ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАГОЛОВОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ЯЗЫКЕ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1.1. Заголовок как ключевая позиция текста 5
1.2. Структура заголовочных конструкций 8
1.3. Семантика наименований художественных произведений 13
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАЗВАНИЙ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПЕНЗЕНСКИХ ПОЭТОВ И
ПИСАТЕЛЕЙ: СТРУКТУРНЫЙ И СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
2.1. Структурные особенности заголовочных конструкций 23
2.2. Семантические группы наименований художественных
произведений 28
2.3. Заголовки по степени выразительности 33
2.4. Факультативный курс для школьников «Роль, структура, семантика
заголовков в произведениях пензенских поэтов и писателей» 39
Выводы по второй главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЕ «Картотека заглавий произведений современных
пензенских поэтов и писателей» 69
Настоящая работа посвящена исследованию заголовка как сильной позиции текста.
Заголовок как своеобразная визитная карточка текста довольно часто привлекала внимание лингвистов (Н. А. Веселова 1998; В. А. Лукин 1999; О. Е. Фролова 2006). Известны серьёзные исследования в области лингвистической организации текста заглавия (С. Д. Кржижановский 1931; Н. А. Кожина 1986). Однако все они посвящены языковому анализу заголовков художественных текстов классической русской и зарубежной литературы. В то же время произведения региональных авторов в данном аспекте остались недостаточно изученными. Этот факт свидетельствует об актуальности, вынесенной для исследования проблемы.
Хотя при изучении анатомии заглавия в известной мере преобладают субъективные подходы (выделение типов заглавия исследователем производится подчас произвольно), в настоящей работе мы попытались синтезировать наиболее общие тенденции анализа заголовка современного литературного прозаического и поэтического текстов.
Сказанное выше позволяет сформулировать цель и конкретные задачи настоящего исследования.
Цель исследования - проанализировать структурно-семантические особенности заголовков художественных произведений пензенских поэтов и писателей.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
1) изучить литературу по данной проблеме;
2) выяснить функции заголовка в современных художественных
произведениях пензенских поэтов и писателей ;
3) выявить структурные особенности заголовочных конструкций;
4) произвести анализ заглавий с точки зрения семантики и степени выразительности;
5) составить элективный курс для школьников «Роль, структура, семантика заголовков в произведениях пензенских поэтов и писателей».
Объектом исследования послужили заголовки, извлечённые методом случайной выборки из художественных произведений пензенских поэтов и писателей.
Предметом исследования являются структурные и семантические особенности заглавий рассматриваемых текстов.
В качестве материала исследования использованы современные произведения таких пензенских поэтов и писателей, как В. Д. Агапов. Г. Е. Горланов, В. А. Дорошина, Н. А. Куленко, В. А. Сухов, Л. И. Терёхина и др. Всего в различных аспектах исследовано более 600 заголовков.
В процессе работы использовались следующие методы научного исследования: статистический, сопоставительный и описательный, метод наблюдения над языковыми фактами.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при изучении структурносемантических особенностей заголовков художественных произведений других авторов.
Практическая значимость работы. Материалы выпускной квалификационной работы могут найти применение в факультативном курсе для школьников «Роль, структура, семантика заголовков в произведениях пензенских поэтов и писателей», на уроках литературы по творчеству современных пензенских писателей.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав и заключения. К работе прилагаются библиографический список, а также приложение.
Целью исследования нашей работы являлось выявление структурно - семантических особенностей заголовков художественной литературы на примере произведений современных поэтов и писателей Пензенского края. На основе проведенного исследования, посвящённого проблеме заглавий современных произведений пензенских поэтов и писателей, мы пришли к следующим выводам: структура заголовочного комплекса многообразна и неоднородна, семантика заглавий разнообразна и выразительна, особую значимость для создания художественных образов имеют изобразительновыразительные средства.
Ознакомившись с многочисленными трудами учёных, изучавших заглавие, мы присоединяемся к мнению тех, кто считает, что заголовок имеет в тексте фиксированное место, является в нём обязательной частью и несёт в себе определённые задачи воздействия.
Искусное использование позиции заголовка в номинативной, семантической и эстетической целях в немалой степени обеспечивает адекватное понимание авторского замысла, представленного для осмысления и осознания самому себе и читателю.
Существует несколько факторов, которым подчиняется авторская воля при выборе названия произведения. Во-первых, это содержание текста. Заглавие должно полностью ему соответствовать. Здесь прослеживаются две основные тенденции: заглавие связано либо с темой произведения, либо с его замыслом, идеей. Во-вторых, время и место создания произведения. Отсюда следуют особенности, характерные для того или иного литературного направления. Роды, виды и жанры литературы (проза, поэзия, драма, пограничные жанры) тоже играют важную роль при формулировании заголовка. В-третьих, в выборе заголовка проявляется индивидуальность автора, его личные симпатии и пристрастия.
Нами проанализировано более 600 заголовков произведений пензенских авторов. В результате анализа были выделены основные структурносемантические группы заглавий современных произведений пензенских поэтов и писателей.
По структуре все заголовки можно разделить на три большие группы:
• заголовок-предложение;
• заголовок-словосочетание;
• заголовок-слово.
Заголовки-предложения представляют собой в большинстве случаев предикативную основу, которая ничем не осложнена. Однако встречаются заголовки, представляющие собой осложнённые простые предложения. Конструкции могут быть осложнены однородными членами, обращениями, обособленными определениями.
Заголовки, представляющие собой сложные предложения, также используются поэтами и писателями, но значительно реже.
Заголовки-предложения в художественных произведениях могут быть не только повествовательными, но и вопросительными, а также побудительными, одностоставными и двусоставными, полными и неполными. Такое разнообразие синтаксических конструкций заголовков позволяет автору заинтересовать читателя, задать определенное настроение перед прочтением.
Заголовки-словосочетания используются писателями и поэтами чаще, чем остальные конструкции. В словосочетаниях используются все виды связи: согласование, управление и примыкание.
Следует отметить, что такой вид связи, как примыкание, в исследуемых заголовках-словосочетаниях встречается лишь дважды. Частое использование словосочетаний, образованных по типу связи согласование и управление неслучайно, так как именно согласование и управление раскрывают изобразительные возможности, которые используются авторами для создания литературных образов.
Наряду с другими конструкциями современные авторы используют заголовки, состоящие из одного слова.
Отдельно следует отметить заголовки, ставшие устойчивыми выражениями и фразеологическими сочетаниями.
Для анализа семантических особенностей заголовков мы использовали статью М. Г. Лунновой «Структурно-семантические особенности названий лирических произведений современных пензенских поэтов», в которой она систематизировала заголовки на основе семантических признаков и выделила несколько семантических групп.
• субъектные (качественно-субъектные и количественно-субъектные);
• обстоятельственные (темпоральные, локативные);
• предметные;
• образные;
• процессуальные.
Мы расширили и дополнили данную классификация другими номинациями:
• заголовки, содержащие библейские мотивы;
• заголовки-посвящения;
• заголовки с жанровыми указателями;
• заголовки, содержащие национальную тематику;
• заголовки, отражающие тему Великой Отечественной Войны и др.
В результате анализа заголовки произведений современных пензенских авторов были систематизированы по степени выразительности .
Мы можем выделить следующие средства выразительности, встречающиеся при анализе наиболее часто:
• метафора;
• эпитет;
• олицетворение;
• перифраза;
• инверсия;
• риторические вопросы и восклицания;
• эллипсис;
• умолчание;
• лексический повтор.
Изобразительно-выразительные средства носят авторский характер, они оживляют речь писателя, придают ей эмоциональность и образность, передают соответствующее настроение читателю, вызывают в нём эмоции и чувства.
В качестве практического решения был разработан элективный курс для школьников «Роль, структура, семантика заголовков в произведениях пензенских поэтов и писателей», который позволит проанализировать заголовки с разными структурно-семантическими характеристиками, познакомит школьников с поэтами и писателями Пензенского края. Таким образом, изучая и исследуя заголовки пензенских поэтов и писателей на элективном курсе, учитель -словесник способствует повышению интереса у школьников к литературе, краеведению и истории.
Программа элективного курса состоит из пояснительной записки, примерного перспективно-тематического планирования, программы, в которой указаны основные темы курса, комплекса упражнений, а также необходимых для подготовки к занятиям дидактических материалов.
При проведении данного исследования нам удалось реализовать следующие задачи:
• изучить литературу по данной проблеме;
• выяснить функции заголовка в современных художественных произведениях пензенских поэтов и писателей;
• выявить структурные особенности заголовочных конструкций;
• произвести анализ заглавий с точки зрения семантики и степени выразительности;
• составить элективный курс для школьников «Роль, структура, семантика заголовков в произведениях пензенских поэтов и писателей».
Проведённый нами анализ показал что: в заголовках произведений современных пензенских поэтов и писателей встречаются как короткие заглавия (словосочетание, слово), так и длинные (предложения). Заголовки могут состоять как из простых предложений, так и сложных. По цели высказывания встречаются и повествовательные, и вопросительные, и побудительные заголовки. Что касается заголовков, состоящих из словосочетаний, то они представлены всеми видами связей: согласованием, примыканием и управлением. Семантика заглавий представлена разнообразными группами. По степени выразительности заглавия многочисленны и разнообразны.
Материал исследования показал, что позиция заголовка - неотъемлемая часть структуры текста, представленного в своём первичном письменном виде, обладающая целым рядом свойств. Авторы при создании заголовков ориентируются на культурный опыт читателя, интеллект и эрудицию. Такие стилистические приёмы, как метафора, эпитет, олицетворение, активизируют читательское воображение, вызывают различного рода ассоциации.
Таким образом, результаты исследования структурно -семантических особенностей заголовков художественного текста свидетельствуют о том, что актуализация семантики заглавий в тексте художественных произведений может происходить по-разному, в зависимости от авторской установки, желания и мастерства автора, его отношения к изображаемому, к формулируемой проблематике.
1. А памяти вечный огонь...: Антология пензенской военной поэзии (1941-2005). / Составитель: О.М. Савин. - Пенза, 2005.
2. Агапов В.Д. Дедушкины сказки. Стихи. Для детей младшего школьного возраста. - Пенза, 2013.
3. Агапов В.Д. Любил любезную державу: Стихотворения, посвящённые 190-летию со дня рождения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. - Пенза, 2004.
4. Арбеков Ю.А. Обед со слоном. Повесть и рассказы. - Пенза, 2009.
5. Арутюнова Н. Д. Референция // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 411-412.
6. Барт Р. Семиотика. Поэтика. - М., 1994.
7. Блисковский З. Д. Заголовок // Газетные жанры. - М., 1971. - С. 166182.
8. Богдашкина Н.Ф. Земля в ладонях: стихи, песни, поэмы. / Нина Богдашкина. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014.
9. Большой толковый словарь русского языка // Под. ред. С. А. Кузнецова. - СПб.: Норинт, 2003.
10. Вежбицка А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып YIII. - Лингвистика текста. - М., 1978. - С. 402-421.
11. Веселова Н. А. Заглавие художественного произведения. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М. 1998.
12. Воробьева О. П. Текстовые категории и фактор адресата. - Киев, 1993.
13. Горланов Г.Е. Золотарёвское побоище. Поэма. - Пенза, 2006.
14. Горланов Г.Е. Листает время календарь: Сборник стихов. - Пенза, 1998.
15. Горланов Г.Е. Приметы осени: Стихи. - Пенза, 2006....55