Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Научные экспедиции по освоению Северо-Восточного побережья Северного Ледовитого океана и их освещение в школьном курсе истории

Работа №69823

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2020
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
362
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВКЛАД ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ ПО ОСВОЕНИЮ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА 22
1.1. Научно-экспедиционной деятельности Академии наук в XVIII в.:
итоги и перспективы 22
1.2. Структура экспедиционного документоведения Академии наук.32
1.3. Экспедиционная стратегия России в XVIII - начале XIX вв 39
ГЛАВА 2. НАУЧНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 47
2.1. Роль Академии наук в организации арктических научных
экспедиций первой половины XIX в 47
2.2. Критерии формирования военно-морского офицерского состава для
нужд научных экспедиций в первой половине XIX в 54
ГЛАВА 3. ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 63
3.1. Изучение истории освоения Арктики в современном школьном курсе истории 63
3.2 Разработка конспекта урока на тему: «Арктические научные экспедиции XVIII-XIX вв.» 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84


Актуальность темы исследования. История освоения Северо-Восточного побережья Северного Ледовитого океана в дореволюционный период тесно связана с историей Санкт-Петербурга. Северная столица, а именно Арктическое ведомство, как и его предшественник - Санкт- Петербургская Академия наук, сыграли ключевую роль в организации в стране научно-экспедиционной дела. Петр I осознавал, что без повышения уровня просвещения и образованности у подданных, Россия в будущем не выдержит международную научно-технологическую гонку. Для решения этих проблем 28 января 1724 г. была основана Петербургская Академия наук, на которую, в отличие от европейских аналогов, помимо научной прерогативы, возлагались образовательно -просветительские, включая и научно-экспедиционные задачи. Научные экспедиции по освоению Северо - Восточного побережья Северного Ледовитого океана, кроме решения стратегических задач, выполняли наукоемкую функцию - в полевых условиях «ковалась» элита русской академической мысли, призванной обеспечить научно-техническую революцию в стране.
В настоящее время, в связи с изменением климатических условий и экономическим оживлением Северного морского пути в перспективе, Арктика вновь становится привлекательной для внедрения инновационных экономических программ, связанных, прежде всего, с добычей шельфовой нефти. Так, в 2012 г. Президент РФ В. В. Путин принял декларацию о развитии Арктической зоны, которая заключалась в «обеспечении национальной безопасности на период до 2020 г.» , в совокупности с «комплексным социально-экономическим развитием региона сроком до 2020 г.», с целью привлечения иностранных инвесторов . На второй квартал 2020 г. наметилась тенденция к формированию новой геополитической стратегии в Арктике. Руководством «Минвостокразитием Дальнего Востока и Арктики» было осуществлено более сотни успешных проектов, связанных с экономическим развитием региона и привлечением инвестиций. Только на 2021 г. запланировано внести несколько поправок в законодательство с целью либерализации доступа к полезным ископаемым для иностранных инвесторов и их проект-решений.
В значительной мере отмеченная специфика характерна и для правительственной политики первой половины XIX в. Поэтому чрезвычайно актуальным представляется анализ структуры и организации научных экспедиций по освоению Северо-Восточного побережья Северного Ледовитого океана с целью накопления и осмысления исторического опыта, полезного при осуществлении современных нам арктических программ. В особенности информативными представляются результаты анализа функционирования научных экспедиций первой половины XIX в., периода их структурно-организационного оформления, поиска инновационных методик изучения сурового региона.
Степень изученности темы. В работе предпринята попытка систематизации накопленных материалов, включая анализ справочной литературы в рамках школьного общеобразовательного стандарта по истории. Историографию проблемы следует условно разделить на три традиционно сложившихся этапа: 1) дореволюционный; 2) советский; 3) постсоветский.
Исторически сложилось, что общероссийским научным центром исследования Севера является Санкт-Петербург, так как на момент открытия Академии наук, именно в этом городе проходил непосредственный процесс комплектования состава научных экспедиций и планирование маршрута Северных миссий. Собранные и ранее накопленные в ходе научных рейдов исторические источники и различного рода материальные коллекции становились достоянием Арктических музеев и институтов г. Санкт- Петербурга, а затем и общемировым достоянием. Гражданские экспедиции к побережью Северного Ледовитого океана, несмотря на свою распространённость, не отличались своими масштабами в виду отсутствия научно-практических навыков сбора материалом и технологического замера у экспедиторов, из-за чего являются узкоспециализированным объектов исследования краеведения отдельных регионов. В нашем исследовании данный историографический аспект рассматривается в совокупности с крупномасштабными экспедициями Санкт-Петербургской Академии наук.
Научные исследования дореволюционного периода, задействованные в исследование: М. И. Сухомлинов «История Российской Академии». Автор, являясь тогда действующим академиков и тайным советников, одним из первых систематизировал, опубликовал и подверг исторической критике, имеющиеся в архивах документы, касающиеся истории возникновения и арктической деятельности Академии наук. Многие историки, например заслуженный деятель науки от Республики Саха (Якутия) Ширина Данара Антоновна подчёркивала его ведущую роль в формировании историографии Академии наук.
Таким образом, в дореволюционный историографии проходил процесс актуализации научных исследований по проблеме и обнародования архивных материалов. Однако из-за огромного потока информации, не велась должная систематическая аналитическая работа с критикой имеющегося материала. Переломить ситуацию в начале XX в. имперской историографии в данном направлении не удалось, т.к. многие деятели российской науки оказались в эмиграции, а на их взгляды оказало воздействие культурная травма, которой явилась Гражданская война.
В советской историографии всплеск интереса к изучению Арктических научных экспедиций впервые наблюдался в 1950-1960-х гг., что было связанно с гонкой вооружения и осуществления военного паритета СССР, как в Северном Ледовитом океане, так и в Беринговом проливе. В частности, монографические труды советских исследователей, посвященные экспедиционной деятельности Императорской Академии наук: Г. А. Князева (1945 г.), А.В. Кольцова (1957г.) в нашем исследовании не задействованы ввиду идеологической ангажированности и обезличивании роли иностранных исследователей в научно-ориентированном процессе.
Однако отдельно стоит выделить труды, выдержавшие ряд переизданий доктора исторических наук, академика Петербургской Академии истории, автора ряда работ посвященных арктическим экспедициям и географическим исследованиям В. М. Пасецкого - «О чем шептались полярные маки» (1965 г.); «Русские открытия и исследования в Арктике» (1984 г.) 1. М. И. Белов, Д. М. Пинхенсон «История открытия и освоения Северного морского пути» (1956). В монографии показаны исторические аспекты функционирования Северного морского пути и основные направления по изучению акватории Северного Ледовитого океана.
Вторая волна научных исследований, связанная с изучением научных экспедиций по освоению Северо-Восточного побережья Северного Ледовитого океана, относится к этапу активного хозяйственного освоения Северного морского пути в 1970-1980-х гг. В этот период появляются комплексные исследования, посвященные истории Арктики. В частности, Ю. Х. Копелевич «Основание Петербургской Академии наук» (1977 г.). Советско-белорусская исследовательница, автор множества работ посвященных быту и работе Петербургской Академии наук. В данной монографии Копелевич последовательно раскрыла основные аспекты функционирования Петербургской Академии наук в первые годы существования организации, проводя исторические параллели с советской Академией наук. В целом автор показала альтруистический характер работы академиков, чей труд и нормированный рабочий график позволил стране произвести научную революцию в освоении Арктических пространств.
Л. Г. Бескровный «Армия и флот России в XIX в.» (1974) - профессор истории специалист по истории флота Российской империи. Монография касается вопросов комплектования состава и организации морского флота, участвовавшего в освоении Северного морского пути.
А. М. Черников, А. Д. Сыроватский «Экспедиция И. И. Редовского в Якутию и к Охотскому морю (1806-1807 гг.)» (1962 г.) - исследование посвящено деятельности тайной экспедиции Академии наук, а также изучены важные аспекты составления документальной базы ученого -исследователя .
A. В. Ефимов в своей работе «Из истории великих русских географических открытий» (1971 г.) показал противостояние российского и западного империализма в условиях научно-географических соперничеств великих держав.
B. А. Зибарев «Большая судьба малых народов» (1972). В монографии автор исследовал экономический быт и традиции малых народов Севера в условиях интеграции в общероссийское пространство и др.
Таким образом, советская историография накопила огромный пласт актуальных научных исследований по проблеме. Однако вседовлеющая идеология марксизма-ленинизма, в частности, размышления В.И. Ленина «об империализме царской России», задавала определенные стандарты исследований. Так, народы «Сибири, Поволжья, Приуралья» признавались порабощенными «феодалами царизма», а Сибирь выступала «плацдармом в борьбе за империалистическое господство» . В действительности, на инкорпорированных территориях наблюдался процесс схождения конвергенции экономик малых народов и остальной империи.
В 1980-х гг. происходит ренессанс практики проведения научно - практических конференций на региональном уровне, а с 1990 г. по 2000 г. выросло количество публикаций провинциальных ученых, которые посвящены непосредственно истории освоения Арктики. С одной стороны, возникла благоприятная среда для развития республиканских исторических школ, а, с другой - краеведческие работы пренебрегают или занижают роль столичных центров в освещении того или иного аспекта проблемы, подчеркивая главенствующее положение местных административных единиц.
Д. А. Ширина «Петербургская Академия наук и Северо-Восток» (1994 г) . Выходу ее ряда монографий, посвященных истории Арктики, мы обязаны открытию в середине 1980 г. сектора Арктических исследований в Институте гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук . Сегодня автор является ведущим исследователем научной деятельности Академии наук.
Исследование Т. Ю. Фекловой «Документирование деятельности экспедиций Академии наук в первой половине XIX в» посвящено организационно-структурной специфике экспедиционной деятельности Академии наук в первой половине XIX в.
Д. Н. Копелев «На службе Империи: немцы и Российский флот в первой половине XIX века» . Автор является канд. истор. наук, доцентом и старшим научным сотрудником, его исследование носят этнокультурный характер. В нашей работе является важным вспомогательным источником, показывает роль иностранцев немецкого происхождения в исследовании Северо-Восточного побережья Северного Ледовитого океана.
И. С. Дмитриев в работе «Академия благих надежд: эффективность научной деятельности Петербургской Академии наук в XVIII столетии» раскрывает и обобщает основные аспекты интенсивности работы ученых Петербургской Академии наук в середине XVIII в.
Среди иностранных авторов ведущую роль в изучении Арктического пространства в исторической ретроспективе отводится ученым Дерптского университета, расположенного в г. Тарту, рес. Эстония. Прежде всего, это было связанно с тем, что граждане Эстляндской губернии (а позже Эстонской ССР) никогда не притеснялись в правах, и наряду с российскими студентами, эстонские студенты-практиканты имели возможность проходить научно-практическую стажировку непосредственно в период проведения научных экспедиций под эгидой Петербургской Академии наук, а так же в морских рейдах Адмиралтейства. По окончанию стажировки, они становились, в последующем, ведущими российскими научными сотрудниками и офицерами. В связи, с чем большой массив работ, выпущенных после 1990 г. и посвященных процессам совместного исследования Арктики, остается недоступен для русскоязычного читателя.
В нашем исследовании мы использовали работы эстонского географа и историка Эрки Таммиксаар, посвященные экспедиции Г. Байера и А. К. Циволько на архипелаг «Новая Земля», и датского академика П. Ю. Меллера, раскрывающего основные аспекты документоведческой работы В. Беринга - участника Первой и Второй Камчатских научных экспедиций.
Особое внимание в исследовании уделено и британским ученым: историк экономической мысли Марк Блауг «100 великих экономистов до Кейнса». В данном исследовании автор выделяет вклад в науку главных экономистов Европы, которые, по его мнению, внесли самый важнейший вклад в обсуждение эпохи и сформировали современную экономическую модель. По оценке специалиста, Д. Бернули занимал 7 -е место в списке 100 главных умом Европы. Однако серьезным упущением автора, свойственное английской исторической науке, является его сглаживание «остроугольных» фактов внутриполитической жизни Великобритании.
Петр I, безусловно, создал благоприятные условия для развития отечественной науки в лице Петербургской Академии наук. Д. Бернули, а также ряд его близких коллег, чувствуя социальную незащищенность, нашли востребованность именно в России, что оказывает благодатное влияние на подготовке Арктических экспедиций. Данный факт подробно рассмотрен в нашем исследовании.
Работа британского историка и экономиста Джоана Бошам «Британский империализм в Индии»: автор сравнивал интенсивность развития экономической модели с организациями частных торговых компаний с высокой долей государственного софинансирования и исследовал деятельность «Вест-Индийская компании». Данная компания имеет схожие причины появления и практикоориентированную структуру, что и «Российско-американская компания». В нашем исследовании использована для определения и мотивом колонизационной практики Российской империи на островной части п-ова Аляска.
Главной особенностью российских учебных изданий по истории является недостаток обобщающего материала по проблеме. В целях всестороннего развития и просвещения обучающихся средних школ мы старались актуализировать опыт Арктических научных экспедиций в методической разработке. Важным вспомогательным исследованием основ преподавания экспедиционной активности в Арктике, мы отметим работу К. Д. Ломовцевой «Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания в 7 классе на основе ФГОС» .
Таким образом, несмотря на значительное количество научных трудов по рассматриваемой проблеме, в постсоветской историографии пока не сложилось единой концепции проведения научных экспедиций по освоению Северо-Восточного побережья Северного Ледовитого океана, объясняющей мотивы и причины их организации. К тому же многие работы по данным проблемам носят преимущественно прикладной характер. В настоящее время пока не написано комплексного исследования об основных этапах и структуре организации научных экспедиций в первой половине XIX в., однако сегодня значительно расширена источниковая база этой проблемы, в том числе и архивная. Данные аспекты, безусловно, актуализируют тему исследования и делают её привлекательной для современных исследователей.
Объект исследования: история освоения Арктики в контексте правительственной политики первой половины XIX в.
Предмет исследования: научные экспедиции по освоению Северо-Восточного побережья Северного Ледовитого океана первой половины XIX в., а также их освещение в школьном курсе истории
Хронологические рамки исследования охватывают первую половину XIX в. Именно в это время закладывается и начинает функционировать организационно-структурная составляющая научных экспедиций под эгидой Петербургской Академии наук, совершенствуются инновационные методики исследования региона.
Географические рамки: арктическая территория Российской империи в акватории Северного Ледовитого океана, включая островную часть полуострова Аляска.
Цель исследования: дать комплексный анализ организации и проведения научных экспедиций по освоению Северо-Восточного побережья Северного Ледовитого океана в первой половине XIX в, а также их освещение в школьном курсе истории.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- обобщить научно-экспедиционную деятельность Академии наук в XVIII в.;
- охарактеризовать структуру документоведения Академии наук в XVIII - начале XIX вв.;
- проанализировать экспедиционную стратегию России в XVIII - начале XIX вв.;
- показать роль Академии наук в организации арктических научных экспедиций в первой половине XIX в.;
- раскрыть основные критерии формирования военно-морского офицерского состава для нужд научных экспедиций первой половины XIX в.;
- показать изучение истории освоения Арктики в современном школьном курсе истории;
- разработать конспект урока на тему: «Арктические научные экспедиции XVIII-XIX вв.».
Методологическая база исследования. Методологическая основа работы базируется на основных научных принципах, применяемых в отечественной исторической науке. Принцип объективности - при отборе материала и оценке историографической базы исследования, в частности при изучении проблемных вопросов, связанных непосредственно с началом освоения Северо-Восточного побережья Северного Ледовитого океана, и ходом научных экспедиций в первой половине XIX в.
Руководствуясь принципом историзма, мы проанализировали процессы, сложившиеся на международной арене в конце XVIII - начале XIX вв. Это позволило нам, с учетом конкретно-исторической ситуации, выявить основные причины, характер, основные этапы организации научных экспедиций в первой половине XIX в. и их итоги.
Наряду с принципами объективности и историзма в работе применялся принцип системности. Руководствуясь им, мы привели в систему большое количество разрозненных фактов и противоречивых суждений по конкретной исторической проблеме. Такой подход позволил выявить и обосновать функциональную связь между явлениями, который на первый взгляд кажутся не связанными друг с другом. Это касается структуры полевого документоведения как составной части научно-экспедиционного процесса, а также критерии отбора офицерского состава для нужд научных экспедиций. Принцип системности позволил нам обнаружить взаимозависимость этих событий. Именно четко отлаженная организация научных экспедиций является залогом успешного продвижения и освоения арктического региона.
При написании исследования применялись и специально-исторические методы исследования:
К принципу объективности относятся такие методы как проблемно-хронологический, метод гражданственности. Проблемно-хронологический метод ориентировал нас на изучение частных и общих исторических проблем с последующим их включением в хронологический ряд событий. Метод гражданственности позволил нам подать исторический материал при уважительном отношении к прошлому и сопереживании за судьбы страны.
Принцип историзма реализуется нами по средствам метода историко-генетический, который позволил проанализировать явление на различных стадиях развития, в частности при изучении причин и обстоятельств создания Петербургской Академии наук, возникновения военно-политического противоборства в Европе в начале XIX в. и на этом фоне показать выработку экспедиционной стратегии России в XVIII - начале XIX вв.
Историко-сравнительный метод позволил выявить сходства и различия в организации экспедиций на разных этапах исторического развития, а так же обобщить материал, связанный с рассмотрением вклада Петербургской Академии наук в организацию научных экспедиций по освоению Северо-Восточного побережья Северного Ледовитого океана.
Исторический метод - заключается в выявлении исторических фактов, таких как: расстановка внешнеполитических приоритетов, постановка дипломатических задач в контексте правительственной политики первой половины XIX в., что позволило воссоздать исторический фон, при котором раскрывается логика проведения и организации научных экспедиций. Описательно-повествовательный метод дал возможность осветить последовательность событий во времени.
Источниковая база исследования. Исходя из поставленных в работе задач, объекта и предмета исследования, предпринята попытка комплексного подхода к опубликованным источникам. Источники классифицируются в соответствии с общепринятыми в современной исторической науке принципами. Основными определяющими признаками классификации источников являются их происхождение и способ фиксации.
К первой группе источников относятся материалы государственного происхождения: документы, которые позволяют раскрыть политические и экономические трудности, которые имели место при организации научных экспедиций по освоению Северо-Восточного Ледовитого океана, в частности, приводятся факты коррупции в межведомственной кооперации мобильных научных групп и головного офиса Академии наук 1; Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, с приведением статей других томов Свода законов. Выделим современные законодательные документы по проблемам развития Арктического региона: «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» - документ отражает основные приоритетные направления развития Арктической зоны; государственная программа «Социально - экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» - важный вспомогательный документ, освещающий основные механизмы в реализации стратегии «Арктики 2020».
Ко второй группе источников следует отнести делопроизводственные документы: Проект положения об учреждении Академии наук и художеств (28 января 1724) - источник, раскрывающий причины появления научного университета сочетающего синтез Академии и социетета художеств, а также специфику дальнейшего функционирования организации; Акты академии наук и Новые акты Петербургской Академии наук (1778-1786 гг.) (выходили только на латыни для профессоров, студентов, преподавателей - узкоспециализированное профессиональное издание для действующих и младших научных сотрудников дает возможность проследить взаимодействие Академии наук и выездной научной экспедиционной бригады ученых; Комментарии Санкт-Петербургской Императорской Академии наук и Новые Комментарии Санкт-Петербургской Императорской Академии наук (1728-1751)5 - сборники комментариев - первая научная попытка публикации и критики материалов научных экспедиций. Отчеты составлены по итогам конференций Академии наук. Сборник содержит в себе расширенный вариант на латинском, а также «Краткий вариант описания Комментариев» на русском языке. «Комментарии» составлены с целью осуществления знакомства образованных и средних слоев общества с деятельностью приглашенных ученых в России. Несмотря на наличие официального тона, ставящего перед собой цель возвышения заслуг научного сообщества, мы использовали этот документ для описания научно - экспедиционной работы В. Беринга, Г. Миллера и др. академиков.
Особо следует выделить постановление от 9 декабря 1753 г. об учреждении тайной Нерчинской экспедиции - один из немногих дошедших до нас делопроизводственных документов, проливающих свет на организацию секретной Нерчинской экспедиции в контексте межведомственной оценки ее целей и задач.
Иркутская летопись 1661-1940 гг. - это сборник делопроизводственных документов и комментариев. Несмотря на то, что летописание Иркутска было положено с 1920-х гг. В. Сибиряковым, наличествующим документам был присущ несистемный и разрозненный характер. Академиком Г. Миллером в 1830 г. впервые в рамках сбора академических «портфелей» была предпринята попытка систематизации и восстановления хронологической последовательности, что дало толчок к ренессансу летописания. Написание летописи в разный период времени после Миллера было продолжено различными активистами. В период с 1652 по 1845 гг. работа по архивированию накопленных знаний велась купцом П. Пежемским, в частности, он указывал факт строительства Судоходного училища для нужд Нерчинской экспедиции 1755-1765 гг. Данный факт дает нам представление о «действительном» уровне секретности сопровождающим подготовку миссии.
Путевые отчеты - комплекс сохранившихся документов и отчетов, которые позволяют исследователю более детально изучить экспедиционный быт и совместную работу немецкого ботаника И. И. Редовского и Академии наук.
Следующий документ раскрывает роль участия агентов тайных обществ в работе Морского ведомства. В работе мы использовали его для выявления политической ориентации полярного исследователя Ф. Ф. Матюшкина.
В исследовании использован документ для анализа межведомственного соперничества Морского ведомства и «Российско-американской компании», которое привело к эволюции нормативно-правовых документов и комплексу мер направленных на улучшение быта как офицерского, так и младшего матросского состава, для предотвращения оттока опытных кадров.
Привлекает внимание комплекс документов по исследованию Арктики, собранный государственной народно-хозяйственной организацией, занимающейся освоением прибрежной акватории Северного Ледовитого океана. С момента учреждения (23 апреля 1919 г.) преследовала цель систематизации накопленных сведений о расположении путеводных маяков и прогрессивному изменению актуальных морских карт. В работе мы использовали данный вид источника для анализа ретроспективы и общего обзора судоходного развития Северного морского пути.
К третьей группе источников относятся разнообразные источники личного происхождения, которые несут непосредственную информацию о современниках тех событий и опосредственную - об описываемых ими событиях. К ним относятся записки, дневниковые записи В. Й. Беринга, в которых отражалось личностное восприятие условий экспедиционного быта. В нашем исследовании данный источник применён, для оценки уровня загруженности начальника экспедиции и выявления скрытых задач. Особо выделим комплекс дневниковых материалов Ф. П. Врангеля, как неопубликованного, так и опубликованного дневника, мы их использовали для составления исторического портрета полярного исследователя.
Дневники И.И. Редовского являются также уникальным источником, в которых автор, помимо описания ботанических наблюдений, оставил пометки связанные с социально-бытовым положением Сибирских уездов. Его опорные конспекты должны были стать отчетами Императорскому Сенату с целью визирования деятельности региональной администрации.
Таким образом, использование разнообразных опубликованных источников позволило составить более полное представление об основных этапах организации и проведения научных экспедиций под эгидой Петербургской Академии наук, в контексте правительственной политики России первой половины XIX в., а так же распространённых недальновидных данных по оцениванию масштаба вклада российской науки в рамках осуществления Великих географических открытий.
Практическая значимость работы заключается в постановке и решении исследовательской проблемы, что может способствовать более глубокому пониманию правительственной политики первой половины XIX в. в отношении Арктического региона. Содержание и выводы исследования могут быть использованы при подготовке и чтении курсов по отечественной истории, историческому краеведению.
Апробация работы. Основные положения выпускной квалификационной работы сообщались на заседании кафедры истории факультета истории и филологии Таганрогского института имени А.П. Чехова; на 63 Внутривузовской студенческой научной конференции, Секция 1. «Отечественная история с древнейших времен до конца XIX в.», с докладом «Роль Петербургской Академии наук в освоении Арктического побережья в первой половине XIX в.».
По теме исследования опубликовано две статьи: Прокофьева, Е.В., Савенков, В.Д. Роль Петербургской Академии наук в освоении арктического побережья в XVIII в.// Международная научно-практическая конференция «Развитие науки и образования в современном мире» 30 апреля 2020 г. - Электронный научный журнал. ISSN 2414-5041 (СМИ ЭЛ № ФС 77-59572 ОТ 06.10.2014 Г.) размещен на портале elibrary.ruпо договору 07.07.2015 г. № 457 07/2015. - С. 18-22. (0,2 п.л.); Прокофьева, Е.В., Савенков, В.Д. Роль Академии наук в организации Арктических экспедиций первой половины XIX в.// Материалы XXIII международной научно-практической
конференции «Академическая наука - проблемы и достижения». 1-2 июня 2020 г. - г. North Charleston, SC, USA, 2020. Издательство: CreateSpace. - С. 24-27. (0,2 п.л.).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Петербургская Академия наук внесла существенный вклад в организацию научных экспедиций по освоению Северо-Восточного побережья Северного Ледовитого океана. Действуя в малом научном составе и не имея опыта организации широкомасштабных операций, ей удалось в XVIII - начале XIX вв. наладить работу выездных научных бригад на регулярной основе. Более того, немаловажную роль в планировании, сборе научных коллекций и в осуществлении межведомственных связей сыграли отчеты и запросы, разбор структуры которых показывает закулисные особенности работы Академии наук и, в частности рабочего экспедиционного процесса, который сопровождал научных сотрудников на период проведения научных исследований. Работа с документами помогла раскрыть структуру и особенности быта ученых-экспедиторов.
Конец XVIII - начала XIX вв. в России характерен сменой экспедиционной стратегии освоения Арктики, данные изменения были вызваны усилением международного присутствия в данном регионе, а так же ростом повышенного интереса западных держав к природным ресурсам Севера Российской империи.
Научно-экспедиционные методики 1780-х гг. претерпели в начале XIX в. существенные изменения, поскольку для осуществления прорывных исследований стало необходимым соблюдение секретности и одновременно придерживаться маневренности. Главным центром по исследованию арктической части русской Америки становится Морское ведомство, которое вполне удовлетворяло запросы того времени. К концу XVIII в. возникла как финансовая, так и политическая необходимость, заключавшаяся в формировании новой автономной частной и одновременно научно-исследовательской компании, которая в свою очередь консолидировала в себе гражданскую и торгово-промышленную инициативу отдельных локально действующих частных купеческих структур. «Российско - американская компания», учреждённая Павлом I в 1799 г., помимо проявления гражданской, выгодной для Российской империи, в виде исследовательско-экспедиционной практики, совмещенной с высокой долей государственного финансирования, осуществляла прорывные исследования и научные экспедиции по средствам задействования Академии наук в виде консалтингового агентства. Создавая альтернативу государственному флоту в виде проявления рыночной конкуренции, она стимулировала к повышению уровня образованности в среде военно -морского офицерства.
В первой половине XIX в. происходят качественные изменения в структуре исследований научных экспедиций по освоению Северо - Восточного побережья Северного Ледовитого океана. Роль Академии наук в организации арктических научных экспедиций заключалась во внедрении инновационных методов исследования, которые благотворно способствовали мобильному изучению исследуемого объекта при сохранении должного уровня научности.
Именно в первой половине XIX в. военно-морской флот становится - единым центром научно-исследовательской базы России, из-за чего привлекает прогрессивно мыслящие слои общества, стремящиеся получить должный уровень научной практики, а так же дворянскую аристократию, которая в то время стремилась получить должное положение в обществе за счет прогрессивной системы построения карьерной лестницы. За счет данных факторов изменяются и критерии формирования военно-офицерского состава. К будущим претендентам - выпускникам военно-морских училищ, предъявлялись повышенные или зачастую невыносимые требования с целью прогрессивного кадрового укомплектования будущего состава экспедиционных северных миссий. Структура и организация флота опережала в своем развитии императорский чиновничье-бюрократический аппарат, что требовало от руководства страны поиска новых решений на поставленные задачи.
В настоящее время в рамках школьной учебной программы на уроках истории освещается роль русских исследователей в Великих географических открытиях, в освоении Арктики. Однако школьные учебники не в полной мере отражают вклад отдельно взятой исторической личности на ход научно-экспедиционного процесса. Разработанный нами урок, помимо обобщения накопленного материала, ставит перед учащимися цель формирование комплексных знаний по истории освоения Северо-Восточного побережья Северного Ледовитого океана за счет формирования чувства сопричастности и сопереживания по отношению к ученым-экспедиторам. Образ учёного направлен на формирование патриотического идеала в среде обучающихся в качестве образцового гражданина.
Таким образом, с момента возникновения Академии наук начинается планомерное изучение и освоение огромных пространств России. Особое значение придавалось изучению природных богатств, животного и растительного мира, описанию исторических достопримечательностей. Из 50 экспедиций Академии наук XVIII в. наиболее известны: Великая северная (вторая Камчатская) экспедиция 1733-1743 гг. и Академическая экспедиция 1768-1774 гг. В ходе этих экспедиций, в частности, отрядами Д. Я. и Х. П. Лаптевых было положено начало освоения и изучения северного побережья Восточной Сибири. В начале XIX в. по инициативе Академии наук организуются многочисленные географические, гидрографические и геофизические полярные экспедиции. Особенно много в плане изучения побережья Северного Ледовитого океана дала экспедиция Ф. П. Врангеля и Ф. Ф. Матюшкина, в ходе которой им удалось собрать не только ценные сведения о народах северо-востока России, но и отметить на карте к северу от мыса Якан остров, впоследствии названный именем Врангеля. В XXI в. остров становится важным арктическим форпостом России со своей неповторимой заповедной природой. История освоения арктического побережья показывает нам, что интерес исследователей к суровой арктической земле, богатой природными ресурсами, актуален и в настоящее время.



1. Акты Академии наук и Новые акты Петербургской Академии наук. Acta Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1778-1786) - Режим доступа:http://www.arran.ru/?q=ru/node/597.- Дата обращения: 15.03.2020.
2. Беринг, В.Й. Камчатские экспедиции/ред. М. Терешина - М.: Эксмо, 2012. - 480 с.
3. Восстание декабристов. Дела Верховного уголовного суда и Следственной комиссии. Показания руководителя Южного общества М.П. Бестужева-Рюмина/под ред. М.В. Нечкиной - М; Л: Наука 1950. -Т.9. - С.113.
4. Врангель, Ф.П. Мексика 30-х годов XIX в. в неопубликованном дневнике - Режим доступа:https://clck.ru/PDqDo.- Дата обращения: 12.06.2020.
5. Врангель, Ф.П. Путешествие по Сибири и Ледовитому морю. - М.: Litres,2017.- Режим Доступа:https://www.litmir.me/br/?b=253238&p=1Дата обращения 08.06.2020.
6. Завалишин, Д. И. Записки декабриста. - Санкт-Петербург:
типография Т-ва М. О. Вольф,. 1910. - Режим Доступа:
https://www.prlib.ru/item/333485.- Дата обращение: 08.06.20200.
7. Иркутская летопись 1661-1940 гг. // сост., автор предисл. и примеч. Ю. П. Колмаков. — Иркутск: Оттиск, 2003. — 848 c.
8. Комментарии Санкт-Петербургской Императорской Академии наук и Новые Комментарии Санкт-Петербургской Императорской Академии наук / В.Беринг//Издания Академии наук (1728-1751). -T. 14. - Режим доступа: http://www.arran.ru/?q=ru/node/597.Дата обращения:
15.03.2020.
9. Об утверждении государственной программы «Социально -
экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»//Правительство России//документ. - Режим доступа:http://government.ru/docs/11967/15.06.2020.- Дата бращения: 15.06.2020.
10. Проект положения об учреждении Академии наук и художеств. Петр I. 28.01.1724.// Сто главных документов Российской империи - Режим доступа: http://doc.histrf.ru/18/proekt-polozheniya-ob-uchrezhdenii-akademii-nauk-i-khudozhestv/.- Дата обращения: 14.06.2020.
11. Редовский, И.И. Дневник путешествия из Кяхты в Ургу и из Якуцка в
Ищигинск в 1805 и 1806 годах. Издания Академии наук - Режим доступа: http://www.arran.ru/?q=ru/node/597. - Дата обращения:
12.06.2020.
12. Редовский, И.И. Путевые отчеты из Кяхты в Ургу и из Якуцка в
Ищигинск в 1805 и 1806 годах. Издания Академии наук - Режим доступа: http://www.arran.ru/?q=ru/node/597. - Дата обращения:
12.06.2020.
13. Российское законодательство Х-ХХ веков/ под общ. ред. О. И. Чистякова. - Т. 6. - М.: Юридическая литература, 1988. - 432 с.
14. Россия. Комитет для составления Морского устава. Обзор работ Комитета, учрежденного в 1850 году для составления Морского устава - Санкт-Петербург: тип. II отделения собств. канцелярии , 1853. - 115 с.
15. Сборник важнейших руководящих материалов по Главному
управлению Северного морского пути при Совете министров СССР // под ред. Айзенберг А.П., Шкундин З.И. - Л.; М.: Изд-во
Главсевморпути,1947. - 471 с.
16. Постановление от 9 декабря 1753 г. об учреждении тайной Нерчинской экспедиции. - Сенатский архив. - Т. 9.- СПб: Сенатская типография, 1901. - С. 93-95.
17. Стратегия развития Арктической зоны Р. Ф. и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года документ. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/2RpSA3sctElhAGn4RN9dHrtzk0A3wZm8.pdf.- Дата обращения 15.06.2020.
18. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, с приведением статей других томов свода законов. М: тип. Шюман и Глушкова, 1867. - 623 с.
I. ЛИТЕРАТУРА:
19. Барсуков, Н П. Жизнь и труды П. М. Строева/ Н.П. Барсуков. - Санкт-Петербург: тип. В. С. Балашева, 1878 - 668 с.
20. Белов М. И., Пинхенсон Д. М. История открытия и освоения
Северного морского пути/М.И. Белов. - М.: Морской
транспорт.1956. - 592 с.
21. Бескровный Л.Г. Армия и флот России в XIX в/Л.Г. Бескровный - М.: Наука.1974. - 616 с.
22. Беспрозванный, Е.Л. Приамурье в системе русско-китайских
отношений. XVII - середина XIX в./Е.Л. Беспрозванный. - М.: Наука, 1983-206 с.
23. Беспрозванный, Е.Л. Приамурье в системе русско-китайских
отношений. XVII - середина XIX в./Е.Л. Беспрозванный. - М.: Наука, 1983. - 206 с.
24. Болховитинов, Н.Н. Становление российско-американских
отношений. 1775-1815/ Н.Н. Болховитинов. - М.: Наука, 1966. - 639 с.
25. Ванаг Н. Историк-марксист/под ред. М.Н. Лукин. - М.: Института истории АН СССР, 1934. -№ 1. - C. 21-52.
26. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории/Е.Е. Вяземский. - М.: Владос, 2003.- 384 с.
27. Гольденберг Л. А. Каторжанин — сибирский губернатор. Жизнь и труды Ф.И. Соймонова/ Л.А. Гольденберг. - Магадан: Дальневосточная историческая библиотека, 1979. - 287 с.
28. Горщарик, А. Г. Дуализм Суши и Моря - основной закон
геополитики: идеи К. Хаусхофера и битва за Мировой остров (Евразию) //Экономический вектор/ред П.П. Табурчак. - 2016. - №. 1 - С. 106-108.
29. Григорьян, А. Т., Ковалев, Б. Д. Даниил Бернулли: 1700-1782./ А.Т. Григорьян, Б.Д. Ковалев. - М.: Наука, 1981. - 313 с.
30. Давыдов, Ю. В. Джон Франклин. (1786-1847 гг.). Географические открытия и исследования, английские - Арктика зарубежная/Ю.В. Давыдов - М.: Географгиз, 1956.- 48с.
31. Дмитриев. И.С. Академия благих надежд: эффективность научной деятельности Петербургской Академии наук в XVIII столетии//Социология науки и технологий/ред. Н.А. Ащеулова. - 2016 - №4. - С.9-31.
32. Ефимов, А. В. Из истории великих русских географических открытий/ А.В. Ефимов. - М.: Наука, 1971. -300 с.
ЗЗ.Зибарев В. А. Большая судьба малых народов/А.В. Зибарев - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1972. -116.с
34. Иванов, В. Н. Историки о происхождении якутского героического эпоса// Вестник Томского государственного университета/В.П. Зиновьев. - 2016 - № 404 - С. 89-95.
35. Иванова Т.С. Якутии в составе России XIX в.-30-е гг. XX в. / Т.С. Иванова. - М.: Академия управления МВД, 2000 - 192 с.
36. Ивашинцев Н.А. Обзор русских кругосветных путешествий / Н. Ивашинцев. - СПб: тип. Мор. М-ва,1850. - 245 с.
37. Ильюшенко, М. История делопроизводства в дореволюционной России/М. Ильюшенко. - М.: РГГУ, 1993. -179 с.
38. Исследования русских на Тихом океане в XVIII - первой половине XIX века. Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера, 1799-1815. / сост. Н.Н. Болховитинов. - М.: Наука, 1994. - Т.3. - 275 с.
39. История Академии наук СССР: В 3 т. / Под ред. акад. Островитянов К.В.- М.:Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958-1964. - Т. 2 - 483 с.
40. Копелев, Д. На службе Империи: Немцы и Российский флот в первой половине XIX века/ Д. Копелев. - СПб: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. 2010. - 338 с.
41. Копелевич, Ю. Х. Основание Петербургской Академии наук / Ю.Х. Копелевич. - Л.: Наука, 1977.- 221с.
42. Копылов, А, Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII - начала XIX вв./А.Н. Копылов. - Новосибирск: Наука, 1974 - 251 с.
43. Крупник, И., Арутюнов, С. А. Арктическая этноэкология: Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. - М.: Наука, 1989. - 272 с.
44. Лобачевский, Н. И. Избранные труды по геометрии / ред. П. С. Александрова. / Речь Н..И.Лобачевского «О важнейших предметах воспитания». 1828 г. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956. -596 с.
45. Пасецкий, В.М. Русские открытия и исследования в Арктике. Первая половина XIX в./ В.М. Пасецкий. -Л.: Гидрометеоиздат, 1984. - 275 с.
46. Пиотрович, В. В. Остров Геральда: Научные работы экспедиции на ледоколе «Красин» в 1935 году/ ред. Д. С. Дуплицкого, Г. Е. Ратманова . - Л.: Главсевморпуть, 1936. -179 с.
47. Предтеченский, А. В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века/А.В. Предтеченский. - М.; Л: Наука, 1957. - 456 с.
48. Прищепа, А. С. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Правление Елизаветы Петровны и Екатерины Великой/ А.С. Прищепа. - Краснодар: Финуниверситет, 2017. - 600 с.
49. Рокот, В. Князь Русской Америки Д.П. Максутов/В. Рокот (Ружейников) - М.: Центрполиграф, 2007. 349 с.
50. Российское законодательство Х-ХХ веков / под общ. ред. О. И. Чистякова. - Т. 6 - М: Юридическая литература, 1988. - 432 с.
51. Силина И.Ю. Конспекты уроков для учителей истории.7 класс - М.: ВЛАДОС, 2006. - 302 с.
52. Сперанский М.М. Антология мировой. политической мысли: В 5 т //Политическая мысль в России: X-первая половина XIX в. - М: Мысль, 1802. - 800 с.
53. Сухова, Н. Г. Физико-географические исследования Восточной Сибири в XIX веке/ Н.Г. Сухова. - М.; Л.: Наука,1964. - 191с.
54. Феклова Т. Ю. Документирование деятельности экспедиций
Академии наук в первой половине XIX в // Вестник архивиста/ред И.А. Анфертьев. - 2014. - №. 3. - С. 303-315.
55. Фурсова, Е.Ф. Северорусские компоненты в традиционной культуре крестьян-старожилов Западной Сибири конца XIX начала ХХ вв.// Вестник Томского государственного университета/ред.: Зиновьева В.П., История. -№. 3 (23). -201. - С. 310-313.
56.Черников, А. М., Сыроватский, А. Д. Экспедиция И.И. Редовского в Якутию и к Охотскому морю/ А.М. Черникова - Л: Наука, 1962. -190 с.
57. Шешин А. Б, Морская управа Северного общества //Вопросы истории/под ред. В.Г. Трухановского. - 1979- №. 2 - С. 115.
58. Ширина, Д. А. Петербургская Академия наук и Северо -Восток. 1725-1917 гг./Д.А. Ширина. - Новосибирск, 1994. -269 с.
59. Марк Блауг. 100 великих экономистов до Кейнса/ пер. и ред. А.А. Фофонова - Санкт-Петербург: Экономическая школа, 2005. 252 с.
60. Парсонс, Т. О структуре социального действия/Т.О. Парсоне. - М: Академический проект, 2000. - 880 с.
61. Meller P.U., Okhotina-Lind N. Kommand0ren og konen: arkivfund om danske deltagere i Vitus Bering ekspeditioner- Kobenhavn, 1997. - 180 с.
Электронные ресурсы
62. Сухомлинов, М. И. История Российской Академии. - Т. 1-8. -Санкт-
Петербург: Тип. Императорской Академии наук, 1885. - Режим
доступа:http://elib.shpl.ru/nodes/9454- Дата обращения 1.06.2020.
63. Беляев А. В. Рабочая программа по Истории 7 класс/пояснительная записка к рабочей программе - Режим доступа: http://makarschool.ru/wp-content/uploads/2014/09/7-klass-istoriya-FGOS-bez-regionalnogo-komponenta.pdf.- Дата обращения: 5.06.2020.
64. История Русской Америки (1732-1867). / под общ. ред. Н. Н.
Болховитинова — М: Международные отношения, 1997 - Режим доступа:http://militera.lib.ru/explo/ira/1 06.html.- Дата обращения: 14.06.2020.
65. Керженцев М.П. Союзники и Россия. - М: Издательство ВЦИК, 1918.
- Режим Доступа:https://goo-gl.ru/6qXa.- Дата обращения: 10.06.2020.
66. Ключевский. Курс Русской Истории. - Режим Доступа:
http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.- Дата обращения: 03.04.2020.
67. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX в 1800-1830. -
Режим доступа:https://lit.wikireading.ru/1078.- Дата обращения: 12.06.2020.
68. Ломовцева К. Д. Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания в 7 классе на основе ФГОС. 2018 - Режим доступа: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/10209.- Дата обращения: 5.06.2020.
69. Ломовцева, К. Д. Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания в 7 классе на основе ФГОС. 2018 - Режим доступа: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/10209.- Дата обращения: 05.06.2020.
70. Министерство образования и науки Р.Ф. - Режим доступа:
http://ялюблюарктику.рф/lesson/.- Дата обращения 08.06.2020.
71. Островский, Б. Г. Ф. П. Врангель. 1796-1870 (очерк жизни
деятельности). - М, 1953 - Режим доступа:http://az.lib.ru/w.- Дата обращения:12.10.2020.
72. Предложение Минвостокразвития о внесении ряда поправок в законодательство для работы инвесторов на шельфе Арктики и Дальнего Востока от 09.06.2020 г. - Режим доступа: https://minvr.ru/press-center/news/25445/.- Дата обращения: 15.06.2020.
73. Фруменков, Г. Г. Узники Соловецкого монастыря. - Сев.-Зап. кн. изд., 1970. - Режим доступа: http :// lib . ru / HISTORY / FRUMENKOW / uzniki monastyrya . txt. - Дата обращения: 02.03.2020.
74. Учебная программа по истории для 5-9 классов - Режим доступа: http://edu.mari.ru/mouomariturek/sh11/doclib52/Программа%20ФГОС%20ООО/Учебная%20программа%20по%20истории%205-9%20класс.рй1?.- Дата обращения: 5.06.2020.
75.Чириков Н.С. Император Николай I и флот // Военная быль. Париж. - №101. Декабрь 1969. - Режим доступа:
http://lepassemilitaire.ru/imperator-nikolaj-1-i-flot/.- Дата обращения: 10.02.2020.
76. Ширина, Д.А. Академическая экспедиция 1806-1807 гг. по Якутии и
охотскому побережью. - Режим доступа: http://lib.ysn.ru/wp-
content/uploads/2015/03^1.pdf.- Дата обращения 14.06.2020.
77. Центр Документального кино. Ретроспективный показ фильмов про Арктику, в рамках научной конференции «Дни Арктики в Москве». - Режимhttp://cdkino.ru/event/20354/.- Дата обращения 08.06.2020.
78. Beauchamp J. British imperialism in India: prepared for the Labour research department. - M. Lawrence Limited, 1934 - Режим доступа: https://books.google.ru/books/about/British imperialism in India.html. - Дата обращения: 04.06.2020.
79. Tammiksaar, E. Karl Ernst von Baer's contribution to the research into the
climate of polar regions in the period of 1830 to 1840. - Режим
http://www.meteohistory.org/2004polling preprints/docs/abstracts/tammiksaar abstractpdf.- Дата обращения: 28.09.2020.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ