Введение
Глава 1.Теоретические основы использования художественного текста
как средства обучения английскому языку
1.1. Понятие художественный текст
1.2. Методика работы с художественным текстом
Выводы по 1 главе
Глава 2. Формирование интереса старшеклассников при работе с
художественным текстом на уроках английского языка
2.1. Психолого-педагогические основы познавательного интереса
старшеклассников
2.2. Принципы отбора художественного текста для обучения английскому языку в старших классах
2.3. Организация работы с художественным текстом на уроках английского языка в старших классах
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Художественный текст является одним из важнейших источников получения информации и считается ведущим видом речевой деятельности, способствующих изучению иностранного языка. Считается, что владение иностранным языком зависит от качества и количества прочитанных текстов на данном языке. Чтение способствует овладению навыками иноязычного общения в устных и письменных формах. Художественная литература выступает в качестве средства приобщения обучающихся к культуре страны изучаемого языка и всего мира, помогает стать частью мира нравственно-эстетических ценностей людей. Язык художественной литературы помогает развитию речевой культуры, обогащению знаний об изучаемом языке, позволяет приобрести навыки письменной и устной иноязычной речи. Важное значение в развитии иноязычной коммуникативной компетенции имеет использование литературных текстов при обучении ИЯ, являющееся целью обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. Идея воспитания и поддержка интересов школьников, является одной из основ, нацеленных на совершенствование процесса обучения Однако с переходом в старшие классы интерес к урокам иностранного языка имеет тенденцию к понижению.
Актуальность работы обусловлена необходимостью повышения интереса обучающихся к урокам английского языка, так как отсутствие заинтересованности препятствует успешному обучению.
Объектом работы является процесс воспитания у обучающихся интереса к урокам английского языка.
Предметом работы является художественный текст как средство воспитания интереса к английскому языку.
Цель - предложить способы организации и проведения уроков английского языка с использованием художественных текстов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать основные условия и этапы формирования учебно-познавательного интереса у старшеклассников.
- изучить лингвистические и дидактические особенности художественного текста;
- выявить принципы и критерии отбора художественных текстов и требования к ним;
- рассмотреть принципы работы с художественным текстом на уроке английского языка на старшей ступени обучения;
Для решения сформулированных задач использовались следующие методы научного исследования: описательно-аналитический(изучение, анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме работы), анализ учебника по английскому языку.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации вопросов по проблеме воспитания устойчивого интереса старшеклассников к обучению. Описаны приемы работы с художественным текстом на уроках английского языка в старших классах.
Практическая значимость. Материалы работы могут быть использованы учителями школ при подготовке к урокам английского языка, при написании методических пособий, ориентированных на максимальное использование художественных текстов при решении различных учебных задач.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В данной работе предпринята попытка рассмотрения теоретических основ касающихся понятия «текст» и «художественный текст» как его разновидности. Было дано определения понятию «художественный текст», рассмотрены его функции и признаки. Были рассмотрены различные методы работы с художественным текстом как средством повышения заинтересованности обучающихся к уроках английского языка. Также обозначена важность чтения отрывков художественных произведений на уроках английского языка. Исходя из этого было рассмотрено понятие «чтение» и его виды, и важность на последнем этапе изучения английского языка в школе, а также были Было рассмотрено понятие «познавательный интерес» и условия его формирования у подростков. Говорилось и о разнообразных методах и способах повышения мотивации к урокам английского языка и об условиях успешного проведения уроков. Были рассмотрены различные методы работы с художественным текстом как средством повышения заинтересованности обучающихся к уроках английского языка. Работа над художественным текстом не только положительно влияет на эмоциональную сферу личности школьника, но и ведёт к активизации и обогащению словарного запаса обучающихся, приводит к упрощению процесса освоения иностранного языка с помощью дополнительной мотивации. Важно также подобрать систему упражнений, помогающую не только подвергнуть проверке приобретенные знания, но и лучше их усвоить. Поэтому необходимо правильно подобрать учебник, содержащий в себе не только необходимый объем и качество материала, но и достаточное количество художественных отрывков, способствующих повышению учебной мотивации, которая ведет к успешному и легкому изучению английского языка.
1. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках английского языка: Пособие к спецкурсу- М.- 2008.- С.132.
2. Бабенко Л.Г. Методические требования к текстам для проверки уровня владения ознакомительным чтением на иностранном языке - М.: Изд- во Титул, 2000 . - 68 с.
3. Белянин В.П.Воспитание творческого читателя: Проблемы
внеклассной и внешкольной работы по литературе. Под ред. В.П. Белянина - М.: Просвещение, 2002.-213 с.
4. Габдуллина М.Г. Разработка проблемных заданий в процессе преподавания литературы на английском языке/ /Иностранные языки в школе. - 2005 - №4.
5. Гальская Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам- М.: Высшая школа-2006.-142 с.
6. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 2007.-294с.
7. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов - М., АРКТИ, 2004.
8. Демидова Н.А. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа - М., 2007.-101с.
9. Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно- ориентированной методики - М., 2009.
10.Зырянова О.Б. Способы и приемы усвоения языкового материала при пересказе текстов// Иностранные языки в школе.- 2006- № 4.-54 с.
11. Качурин М.Г. Влияние анализа на восприятие художественных произведений. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа- М., 2009.
12. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 2009-147с.
13. Корст Н.О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе - М., 2009 - 183с.
14. Кувшинов В.И. О работе с лексикой на уроках английского языка // Иностранные языки в школе.- 2006№ 4 - 54 с.
15. Кудряшев Н.И. О процессе руководства восприятием литературного произведения старшеклассниками. Искусство анализа художественного произведения. - М., 2011.
16. Кузовлев В.П. Книга для учителя к учебнику 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., 2011.
17. Курндорф Б.Ф. Методика преподавания иностранного языка в старшей школе. - М., 2008.- 125 с.
18. Лотман Ю.А. Структура художественного текста. - М., 2010.
19. Лытаева М.А. Совершенствование умений говорения на основе текста для чтения на старшем этапе //Иностранные языки в школе. - 2004. - №.6- 67 с.
20. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - М., 2004.
21. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М., 2006.
Т1. Маслова В.А. Психология восприятия художественной литературы. - М.: 2002.- 63 с.
23. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка.: Справочное пособие / Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская, А.С.Будько, С.И. Петрова.- 5-е изд., стереотип.- Лен.: Высшая школа., 2009.- 522с.
24. Миролюбова,А.А.Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях / под ред. А.А. Миролюбова,-2-е изд., исправленное.- М. "Высшая школа" 2004.-161 с.
25. Носонович Е.В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам.- М., 2005.
26. Пагис Н.А. Работа с художественным текстом на уроках английской литературы // Иностранные языки в школе. 2004. - №6 - 43 с.
27. Пищальникова В.А. Пособие для учителя.- М.: АРКТИ, 2003.- 192 с.
28. Рапопорт А.И.О диагностических функциях тестовой методики дополнения // Иностранные языки в школе. - 2001.- №2. - 33 с.
29. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на старшем этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Просвещение, 2011.- 232 с.
30. Рогалева А.А. Художественный текст на иностранном языке,как особый вид учебного текста // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 7(38). - Новосибирск: СибАК, 2014.- 210 с.
31. Саланович Н.А. Роль и место чтения художественных текстов на старшем этапе обучения // Иностранные языки в школе. - 2001.- №3- 36 с.
32. Севбо И.П. Структура связного текста. - М., 2007. - 228 с.
33. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. -М.: АСТ, 2004. - 210с.
34. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. - М., 2005.¬156 с.
35. Соловова Е.Н. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4. - 51 с.
36. Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе - М., 2008.
37. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов.-М.: Совершенство, 2008. - 368 с.
38. Уэст М. Методика обучения чтению // Иностранные языки в школе.- 2003-№3.-47 с.
39. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.-1964.- 243с.
40. O. Henry.Witches'Еоауез.-М.:Эксмо,2013- 5с.