Профессиональная мотивация студентов, обучающихся по специальности «Туризм, жилищно-коммунальный и гостиничный сервис» (Маркетинговые технологии в туризме, Российский государственный профессионально-педагогический
университет)
Проведен онлайн-опрос.
Выборка: 35 студентов Российского государственно профессионально-педагогического университета в возрасте 17-21 года, обучающихся на 1-3 курсах.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Профессиональная мотивация: понятие и виды 5
1.2. Специфика профессиональной мотивации студентов ВУЗа 11
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ, ОБУЩАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТУРИЗМ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ, И ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС» 17
2.1. Цели поступления в ВУЗ и мотивы выбора специальности 17
2.2. Степень удовлетворенности обучением и дальнейшие планы студентов 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 – ТАБЛИЦЫ ЛИНЕЙНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 47
Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Изменения, произошедшие в политической и экономической сферах жизни российского общества за последние десятилетия, оказывают большое влияние на ценности и жизненные ориентации молодежи. Очевидно, что в сложившихся условиях мотивация профессиональной деятельности принимает иную структуру и направленность, следовательно, возникает необходимость ее изучения в современном контексте. Актуальность изучаемой темы обусловлена необходимостью получения знаний о состоянии ценностей и мотивации к профессиональной деятельности студенческой молодежи, осознанию каких специалистов выпускает высшая школа, а также разработки мер по формированию профессиональной мотивации студентов.
К вопросу мотивационной составляющей студентов уже обращались отечественные и зарубежные социологи, психологи, педагоги. В трудах отечественных ученых И.Ф. Беляевой, А.Г. Здравомыслова, А.Н. Леонтьева, В.П. Рожина, П.А. Рудик, П.М. Якобсон др. рассматривается процесс формирования и функционирования мотивации, выделяются смыслообразующие мотивы трудовой деятельности . Психологическое понимание феномена учебно-профессиональной мотивации развивали Д. Аткинсон, Т.С. Бобкова, В.А. Бодров.
Объектом исследования является профессиональная мотивация.
Предмет исследования – профессиональная мотивация студентов.
Цель данной курсовой работы – анализ профессиональной мотивации студентов.
Задачи:
1. Дать определение профессиональной мотивации
2. Охарактеризовать специфику профессиональной мотивации студентов ВУЗа.
3. Изучить мотивы выбора специальности и цели поступления в ВУЗ
4. Оценить степень привлекательности специальности «Туризм, жилищно-коммунальный и гостиничный сервис», ожидания от работы по специальности
5. Проанализировать удовлетворенность обучением
6. Изучить образовательные и рабочие планы студентов
Характеристика метода исследования: опрос, форма – анкетирование.
Целью данного исследования было изучение и анализ профессиональной мотивации студентов, в ходе которого были рассмотрены понятия и виды профессиональной мотивации, специфика профессиональной мотивации студентов ВУЗа, а также решены задачи исследования
Решая первую задачу – проанализировать понятия и виды профессиональной мотивации, было выявлено, что мотивация обусловлена множеством внешних и внутренних факторов, существует большое количество классификаций мотивации, от определения которой зависит качество конечных результатов.
В ходе решения второй задачи – определить специфику профессиональной мотивации студентов ВУЗа, было выявлено, что правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем.
Из результатов проведенного нами исследования видно, что многие студенты учатся ради диплома о высшем образовании. Главной целью является все же его наличие, а получение знаний, умений и навыков уходит на второй план. Видим, что из-за неудовлетворенности многими сторонами обучения, студенты не ставят перед собой высокие цели не стремятся к их достижению. Тем не менее, вреди опрошенных есть студенты, которые действительно любят выбранную специальность и хотят реализоваться в профессии после окончания обучения.
Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, поэтому крайне важно проводить проверки, здраво оценивать учебные планы, и способствовать формированию профессиональных компетенций.
1. Скипина, А. С. Предпосылки профессиональной мотивации студентов / А. С. Скипина // Начные исследования. – 2016. – № 16. – С. 3
2. Сотникова, А.В. Профессиональная мотивация как предмет социологического анализа / А.В. Сотникова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 77. – С. 6
3. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. – М. : Педагогика, 1972. – С. 7–44.
4. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М. : Просвещение, 1969. – 317 с
5. Матюхина М. В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости // Мотивация учения. – Волгоград, 1976. – С. 5–15.
6. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.
7. Немов Р.С. Психология образования. - М.: Владос, 2007. - 606 с
8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 2001. – 288
9. Магура М., Курбатова М. Секреты мотивации или мотивация без секретов. - М.: Ин-т психологии, 2007. - 653 с.
10. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 720 с
11. Гафла, Е. С. Психолого-педагогические подходы к сущности понятия «Мотивация» в научных исследованиях / Е. С. Гафла // Новые технологии. – 2012. – С. 4
12. Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Района. // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - С. 103-122
13. Локк Э. А., Латам Г. П. Что нам делать с теорией мотивации? Шесть рекомендаций для XXI века // Обзор Академии управления. - 2004. - № 29(3). - С. 388-403
14. Латам Г. П., Пиндер К. С. Теория и исследования трудовой мотивации на заре XXI века // Ежегодное обозрение психологии. - 2005. - № 56(1). - С. 485-516.
15. Райан Р. М., Деци Э. Л. Теория самоопределения и содействие внутренней мотивации, социальному развитию и благополучию // Американский психолог. -2000. - Том 55. № 1. - С. 68-78.
16. Бандура А. Самоэффективность: осуществление контроля. - Нью-Йорк: У. Х. Фримен, 1997. - 604 с.
17. Какие типы выделяются в профессиональной мотивации абитуриентов [Электронный ресурс]. URL: https://cyberpediа.su/3x8f97.html. (Дата обращения: 7.05.21).
18. Сергеев, Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа / Р.В. Сергеев // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. – С. 7
19. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ [Электронный ресурс].URL:.https://урок.рф/librаry/professionаlnoorientirovаnnаyа_motivаtciyа_studento_160249.html#:~:text=Профессионально-ориентированная%20мотивация%20обучающихся%20включает%20в,профессиональной%20образованности%20и%20культуры%20личности.(Дата обращения: 7.05.21).
20. Гузанов, Б.Н. Профессиональная мотивация студентов ВУЗа в процессе интегрированного производственного обучения / Б.Н. Гузанов, А.С. Кривоногова. – Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2016. – 223 с.
21. ДЕМОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА [Электронный ресурс]. – URL: https://elаr.urfu.ru/bitstreаm/10995/29912/1/аpsmkoy_2014_03_67.pdf. (Дата обращения: 7.05.21).
22. Приемы для стимулирования и мотивации познавательной деятельности обучающихся. [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportаl.ru/npo-spo/estestvennye-nаuki/librаry/2020/10/28/priemy-motivаtsii-studentov#:~:text=-%20Приемы%2C%20основанные%20на%20общении%2C%20взаимодействии%20педагога%20и%20студентов%3А. (Дата обращения: 7.05.21).
23. Мотивация деятельности человека [Электронный ресурс]. URL: https://4brain.ru/psy/psihologija-motivacii.php (Дата обращения: 29.05.21).
24. Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/06/1431 (дата обращения: 17.05.2021).
25. Состояние и перспективы развития профессиональной мотивации студентов [Электронный ресурс]. URL: https://www.referat911.ru/Sociologiya/sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-professionalnoj/602539-3526000-place2.html (Дата обращения: 17.05.2021).