Школьное историческое образование в России в XVIII - начале ХХ вв
|
Введение 3
Глава I. Проблемы теории и методологии школьного исторического образования 11
§1. Концепции исторического образования в России 11
§2. Проблемы методологии школьного исторического образования 20
Глава II. Развитие образования в конце XVIII- начале ХХ вв 25
§ 1. Переход от теологических к дескриптивным концепциям обучения истории в конце XVIII в 25
§2. Новые тенденции в курсах школьной истории
XIX в 37
§ 3. Поиски форм и методов исторического образования на рубеже XIX-XX вв 58
Глава III. Методическая разработка 96
Заключение 104
Список использованных источников и литературы
Глава I. Проблемы теории и методологии школьного исторического образования 11
§1. Концепции исторического образования в России 11
§2. Проблемы методологии школьного исторического образования 20
Глава II. Развитие образования в конце XVIII- начале ХХ вв 25
§ 1. Переход от теологических к дескриптивным концепциям обучения истории в конце XVIII в 25
§2. Новые тенденции в курсах школьной истории
XIX в 37
§ 3. Поиски форм и методов исторического образования на рубеже XIX-XX вв 58
Глава III. Методическая разработка 96
Заключение 104
Список использованных источников и литературы
Актуальность. Образование в России - всегда являлось основой нашего государства. Его мощи, политического развития, экономического роста и стабильности. Отношение власти к состоянию образования на любом из этапов исторического развития России - показатель того, кто нужен стране для ее роста.
Изменения в современном обществе, во всех его сферах, требуют от выпускников школ широкого спектра знаний во многих областях науки. Молодые люди, в ритме жизни XXI в., должны твердо стоять на требованиях информационного общества, базирующийся на приоритетах ценностей человеческой морали и культуры.
Тема данной работы, в наши дни особо актуальна, так как помогает проследить не только становление исторического образования в России, но и его развития.
Анализируя развитие исторического образования с XVIII в. до начала XX в., применительно к сегодняшнему состоянию преподавания истории в школе, прослеживаются приоритеты тогда и сегодня в данном процессе.
Наш век - это время информации. Сегодня школьнику для гармоничного развития его личности необходимо все больше свежей информации, научно обоснованной. При выходе из школы ученик должен обладать необходимыми компетенциями, позволяющими саморазвиваться, достигать новых высот в профессии. Знание исторического образования его объективной оценкой и без впадения в крайности, глубокое и всестороннее исследование его и анализ помогают извлекать положительные уроки, совершенствовать систему, выбирать правильный вектор развития.
Сегодня необходимо и крайне актуально знать модель образования нашей страны, методов и тех средств, которые создают историческое сознание. Владение знания о школьном историческом образовании важно и для специалистов по истории и педагогике, для педагогов, которые ежедневно занимаются поиском тех или иных путей совершенствования образования.
Данная тема привлекательна и научно-познавательным интересном: необходимостью обратить внимание на школьное историческое образование не как на совокупность фактов и событий, а как на систему научных проблем, подготовивших коренные качественные изменения в современной системе образования.
Возможность выявления тенденций и закономерностей развития школьного исторического образования тогда, когда будет проведен анализ развития данной системы в период с XVIII - по начало XX вв.
Объектом исследования определено становление и развитие школьного исторического образования в России в период с XVIII по начало XX вв.
Предметом исследования являются вопросы генезиса, сущности, концептуально-теоретических основ, исторической динамики, специфики форм и проявлений школьного исторического образования за указанный период.
Хронологические рамки работы охватывают период с конца XVIII в., время когда в курсе школьных предметов история Отечества становится самостоятельным предметом; по начало XX в., нижняя граница которого, определяется Октябрьской революцией 1917 г. - периодом нового видения изучения истории в школе.
Историографический обзор. Актуальность проблемы образования привлекала отечественных ученых всегда. В работе будут рассмотрены научные труды, относящиеся к следующим этапам разделить на этапы:
начало Х1Х в. - конец 1850-х гг.; 1860-е гг. - до 1917г. За основу указанного временного периода взяты те политические, социальные, культурно-идеологические условия, которые так или иначе повлияли на создателей. Общей тенденцией для выделенных этапов является внимание исследователей к содержанию, структуре и сущности школьного исторического образования, однако подходы и оценки их существенно разнятся.
В период с начала XIX в. - конец 1850-х гг. работ, которые привлекли особое внимание нет. Рассмотрение проблемы становления исторического образования было поверхностно. В основном представления историков базировались на какой-либо частной проблеме, а не на всем процессе. Труды Н.М.Карамзина , С.С. Уварова , И.К. Кайданова , С.Н. Смарагдова и др. рассматривали историческое образование как совокупность проблем общественно-политического характера, требовавшая изменения политики государства в сфере образования. Была дана положительная оценка, принятая Александром I, установившая контроль над системой образования посредствам Министерства народного просвещения. А. Страчевский, журналист XIX в., в своем труде анализировал и оценивал исторические работы того времени по проблемам исторического образования. С.С. Уваров обратил свое внимание на один из таких важных вопросов того времени, как обобщение исторического образования в гимназиях.
«Русский педагогический вестник», «Педагогический сборник», «Журнал для воспитания», «Журнал для родителей и наставников», «Учитель», «Ясная поляна» и др., появившиеся педагогические средства периодической печати, которые охватывали актуальные вопросы
совершенствования современных педагогических систем, в т.ч. исторического образования.
Развитие историографии проблемы в 1860-е гг. - начало ХХ в. связано с изменениями в системе всего школьного исторического образования: его реформированием, поиском и обновлением и утверждения в общественном сознании буржуазно-либеральной идеологии. Эту проблему подвергали исследованию и профессиональные историки, государственные деятели , школьные учителя, они попытались указать те ценностные векторы, которые проводят в школах, рассмотреть влияние Министерства народного просвещения, так размышляя о месте истории как школьного предмета в образовательной системе А.В. Добрынин обратил свое внимание на то, какова важность необходимости изучения истории ради научного и педагогического потенциала .
Смена веков несла за собой и негативный, подмен исторической науки в школах обществоведческим, следуя веяниям европейской исторической мысли. В работе Н.И. Кареева , профессионального историка, мы видим, что история это не только процесс с его законами и тенденциями, но синтез общественных идей. Все это влекло за собой социологию, а не историю в школах. Данная тенденция отражена в учебниках Р.Ю. Виппера и Н.А. Рожкова .
К.А. Иванов писал о том, что главное в историческом образовании - это синтез и анализ уже имеющегося опыта, с тем, чтобы способствовать постановке данной науки как учебного предмета. В этот период можно считаться, что методика преподавания истории стала считаться обособленной дисциплиной в спектре гуманитарных наук. Полноправной работой по методике преподавания истории, наполненной научной обоснованностью, отмечен труд Я.Г. Гуревича «Опыт методики истории», опубликованный в 1877 г. в «Педагогическом сборнике». Основная мысль автора - направить взгляд исследователей, учителей и методистов на элементарный курс обучения истории, так как, по Я.Г. Гуревичу, это и является «основой основ» представлений об истории - как о школьном предмете и методах его изучения.
В целом, дореволюционная историография вопроса отразила общетеоретическую сущность проблемы исторического образования в России и раскрыла его основные характеристики: сословно-классовый характер и двойственность системы образования; светская система и подчиненная духовенству. Труды и публикации ученых, общественных и государственных деятелей касались в основном проблем современности в историческом образовании, в то время как по вопросам общего школьного устройства появляются работы характеризующее прошлый опыт. Обобщающих трудов по оценке, анализу или же характеристике каких-либо этапов в школьном историческом образовании не наблюдается.
Цель работы - показать те закономерности с объективной точки зрения, которые способствуют изменениям качества системы школьного исторического образования.
Задачи:
- рассмотреть стадии развития истории как школьного предмета в XVIII - начале XX вв.;
- проследить схему предпринятых государством реформ школьного исторического образования в указанный период;
- проанализировать содержание исторического образования на основе школьных программ и учебной литературы;
- показать развитие методики преподавания истории в рассматриваемый период.
Научная новизна работы обосновывается следующими параметрами:
во-первых, в обосновании комплексного системного анализа поставленной проблемы, опираясь на совокупную методологию;
во-вторых, в проявлении и обобщении основополагающих тенденций политики, осуществляемой государством, в сфере реформирования системы исторического образования России;
в-третьих, в обзоре становления и развития методологических приемов и теорий.
Апробация. Работа апробирована в научно-практической конференции «XVII Лебедевские чтения» с докладом на тему «Развитие исторического образования в Российской провинции во второй половине XIX - начале ХХ вв».
Источники. Для наиболее полного раскрытия, данной актуальной темы, используется комплекс материалов, документов, взятых в их совокупности и взаимосвязи.
Законодательные акты Российской империи - уставы Главных и Малых училищ 1786 г., положивших начало системе общеобразовательных училищ в России; «Предварительные правила народного образования» 1803 г.; Школьный устав 1828 г.; «Положение о начальных народных училищах», «Устав гимназий и прогимназий» (1864 г.), а также составляют высокую ценность в данной работе « Устав гимназий» (1871 г.) и « Положение о реальных училищах» (1872 г.).
Начало XX в. представлено постановлениями Министерства народного просвещения 1907 г.
Самостоятельную группу источников составляют учебники по истории для общеобразовательных учреждений, программы, методическая литература, которые характеризуют составные части исторического образования на разных этапах его развития, положительные и отрицательные тенденции развития методической мысли и обеспечения ею школьного учителя истории.
Делопроизводственная документация (протоколы, журналы заседаний Министерства народного просвещения) и др.
Публицистические и политические сочинения. Это - работы Н.М. Карамзина, декабристов, представителей революционно-демократического направления и либеральной мысли.
Большое значение для школьного исторического образования имело появление периодической печати в XVIII в., особое внимание уделяется газете «Ведомости».
Газеты и журналы Российской империи XIX - начало XX вв. большое количество раз обращали свое внимание на проблемы методики преподавания истории; содержания программы и учебной литературы по истории и её улучшения; структуры школьных исторических курсов; содержание программ и учебной литературы по истории; проблемы целей, задач и содержания школьного обучения истории и многие другие важнейшие вопросы.
Методы. При написании работы использовались как общенаучные методы и приемы: принцип научной объективности, принцип диалектики так и специальные исторические методы (историко-системный, историко-сравнительный).
Практическая значимость. Данная работа может быть использована в курсе методики преподавания истории, на занятиях при изучении отечественной истории, педагогике. Большое значение будет представлять и для педагогов, преподающих в школе. Изучение исторического опыта предостерегает от необъективных точек зрения в практике реформирования школьного исторического образования.
Структура: работа состоит из: введения, трех глав (первая глава из двух параграфов, вторая - из трех параграфов, и третья глава - методическая), заключения и списка использованных источников и литературы.
Изменения в современном обществе, во всех его сферах, требуют от выпускников школ широкого спектра знаний во многих областях науки. Молодые люди, в ритме жизни XXI в., должны твердо стоять на требованиях информационного общества, базирующийся на приоритетах ценностей человеческой морали и культуры.
Тема данной работы, в наши дни особо актуальна, так как помогает проследить не только становление исторического образования в России, но и его развития.
Анализируя развитие исторического образования с XVIII в. до начала XX в., применительно к сегодняшнему состоянию преподавания истории в школе, прослеживаются приоритеты тогда и сегодня в данном процессе.
Наш век - это время информации. Сегодня школьнику для гармоничного развития его личности необходимо все больше свежей информации, научно обоснованной. При выходе из школы ученик должен обладать необходимыми компетенциями, позволяющими саморазвиваться, достигать новых высот в профессии. Знание исторического образования его объективной оценкой и без впадения в крайности, глубокое и всестороннее исследование его и анализ помогают извлекать положительные уроки, совершенствовать систему, выбирать правильный вектор развития.
Сегодня необходимо и крайне актуально знать модель образования нашей страны, методов и тех средств, которые создают историческое сознание. Владение знания о школьном историческом образовании важно и для специалистов по истории и педагогике, для педагогов, которые ежедневно занимаются поиском тех или иных путей совершенствования образования.
Данная тема привлекательна и научно-познавательным интересном: необходимостью обратить внимание на школьное историческое образование не как на совокупность фактов и событий, а как на систему научных проблем, подготовивших коренные качественные изменения в современной системе образования.
Возможность выявления тенденций и закономерностей развития школьного исторического образования тогда, когда будет проведен анализ развития данной системы в период с XVIII - по начало XX вв.
Объектом исследования определено становление и развитие школьного исторического образования в России в период с XVIII по начало XX вв.
Предметом исследования являются вопросы генезиса, сущности, концептуально-теоретических основ, исторической динамики, специфики форм и проявлений школьного исторического образования за указанный период.
Хронологические рамки работы охватывают период с конца XVIII в., время когда в курсе школьных предметов история Отечества становится самостоятельным предметом; по начало XX в., нижняя граница которого, определяется Октябрьской революцией 1917 г. - периодом нового видения изучения истории в школе.
Историографический обзор. Актуальность проблемы образования привлекала отечественных ученых всегда. В работе будут рассмотрены научные труды, относящиеся к следующим этапам разделить на этапы:
начало Х1Х в. - конец 1850-х гг.; 1860-е гг. - до 1917г. За основу указанного временного периода взяты те политические, социальные, культурно-идеологические условия, которые так или иначе повлияли на создателей. Общей тенденцией для выделенных этапов является внимание исследователей к содержанию, структуре и сущности школьного исторического образования, однако подходы и оценки их существенно разнятся.
В период с начала XIX в. - конец 1850-х гг. работ, которые привлекли особое внимание нет. Рассмотрение проблемы становления исторического образования было поверхностно. В основном представления историков базировались на какой-либо частной проблеме, а не на всем процессе. Труды Н.М.Карамзина , С.С. Уварова , И.К. Кайданова , С.Н. Смарагдова и др. рассматривали историческое образование как совокупность проблем общественно-политического характера, требовавшая изменения политики государства в сфере образования. Была дана положительная оценка, принятая Александром I, установившая контроль над системой образования посредствам Министерства народного просвещения. А. Страчевский, журналист XIX в., в своем труде анализировал и оценивал исторические работы того времени по проблемам исторического образования. С.С. Уваров обратил свое внимание на один из таких важных вопросов того времени, как обобщение исторического образования в гимназиях.
«Русский педагогический вестник», «Педагогический сборник», «Журнал для воспитания», «Журнал для родителей и наставников», «Учитель», «Ясная поляна» и др., появившиеся педагогические средства периодической печати, которые охватывали актуальные вопросы
совершенствования современных педагогических систем, в т.ч. исторического образования.
Развитие историографии проблемы в 1860-е гг. - начало ХХ в. связано с изменениями в системе всего школьного исторического образования: его реформированием, поиском и обновлением и утверждения в общественном сознании буржуазно-либеральной идеологии. Эту проблему подвергали исследованию и профессиональные историки, государственные деятели , школьные учителя, они попытались указать те ценностные векторы, которые проводят в школах, рассмотреть влияние Министерства народного просвещения, так размышляя о месте истории как школьного предмета в образовательной системе А.В. Добрынин обратил свое внимание на то, какова важность необходимости изучения истории ради научного и педагогического потенциала .
Смена веков несла за собой и негативный, подмен исторической науки в школах обществоведческим, следуя веяниям европейской исторической мысли. В работе Н.И. Кареева , профессионального историка, мы видим, что история это не только процесс с его законами и тенденциями, но синтез общественных идей. Все это влекло за собой социологию, а не историю в школах. Данная тенденция отражена в учебниках Р.Ю. Виппера и Н.А. Рожкова .
К.А. Иванов писал о том, что главное в историческом образовании - это синтез и анализ уже имеющегося опыта, с тем, чтобы способствовать постановке данной науки как учебного предмета. В этот период можно считаться, что методика преподавания истории стала считаться обособленной дисциплиной в спектре гуманитарных наук. Полноправной работой по методике преподавания истории, наполненной научной обоснованностью, отмечен труд Я.Г. Гуревича «Опыт методики истории», опубликованный в 1877 г. в «Педагогическом сборнике». Основная мысль автора - направить взгляд исследователей, учителей и методистов на элементарный курс обучения истории, так как, по Я.Г. Гуревичу, это и является «основой основ» представлений об истории - как о школьном предмете и методах его изучения.
В целом, дореволюционная историография вопроса отразила общетеоретическую сущность проблемы исторического образования в России и раскрыла его основные характеристики: сословно-классовый характер и двойственность системы образования; светская система и подчиненная духовенству. Труды и публикации ученых, общественных и государственных деятелей касались в основном проблем современности в историческом образовании, в то время как по вопросам общего школьного устройства появляются работы характеризующее прошлый опыт. Обобщающих трудов по оценке, анализу или же характеристике каких-либо этапов в школьном историческом образовании не наблюдается.
Цель работы - показать те закономерности с объективной точки зрения, которые способствуют изменениям качества системы школьного исторического образования.
Задачи:
- рассмотреть стадии развития истории как школьного предмета в XVIII - начале XX вв.;
- проследить схему предпринятых государством реформ школьного исторического образования в указанный период;
- проанализировать содержание исторического образования на основе школьных программ и учебной литературы;
- показать развитие методики преподавания истории в рассматриваемый период.
Научная новизна работы обосновывается следующими параметрами:
во-первых, в обосновании комплексного системного анализа поставленной проблемы, опираясь на совокупную методологию;
во-вторых, в проявлении и обобщении основополагающих тенденций политики, осуществляемой государством, в сфере реформирования системы исторического образования России;
в-третьих, в обзоре становления и развития методологических приемов и теорий.
Апробация. Работа апробирована в научно-практической конференции «XVII Лебедевские чтения» с докладом на тему «Развитие исторического образования в Российской провинции во второй половине XIX - начале ХХ вв».
Источники. Для наиболее полного раскрытия, данной актуальной темы, используется комплекс материалов, документов, взятых в их совокупности и взаимосвязи.
Законодательные акты Российской империи - уставы Главных и Малых училищ 1786 г., положивших начало системе общеобразовательных училищ в России; «Предварительные правила народного образования» 1803 г.; Школьный устав 1828 г.; «Положение о начальных народных училищах», «Устав гимназий и прогимназий» (1864 г.), а также составляют высокую ценность в данной работе « Устав гимназий» (1871 г.) и « Положение о реальных училищах» (1872 г.).
Начало XX в. представлено постановлениями Министерства народного просвещения 1907 г.
Самостоятельную группу источников составляют учебники по истории для общеобразовательных учреждений, программы, методическая литература, которые характеризуют составные части исторического образования на разных этапах его развития, положительные и отрицательные тенденции развития методической мысли и обеспечения ею школьного учителя истории.
Делопроизводственная документация (протоколы, журналы заседаний Министерства народного просвещения) и др.
Публицистические и политические сочинения. Это - работы Н.М. Карамзина, декабристов, представителей революционно-демократического направления и либеральной мысли.
Большое значение для школьного исторического образования имело появление периодической печати в XVIII в., особое внимание уделяется газете «Ведомости».
Газеты и журналы Российской империи XIX - начало XX вв. большое количество раз обращали свое внимание на проблемы методики преподавания истории; содержания программы и учебной литературы по истории и её улучшения; структуры школьных исторических курсов; содержание программ и учебной литературы по истории; проблемы целей, задач и содержания школьного обучения истории и многие другие важнейшие вопросы.
Методы. При написании работы использовались как общенаучные методы и приемы: принцип научной объективности, принцип диалектики так и специальные исторические методы (историко-системный, историко-сравнительный).
Практическая значимость. Данная работа может быть использована в курсе методики преподавания истории, на занятиях при изучении отечественной истории, педагогике. Большое значение будет представлять и для педагогов, преподающих в школе. Изучение исторического опыта предостерегает от необъективных точек зрения в практике реформирования школьного исторического образования.
Структура: работа состоит из: введения, трех глав (первая глава из двух параграфов, вторая - из трех параграфов, и третья глава - методическая), заключения и списка использованных источников и литературы.
Грамотно развивающееся образование - залог стабильности любого государства. Каждый из школьной программы предмет важен и необходим учащимся во взрослой жизни. Школа должна готовить полноценную личность, способную самореализоваться за стенами образовательного учреждения, составлять конкуренцию на рынке труда. В данном контексте наибольшую роль играет история.
История - основа всех наук. Все школьные дисциплины начинаются с экскурса в историю зарождения предмета, будь то математика, физика или география. Как школьный предмет она несет морально-нравственную, патриотическую и гуманистическую составляющую. Знание истории делает нас гражданами своей страны. Показывает каким должен быть каждый россиянин. Умным, как М.В. Ломоносов, сострадающим, как Сергий Радонежский и Серафим Саровский, уникальным как Петр I, великим как Екатерина II, радеющим за свое Отечество как Дмитрий Донской, и способным отдать свою жизнь за Россию как миллионы наших сограждан, сложивших свои головы на полях сражений Отечественной войны 1812 г., Крымской войны, Первой мировой и Великой Отечественной войн.
Человек, знающий и изучающий историю, способен анализировать происходящее, проводить параллели с прошлым, становиться мудрее и опытнее. Так есть не только сейчас, так было всегда. С самого зарождения истории как школьной дисциплины.
Можно выявить закономерность: когда история изучалась и распространялась по нашей бескрайней Родине, то страна становилась сильнее, ее невозможно было победить, увеличивалось число учебных заведений, число часов на изучение истории. Был огромный интерес к изучению в образовательных учреждениях данного предмета. Но когда монархи отступали от истории, отводили ей второстепенную роль, сокращали ее изучение, в России появлялись новые проблемы, порой приводившие к бедствиям и чаяниям русского народа.
На основе этого можно сделать вывод о том, что история как школьный предмет - двигатель страны. Как в сторону прогресса, так и в сторону регресса.
Особенностью развития школьного исторического образования в России стоит отметить, половинчатость всех реформ в этой сфере. Все российские монархи отмечали важную роль истории в образовании. Каждый из них, опираясь на свою систему ценностей и взглядов, старался, так или иначе «усовершенствовать» изучение истории.
В этом отношении наиболее противоречивым был XIX - начало XX вв., когда государство, раздираемое политическими, экономическими и идеологическими разногласиями, то вводило новые реформы в преподавании истории, то отказывалось от них, более ужесточая систему. Показательно соотношение либерального «Устава» 1804 г. Александра I и «Чугунный устав» 1828 г. Николая I, полярность рассматриваемых документов поражает.
Такая половинчатость наблюдалась на всем рассматриваемом периоде развития школьного исторического образования.
Школьные учебники и программы, также как и сама концепция истории в учебных заведениях, стояла на позициях компромисса. Или главенствует политическая точка зрения, или социально-экономическая, в угоду правящим кругам. Долгое время история Отечества была составной небольшой часть всеобщей истории, что сказывалось на знаниевом компоненте учащихся.
Но и с появлением отдельного предмета - Отечественная история, дело не сразу стало приносить свои плоды. История длительный период времени была лишь второстепенным предметом, и должного внимания учеников и преподавателей не получала.
Столкновение светского и церковного вектора преподавания школьного курса отразилось и на истории. Особенно ярко это заметно с 1860¬х гг.. когда начался слом разложившейся феодальной системы и развитие государства на капиталистических рельсах.
Потеря церковью влияния на систему образования, означало бы, подтачивание ее главенствующих позиций в жизни русского народа. С таким положением делах церковные иерархи не желали мириться. Это оставило след на борьбе земских и приходских училищах.
Не смотря на столь антагонистическое развитие исторического образования, методика преподавания истории развивалась, имела множество славных имён, передовые взгляды на процесс обучения. Высока роль Ф.И. Янковича де Мириево в указанном вопросе. Он первым предложил современную систему преподавания предмета, заложил основы методики обучения.
Но, как и все составляющие исторического образовательного процесса, методика подвергалась постоянным изменениям, реформированию, усовершенствованию. Любое изменение будь то в политической, экономической либо духовно-идеологической сферах общества, образование, в первую очередь историческое, изменялось. И подчас, стоит отметить, не всегда в положительную сторону.
Кризисные явления российского общества на рубеже XIX - XX вв., изменили облик Российской государственности в 1917 г. до неузнаваемости. Связано это, в определенной степени и с повторяющимся регрессивным реформированием исторического образования. Ни смена министров народного просвещения, ни изменения школьных учебников и программ, ни смена исторических парадигм, не смогли сохранить Российскую империю, ее могущество и величие в Октябре 1917 г.
Сейчас, в XXI в., государству и власти Российской Федерации стоит намного больше обращать внимания на систему образования в целом, и историческое образование в частности. Развитие нашей страны находится в полосе кризиса. И как никогда Россия нуждается в грамотных специалистах, проводниках страны на международной арене. Чтобы не было вопросов о том, кто выиграл Вторую мировую войну, положив на алтарь победы, 27 миллионов наших соотечественников, и никто не спрашивал, а знал о М.И. Кутузове, А.А. Брусилове, Г.К. Жукове. Все те, кто любит свою страну, ценит ее богатое прошлое, не всегда с вернопритяными решениями, способен изменить Россию, поднять ее престиж на более высокий уровень.
Государство должно заботиться о самом предмете история, с помощь грамотно составленных учебников и программ, увеличении часов на изучение предмета в школьной программе, а также что особо важно, пересмотреть свои взгляды на отношении к учителям истории и подготовке новых кадров.
История - основа всех наук. Все школьные дисциплины начинаются с экскурса в историю зарождения предмета, будь то математика, физика или география. Как школьный предмет она несет морально-нравственную, патриотическую и гуманистическую составляющую. Знание истории делает нас гражданами своей страны. Показывает каким должен быть каждый россиянин. Умным, как М.В. Ломоносов, сострадающим, как Сергий Радонежский и Серафим Саровский, уникальным как Петр I, великим как Екатерина II, радеющим за свое Отечество как Дмитрий Донской, и способным отдать свою жизнь за Россию как миллионы наших сограждан, сложивших свои головы на полях сражений Отечественной войны 1812 г., Крымской войны, Первой мировой и Великой Отечественной войн.
Человек, знающий и изучающий историю, способен анализировать происходящее, проводить параллели с прошлым, становиться мудрее и опытнее. Так есть не только сейчас, так было всегда. С самого зарождения истории как школьной дисциплины.
Можно выявить закономерность: когда история изучалась и распространялась по нашей бескрайней Родине, то страна становилась сильнее, ее невозможно было победить, увеличивалось число учебных заведений, число часов на изучение истории. Был огромный интерес к изучению в образовательных учреждениях данного предмета. Но когда монархи отступали от истории, отводили ей второстепенную роль, сокращали ее изучение, в России появлялись новые проблемы, порой приводившие к бедствиям и чаяниям русского народа.
На основе этого можно сделать вывод о том, что история как школьный предмет - двигатель страны. Как в сторону прогресса, так и в сторону регресса.
Особенностью развития школьного исторического образования в России стоит отметить, половинчатость всех реформ в этой сфере. Все российские монархи отмечали важную роль истории в образовании. Каждый из них, опираясь на свою систему ценностей и взглядов, старался, так или иначе «усовершенствовать» изучение истории.
В этом отношении наиболее противоречивым был XIX - начало XX вв., когда государство, раздираемое политическими, экономическими и идеологическими разногласиями, то вводило новые реформы в преподавании истории, то отказывалось от них, более ужесточая систему. Показательно соотношение либерального «Устава» 1804 г. Александра I и «Чугунный устав» 1828 г. Николая I, полярность рассматриваемых документов поражает.
Такая половинчатость наблюдалась на всем рассматриваемом периоде развития школьного исторического образования.
Школьные учебники и программы, также как и сама концепция истории в учебных заведениях, стояла на позициях компромисса. Или главенствует политическая точка зрения, или социально-экономическая, в угоду правящим кругам. Долгое время история Отечества была составной небольшой часть всеобщей истории, что сказывалось на знаниевом компоненте учащихся.
Но и с появлением отдельного предмета - Отечественная история, дело не сразу стало приносить свои плоды. История длительный период времени была лишь второстепенным предметом, и должного внимания учеников и преподавателей не получала.
Столкновение светского и церковного вектора преподавания школьного курса отразилось и на истории. Особенно ярко это заметно с 1860¬х гг.. когда начался слом разложившейся феодальной системы и развитие государства на капиталистических рельсах.
Потеря церковью влияния на систему образования, означало бы, подтачивание ее главенствующих позиций в жизни русского народа. С таким положением делах церковные иерархи не желали мириться. Это оставило след на борьбе земских и приходских училищах.
Не смотря на столь антагонистическое развитие исторического образования, методика преподавания истории развивалась, имела множество славных имён, передовые взгляды на процесс обучения. Высока роль Ф.И. Янковича де Мириево в указанном вопросе. Он первым предложил современную систему преподавания предмета, заложил основы методики обучения.
Но, как и все составляющие исторического образовательного процесса, методика подвергалась постоянным изменениям, реформированию, усовершенствованию. Любое изменение будь то в политической, экономической либо духовно-идеологической сферах общества, образование, в первую очередь историческое, изменялось. И подчас, стоит отметить, не всегда в положительную сторону.
Кризисные явления российского общества на рубеже XIX - XX вв., изменили облик Российской государственности в 1917 г. до неузнаваемости. Связано это, в определенной степени и с повторяющимся регрессивным реформированием исторического образования. Ни смена министров народного просвещения, ни изменения школьных учебников и программ, ни смена исторических парадигм, не смогли сохранить Российскую империю, ее могущество и величие в Октябре 1917 г.
Сейчас, в XXI в., государству и власти Российской Федерации стоит намного больше обращать внимания на систему образования в целом, и историческое образование в частности. Развитие нашей страны находится в полосе кризиса. И как никогда Россия нуждается в грамотных специалистах, проводниках страны на международной арене. Чтобы не было вопросов о том, кто выиграл Вторую мировую войну, положив на алтарь победы, 27 миллионов наших соотечественников, и никто не спрашивал, а знал о М.И. Кутузове, А.А. Брусилове, Г.К. Жукове. Все те, кто любит свою страну, ценит ее богатое прошлое, не всегда с вернопритяными решениями, способен изменить Россию, поднять ее престиж на более высокий уровень.
Государство должно заботиться о самом предмете история, с помощь грамотно составленных учебников и программ, увеличении часов на изучение предмета в школьной программе, а также что особо важно, пересмотреть свои взгляды на отношении к учителям истории и подготовке новых кадров.
Подобные работы
- Научные экспедиции по освоению Северо-Восточного побережья Северного Ледовитого океана и их освещение в школьном курсе истории
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ С 1945 ПО 2000 гг. (по материалам Дона, Кубани и Ставрополья)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Развитие светского образования в Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв. (Югорский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛ. XIX В. НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ ЕГО КОРОЛЕВСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ГЕРЦОГА ЭДИНБУРГСКОГО
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО МАРИЙСКОГО КРАЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. (07. 00. 02.)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ПОЛОЖЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКИХ ОБЩИН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Региональный опыт социальной помощи несовершеннолетним в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. (в Новгородской и Псковской губерниях)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Отношения русских с коренными жителями Приенисейского края с XVII но начало XX в.в. в изучении регионального компонента истории к школе
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019



