ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевым
недоразвитием 8
1.2. Особенности развития грамматического строя у детей с речевым
недоразвитием 13
1.3. Специфика использования колец Луллия в развитии процесса
словоизменения дошкольников с речевым недоразвитием 18
Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА
СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и содержание обследования процесса
словоизменения 22
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА III. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЛЕЦ ЛУЛЛИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ПРОЦЕССА СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Организация и содержание формирующего эксперимента 34
3.2. Содержание работы по развитию процесса словоизменения существительных 36
3.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Владение родным языком как средством общения и познания является одним из важнейших достижений ребенка в дошкольном возрасте, так как именно этот период является наиболее сензитивным к формированию речи. Этот путь обычно не может быть удачно пройден на дальнейших возрастных этапах. В дошкольном возрасте происходит общее развитие ребёнка, его достаточно сформированный уровень говорит о готовности к дальнейшему обучению в школе. Общее развитие ребёнка подразумевает наличие у него определённого соответствия в мотивах обучения, активной умственной деятельности, а также управляемости в поведении. Чтобы ребёнок мог понять и усвоить школьный курс родного языка, ему необходим определённый уровень развития словарного языка, грамматического строя еще в дошкольном периоде.
Обучение детей в начальных классах совершенствует, обогащает речь, приобретённую еще в дошкольный период, но также оно предусматривает получение различных новых частей и элементов грамматической теории. Вовремя сформировать грамматический строй речи ребёнка означает выполнение одного из самых важных условий его полноценного речевого и психического развития, так как речь и язык осуществляют главную функцию в становлении мышления и речевого общения. В исследовательских работах таких известных учёных как Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. и др. было показано, что усвоение обучения грамоте часто зависит от того, насколько для ребенка понятна разница между смысловой и звуковой стороной слова. Вначале ребёнок должен осознать смысл сказанного окружающими его людьми, а после он должен научиться заимствовать услышанные грамматические формы и правильно употреблять их самостоятельно. Овладение системой словоизменения у детей в норме происходит в младшем и среднем возрасте. Однако на сегодняшний день в группах детских садов исследователями был отмечен быстрый рост выявления различных речевых патологий у детей, уровень развития которых не совпадает с общепринятыми нормами. Большой процент таких детей - дети с речевым недоразвитием.
Известной группой научных работников (Левиной Р.Е., Спировой Л.Ф., Чиркиной Г.В.) было подтверждено наличие прямой зависимости между уровнем развития речи детей и возможностью овладения грамотностью ребенком. «Все эти факторы - как отмечает Филичева Т.Б., - негативно влияют на общую успеваемость будущего ученика». Дети с общим недоразвитием речи имеют большие трудности с формированием грамматического строя речи, ведь значения грамматических форм являются более абстрактными, правила же грамматического словоизменения разнообразнее. В школьном возрасте у детей с речевым недоразвитием выявляется множество грамматических ошибок, которые связаны с неверным употреблением различных категорий. Готовность к усвоению грамматических средств языка у детей с речевым недоразвитием развита в два раза хуже, чем у детей с нормальным развитием.
Вопрос о сформированности словоизменения у детей с речевым недоразвитием является весьма весомым и делает актуальной тему настоящего исследования. Мы считаем, что проведение сравнительного изучения уровня сформированности словоизменения у дошкольников с речевым недоразвитием и нормально развивающихся сверстников является крайне необходимым. Так же обязательным является дальнейший подбор соответствующей модифицированной методики, направленной на развитие процесса словоизменения существительных у дошкольников с недоразвитием речи.
Одним из важных условий улучшения качества речевой деятельности воспитанников считается их привлечение к эмоциональной, благоприятной обстановке, которая будет положительно воздействовать на желание и инициативу ребёнка принимать участие в речевом общении. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно с её помощью можно завлечь ребёнка, так как она является самой близкой и интересной. Речь и игра имеют между собой двустороннюю взаимосвязь. Речь дошкольника формируется и обогащается в процессе игры, а сама игра улучшается и пополняется под воздействием речи.
Одним из новейших и увлекательных для детей методов обучения считается древняя логическая машина, применяемая авторами технологии ТРИЗ в дошкольном образовании. Эта технология в виде бумажных кругов, наложенных друг на друга, имеет наименование «Кольца Луллия», названа в честь её создателя, Раймонда Луллия [6].
Данная методика позволяет совершенствовать различные области познания детей. Работа с кругами Луллия вызывает у детей огромный интерес и может быть направлена на знакомство с окружающей средой, преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, активизацию словаря, а также на развитие грамматического строя у детей с нарушениями речи. Круги Луллия являются универсальным игровым средством, которое также может создаваться индивидуально для работы с конкретным ребёнком, принимая в учёт уровень его речевого развития на данный момент времени.
Объект исследования: процесс словоизменения существительных у детей с ОНР.
Предмет исследования: круги Луллия как средство развитие процесса словоизменения у детей с ОНР.
Цель исследования:
- изучить и выявить основные нарушения процесса словоизменения у дошкольников с ОНР
- изучить возможности использования методического пособия «Круги Луллия», как средства развития процесса словоизменения у детей с ОНР.
Задачи исследования:
1. Анализ специальной литературы по проблеме формирования процесса словоизменения у детей дошкольного возраста с нормой речевого развития и с недоразвитием речи.
2. Подбор методики и проведение диагностического обследования процесса словоизменения детей дошкольного возраста с ОНР и детей дошкольного возраста с нормой речевого развития. Проведение сравнительного анализа и оценки результатов исследования состояния процесса словоизменения.
3. Разработка и апробирование серии занятий по развитию процессов словоизменения у дошкольников с ОНР с использованием методического пособия «Круги Луллия».
4. Проведение контрольного эксперимента.
Гипотеза: Состояние словоизменения имени существительного у детей с недоразвитием речи будет иметь характерные особенности, по сравнению с детьми без речевой патологии. Использование методического пособия «Круги Луллия» способствует продуктивному развитию процессов словоизменения у детей с недоразвитием речи.
Задачи, поставленные нами, определили выделение четырёх этапов работы:
I этап (май - август 2019) посвящён изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь - октябрь 2019) включал выявление уровней развития процесса словоизменения у детей с речевым недоразвитием;
II этап (ноябрь - февраль 2019 - 2020) предполагал формирующий эксперимент, который был направлен на создание и апробацию серии занятий по развитию процесса словоизменения у дошкольников с речевым недоразвитием;
IV этап (март 2020) производилась повторная диагностика и определялась динамика развития процесса словоизменения у дошкольников с речевым недоразвитием.
В процессе проверки поставленной гипотезы использовались следующие методы:
1) теоретические (анализ психолого-педагогический и научно¬
методической литературы по теме исследования);
2) эмпирические (наблюдение, эксперимент, анализ речевой
деятельности детей);
3) экспериментальные (проведение констатирующего,
формирующего и контрольного эксперимента).
Исследование организовано на базе младшей логопедической группы в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение № 5, Пензенская область, г. Каменка, ул. Спортивная, 5.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении познаний об особенностях развития процесса словоизменения у дошкольников с недоразвитием речи, а также способности применения методического пособия «Круги Луллия» для решения поставленных речевых задач.
Практическая значимость работы состоит в том, что данное исследование и полученные в результате него материалы могут использоваться логопедами в логопедической работе в ДОУ.
Структура исследования: работа включает в себя введение, три главы, список литературы и приложение.
Умение пользоваться различными способами словоизменения подчиняется общим законам становления детской речи.
Изучив теоретическую литературу по этой теме, мы выяснили, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются некоторые особенности в процессе формообразования. Их недостаточно правильно оформленная речь оказывает влияние на формирование данного процесса. Такое своеобразное овладение грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи выражается в более длительном темпе понимания, в нарушенном балансе развития морфологической и синтаксической систем языка, в отклонении от общей картины речевого развития.
Проведённый нами эксперимент показал, что у дошкольников с ОНР наблюдается несформированность систем словоизменения существительных, которые являются доступными для ровесников без речевых нарушений. Дети затруднялись в употреблении существительных в разных падежах единственного и множественного падежа. Часто своеобразной ошибкой дошкольников с общим недоразвитием речи являлась замена одного падежного окончания имени существительного окончанием другого падежа. Задания, направленные на употребление предложно-падежных конструкций, могли оказаться непонятными для детей.
Можно сказать, что в ходе исследования дошкольники с общим недоразвитием речи примерно в два раза хуже справились с предоставленными заданиями по словоизменению, чем дети контрольной группы. Они сразу понимали задание, очень редко допускали единичные ошибки при своих ответах, в то время как дети экспериментальной группы могли отказаться от выполнения более сложного задания, допускали множественные ошибки, не свойственные для их возраста и развития в норме.
Дети с ОНР не могут самопроизвольно встать на онтогенетический путь развития речи, который является доступным для детей с нормальным развитием. Таким образом, данные, полученные в ходе нашего экспериментального исследования, подтверждают потребность проведения коррекционной работы по формированию у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи различных способов словоизменения.
На формирующем этапе эксперимента нами была осуществлена работа по развитию процесса словоизменения существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью использования пособия «Круги Луллия». На этом этапе нами была выработана серия логопедических коррекционных занятий, в ходе которых применялись дидактические игры, которые были основаны на использовании кругов Луллия. Дошкольники были вовлечены в увлекательные занятия, основанные на применении в них современного вышеуказанного пособия. «Круги Луллия» дают возможность заинтересовать ребёнка и сделать занятия эффективными и любопытными. С помощью данного пособия дошкольники улучшили не только процесс словоизменения существительных, исследуемый нами, но и развивали творческое мышление, воображение, пополняли словарный запас.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал значительные улучшения в состоянии процесса словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речь детей стала более связной и правильно оформленной по смыслу.
В ходе контрольной диагностики мы выявили следующие результаты: у 8 из 10 детей группы наблюдается высокий уровень сформированности процесса словоизменения существительных (80%); у 1 ребёнка - средний уровень (10%); у 1 ребёнка - низкий (10%).
Таким образом, развитие процесса словоизменения существительных - одна из главных задач процесса коррекционной логопедической работы с ребенком, имеющим общее недоразвитие речи. Эта задача является очень актуальной, так как данный процесс играет большую роль в дальнейшем образовании, воспитании и развитии человека.
Полученные в ходе нашего исследования данные подтверждают эффективность использования пособия «Круги Луллия» в коррекционной работе по формированию процесса словоизменения детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием.
1. Альтшуллер, Г.С. Алгоритм изобретения / Г.С. Альтшуллер. - М.: Московский рабочий, 1973. - 63 с.
2. Андреянова, И.Е. Круги Луллия как средство формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста / И.Е. Андреянова [Электронный ресурс]. -https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-krugi-lulliya-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa-detey-doshkolnogo-vozrasta-3806835.html
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
4. Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников.
Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Р.А. Белова-Давид [Электронный ресурс]. -
http://pedlib.ru/Books/2/0240/2 0240-1.shtml
5. Блохина, А.А. Использование Кругов Луллия в работе учителя -
логопеда / А.А. Блохина [Электронный ресурс]. -
https://dohcolonoc.ru/logopedu/10764-ispolzovanie-krugov-lulliya.html
6. Виноградова, О.С. Кольца Луллия - средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей с нарушениями речи / О.С. Виноградова [Электронный ресурс]. -https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2019/03/25/koltsa-lulliya-sredstvo-aktivizatsii-rechevoy-i-myslitelnoy
7. Власенко, И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология: научно-методический журнал - 1988. - №4. - С. 35-36.
8. Воронова, А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи / А.П. Воронова. - СПб.: Образование, 1994. - С. 40.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев [Электронный ресурс]. -http://pedlib.rU/Books/7/0073/7 0073-1.shtml
10. Герасимова, А.С. Уникальная методика развития речи дошкольника / А.С. Герасимова. - М.: ОЛМА-пресс, 2002. - 688 с.
11. Гин, А.А. Теория решения изобретательных задач: учебное пособие I уровня / А.А. Гин. - М.: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. - 64 с.
12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1982. - 112 с.
13. Жаренкова, Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи / Г.И. Жаренкова [Электронный ресурс]. - https://superinf.ru/view article.php?id=200
14. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше [Электронный ресурс]. -http://pedlib.rU/Books/1/0255/1 0255-9.shtml
15. Королькова, И.В. Использование кругов Луллия в работе по
развитию в познавательной и речевой активности дошкольников / И.В. Королькова [Электронный ресурс]. - https ://nsportal.ru/ detskiy-
sad/raznoe/2019/04/19/ispolzovanie-krugov-lulliya-v-rabote-po-razvitiyu-poznavatelnoy-i
16. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / - Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999 -160 с.
17. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом / Р.Е. Левина [Электронный ресурс]. - https://pouznaval.ru/obshhaya-harakteristika-nedorazvitiya-rechi-u-detej-i-ego-vliyanie-na-ovladenie-pismom/
18. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 1967. - 173 с.
19. Лелюх, С.В. Развитие творческого мышления, воображения и
речи дошкольников / С.В. Лелюх. - М.: Ульян. ин-т повышения
квалификации и переподгот. работников образования, 2003. - 239 с.
20. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /
Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. Изд. центр
ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
21. Лукина, Н.А. Использование игровых приёмов в коррекционной работе с детьми с ОНР / Н.А. Лукина. - М.: ОЛМА-пресс, 2004. - 40 с.
22. Львов, М.Р. Учись различать слова и их значения / М.Р. Львов. - М.: Дрофа, 2003. - 156 с.
23. Меерович, М.Л. Технология творческого мышления / М.Л. Меерович. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. - 495 с.
24. Микляева, Ю.В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР 2-ого уровня / Ю.В. Микляева. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 49 с.
25. Моисеева, В.А. Формирование словоизменения у дошкольников с ОНР / В.А. Моисеева [Электронный ресурс]. -https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/11/04/formirovanie-slovoizmeneniya-u-doshkolnikov-s-onr
26. Никашина, Н.А. Устранение недостатков произношения и письма
у младших школьников / Н.А. Никашина [Электронный ресурс]. -
http://pedlib.ru/Books/2/0012/2 0012-1.shtml
27. Реформатский, А.А. Введение в языковедение / А.А. Реформатский [Электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/4/0127/4 0127-1.shtml
28. Сазонова, С.Н. Развитие речи детей с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. - М.: Академия, 2003. - 144 с.
29. Сапрыкина, О.В. Формирование словоизменения имён существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О.В. Сапрыкина [Электронный ресурс]. - https://moluch.ru/archive/128/35438/
30. Сидорчук, Т.А. Познаем мир и фантазируем с Кругами Луллия / Т.А. Сидорчук. - М.: АРКТИ, 2011. - 40 с.
31. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л.Г. Соловьева. - М.: Школа-пресс, 1996. - 66 с.
32. Спирова, Л.Ф., Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова [Электронный ресурс]. -http://pedlib.rU/Books/1/0327/1 0327-1.shtml
33. Тарасенко, Т.В. Использование кругов Луллия в познавательно - речевом развитии детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Тарасенко. - М.: Символ науки, 2016. - С. 170-173.
34. Упалева, А.Г. Формирование словоизменения и
словообразования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Общим недоразвитием речи / А.Г. Упалева [Электронный ресурс]. -
https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2020/04/08/formirovanie-slovoizmeneniya-i-slovoobrazovaniya
35. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
36. Филичева Т.Б., Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [Электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/1/0146/1 0146-1.shtml
37. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
38. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи / Т.Б. Филичева [Электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/4/0409/4 0409-1.shtml