ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 11
1.1 Система противодействия незаконному перемещению через таможенную границу ЕАЭС культурных ценностей: сущность и специфика 11
1.2 Правовые аспекты организации противодействия незаконному перемещению через таможенную границу ЕАЭС культурных ценностей 19
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РФ 31
2.1 Оценка системы противодействия незаконному перемещению через таможенную границу ЕАЭС культурных ценностей 31
2.2 Опыт СССР и современная практика организации системы противодействия незаконному перемещению культурных ценностей на примере РФ и Приволжского таможенного управления 42
2.3 Зарубежный опыт организации противодействия незаконному перемещению культурных ценностей через таможенные границы государств 51
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 63
3.1 Применение эффективных инструментов по противодействию незаконному перемещению через таможенную границу ЕАЭС культурных ценностей 63
3.2 Применение интеллектуальных и цифровых технологий по противодействию незаконного оборота культурных ценностей на территориях зарубежных стран 69
3.3 Унификация правовых норм в целях повышения результативности борьбы с незаконным перемещением культурных ценностей в ЕАЭС 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 101
ПРИЛОЖЕНИЕ В 102
С развитием тесных взаимоотношений между государствами, укреплением сотрудничества и налаживанием экономических, торговых, политических связей, возрос торговый оборот товаров через таможенные границы различных государств. В связи с большими объемами поступающих товаров и иных предметов, пересылаемых из одного государства в другое, таможенными органами было принято решение об использовании выборочного таможенного контроля. Выборочность характеризуется тем, что сотрудник таможенных органов может потребовать только некоторую часть товаров для проведения одного из форм таможенного контроля, оставшаяся часть товаров проходит автоматически через таможенные границы без проверки.
В этой связи участились случаи незаконного проникновения товаров через границы государств. Обманным путем могут провозиться любые предметы, которые легко скрыть от сотрудника таможенных органов, например, драгоценные вещи, купленные за рубежом, аксессуары, ювелирные изделия, металлы, наркотические средства и т.д. Особую проблему при незаконном проникновении через таможенные границы составляют предметы культурных ценностей.
Под культурными ценностями следует понимать любые предметы, представляющие историческую ценность и значимость для страны, возраст которых составляет более 50 лет и находящиеся в единственном или лимитированном экземпляре.
Из года в год учащаются случаи пресечения сотрудниками таможенных органов контрабанды культурных ценностей. При этом, проблема рассматривается не только на национальном уровне в пределах Российской Федерации, а на международном уровне.
В этой связи актуальность темы заключается в принятии незамедлительных мер борьбы с возросшим количеством попыток незаконного оборота культурных ценностей с их последующей перепродажей на территории ЕАЭС посредством взаимодействия с зарубежными странами.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы - проанализировать теоретическую базу и нормативно-правовые документы для уточнения понятия «культурные ценности», изучить правонарушения, рассмотреть зарубежный и советский опыт организации противодействия незаконному перемещению культурных ценностей в целях разработки предложений по совершенствованию системы таможенного контроля в отношении культурных ценностей для стран -участниц ЕАЭС.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить сущность и специфику противодействия незаконному перемещению через таможенную границу ЕАЭС культурных ценностей;
- проанализировать правовые аспекты организации противодействия незаконному перемещению через таможенную границу ЕАЭС культурных ценностей;
- проанализировать опыт СССР и современную практику организации системы противодействия незаконному перемещению культурных ценностей на примере РФ и Приволжского таможенного управления;
- изучить зарубежный опыт организации противодействия незаконному перемещению культурных ценностей через таможенные границы государств;
- разработать предложения по совершенствованию системы противодействия незаконному перемещению через таможенную границу ЕАЭС культурных ценностей;
- предложить предложения эффективных инструментов по противодействию незаконному перемещению через таможенную границу ЕАЭС культурных ценностей.
В качестве объекта исследования выпускной квалификационной работы выступил таможенный контроль в отношении культурных ценностей, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС....
Сохранение культурного наследия для всех стран мира является одной из основополагающих целей. На протяжении долгого периода времени наблюдается тенденция, направленная на незаконный ввоз и вывоз культурных ценностей из страны в целях получения личной выводы. Такая отрицательная динамика характеризуется рядом проблем в функционировании правового национального механизма, а также не вовлеченность стран и населения в возвращении и охране предметов культуры.
Проанализировав законодательную базу стран, входящих в состав ЕАЭС, можно заметить неурегулированную систему отслеживания и контроля товаров. Это доказывает пример из ТК ЕЭАС, где отсутствуют положения по перемещению, хранению и транспортировки культурных ценностей, а также возможная ответственность лиц за незаконное перемещение предметов культуры. В этой связи контрабанда данных видов товаров приобретает все большую актуальность.
Контрабандисты могут прибегать к различным способам вывоза, среди которых: 1) недекларирование, либо недостоверное декларирование; 2) сокрытие товаров от сотрудников таможенных органов в личных вещах или полостях транспортных средств; 3) предоставление недостоверных сведений, суть которых заключается в вывозе иных товаров, не указанных в таможенной декларации и иных сопроводительных документах.
Наибольшую актуальность контрабандные деяния, совершенные в отношении культурных ценностей, были совершены во времена СССР, где был подписан специальный Указ о целенаправленном вывозе культурных ценностей в зарубежные страны с их последующей продажей с целью получения дополнительных денежных средств для развития страны после многочисленных войн.
В зарубежных странах также наблюдается проблема по незаконному обороту культурных ценностей, вследствие чего был введен специализированный орган, задачей которого является укрепление международного сотрудничества, проведение ряда мероприятий, направленных на противодействие незаконного оборота товаров, а также введение новых правил по перемещению культурных ценностей через таможенные и государственные границы. По данным на текущий год, в данную организацию, а именно ЮНЕСКО, насчитывается 193 страны. Российская Федерация из-за введенных санкций не может принимать участие в объединенных мероприятиях.
В ходе анализа государственной практики по обеспечению таможенного контроля товаров, представляющих культурные ценности, было выявлено, что в стране присутствует и действует Перечень, в который входят различные наименования предметов культуры с их характеристикой. На каждом товаре присутствует метка, которая может подразделяться на два вида. Первый вид метки ставится для культурных ценностей, второй вид - для особо охраняемых культурных ценностей.
Чтобы провести культурные ценности через таможенные границы, нужно получить разрешение на вывоз, выданное Министерством культуры РФ. Все культурные ценности, ранее вывезенные с таможенной территории РФ и ЕАЭС в целом, через определенный промежуток времени должны быть возвращены обратно. Если культурные ценности вывозятся в зарубежные страны для демонстрации, показов, выставок, лицо должно заполнить таможенную декларацию. В случае вывоза культурных ценностей физическим лицом, заполняется пассажирская таможенная декларация; юридическим лицом - декларация на товар. Все товары, относящиеся к категории культурных, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов.
Проанализировав зарубежный опыт по проведению таможенного контроля в отношении культурных ценностей, была выявлена некоторая вовлеченность государства и людей в сохранении культурного наследия. Также выделена особая развитость пунктов пропуска, оснащенных новейшими техническими и технологическими системами, способными быстро и бесперебойно отслеживать культурные ценности на всем пути их следования из одной страны в другую....
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: https://base.garant.ru/71652992/(дата обращения: 18.02.2024).
2. Об общих положениях об оснащении пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза инспекционно досмотровыми комплексами и их использовании // Рекомендация коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2016 г. № 7. URL: https://sudact.ru/law/rekomendatsiiakollegiievraziiskoiekonomicheskoi- komissii-ot-17052016/prilozhenie/(дата обращения: 04.04.2024).
3. О проекте Соглашения о перемещении культурных ценностей между государствами-членами Евразийского экономического союза // Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.10.2022 №177. URL:https://customs.gov.ru/uchastnikamved/spravochnaya -informacziya/peremeshhenie-tovarov/poryadok-oformleniya-kul-turnyx- czennostej (дата обращения: 05.03.2024).
4. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09 июля 1999 г. № 275-3 (с изм. и доп. по состоянию на 01.10.2023 г.) // Палата представителей от 02.06.1999 г. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk9900275(дата обращения: 25.01.2024).
5. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 28 октября 2021 г. № 127 ред. от 25.01.2024 г. № 27). URL: https://cbd.minjust.gov.kg/112309/edition/ 2087/ru?ysclid=lwf94m5i1956964908 (дата обращения: 25.01.2024).
6. Уголовный кодекс Республики Армения от 27.05.2021 г. № 3Р-199 (ред. 21.03.2024 г. № 3Р-91), (принят Национальным Собранием Республики Армения от 15.06.2022 г.). URL: http://www.parliament.am/legislation.php?s el=show&ID=1349&lang=rus (дата обращения: 25.01.2024).
7. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 03.07.2014 г. № 226-V (с изм. и доп. по 01.05.2024 г.), (изм. Закон РК от 19.04.2024 г. № 74-VIII). URL: https://online.zakon.kz/Document/ doc_id=31575252(дата обращения: 25.01.2024).
8. О культуре: Закон Республики Казахстан от 15.12.2006 № 207-III (с изм. и доп. по состоянию на 01.07.2023 г.). URL: https://online.zakon.kz/Docum ent/?doc_id=30081960 (дата обращения: 16.04.2024).
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1993 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
10. О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон РФ от 15.04.1993 № 48041 // Российская газета. № 92.
11. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный закон от 26.05.1996 №54-ФЗ (ред. от 12.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Российская газета. № 104.
12. Приложение 1. Перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 14 марта 2008 г. № 117 «О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 24. 16.06.2008.
13. Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение: Постановление Правительства Российской Федерации от 14.09.2020 № 1425 // Собрание законодательства РФ. 21.09.2020. № 38. Ст. 5899.
14. Стратегия развития таможенной службы Российской федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 г. № 1388-р // Собрание законодательства РФ. 01.06.2020. № 22. Ст. 3572.
15. Перечень пунктов пропуска через государственную границу России по состоянию на декабрь 2022 года // Перечень Минтранса России от 01.12.2022. URL: https://mintrans.gov.ru/activities/168(дата обращения: 19.04.2024)...(69)