Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь психологических характеристик личности и представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах

Работа №160411

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования связи психологических характеристик личности и представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах 10
1.1. Патриотизм: понятие, виды, содержательные характеристики 10
1.2. Психологические характеристики личности и ее структурные
компоненты 20
1.3. Связь психологических характеристик личности и представлений о
патриотизме в различных социально-демографических группах 29
Выводы по 1 главе 35
Глава 2. Эмпирическое исследование связи психологических характеристик личности и представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах 37
2.1. Описание методики и процедуры исследования 37
2.2. Анализ результатов исследования психологических характеристик
личности и представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах 42
2.3. Результаты исследования связей психологических характеристик личности и представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах 52
Выводы 58
Заключение 64
Приложение 70


Патриотизм - одно из самых глубоких чувств человека, закрепленных веками и тысячелетиями. Актуальность проблематики патриотического воспитания свойственна не только современности. Эта тема интересует мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, писателей, поэтов фактически на протяжении всей истории человечества. Патриотизм не заложен в генах, он является не природным, а социальным качеством и потому не передается по наследству, а формируется [14]. Именно из-за этого в современных условиях необходимо усилить внимание к развитию методов патриотического воспитания.
Проблеме патриотизма особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого В.Г. Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, которые доказывали необходимость воспитания сознательных граждан, которые будут способны отстаивать интересы государства и любить свое отечество [11].
Большинство мыслителей и педагогов прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе становления личности, указывали на его многостороннее формирующее влияние [35].
Актуальность проблемы состоит в том, что в современных условиях наше государство переживает трудный период духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, что является основой дальнейшего развития и процветания общества, формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества, понимания социальной справедливости и общего блага, как духовной основы существования государства [5]. Основным компонентом духовно-нравственного развития является патриотизм.
Тем самым, проблемой исследования выступает противоречие между ростом актуальности темы и потребностью современного общества в практическом изучении связи психологических характеристик и представлений о патриотизме у представителей различных социально¬демографических групп, и недостаточной разработанностью методической базы для проведения эмпирических исследований данной предметной области.
Цель исследования: установление связи между психологическими характеристиками личности и представлениями о патриотизме в различных социально-демографических группах для использования полученных результатов в воспитательной деятельности педагогов, педагогов-психологов и родителей, а также в реализации основных целей духовно-нравственного воспитания и профилактики проявлений экстремистских взглядов в обществе.
Объект исследования: психологические характеристики личности и представления о патриотизме.
Предмет исследования: связь психологических характеристик личности и представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах.
Гипотеза исследования: существует связь представлений о патриотизме с психологическими характеристиками представителей различных социально-демографических групп, а именно с мотивационной активностью, направленностью личности, социально-психологическими установками, ценностными ориентациями личности, а также существует качественная специфика представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования психологических характеристик личности и представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах.
2. Исследовать наличие связи между представлениями о патриотизме с психологическими характеристиками личности (мотивационная активность, личностная направленность, социально-психологические установки, ценностные ориентации личности).
3. Выявить качественную специфику представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах.
4. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные связи.
5. Сделать выводы по полученным данным исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- методологические принципы и подходы: принцип системного подхода (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, А.В. Брушлинский, В.А. Ганзен,
A. Л. Журавлев, А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов и др.); комплексный подход (Б.Г. Ананьев, Е.С. Кузьмин, В.А. Ядов и др.);
- работы по проблеме патриотизма и его проявлений, патриотического воспитания, формирования патриотической позиции личности (А.С. Гаязов, Н.И. Губанов, Г.Е. Залесский, В.А. Крутецкий, В.С. Кукушин, Б.Т. Лихачев,
B. С. Лухин, А.С. Макаренко, Т.Н. Мальковская, С.Е. Матушкин, П.М. Рогачев, М.А. Свердлин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.Е. Щуркова и др.);
- работы, касающиеся связи психологических характеристик личности и патриотизма: рассмотрение патриотизма как чувства ценности и необходимости, патриотизм как базовая составляющая национального самосознания (Э.М. Андреев, Г.В. Здерева, В.В. Ильин, В.Н. Кузнецов, А.В. Кузнецова, Р.Г. Лновский, А.С. Панарин, И.Ф. Харламов и др.) [36]
Методы исследования:
- теоретический анализ (анализ научной литературы, обобщение, интерпретация);
- эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, опрос, диагностический эксперемент);
- методы статистической обработки данных (корреляционный анализ по rsСпирмену, t - Стьюдента).
В качестве основного метода был использован диагностический эксперимент с применением следующих методик:
- «Методика диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности» Н.П. Фетискина;
- Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера);
- Авторская анкета «Представления о патриотизме»;
- Методика «Исследование ценностных ориентаций» М. Рокича;
- «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потёмкина).
Этапы и эмпирическая база исследования:
- на первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической, философской литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования;
- на втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, проводилась диагностика психологических характеристик личности и анкетирование представлений испытуемых о патриотизме;
- на третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, проводилась математико¬статистическая обработка данных, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Выборку исследования составили 60 человек: младшая возрастная категория - учащиеся 10 класса в возрасте 15-16 лет и студенты в возрасте 17-24 лет, средняя возрастная категория - люди, работающие в различных сферах со средним и высшим образованием в возрасте 25-40 лет, старшая возрастная категория в возрасте 45-55 лет.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №67 г. Пензы и ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», а также различных организаций г. Пензы.
Данная выборка репрезентативна в отношении основных социально-демографических показателей генеральной совокупности. Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась четкостью теоретико-методологических основ, выступающих научно-теоретическими и практическими предпосылками осуществления комплекса методов, логически ориентированных на цель, объект, предмет, задачи и гипотезы исследования.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась четкостью теоретико-методологических основ, выступающих научно-теоретическими и практическими предпосылками осуществления комплекса методов, логически ориентированных на цель, объект, предмет, задачи и гипотезы исследования.
Научная новизна исследования:
- проведен анализ исследовательских подходов к изучению патриотизма, на основании которого патриотизм понимается, как один из системообразующих компонентов национального самосознания, выражающийся в социальном чувстве любви и преданности своему Отечеству и народу, содержанием которого выступают гордость за его историю, традиции, культуру, а также чувстве нравственного долга защиты интересов своей Родины, признании самобытности других социальных сообществ, уважении к их культуре и ценностям;
- выявлена связь патриотизма с социально-психологическими установками личности в мотивационно-потребностной сфере, а именно с альтруизмом, ориентацией на свободу и деньги;
- описаны содержательные характеристики представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах.
Теоретическая значимость исследования. Основные положения магистерской диссертации могут расширить представление о содержании понятия «патриотизм», а также осмыслить структурные компоненты патриотизма, рассмотренные через специфику их проявления в различных социально-демографических группах. Также рассмотрена связь представлений о патриотизме с такими характеристиками, как мотивационная активность, направленность личности, социально-психологические установки, ценностные ориентации личности.
Результаты проведенного анализа дают возможность осуществить подход к решению проблемы формирования представлений о патриотизме с учетом социально-демографической принадлежности.
Представленные данные могут способствовать повышению теоретического уровня подготовки педагогов-психологов в профилактической работе с молодежью.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что экспериментальным путем доказана связь некоторых психологических характеристик личности и представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах. Материалы магистерской диссертации могут использоваться в воспитательной работе общеобразовательных учреждений, в методических пособиях для учителей, классных руководителей, педагогов - психологов, заместителей директора по воспитательной работе, для подготовки студентов к прохождению практики в школах. Полученные в ходе исследования данные, также могут использоваться в таких направлениях психологии, как этническая психология, социальная психология, возрастная психология и др.
Результаты исследования могут быть использованы в процессе планирования и проведения социально-психологических тренингов с целью повышения патриотизма, а также коррекции представлений о патриотизме в молодежной среде.
Положения, выносимые на защиту:
1. Чем выше уровень патриотизма, тем более ярко проявляются такие характеристики личности, как альтруизм, ориентация на свободу и получение денег за работу.
2. Существует качественная специфика представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах, выражающаяся в определении понятия «патриотизма» и необходимости мероприятий по формированию патриотизма среди молодежи.
Апробация результатов исследования. Основные положения магистерской диссертации обсуждались на XXIX-ой научно-практической конференции, посвященной 75-летию Пензенского государственного университета «Актуальные вопросы науки в образовании» (Пенза, 2018) и на очно-заочной всероссийской научно-практической конференции «Актуализация персональных ресурсов личности» (Пенза, 2019).
По основным результатам, полученным в ходе написания магистерской диссертации, опубликована статья в РИНЦ на тему: «Связь психологических характеристик личности и представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах».
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения. Работа изложена на 80 страницах, содержит 2 таблицы и 6 рисунков. Список используемых источников содержит 38 источников, из них 3 на иностранном языке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования связи между психологическими характеристиками личности и представлениями о патриотизме в различных социально-демографических группах было установлено, что «патриотизм» представляет собой объединение духовности, гражданственности и социальной активности личности и любого другого субъекта, осознающего свою нераздельность и неразрывность с Отечеством, институциализирующего их социальную роль и значимость в деятельности, которая соответствует его интересам, получает дальнейшее развитие благодаря сопричастности, участию в явлениях и процессах, которые происходят в обществе и государстве. Патриотизм подразумевает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.
Проблему исследования составило противоречие между ростом актуальности темы и потребностью современного общества в практическом изучении связи психологических характеристик и представлений о патриотизме у представителей различных социально-демографических групп, и недостатком методической базы для проведения эмпирических исследований данной предметной области.
Научная новизна работы состоит в том, что проведен анализ исследовательских подходов к изучению патриотизма, на основании которого патриотизм понимается, как один из системообразующих компонентов национального самосознания, выражающийся в социальном чувстве любви и преданности своему Отечеству и народу, содержанием которого выступают гордость за его историю, традиции, культуру, а также чувстве нравственного долга защиты интересов своей Родины, признании самобытности других социальных сообществ, уважении к их культуре и ценностям; выявлена связь патриотизма с социально-психологическими установками личности в мотивационно-потребностной сфере, а именно с альтруизмом, ориентацией на свободу и деньги; описаны содержательные характеристики представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах.
В магистерской диссертации обоснована практическая значимость проведенного исследования, заключающаяся в том, что экспериментальным путем доказана связь некоторых психологических характеристик личности и представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах. Материалы магистерской диссертации могут использоваться в воспитательной работе общеобразовательных учреждений, в методических пособиях для учителей, классных руководителей, педагогов - психологов, заместителей директора по воспитательной работе, для подготовки студентов к прохождению практики в школах. Полученные в ходе исследования данные, также могут использоваться в таких направлениях психологии, как этническая психология, социальная психология, возрастная психология и др. Также результаты исследования могут быть использованы в процессе планирования и проведения социально-психологических тренингов с целью повышения патриотизма, а также коррекции представлений о патриотизме в молодежной среде.



1. Андреев Э.М., Кузнецова А.В. Культура патриотизма и консолидация общества/Рос. акад. наук, Ин-т социал.-полит. исслед. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 368 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: издательства: Академия, Смысл: 2007.
4. Ворошилов, К.Е. Большая Советская Энциклопедия, Союз Советских Социалистических республик / ред. С.И. Вавилов, К.Е. Ворошилов, А.Я. Вышинский, и др. - М.: ОГИЗ СССР, 1992. - 618 с.
5. Вырщиков А.Н. Военно - патриотическое воспитание / А.Н. Вырщиков. - М.: Педагогика, 1990.
6. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Большая рос. энцикл, 1993. -1160 с.
7. Даль В.И. Толковый словарь Даля, изд. «Белый город», 2004.
8. Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.
- М., 2002. C.94-95.
9. Иванова Е.В. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников и подростков// Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта / под общ. ред. М.А. Худяковой; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2012.
10. Ильин И.А. Путь духовного обновления. - М., 1993.
11. Ионов И.Н. Российская цивилизация: пособие для учащихся 10¬11 классов. - М., 2009.
12. Кавченко А.И. Психология и педагогика. - М.: Проспект, 2013 - 400 с.
13. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 64 с.
14. Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект /О патриотизме и гражданстве. Учебное пособие для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов / Под ред. д. с. н., проф. А.А. Козлова. - СПб. «ЭлексисПринт», 2005.
15. Краткий политический словарь. - М.: Госиздат политической, 2012. - 808 с.
16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования - 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999.
17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Тц «Сфера», 2006. - 464 с.
18. Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм: история и современность. - М., 2014. - №3.
19. Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления. - М., 2013. - №2.
20. Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема / Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. - Москва, 1990. - 36 с.
21. Моисеев А. С. Психологический подход к определению понятия «социальная активность». - Московский городской психолого¬педагогический университет, 2016. - 13 с.
22. Мухина В.С., Хвостов А.А., Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. - М.: Изд-во «Академия», 2000. - 624 с.
23. Нахушев В.Ш. Советский патриотизм и интернационализация жизни народов.- Ставрополь - Черкесск, 1985.
24. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. - 909 с.
25. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 1978.
26. Орлов А.Б. Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
27. Памфилова С.А., Голоюс Е.А. Практикум по психолого-педагогической диагностике. Часть 2. - Пенза, 2016.
28. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим- Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2002.
29. Политология: энциклопедический словарь. - Издание:
Издательство Московского коммерческого университета, 1993. - 432 с.
30. Потемкин А.В. Национально-психологические особенности проявления патриотизма личности. - Тольятти, 2009. - 256 с.
31. Рощин С.К. Проблема этноцентризма: теория и политическая действительность ХХ века // Расы и народы (современные этнические и расовые проблемы), 1993. - №23.
32. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в
психологии. - М. - Речь. - 2004.
33. Советская историческая энциклопедия. - М.: изд: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1967 - 534 с.
34. Философский словарь; Издательство политической литературы - Москва, 2009. - 542 с.
35. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - №4.
36. F. Kluckhohm, F. Strodbeck. Variations in Value Orientations. - 2002 - 1.8
37. Maslow, A.H. A theory of human motivation. Psychological Review. - 1943 - 50 (4): 370-96.
38. McClelland, D.C., Atkinson, J.W., Clark, R.A., and Lowell, E.L. The Achievement Motive. NY: Appleton-Century-Crofts. - 1953.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ