ВВЕДЕНИЕ 5
1.1 Истоки понятия информации 10
1.2 Понятие информационной безопасности 14
1.3 Правовое обеспечение информационной безопасности 17
1.4 Криптографические методы и средства обеспечения информационной безопасности 32
2 ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО¬
ПРАВОВОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ 38
2.1 Понятие правовой защиты информации 38
2.2 Информационная безопасность адвокатской деятельности 42
2.3 Информационная безопасность налоговых органов 44
2.4 Информационная безопасность судебного производства 49
2.5 Информационная безопасность высших учебных заведений 58
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ИНФОРМАЦИОННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 58
3.1 Тенденции развития информационного права в России 64
3.2 Развитие законодательства в области информационной
безопасности как элемент системы национальной безопасности 67
3.3 Анализ направления реализации политики информационной
безопасности на примере сравнения Доктрины информационной
безопасности 2000 и 2016 годов 76
3.4 Актуальные направления информационной безопасности
Российской федерации 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
Информационную безопасность можно определить как политико-правовое понятие, обозначающее состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Базовое представление об информационной безопасности можно изложить в следующих вопросах:
- соблюдение конституционных прав и свобод граждан;
- совершенствование отечественных информационно¬
телекоммуникационных технологий и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке;
- создание гарантий безопасности информационных
телекоммуникационных систем;
- информационное обеспечение деятельности государства, в условиях непрерывно меняющейся геополитической обстановки.
Совершенствование существующей системы информационной безопасности, развитие её составляющих и обеспечение функционирования для защиты интересов граждан, организаций общества и государства являются актуальной научной проблемой. Это обусловлено:
- исключительно растущей ролью информации и её влияния на все доступные сферы общественных отношений;
- изменением приоритетов безопасности государства и необходимостью теоретического и практического решения принципиально новых задач ее информационного обеспечения;
- появлением принципиально новых угроз и опасностей, воздействующих на информационно-коммуникационные системы государства, общественное и индивидуальное сознание его граждан.
Несмотря на непрерывную работу по разработке действующих и всеобъемлющих механизмов обеспечения информационной безопасности, а также их правовую и методическую поддержку можно выделить целый ряд существующих на данный момент вопросов, таких как:
- постоянно меняющиеся черты, роли, характерные особенности отдельных аспектов информационной безопасности, их цели и задачи, области применения;
- ошибки прогнозирования тенденций развития информационной безопасности в процессе трансформации современного общества;
- существующие теоретико-правовые модели и схемы идеального информационного взаимодействия общественных и государственных институтов в сфере государственной безопасности не охватывают все возникающие в связи с этим взаимодействием вопросы;
- некорректная реализация отдельных аспектов информационного и методического обеспечения по вопросам информационной безопасности, связанных с деятельностью органов государственной власти в интересах решения возложенных на них задач.
Все вышеперечисленное подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования. Целью магистерского исследования является конституционно-правовое осмысление и деконструкция теоретико-методологических основ концепции информационного обеспечения государственной безопасности России как сложной социальной системы в условиях перехода к постиндустриальному обществу, развитию социально ориентированной рыночной экономики, а также анализ существующих тенденций развития института информационной безопасности...
В заключение работы необходимо обобщить результаты исследования и сформулировать на этой основе ряд положений и выводов.
Информационная безопасность Российской Федерации - это состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
В работе рассмотрено большое количество нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих различные аспекты информационной безопасности. Основополагающим документом в данной сфере выступает Конституция Российской Федерации.
Исследован вопрос правовых методов обеспечния информционной безопасности, заключающийся в разрабокте нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере и нормативно-методических документов по вопросоам обеспечения информацинной безопасности Российской Федерации.
В Российской Федерации в настоящее время реализуется целый комплекс мероприятий, направленных на совершенствование нормативно-правового обеспечения информационной безопасности: формируются
механизмы противодействия внутренним и внешним угрозам в информационной сфере, непрерывно дополняется законодательство, регулирующее информационные правоотношения и область обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Это находит законодательное закрепление в документах стратегического планирования и нормативных правовых актах различного уровня.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены различные аспекты организационно-правового и технического обеспечения информационной безопасности отдельных субъектов и объектов информационных правоотношений. Существующая в работе выборка призвана подчеркнуть репрезентативность и уникальность каждой отдельной структуры в контексте обеспечения её информационной безопасности.
Рассмотрены ключевые моменты развития информационного права и действующего законодательства в области информационной безопасности и защиты информации. Законодательство в указанной области представляет собой динамично развивающуюся нормативно-правовую базу, призванную отвечать современным требованиями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере и подчеркнуть стремление России к лидерству в области информационных технологий...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1 - ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 30 октября 2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. № 1 ст. 1.
3. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-
ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в ред. от 31 января 2016 г.) // Собрание законодательства Российской
Федерации от 3 марта 1997 г. № 9 ст. 1011.
4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г. № 51 ст. 5712.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. от 02.12.2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.
6. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в ред. от 19.12.2019 г.) // Российская газета от 10 августа 2000 г. № 153-154.
7. Кодекс профессиональной этики адвоката, принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. (в ред. от 22 апреля 2013 г.) // Сборник законодательных и нормативных актов РФ «Экспресс-закон», декабрь 2003 г., № 45.
8. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 (в ред. от 02.12.2019 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 357.
9. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 02.12.2019) // Российская газета от 8 февраля 1992 г. № 32.
10. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне (в ред. от 29.07.2018) // Российская газете от 21 сентября 1993 г. № 182.
11. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» (в ред. от 29.06.2018) // Российская газета от 22 июля 1999 г. № 140-141.
12. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Российская газета от 29 июля 1999 г. N 146.
13. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 02.08.2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. № 33 (Часть I) ст. 3418.
14. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ, «О коммерческой тайне» (в ред. от 18.04.2018 г.) // Российская газета, № 166, 05.08.2004.
15. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ в ред. от 02.12.2019 // Российская газета, № 165, 29.07.2006...85