильности государства необходимо устранить противоречия и несогласованность нормативных правовых актов в данной области и объединить все действующие нормы в единый кодифицированный акт. Ряд правовых актов содержит в себе положения, относящиеся к различным отраслям права: конституционного, административного, трудового, права социального обеспечения. В связи с этим предполагается, что все законодательство в сфере реализации конституционного права на социальное обеспечение будет составлять единую систему.
В работе анализируется ведущая роль государства в реализации гражданами конституционного права на социальное обеспечение, которая направлена на создание достойных условий жизни каждому человеку; на осуществление социального обеспечения безработных и пожилых граждан, инвалидов, многодетных семей, сирот; на укрепление социальной справедливости и солидарности в обществе. Из этого следует, что создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является личным делом человека, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике характеризуют деятельность современного демократического государства. При этом необходимо обоюдное участие гражданина и государства.
Эффективность реализации конституционных прав граждан в области социального обеспечения зависит не только от закрепления данных прав в Конституции, не только от наличия государственных гарантий, но и от осведомленности граждан о принадлежности им этих прав. В настоящее время в Российской Федерации реализуются национальные проекты в социальной сфере, направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития государства, повышения уровня жизни, создания условий возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. В этих условиях требуется усиление государственного контроля и надзора за деятельностью государственных органов, государственных и негосударственных учреждений, на которые возложена обязанность по реализации конституционного права на социальное обеспечение....
Согласно Конституции РФ положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а политика России как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, относятся к основам конституционного строя. Каждому человеку гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Несмотря на четкие предписания Конституции, они далеко не в полной мере реализуются на практике. Между тем, как говорится в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г., приоритетом для нас, ключевым фактором развития должны быть благополучие людей, достаток в российских семьях.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом43. Конституционный Суд РФ отмечает: хотя социальное обеспечение может охватывать различные виды помощи и поддержки граждан, однако по смыслу конституционных норм основное его содержание заключается в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию. Обеспечение, предоставляемое человеку обществом, государством, в тех случаях, когда он в силу различных жизненных обстоятельств нуждается в поддержке, призвано гарантировать определенный социальный комфорт, восстанавливать и поддерживать статус полноценного члена социума. То, как именно осуществляются социальная защита, социальное обеспечение граждан, свидетельствует о качественном состоянии государства и общества.
Учитывая значение конституционных социальных прав для обеспечения стабильности государства необходимо устранить противоречия и несогласованность нормативных правовых актов в данной области и объединить все действующие нормы в единый кодифицированный акт. Ряд правовых актов содержит в себе положения, относящиеся к различным отраслям права: конституционного, административного, трудового, права социального обеспечения. В связи с этим предполагается, что все законодательство в сфере реализации конституционного права на социальное обеспечение будет составлять единую систему.
В работе анализируется ведущая роль государства в реализации гражданами конституционного права на социальное обеспечение, которая направлена на создание достойных условий жизни каждому человеку; на осуществление социального обеспечения безработных и пожилых граждан, инвалидов, многодетных семей, сирот; на укрепление социальной справедливости и солидарности в обществе. Из этого следует, что создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является личным делом человека, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике характеризуют деятельность современного демократического государства. При этом необходимо обоюдное участие гражданина и государства.
Эффективность реализации конституционных прав граждан в области социального обеспечения зависит не только от закрепления данных прав в Конституции, не только от наличия государственных гарантий, но и от осведомленности граждан о принадлежности им этих прав. В настоящее время в Российской Федерации реализуются национальные проекты в социальной сфере, направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития государства, повышения уровня жизни, создания условий возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. В этих условиях требуется усиление государственного контроля и надзора за деятельностью государственных органов, государственных и негосударственных учреждений, на которые возложена обязанность по реализации конституционного права на социальное обеспечение....
Подобные работы
- Конституционное право на социальное обеспечение: особенности, нормативное содержание, ограничение и принципы
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Органы внутренних дел в механизме обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Конституционное право на охрану здоровья и его реализация в сфере государственного контроля за качеством товаров и услуг
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2021 - Проблемы реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Административно-правовая защита права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - Конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - Проблемы защиты конституционного права человека на жилище в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Конституционное право граждан на образование: проблемы реализации и защиты (Тема 27, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина)
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019





