Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования 8
1.1. Характеристики старшего подросткового возраста 8
1.2. Особенности когнитивной сферы старшего подростка 14
1.3. Подходы к изучению когнитивных стилей мышления 19
1.4. Описание исследуемых социально-психологических
характеристик 29
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Изучение связи показателей стилевых характеристик мышления с социально-психологическими характеристиками личности старших
подростков 42
2.1. Описание процедуры и методов исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 44
Выводы 64
Заключение 68
Список используемых источников 70
Приложения 74
Ещё в 20-м веке учёными было замечено, что при постановке одинаковых проблемных ситуации разные люди при одинаковом результате, достигали решение различными способами. Выбор способа разрешения задачи может быть обусловлен различными социокультурными, возрастными и поведенческими особенностями, а также в зависимости от уровня мышления и интеллекта, наличием определенных видов способностей. Последние две характеристики обусловлены таким понятием как когнитивные стили мышления.
Поэтому на данный момент становится всё более актуальным изучение различных когнитивно-стилевых особенностей личности и их взаимосвязи с другими личностными характеристиками в разном возрасте.
В отечественной психологии активным изучением данной проблемы занималась М.А. Холодная, которая определяла когнитивные стили как индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего.
В зарубежной психологии проблему когнитивных стилей личности разрабатывали Р. Гарднер, Х. Шлезингеp, Дж. Клейн и др.
Пик изучения когнитивных стилей в отечественной психологи пришёлся на середину 70-х гг. 20 в. под руководством И.Н. Козловой, В.А. Колга. Затем изучением данного феномена занимались М.А. Холодная, А.В. Либин, И.П. Шкуратова и ряд других авторов. Результатом столь масштабных исследований является представление о когнитивных стилях, как о дифференцированности качеств, используемых для оценки себя и других, подчёркивании различий или сходства оценок и их стабильности проявляющийся в социальном взаимодействии.
Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью изучения когнитивных особенностей личности и их взаимосвязи с социальнопсихологическими характеристиками личности у старших подростков с целью выработки способов решения возникающих проблем с учётом их индивидуальных особенностей.
Большое количество исследователей отмечают разногласия между психологией познавательный процессов и психологией личности. Так как при исследовании личностных особенностей зачастую игнорируются особенности познавательных процессов, а при исследовании познавательных функций не учитываются личностные особенности испытуемых. Однако, стоит заметить, что познавательные процессы и их характеристики будут иметь более опосредованное действие на окружающую среду, нежели личностные особенности. Преодоление данных противоречий осуществляется путём исследования личностной обусловленности психических функций.
На данный момент всё сильнее укрепляется на ведущую роль когнитивных процессов в понимании психического функционирования человека. Однако, вопрос о соотношении личностного и когнитивного в структуре психических функций остаётся всё ещё мало изученным и противоречивым. Как правило возникают сомнения в отношении места и роли когнитивных стилей в строении психики личности.
На данный момент когнитивная психология приобрела особую популярность за счёт изучения когнитивных стилей. Сам термин «когнитивный стиль» используется в психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как конкретный человек воспринимает, запоминает информацию, и какой предпочитает способ решения проблем. Так же когнитивный стиль стоит отличать от когнитивных способностей, так как он обозначает способ реагирования на действительность, особенности общения и адаптации, а не только интеллектуальные данные. Когнитивный стиль проявляет себя в особенности индивидуальной познавательной активности и своеобразия восприятия внешнего мира. Каждый когнитивный стиль по- разному влияет на «картину мира», и каждый когнитивный стиль служит определённым посредником между внутренним восприятием мира и реальной действительностью, обеспечивая тем самым способность к творческим началам индивидуума.
На данный момент не существует единой теоретической концепции, описывающей взаимодействие когнитивных стилей и личностных особенностей. Поэтому существует определённая потребность в исследовании связи когнитивных стилей и индивидуально-типологических особенностей личности в зависимости от возрастных рамок.
Одним из наиболее изученных и популярных когнитивных стилей, является полезависимость, где под полем подразумеваются факторы, воздействующие на индивида в данный момент. Различия между полезависимыми и поленезависимыми испытуемыми будут проявляться в способности отходить от воздействия прямых средовых факторов и возможности осуществлять относительную свободу действий. В ряде исследований (Уиткин Г., Палей А.И., Егорова М.С., Холодная М.А.) показана связь этого когнитивного стиля с общением, отношением к конфликтам и социальным ситуация, а также с некоторыми личностными характеристиками.
...
Проблема изучения когнитивных стилей мышления возникла ещё в 20м веке, так, например, Холодная М.А., определяла когнитивные стили мышления как индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своём окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации и оценивании происходящего.
Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью изучения когнитивных особенностей личности и их взаимосвязи с социальнопсихологическими характеристиками личности у старших подростков с целью выработки способов решения возникающих проблем с учётом их индивидуальных особенностей.
Таким образом возникла потребность провести исследование направленное на выявление связи показателей связи стилевых характеристик мышления с социально-психологическими характеристиками личности старших подростков для использования диагностических данных в коррекционно-развивающей работе с подростками, в консультативной практике с их родителями и педагогами
В ходе исследования была выявлена связь поленезависмого и полезависимого когнитивного стиля мышления с уровнем самоконтроля в общении, напористостью, бескомпромиссностью, нетерпимостью, позитивной агрессией и с потребностью в общении.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза о существовании связь показателей стилевых характеристик мышления, таких как полезависмость/поленезависимость, с социально-психологическими характеристиками старших подростков. Подростки с поленезависимым когнитивным стилем отличаются более высоким самоконтролем в общении, меньшей личностной агрессивностью. Различия между полезависимыми и поленезависимыми подростками проявляются также в показателях потребности в общении и в социально-перцептивных установках, нашла свое подтверждение.
Результаты данного исследования могут быть полезны при использовании диагностических данных в коррекционно-развивающей работе с подростками и в консультативной практике с их родителями и педагогами.
1. Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребёнка / Адлер А.
- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. - 167 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. / Ананьев Б.Г. - М.: Педагогика, 1980. -2 29 с.
3. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие - 2- е издание / Аверин В.А. - М.: издательство Михайлова, 2008. - 379 с.
4. Абрамов Г.С. Возрастная психология, учебное пособие для вузов / Абрамов Г.С. - М.: Академический проект, 2000. - 624 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология / Андреева Г.М. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
6. Баннистер Д. Новый метод исследования личности / Баннистер Д., Франселла Ф. - М.: Прогресс, 1987. - 232 с.
7. Березанская К.Б. Психология: учебник / Березанская К.Б., Нуркова
A. В. - М.: Юрайт, 2007. - 524 с.
8. Берестнева О.Г. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (к проблеме валидности опросника «Юношеская копинг-шкала») / Берестнева О.Г., Муратова Е.А., Холодная М.А. // Вопросы психологии - 2007.
- № 4. - С. 143 - 156.
9. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология / Величковский Б. М. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 336 с.
10. Голубева Э.А. Способности и склонности / Голубева Э.А. - М.: Педагогика, 1989. - 200 с.
11. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Малых С.Б., Мешкова Т.А., Пьянкова
B. Д., Черткова Ю.Д. Генетические и средовые детерминанты когнитивного развития: лонгитюдный анализ [электронный ресурс] URL: http://www.psychology.ru/library/00071 .shtml
12. Иванов Н.Я. Диагностика характера подростков / Иванов Н.Я. - М., 2004. - 64 с.
13. Колга В.А. Когнитивные стили: Тезисы научно-практического семинара / Колга В.А. - Таллинн, 1986. - 252 с.
14. Колга В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. Наук / Колга В.А. - СПб., 1976. - 217 с.
15. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения / Клаус Г. - М.: Педагогика, 1987. - 143 с.
... всего 47 источников