Россия на мировом рынке туристических услуг
|
Введение 3
Глава 1 Современное состояние мирового рынка туристических услуг 6
1.1 Сфера туризма: сущность, содержание, основные показатели 6
1.2 Влияние пандемии коронавируса и экономических санкций на развитие
мирового туризма 11
Глава 2 Россия на мировом рынке туристических услуг 17
2.1 Характеристика современного рынка туристических услуг в России 17
2.2 Стратегии, перспективы и проблемы развития рынка туристических услуг
в России 23
Глава 3 Современные тренды и угрозы функционирования российского рынка туризма в условиях санкций 29
3.1 Развитие международного и внутреннего туризма в России в современных
условиях 29
3.2 Основные подходы к выходу из кризисного состояния туризма в
России 35
Заключение 40
Список использованных источников 42
Глава 1 Современное состояние мирового рынка туристических услуг 6
1.1 Сфера туризма: сущность, содержание, основные показатели 6
1.2 Влияние пандемии коронавируса и экономических санкций на развитие
мирового туризма 11
Глава 2 Россия на мировом рынке туристических услуг 17
2.1 Характеристика современного рынка туристических услуг в России 17
2.2 Стратегии, перспективы и проблемы развития рынка туристических услуг
в России 23
Глава 3 Современные тренды и угрозы функционирования российского рынка туризма в условиях санкций 29
3.1 Развитие международного и внутреннего туризма в России в современных
условиях 29
3.2 Основные подходы к выходу из кризисного состояния туризма в
России 35
Заключение 40
Список использованных источников 42
В широком понимании рынок туристических услуг означает куплю- продажу туристического продукта (туров, отдельных туристических услуг или товаров для путешественников). При этом следует иметь в виду, что подобные сделки не всегда проводятся в одном и том же месте. Они могут состояться и без прямого привлечения продавца и покупателя туристического продукта, например, посредством телекса, телеграммы, факса, телефонного звонка или по чеку. Это связано с тем, что рынок туристических услуг не ограничен конкретным местом или географической зоной. Ряд авторов рассматривают туристический рынок как инструмент согласования интересов покупателей и продавцов туристического продукта, сферы его реализации и проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристического продукта.
Туристический рынок есть сфера проявления общественно-экономических отношений между производителями и потребителями туристического продукта, объединяющая спрос и предложение для обеспечения процесса его купли-продажи. Данный рыночный механизм будет эффективно функционировать только в том случае, если будут соблюдаться следующие условия: свободная конкуренция, при которой все участники рынка стремятся достичь своих целей (продать товар с максимальной прибылью или приобрести его с минимальными затратами); наличие основных правил в области качества и безопасности выпускаемого продукта и оказываемых услуг; возможность свободного выбора потребителя.
Актуальность изучения данной темы обусловлена рядом глобальных изменений в сфере мирового туризма. Причинами для изменений стали такие факторы, как пандемия, экономические санкции, напряженная политическая обстановка и др. Факторов, влияющих на развитие туристических услуг, огромное множество, все они разнообразны и по-разному оказывают воздействие на состояние рынка.
Пандемия коронавируса стала самым масштабным фактором кризиса в туристической отрасли для всего мира. Самое глобальное изменение, закономерно спровоцированное пандемией, - переориентация путешественников на внутренние направления. Границы оказались закрыты, но спрос на туристические услуги остался. Такая тенденция сложилась в большинстве стран мира. Так, например, в 2021 г. 95 % всех авиазаказов в России были оформлены только на перелеты внутри страны [32].
По статистическим данным Ростуризма туристический поток в России был восстановлен после пандемии к 2022 г., однако почти сразу за этим последовали жесткие экономические санкции в связи с политической обстановкой. На данный момент положение российского туризма крайне нестабильно.
В новых экономических условиях развитие туризма приобрело высокую степень актуальности, ведь сфера влияния туризма как на мировую экономику, так и на экономику отдельных государств постоянно расширяется. В условиях западных санкций и нынешнего политического положения России разработка стратегий развития туристической отрасли является крайне важным направлением деятельности. Необходимо не только восстановить показатели в данной отрасли, но и не упустить возможности их увеличить, используя правильные инструменты.
Так, в России проблематикой туризма занимались многие ученые, такие как Преображенский В. С., Азар В. И., Биржаков М. Б., Долженко Г. П. и др.
Исходя из вышесказанного, целью работы является обозначение места России на мировом рынке туристических услуг.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- раскрыть сущность, содержание и основные показатели понятия туризм;
- определить степень влияния экономических санкций и пандемии на развитие мирового туризма;
- охарактеризовать состояние современного рынка туристических услуг в России;
- выделить основные стратегии, перспективы и проблемы развития рынка туристических услуг в России;
- проанализировать дальнейшее развитие внутреннего и международного туризма в России в современных условиях;
- обозначить основные пути развития и выхода из кризисного состояния для рынка туристических услуг в России.
Объектом исследования является мировой рынок туристических услуг.
Предмет исследования - место России на мировом рынке туристических услуг с учетом современных экономических санкций.
Теоретической базой послужили научные статьи, периодические издания, учебные пособия по туризму, а также данные Ассоциации туроператоров России.
Нормативно-правовой основой исследования является федеральный закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 35-Ф3.
Методологическую основу работы составил системный подход. Также использовались методы единства исторического и логического, сравнительного анализа, индукции и дедукции, экономико-математического моделирования, а также позитивный и нормативный подходы.
Практическая значимость данной работы заключается в предложении рекомендаций по развитию основных направлений туризма на примере рынка туристических услуг в России, а также в изучении различных стратегий выхода из кризисного состояния данной сферы в современных условиях.
Туристический рынок есть сфера проявления общественно-экономических отношений между производителями и потребителями туристического продукта, объединяющая спрос и предложение для обеспечения процесса его купли-продажи. Данный рыночный механизм будет эффективно функционировать только в том случае, если будут соблюдаться следующие условия: свободная конкуренция, при которой все участники рынка стремятся достичь своих целей (продать товар с максимальной прибылью или приобрести его с минимальными затратами); наличие основных правил в области качества и безопасности выпускаемого продукта и оказываемых услуг; возможность свободного выбора потребителя.
Актуальность изучения данной темы обусловлена рядом глобальных изменений в сфере мирового туризма. Причинами для изменений стали такие факторы, как пандемия, экономические санкции, напряженная политическая обстановка и др. Факторов, влияющих на развитие туристических услуг, огромное множество, все они разнообразны и по-разному оказывают воздействие на состояние рынка.
Пандемия коронавируса стала самым масштабным фактором кризиса в туристической отрасли для всего мира. Самое глобальное изменение, закономерно спровоцированное пандемией, - переориентация путешественников на внутренние направления. Границы оказались закрыты, но спрос на туристические услуги остался. Такая тенденция сложилась в большинстве стран мира. Так, например, в 2021 г. 95 % всех авиазаказов в России были оформлены только на перелеты внутри страны [32].
По статистическим данным Ростуризма туристический поток в России был восстановлен после пандемии к 2022 г., однако почти сразу за этим последовали жесткие экономические санкции в связи с политической обстановкой. На данный момент положение российского туризма крайне нестабильно.
В новых экономических условиях развитие туризма приобрело высокую степень актуальности, ведь сфера влияния туризма как на мировую экономику, так и на экономику отдельных государств постоянно расширяется. В условиях западных санкций и нынешнего политического положения России разработка стратегий развития туристической отрасли является крайне важным направлением деятельности. Необходимо не только восстановить показатели в данной отрасли, но и не упустить возможности их увеличить, используя правильные инструменты.
Так, в России проблематикой туризма занимались многие ученые, такие как Преображенский В. С., Азар В. И., Биржаков М. Б., Долженко Г. П. и др.
Исходя из вышесказанного, целью работы является обозначение места России на мировом рынке туристических услуг.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- раскрыть сущность, содержание и основные показатели понятия туризм;
- определить степень влияния экономических санкций и пандемии на развитие мирового туризма;
- охарактеризовать состояние современного рынка туристических услуг в России;
- выделить основные стратегии, перспективы и проблемы развития рынка туристических услуг в России;
- проанализировать дальнейшее развитие внутреннего и международного туризма в России в современных условиях;
- обозначить основные пути развития и выхода из кризисного состояния для рынка туристических услуг в России.
Объектом исследования является мировой рынок туристических услуг.
Предмет исследования - место России на мировом рынке туристических услуг с учетом современных экономических санкций.
Теоретической базой послужили научные статьи, периодические издания, учебные пособия по туризму, а также данные Ассоциации туроператоров России.
Нормативно-правовой основой исследования является федеральный закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 35-Ф3.
Методологическую основу работы составил системный подход. Также использовались методы единства исторического и логического, сравнительного анализа, индукции и дедукции, экономико-математического моделирования, а также позитивный и нормативный подходы.
Практическая значимость данной работы заключается в предложении рекомендаций по развитию основных направлений туризма на примере рынка туристических услуг в России, а также в изучении различных стратегий выхода из кризисного состояния данной сферы в современных условиях.
Туристическая отрасль в странах всего мира является одним из главных направлений экономической, политической, культурной и социальной деятельности. От уровня развития туризма в стране, имеющей все предпосылки к его развитию, зависит доходность государства, продуктивность многих отраслей жизнедеятельности общества и развитие страны в целом.
За последние годы на рынок туристических услуг неблагоприятно воздействовали факторы достаточно обширного спектра: природные бедствия, серьезные социальные конфликты, войны, экономические кризисы и терроризм. Накопилось достаточно опыта, чтобы индустрия туризма смогла адаптироваться и преодолеть сложности, не останавливаясь в непрерывном развитии. Как и предыдущие кризисные ситуации, нынешняя является катализатором для туризма, предлагая возможность избавиться от неэффективных структур и развивать перспективные направления. Кризис также может ускорить процессы (модернизации и прочие), находящиеся уже в стадии реализации.
Анализируя поступательное развитие сферы туризма, специалистами отмечены две основные тенденции, существующие в туризме и влияющие на его развитие: влияние внешних экономических и политических факторов и быстрое восстановление объемов туризма в неблагоприятной обстановке. Невозможно заявить, что рынок туристических услуг не пострадал вместе с другими отраслями экономики от случившегося финансового кризиса, однако ясно то, что туризм, тем не менее, находит силы для выхода из сложившейся непростой ситуации [12].
В России восстановление и развитие рынка туристических услуг является одним из приоритетных направлений государственной политики. Свидетельством этому является разработка на уровне государства целого ряда государственных программ по поддержке и развития отечественного туризма.
К тому же развитие туризма внутри страны подталкивает к развитию другие отрасли экономики: строительство, торговлю, сельское хозяйство, транспорт, связи и др. В нашей стране заложен огромный потенциал для осуществления деятельности разнообразных видов туризма за счет огромной территории, разнообразия природных и климатических ресурсов, рельефа местности, обширных зон акватории и т.д
Несмотря на внушительный перечень трудностей последних лет, включающий в себя пандемию коронавируса, СВО, глобальные экономические санкции против России, туризм в нашей стране не только активно восстанавливается, но и изучает новые пути и маршруты для работы. Именно благодаря сложившейся ситуации возникла возможность активного роста спроса на внутренний туризм и последующего развития именно этой отрасли. Сейчас Россия стоит на пути новых возможностей на рынке туристических услуг, запускает масштабные национальные проекты, финансирует отрасль внутреннего туризма для наиболее быстрого и качественного развития и удовлетворения спроса туристов. Что касается въездного туризма - уже более 8 млн иностранных туристов посетили Россию в 2022 г., а уже в 2023 г. ожидается рост въездного туризма на 20 %. Въездной туризм определенно имеет потенциал роста. Конечно, из-за внешнеполитических факторов во въездном туризме действует эффект низкой базы. Но Россия рассчитываем на возобновление турпотока из дружественных стран, в частности из Китая [18].
В ближайшее время в России продолжится восстановление и международного туризма, в первую очередь за счет увеличения рейсов российских авиакомпаний, которые проводят работу по выкупу в собственность нового авиатранспорта. Предполагается, что число поездок будет расти и в направлении уже популярных дружественных стран, и в направлении новых регионов - таких, как Иран или Ливан.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Россия находится на надежном пути восстановления и развития рынка туристических услуг. Прогнозы экспертов и сотрудников туристического бизнеса предвещают положительные итоги текущего 2023 г., особенно в отрасли внутреннего туризма. В целом, изучая и анализируя все текущие показатели, развитие и рост рынка туристических услуг в мире и в России в частности можно признать устойчивым.
За последние годы на рынок туристических услуг неблагоприятно воздействовали факторы достаточно обширного спектра: природные бедствия, серьезные социальные конфликты, войны, экономические кризисы и терроризм. Накопилось достаточно опыта, чтобы индустрия туризма смогла адаптироваться и преодолеть сложности, не останавливаясь в непрерывном развитии. Как и предыдущие кризисные ситуации, нынешняя является катализатором для туризма, предлагая возможность избавиться от неэффективных структур и развивать перспективные направления. Кризис также может ускорить процессы (модернизации и прочие), находящиеся уже в стадии реализации.
Анализируя поступательное развитие сферы туризма, специалистами отмечены две основные тенденции, существующие в туризме и влияющие на его развитие: влияние внешних экономических и политических факторов и быстрое восстановление объемов туризма в неблагоприятной обстановке. Невозможно заявить, что рынок туристических услуг не пострадал вместе с другими отраслями экономики от случившегося финансового кризиса, однако ясно то, что туризм, тем не менее, находит силы для выхода из сложившейся непростой ситуации [12].
В России восстановление и развитие рынка туристических услуг является одним из приоритетных направлений государственной политики. Свидетельством этому является разработка на уровне государства целого ряда государственных программ по поддержке и развития отечественного туризма.
К тому же развитие туризма внутри страны подталкивает к развитию другие отрасли экономики: строительство, торговлю, сельское хозяйство, транспорт, связи и др. В нашей стране заложен огромный потенциал для осуществления деятельности разнообразных видов туризма за счет огромной территории, разнообразия природных и климатических ресурсов, рельефа местности, обширных зон акватории и т.д
Несмотря на внушительный перечень трудностей последних лет, включающий в себя пандемию коронавируса, СВО, глобальные экономические санкции против России, туризм в нашей стране не только активно восстанавливается, но и изучает новые пути и маршруты для работы. Именно благодаря сложившейся ситуации возникла возможность активного роста спроса на внутренний туризм и последующего развития именно этой отрасли. Сейчас Россия стоит на пути новых возможностей на рынке туристических услуг, запускает масштабные национальные проекты, финансирует отрасль внутреннего туризма для наиболее быстрого и качественного развития и удовлетворения спроса туристов. Что касается въездного туризма - уже более 8 млн иностранных туристов посетили Россию в 2022 г., а уже в 2023 г. ожидается рост въездного туризма на 20 %. Въездной туризм определенно имеет потенциал роста. Конечно, из-за внешнеполитических факторов во въездном туризме действует эффект низкой базы. Но Россия рассчитываем на возобновление турпотока из дружественных стран, в частности из Китая [18].
В ближайшее время в России продолжится восстановление и международного туризма, в первую очередь за счет увеличения рейсов российских авиакомпаний, которые проводят работу по выкупу в собственность нового авиатранспорта. Предполагается, что число поездок будет расти и в направлении уже популярных дружественных стран, и в направлении новых регионов - таких, как Иран или Ливан.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Россия находится на надежном пути восстановления и развития рынка туристических услуг. Прогнозы экспертов и сотрудников туристического бизнеса предвещают положительные итоги текущего 2023 г., особенно в отрасли внутреннего туризма. В целом, изучая и анализируя все текущие показатели, развитие и рост рынка туристических услуг в мире и в России в частности можно признать устойчивым.
Подобные работы
- МИРОВОЙ РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ: СОСТОЯНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Исследование современных тенденций развития мирового рынка туристических услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - Россия на мировом рынке образовательных услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА НА РАЗВИТИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КРОСС-РЕКЛАМА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Место и роль транснациональных корпораций на глобальном рынке туристических услуг
Дипломные работы, ВКР, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Перспективы развития «Центра развития туризма РТ» на мировом рынке
Дипломные работы, ВКР, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Индустрия туризма как фактор развития национальной экономики:
мировой опыт и практика в России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



