Введение 3
Глава I. Проблемы теории и методологии школьного исторического образования 11
§1. Концепции исторического образования в России 11
§2. Проблемы методологии школьного исторического образования 20
Глава II. Развитие образования в конце XVIII- начале ХХ вв 25
§ 1. Переход от теологических к дескриптивным концепциям обучения истории в конце XVIII в 25
§2. Новые тенденции в курсах школьной истории
XIX в 37
§ 3. Поиски форм и методов исторического образования на рубеже XIX-XX вв 58
Глава III. Методическая разработка 96
Заключение 104
Список использованных источников и литературы
Актуальность. Образование в России - всегда являлось основой нашего государства. Его мощи, политического развития, экономического роста и стабильности. Отношение власти к состоянию образования на любом из этапов исторического развития России - показатель того, кто нужен стране для ее роста.
Изменения в современном обществе, во всех его сферах, требуют от выпускников школ широкого спектра знаний во многих областях науки. Молодые люди, в ритме жизни XXI в., должны твердо стоять на требованиях информационного общества, базирующийся на приоритетах ценностей человеческой морали и культуры.
Тема данной работы, в наши дни особо актуальна, так как помогает проследить не только становление исторического образования в России, но и его развития.
Анализируя развитие исторического образования с XVIII в. до начала XX в., применительно к сегодняшнему состоянию преподавания истории в школе, прослеживаются приоритеты тогда и сегодня в данном процессе.
Наш век - это время информации. Сегодня школьнику для гармоничного развития его личности необходимо все больше свежей информации, научно обоснованной. При выходе из школы ученик должен обладать необходимыми компетенциями, позволяющими саморазвиваться, достигать новых высот в профессии. Знание исторического образования его объективной оценкой и без впадения в крайности, глубокое и всестороннее исследование его и анализ помогают извлекать положительные уроки, совершенствовать систему, выбирать правильный вектор развития.
Сегодня необходимо и крайне актуально знать модель образования нашей страны, методов и тех средств, которые создают историческое сознание. Владение знания о школьном историческом образовании важно и для специалистов по истории и педагогике, для педагогов, которые ежедневно занимаются поиском тех или иных путей совершенствования образования.
Данная тема привлекательна и научно-познавательным интересном: необходимостью обратить внимание на школьное историческое образование не как на совокупность фактов и событий, а как на систему научных проблем, подготовивших коренные качественные изменения в современной системе образования.
Возможность выявления тенденций и закономерностей развития школьного исторического образования тогда, когда будет проведен анализ развития данной системы в период с XVIII - по начало XX вв.
Объектом исследования определено становление и развитие школьного исторического образования в России в период с XVIII по начало XX вв.
Предметом исследования являются вопросы генезиса, сущности, концептуально-теоретических основ, исторической динамики, специфики форм и проявлений школьного исторического образования за указанный период.
Хронологические рамки работы охватывают период с конца XVIII в., время когда в курсе школьных предметов история Отечества становится самостоятельным предметом; по начало XX в., нижняя граница которого, определяется Октябрьской революцией 1917 г. - периодом нового видения изучения истории в школе.
Историографический обзор. Актуальность проблемы образования привлекала отечественных ученых всегда. В работе будут рассмотрены научные труды, относящиеся к следующим этапам разделить на этапы:
начало Х1Х в. - конец 1850-х гг.; 1860-е гг. - до 1917г. За основу указанного временного периода взяты те политические, социальные, культурно-идеологические условия, которые так или иначе повлияли на создателей. Общей тенденцией для выделенных этапов является внимание исследователей к содержанию, структуре и сущности школьного исторического образования, однако подходы и оценки их существенно разнятся.
В период с начала XIX в. - конец 1850-х гг. работ, которые привлекли особое внимание нет. Рассмотрение проблемы становления исторического образования было поверхностно. В основном представления историков базировались на какой-либо частной проблеме, а не на всем процессе. Труды Н.М.Карамзина , С.С. Уварова , И.К. Кайданова , С.Н. Смарагдова и др. рассматривали историческое образование как совокупность проблем общественно-политического характера, требовавшая изменения политики государства в сфере образования. Была дана положительная оценка, принятая Александром I, установившая контроль над системой образования посредствам Министерства народного просвещения. А. Страчевский, журналист XIX в., в своем труде анализировал и оценивал исторические работы того времени по проблемам исторического образования. С.С. Уваров обратил свое внимание на один из таких важных вопросов того времени, как обобщение исторического образования в гимназиях.
«Русский педагогический вестник», «Педагогический сборник», «Журнал для воспитания», «Журнал для родителей и наставников», «Учитель», «Ясная поляна» и др., появившиеся педагогические средства периодической печати, которые охватывали актуальные вопросы
совершенствования современных педагогических систем, в т.ч. исторического образования.
Развитие историографии проблемы в 1860-е гг. - начало ХХ в. связано с изменениями в системе всего школьного исторического образования: его реформированием, поиском и обновлением и утверждения в общественном сознании буржуазно-либеральной идеологии. Эту проблему подвергали исследованию и профессиональные историки, государственные деятели , школьные учителя, они попытались указать те ценностные векторы, которые проводят в школах, рассмотреть влияние Министерства народного просвещения, так размышляя о месте истории как школьного предмета в образовательной системе А.В. Добрынин обратил свое внимание на то, какова важность необходимости изучения истории ради научного и педагогического потенциала .
Смена веков несла за собой и негативный, подмен исторической науки в школах обществоведческим, следуя веяниям европейской исторической мысли. В работе Н.И. Кареева , профессионального историка, мы видим, что история это не только процесс с его законами и тенденциями, но синтез общественных идей. Все это влекло за собой социологию, а не историю в школах. Данная тенденция отражена в учебниках Р.Ю. Виппера и Н.А. Рожкова .
К.А. Иванов писал о том, что главное в историческом образовании - это синтез и анализ уже имеющегося опыта, с тем, чтобы способствовать постановке данной науки как учебного предмета. В этот период можно считаться, что методика преподавания истории стала считаться обособленной дисциплиной в спектре гуманитарных наук. Полноправной работой по методике преподавания истории, наполненной научной обоснованностью, отмечен труд Я.Г. Гуревича «Опыт методики истории», опубликованный в 1877 г. в «Педагогическом сборнике». Основная мысль автора - направить взгляд исследователей, учителей и методистов на элементарный курс обучения истории, так как, по Я.Г. Гуревичу, это и является «основой основ» представлений об истории - как о школьном предмете и методах его изучения.
В целом, дореволюционная историография вопроса отразила общетеоретическую сущность проблемы исторического образования в России и раскрыла его основные характеристики: сословно-классовый характер и двойственность системы образования; светская система и подчиненная духовенству. Труды и публикации ученых, общественных и государственных деятелей касались в основном проблем современности в историческом образовании, в то время как по вопросам общего школьного устройства появляются работы характеризующее прошлый опыт. Обобщающих трудов по оценке, анализу или же характеристике каких-либо этапов в школьном историческом образовании не наблюдается.
Цель работы - показать те закономерности с объективной точки зрения, которые способствуют изменениям качества системы школьного исторического образования.
Задачи:
- рассмотреть стадии развития истории как школьного предмета в XVIII - начале XX вв.;
- проследить схему предпринятых государством реформ школьного исторического образования в указанный период;
- проанализировать содержание исторического образования на основе школьных программ и учебной литературы;
- показать развитие методики преподавания истории в рассматриваемый период.
Научная новизна работы обосновывается следующими параметрами:
во-первых, в обосновании комплексного системного анализа поставленной проблемы, опираясь на совокупную методологию;
во-вторых, в проявлении и обобщении основополагающих тенденций политики, осуществляемой государством, в сфере реформирования системы исторического образования России;
в-третьих, в обзоре становления и развития методологических приемов и теорий.
Апробация. Работа апробирована в научно-практической конференции «XVII Лебедевские чтения» с докладом на тему «Развитие исторического образования в Российской провинции во второй половине XIX - начале ХХ вв».
Источники. Для наиболее полного раскрытия, данной актуальной темы, используется комплекс материалов, документов, взятых в их совокупности и взаимосвязи.
Законодательные акты Российской империи - уставы Главных и Малых училищ 1786 г., положивших начало системе общеобразовательных училищ в России; «Предварительные правила народного образования» 1803 г.; Школьный устав 1828 г.; «Положение о начальных народных училищах», «Устав гимназий и прогимназий» (1864 г.), а также составляют высокую ценность в данной работе « Устав гимназий» (1871 г.) и « Положение о реальных училищах» (1872 г.).
Начало XX в. представлено постановлениями Министерства народного просвещения 1907 г.
Самостоятельную группу источников составляют учебники по истории для общеобразовательных учреждений, программы, методическая литература, которые характеризуют составные части исторического образования на разных этапах его развития, положительные и отрицательные тенденции развития методической мысли и обеспечения ею школьного учителя истории.
Делопроизводственная документация (протоколы, журналы заседаний Министерства народного просвещения) и др.
Публицистические и политические сочинения. Это - работы Н.М. Карамзина, декабристов, представителей революционно-демократического направления и либеральной мысли.
Большое значение для школьного исторического образования имело появление периодической печати в XVIII в., особое внимание уделяется газете «Ведомости».
Газеты и журналы Российской империи XIX - начало XX вв. большое количество раз обращали свое внимание на проблемы методики преподавания истории; содержания программы и учебной литературы по истории и её улучшения; структуры школьных исторических курсов; содержание программ и учебной литературы по истории; проблемы целей, задач и содержания школьного обучения истории и многие другие важнейшие вопросы.
Методы. При написании работы использовались как общенаучные методы и приемы: принцип научной объективности, принцип диалектики так и специальные исторические методы (историко-системный, историко-сравнительный).
Практическая значимость. Данная работа может быть использована в курсе методики преподавания истории, на занятиях при изучении отечественной истории, педагогике. Большое значение будет представлять и для педагогов, преподающих в школе. Изучение исторического опыта предостерегает от необъективных точек зрения в практике реформирования школьного исторического образования.
Структура: работа состоит из: введения, трех глав (первая глава из двух параграфов, вторая - из трех параграфов, и третья глава - методическая), заключения и списка использованных источников и литературы.
Грамотно развивающееся образование - залог стабильности любого государства. Каждый из школьной программы предмет важен и необходим учащимся во взрослой жизни. Школа должна готовить полноценную личность, способную самореализоваться за стенами образовательного учреждения, составлять конкуренцию на рынке труда. В данном контексте наибольшую роль играет история.
История - основа всех наук. Все школьные дисциплины начинаются с экскурса в историю зарождения предмета, будь то математика, физика или география. Как школьный предмет она несет морально-нравственную, патриотическую и гуманистическую составляющую. Знание истории делает нас гражданами своей страны. Показывает каким должен быть каждый россиянин. Умным, как М.В. Ломоносов, сострадающим, как Сергий Радонежский и Серафим Саровский, уникальным как Петр I, великим как Екатерина II, радеющим за свое Отечество как Дмитрий Донской, и способным отдать свою жизнь за Россию как миллионы наших сограждан, сложивших свои головы на полях сражений Отечественной войны 1812 г., Крымской войны, Первой мировой и Великой Отечественной войн.
Человек, знающий и изучающий историю, способен анализировать происходящее, проводить параллели с прошлым, становиться мудрее и опытнее. Так есть не только сейчас, так было всегда. С самого зарождения истории как школьной дисциплины.
Можно выявить закономерность: когда история изучалась и распространялась по нашей бескрайней Родине, то страна становилась сильнее, ее невозможно было победить, увеличивалось число учебных заведений, число часов на изучение истории. Был огромный интерес к изучению в образовательных учреждениях данного предмета. Но когда монархи отступали от истории, отводили ей второстепенную роль, сокращали ее изучение, в России появлялись новые проблемы, порой приводившие к бедствиям и чаяниям русского народа.
На основе этого можно сделать вывод о том, что история как школьный предмет - двигатель страны. Как в сторону прогресса, так и в сторону регресса.
Особенностью развития школьного исторического образования в России стоит отметить, половинчатость всех реформ в этой сфере. Все российские монархи отмечали важную роль истории в образовании. Каждый из них, опираясь на свою систему ценностей и взглядов, старался, так или иначе «усовершенствовать» изучение истории.
В этом отношении наиболее противоречивым был XIX - начало XX вв., когда государство, раздираемое политическими, экономическими и идеологическими разногласиями, то вводило новые реформы в преподавании истории, то отказывалось от них, более ужесточая систему. Показательно соотношение либерального «Устава» 1804 г. Александра I и «Чугунный устав» 1828 г. Николая I, полярность рассматриваемых документов поражает.
Такая половинчатость наблюдалась на всем рассматриваемом периоде развития школьного исторического образования.
Школьные учебники и программы, также как и сама концепция истории в учебных заведениях, стояла на позициях компромисса. Или главенствует политическая точка зрения, или социально-экономическая, в угоду правящим кругам. Долгое время история Отечества была составной небольшой часть всеобщей истории, что сказывалось на знаниевом компоненте учащихся.
Но и с появлением отдельного предмета - Отечественная история, дело не сразу стало приносить свои плоды. История длительный период времени была лишь второстепенным предметом, и должного внимания учеников и преподавателей не получала.
Столкновение светского и церковного вектора преподавания школьного курса отразилось и на истории. Особенно ярко это заметно с 1860¬х гг.. когда начался слом разложившейся феодальной системы и развитие государства на капиталистических рельсах.
Потеря церковью влияния на систему образования, означало бы, подтачивание ее главенствующих позиций в жизни русского народа. С таким положением делах церковные иерархи не желали мириться. Это оставило след на борьбе земских и приходских училищах.
Не смотря на столь антагонистическое развитие исторического образования, методика преподавания истории развивалась, имела множество славных имён, передовые взгляды на процесс обучения. Высока роль Ф.И. Янковича де Мириево в указанном вопросе. Он первым предложил современную систему преподавания предмета, заложил основы методики обучения.
Но, как и все составляющие исторического образовательного процесса, методика подвергалась постоянным изменениям, реформированию, усовершенствованию. Любое изменение будь то в политической, экономической либо духовно-идеологической сферах общества, образование, в первую очередь историческое, изменялось. И подчас, стоит отметить, не всегда в положительную сторону.
Кризисные явления российского общества на рубеже XIX - XX вв., изменили облик Российской государственности в 1917 г. до неузнаваемости. Связано это, в определенной степени и с повторяющимся регрессивным реформированием исторического образования. Ни смена министров народного просвещения, ни изменения школьных учебников и программ, ни смена исторических парадигм, не смогли сохранить Российскую империю, ее могущество и величие в Октябре 1917 г.
Сейчас, в XXI в., государству и власти Российской Федерации стоит намного больше обращать внимания на систему образования в целом, и историческое образование в частности. Развитие нашей страны находится в полосе кризиса. И как никогда Россия нуждается в грамотных специалистах, проводниках страны на международной арене. Чтобы не было вопросов о том, кто выиграл Вторую мировую войну, положив на алтарь победы, 27 миллионов наших соотечественников, и никто не спрашивал, а знал о М.И. Кутузове, А.А. Брусилове, Г.К. Жукове. Все те, кто любит свою страну, ценит ее богатое прошлое, не всегда с вернопритяными решениями, способен изменить Россию, поднять ее престиж на более высокий уровень.
Государство должно заботиться о самом предмете история, с помощь грамотно составленных учебников и программ, увеличении часов на изучение предмета в школьной программе, а также что особо важно, пересмотреть свои взгляды на отношении к учителям истории и подготовке новых кадров.
1. Государственная Дума. Четвертый созыв. Стенографические отчеты.
1916 г. Ч. 1. Заседания 1-32. - СПб. : Гос. тип., 1916. - 784 с.
2. Знаменский, А. В. Доклад съезде деятелей по народному образованию в Московском уездном земстве. - М. : Т-во «Печатня С. П. Яковлева", 1914. - 802 с.
3. Карманная или памятная книжка для молодых девиц / под ред. Н. И.
Новикова. - М. : иждивением Н. Новикова и Компании, 1784. - 55 с.
4. Правительственный вестник. - СПб. : Гос. тип., 1913. - №171. - 95 с.
5. Программа и объяснительные записки по русской и всеобщей истории в мужских гимназиях, прогимназиях и реальных училищах. - М. : Гос. тип.,1912. - 64 с.
6. Сиваков, К. В. Анкета о преподавании истории в средних учебных заведениях / К. В. Сиваков. - СПб. : Сенат. тип.,1913. - 127 с.
7. Соловьев, С. М. Докладная записка в Совет Московского университета о преподавании истории в гимназиях / С. М. Соловьев. - М. : издательство Московского университета, 1868. - №71-72. - 97 с.
8. Уваров, С. С. «О некоторых общих началах, могущих служить
руководством при управлении Министерством народного просвещения. Доложено его Величеству 19 ноября 1833 г.» / М. М. Шевченко / / Река
времен. Книга истории и культуры. - М. : Просвещение, 1995. - 152 с.
9. Уваров, С. С. О преподавании истории относительно к народному воспитанию. - СПб.: типография Ф. Дрехслера, 1813. - 31 с.
10. Устрялов, Н. Г. История царствования Петра Великого. - СПб.: тип. Второго Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1858. Т. I. - С. XXXV-XXXVIII.
11. Яковкин, И. Ф. Всемирная история, изданная в пользу народных училищ Российской империи. - СПб. : тип. Департамента Народного Просвещения 1798. Ч.1. - 221 с.
12. Янкович, Ф. И. Руководство учителям народных училищ. - СПб. : тип. Шнора, 1783. - 158 с.
Периодическая печать
13. Вестник воспитания. - М., И.Н. Кушнерев и Ко, 1914. - № 9. - 89 с.
14. Овсянников, С. С чего начинать изучение истории в 3 классе гимназии / С. Овсянников / / Воспитание. - М. : Гос. тип., 1861. - № 1. - 135 с.
15. Ерик, П. Д. Преподавание истории в русской школе в XVIII веке / П. Д. Ерик / / Преподавание истории в школе. - М. : Гослитиздат, 1960. - №4. - 98 с.
16. Карамзин, Н. М. О новом образовании народного просвещения в России / Н. М. Карамзин / / Вестник Европы. - СПб. : 1803.- № 5. - 357 с .
17. Отечественные записки. - СПб., тип. И. Глазунова и Комп., 1861. - T. 135. - №З. - 1211 с.
18. Школа и жизнь. - СПб., изд-во Школа и жизнь, 1914. - № 22. - 229 с.
19. Шестаков, П. А. Знакомство с современной историей в гимназиях / П. А. Шестаков / / Воспитание. - М. : Гос. тип.,1862. - №1. - 215 с.
Монографии
20. Ахиезер, А. С. Социокультурная динамика России / А. С. Ахиезер. - Новосибирск : Сибирский хронограф, 1997. - 804 с.
21. Белинский, В.Г. Собрание сочинений: В З кн. - М. : Гослитиздат, 1948. - Т. 1. - 639 с.
22. Белофост, М. Г. Проблема школьного исторического образования в ракурсе внутренней политике российского правительства в начале XX в. / М. Г. Белофост. - Тамбов : Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 1998. - 224 с.
23. Блиох, И. С. Финансы России в XIX столетии. История статистики / И. С. Блиох. - СПб. : тип. М.М.Стасюлевича, 1882. - Т. 1. - 247 с.
24. Веселовский, С. Б. Родная история в средних учебных заведениях / С. Б. Веселовский. - М. : Новый мир, 1916. - 443 с.
25. Виппер, Р. Ю. Учебник Древней истории / Р. Ю. Виппер. - М. : новый мир, 1906. -341 с.
26. Георгиевский, А. И. К истории учебного комитета Министерства народного просвещения / А. И. Георгиевский. - СПб. : тип. Б. М. Вольфа, 1902. - 152 с.
27. Демков, М. И. История русской педагогики / М. И. Демков. - M. : т-во Н. Поповой, 1910. - Ч.11. - 438 с.
28. Добролюбов, Н. А. Педагогические сочинения / Н. А. Добролюбов. - М. : Гослитиздат, 1949. - 670 с.
29. Добролюбов, Н. А. Собрание сочинений: В 9 кн. - М.: Гослитиздат, 1962. - Т.5. - 426 с.
30. Добрынин, А. В. О преподавании отечественной истории / А. В. Добрынин. - СПб. : Новый мир, 1888. - 257 с.
31. Дружинин, Н. М. Воспоминания и мысли историка / Н.М. Дружинин. - М. : Гослитиздат, 1967. - 167 с.
32. Ерошкин, Н. П. История государственных учреждений
дореволюционной России / Н.П. Ерошкин. - М. : Наука, 1983. - 265 с.
33. Иванов, К. А. Очерки по методике истории / К. А. Иванов. - СПб. : Т-во С. Загольского, 1908. - 280 с.
34. Ирибаджаков, Н. Клио перед судом буржуазной философии / Н. Ирибаджаков. - М. : Прогресс, 1972. - 362 с.
35. Кайданов, И. К. Краткое начертание Российской истории / И. К. Кайданов. - СПб. : 1834. - 237 с.
36. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев. - М. : Педагогика, 1982. -704 с.
37. Каптерев, П. Ф. Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели / П. Ф. Каптерев. - СПб. : Земля, 1914. - 212 с.
38. Карамзин, Н. М. История государства Российского: В 12 кн. / Н. М. Карамзин. - М. : Знание, 1988.
39. Кареев, Н. И. Заметки о преподавании истории в средней школе / Н. И. Кареев. - СПб. : Тип. И.Н. Скороходова, 1900. - 90 с.
40. Кареев, Н. И. Идеалы образования / Н. И. Кареев. - СПб. : Знание, 1901. - 574 с.
41. Ключевский, В. О. Сочинения: В 9 кн. - М. : Мысль, 1988 - 1990.
42. Ломовицкий, С. Школьный метод и его отношение к учебному предмету истории / С. Ломовицкий. - Казань : тип. И.К. Светлова, 1891 . - 285 с.
43. Никольский, С.С. Методика элементарного курса / С. С. Никольский. - СПб. : Земля, 1915. - 268 с.
44. Писарев, Д.И. Избранные педагогические сочинения / Д. И. Писарев. - М. : Гослитиздат, 1951. - 386 с.
45. Пуришкевич, В. М. Школьная подготовка второй русской революции / В. М. Пуришкевич. - СПб. : электропечатня К. А. Четверикова, 1913. - 292 с.
46. Раевский, В. Ф. Материалы о жизни и революционной деятельности / В. Ф. Раевский. - Иркутск : Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1980. - 416 с.
47. Рождественский, B. C. Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII - XIX в. / В. С. Раевский. - СПб. : типография товарищества Обществ. польза, 1910. - 413 с.
48. Рождественский, С. В. Исторический очерк деятельности Министерства народного просвещения / С. В. Рождественский. - СПб. : Гос. тип., 1902. - 840 с.
49. Рожков, Н. А. Учебник русской истории для средних учебных заведений и для самообразования / Н. А. Рожков. - СПб.: Тип. Книга по требованию, 1904. - 178 с.
50. Розенталь, М. М. История марксисткой диалектики / М. М. Розенталь. - М.: Мысль, 1971. - 380 с.
51. Салимова, К. И. Из истории школы и педагогической мысли в Англии в период промышленной революции (1760-1830) / К. И. Салимова. - М. : Изв. Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - 296 с.
52. Серова, М. И. Феномен декабристской политической культуры в контексте Российской истории XIX в. / М. И. Серова. - Краснодар : Краснодар. гос. ун-т культуры и искусства, 2002. - 396 с.
53. Сиповский, В. Д. Педагогические сочинения / В. Д. Сиповский. - СПб. : Я. Башмаков и Ко, 1911. - 314 с.
54. Смарагдов, С. Н. Краткое начертание всеобщей истории / С. Н. Смарагдов. - СПб.: 1845. - 341 с.
55. Старчевский, А. В. Литература русской истории с Нестора до Карамзина / А. В. Старчевский. - СПб.: Финский Вестник, 1845. - 247 с.
56. Стасюлевич, M. М. О формальном и реальном методе преподавания истории / М. М. Стасюлевич. - СПб. : тип. М. М. Стасюлевича 1863. - 236 с.
57. Степанищев, А. Л. Методика преподавания и изучения истории / А. Л. Степанищев. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 148 с.
58. Сухомлинов, М. И. Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I / М. И. Сухомлинов. - СПб. : тип. Ф. С. Сущинского, 1866. - 229 с.
59. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. - М. : Педагогика, 1989. - 544 с.
60. Торнау, Н. И. Как пишутся у нас учебники по отечествоведению и как их рецензируют / Н. И. Торнау. - М. : изд-во Маркс, 1912. - 40 с.
61. Ушинский, К. Д. Сочинения: В 11 кн. / К. Д. Ушинский. - М. : Академия пед. наук РСФСР, 1948 - 1952.
62. Черепнин, Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв. / Л. В. Черепнин. - М.: изд-во Соцэкгиз, 1960. - 799 с.
63. Чернышевский, Н. Г. Избранные педагогические высказывания / Н. Г. Чернышевский. - М. : изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940. - 344 с.
64. Чистякова, Е. В. Да будет потомкам явлено / А. П. Богданов, Е. В. Чистякова. - Очерки о русских историках второй половины XVII века и их трудах. - М.: изд-во университета дружбы народов, 1988. - 278 с.
Энциклопедические, справочные и библиографические издания
66. Пряникова, В. Г., Равкин, З. И. История образования и педагогической мысли / / Учебник-справочник. - М. : Новая школа, 1995. - С. 72-73.
67. Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / / М.: Просвещение, 1986. - С. 432.
68. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов / / СПб. : Лань, 1999. - С. 528.
Составная часть сборника научных трудов
69. Первушкин, В. И. Процесс формирования исторических знаний в
Российской провинции во второй половине XIX - начале ХХ вв. / В. И. Первушкин / / Творческое наследие В.О. Ключевского в контексте
современной модернизации России. Сб. материалов V Международной конференции, посвященной 170-летию В.О. Ключевского. - Пенза : изд-во ПГУ, 2011. С. 217- 222.