ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ
1.1. Теоретические основы сущности эстетического воспитания детей
дошкольного возраста 8
1.2. Принципы и методы эстетического воспитания детей дошкольного
возраста в условиях ДОО 16
1.3. Организация праздников и развлечений как средства эстетического
воспитания дошкольников детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В ДОО
2.1. Изучение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного
возраста 37
2.2. Организация работы по эстетическому воспитанию детей старшего
дошкольного возраста посредством праздников и развлечений в ДОО 47
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством праздников и развлечений в ДОО 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания детей дошкольного возраста как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека. Р Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...» [10, с. 7]. В этих словах просто и ясно выражена мысль о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей, о нерасторжимости эстетического воспитания и воспитания личности.
Эстетическое воспитание дошкольников - актуальная проблема дошкольной педагогики. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире культуры. При этом чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Развивая в детях с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы», - предупреждал В.А. Сухомлинский [30, с. 52].
Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Чем раньше ребёнок попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.
Существует множество работ отечественных и зарубежных психологов и педагогов, которые уделяли внимание эстетическому воспитанию. Среди них: Б.Т. Лихачев [21], А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский [30], Л. Джола и другие. Проблемой развития изобразительного творчества занимались: Н.А. Ветлугина [33], А.А. Венгер, Т.С. Комарова [20]. По мнению В.Н. Шацкой, «эстетическое воспитание» - это способности эстетического отношения ребенка к искусству, создание прекрасного в труде, в природе [23]. В.Н. Шацкая отводит важное место эстетическому воспитанию и считает его значимым в контексте развития эстетической культуры.
Д.Б. Лихачёв считает, что эстетическое воспитание - это «целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты» [21].
ФГОС ДО позволяет определить приоритеты в направлении работы с детьми. Так, одной из главных задач в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является становление эстетического отношения к окружающему миру через формирование элементарных представлений о различных видах искусства, восприятие музыки и художественной литературы [28].
Современные педагоги и психологи полагают, что праздники и развлечения являются особой формой организации детской художественной деятельности в ДОО. Они соединяют различные виды искусства, способствуют эмоциональному воздействию на воспитанника и эффективному решению ряда воспитательных задач. Праздники занимают важное место в эстетическом воспитании дошкольников [23].
Но, как отмечают практикующие педагоги и психологи, на сегодняшний день нет достаточного количества исследований, касающихся вопросов организации праздников и развлечений как средства эстетического развития в ДОО. А ведь исследования в данном направлении могли бы решить ряд проблем дошкольного возраста, в том числе - проблемы адаптации в ДОО, а в дальнейшем и школьной адаптации.
Таким образом, возникает противоречие между возрастанием роли и значения эстетического развития ребёнка с соответствующим уровнем общей культуры и технологий работы воспитателя по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста на материалах праздников и развлечений в ДОО.
Решение данной проблемы нашло отражение в теме исследования: «Праздники и развлечения в ДОО как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования - процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - праздники и развлечения в ДОО как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в определении эффективности организации праздников и развлечений в ДОО в работе по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из предмета, цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятие эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
2) уточнить принципы и методы эстетического воспитания дошкольников в условиях ДОО;
3) проанализировать праздники и развлечения в ДОО как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста, особенности их организации и проведения;
4) изучить уровень эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать и апробировать конспекты праздников и развлечений в ДОО как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
6) изучить эффективность проведённой работы и сделать соответствующие выводы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырёх этапов работы:
I этап (май-август 2019 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2019 года) предполагал изучение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;
III этап (октябрь 2019 года - март 2020 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию праздников и развлечений в условиях ДОО как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
IV этап (апрель-май 2020 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
В нашем исследовании мы исходим из гипотезы. Она состоит в предположении, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, основанной на организации праздников и развлечений в ДОО, произойдут качественные и количественные изменения в эстетическом развитии у выделенной группы дошкольников.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:
а) теоретические методы: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте, т.е. эмпирическим путём;
б) эмпирические: наблюдение; беседа; изучение опыта работы
воспитателей; педагогический эксперимент.
Теоретические основы исследования составили работы учёных, посвящённые проблемам эстетического воспитания детей, поиску оптимальных форм и методов эстетического развития (Н.А. Ветлугина [33], Т.В. Волосовец, Т.Н. Доронова [10], М.В. Ермолаева, С.В. Кахнович [17], И.Л. Кириллов, Т.С. Комарова [20], О.П. Радынова, М.М. Руковицын, Н.П. Сакулина, И.А. Синкевич, Е.А. Флёрина, Г.С. Швайко, Т.Я. Шпикалова и др.).
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в целях эстетического воспитания детей в образовательном процессе ДОО.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ д/с №111 г. Пензы «Оленёнок».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 33 наименования, и приложений.
Проблема, которой посвящено исследование, имеет актуальный характер для практики воспитания и обучения детей дошкольного возраста, раскрывая вопросы их эстетического воспитания. В самом общем виде эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс и результат развития способностей ребёнка видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.
В первой главе представлен анализ научных источников по проблеме исследования, раскрывающих понятие эстетического воспитания. Сделан вывод, что в процессе эстетического воспитания у ребёнка формируется эстетическое сознание посредствами эстетического отношения к прекрасному, развивается способность образного мышления, глубокого эмоционального переживания, творчества и поведения по законам красоты, вырабатывается и совершенствуется способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.
Задачи эстетического воспитания дошкольников можно представить двумя группами. Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств.
Эстетическое воспитание дошкольников в условиях ДОО основывается на следующих методах: методы формирования эстетического сознания (методы побуждения к сопереживанию, метод формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное); методы организации художественной деятельности (метод приучения, упражнения в практических действиях); методы стимулирования и активизации художественного творчества (метод поисковых ситуаций, творческих заданий, методы побуждения детей к творческим проявлениям).
Средствами эстетического воспитания дошкольников выступают окружающая обстановка (среда), художественные средства, природа, собственная творческая деятельность детей, общение.
Отдельный параграф посвящён праздникам и развлечениям как средству эстетического воспитания дошкольников. Основное в них - идея, оформление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове - всё это способствует интеграции разных видов художественно -эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.
Через праздники и развлечения решаются такие воспитательные задачи как: развитие музыкальных и творческих способностей, формирование начала музыкальной и художественной культуры, формирование общей духовной культуры, формирование эстетической культуры, умения оценивать прекрасное, развитие внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий, инициативности, создание условий для самореализации, самоутверждения и самораскрытия ребёнка, укрепление добрых человеческих отношений между сверстниками.
При организации праздников в ДОО основной целью является доставить ребёнку как можно больше радости, сформировать у него своеобразную праздничную культуру, неотъемлемую часть жизни любого человека, и одновременно обогатить его новыми, яркими впечатлениями.
С целью эстетического воспитания детей полезно в процессе проведения праздников и развлечений использовать разнообразные и сочетающиеся между собой виды искусств, а также разнообразный материал - литературный, музыкальный, изобразительный.
Во второй главе представлены описание организации и анализ опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством праздников и развлечений в ДОО.
Исходя из представленных теоретических положений, касающихся значения и роли праздников и развлечений в эстетическом воспитании дошкольников, нами была выдвинута гипотеза о том, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, основанной на организации праздников и развлечений в ДОО, произойдут качественные и количественные изменения в эстетическом развитии у выделенной группы дошкольников.
С целью проверки данной гипотезы нами было проведено экспериментальной исследование влияния праздников и развлечений на уровень эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ д/с №111 г. Пензы «Оленёнок». В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста (экспериментальная и контрольная группы по 10 детей в каждой).
С целью диагностики уровня эстетического развития детей нами были исследованы следующие критерии эстетического развития детей: познавательный; эмоциональный; коммуникативный.
Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что: среди детей экспериментальной группы высокий уровень эстетического развития имеют 2-е детей (20%), средний уровень - 5 детей (50%), низкий уровень - 3-е детей (30%); среди детей контрольной группы высокий уровень эстетического развития имею 2 детей (20%), средний уровень - 6 детей (60%) детей, низкий уровень - 2 детей (20%).
Формирующий этап эксперимента включал организацию праздников и развлечений для дошкольников, проведение НОД и бесед, направленных на их эстетическое развитие. В формирующем этапе исследования принимали дети экспериментальной группы. Для них были проведены следующие праздники и развлечения эстетической направленности: народный обрядовый праздник «Осенняя ярмарка», праздник «Жаворонки», НОД «Пасхальный сюрприз», народное развлечение «Старенькая бабушка» и другие.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что уровень эстетического развития детей экспериментальной группы значительно повысился: высокий уровень эстетического развития имеют 4 детей (40%); средний уровень - 5 детей (50%); низкий уровень - 1 ребёнок (10%). При этом ответы детей на вопросы воспитателя, касающиеся праздников и развлечений, стали более уверенными и полными; дети стали более активно отмечать эстетическую красоту праздников и развлечения, используя при этом следующие слова: «у меня хорошее настроение на празднике», «праздник приносит мне радость», «я смеюсь и веселюсь на празднике», «ребята красивые», «музыкальный зал красиво украшен», «на празднике красиво поют»; рисунки детей отличались яркими и светлыми красками, что говорит об устойчивом позитивном отношении к праздникам и развлечениям; во время подготовки и проведения праздников дети стали более активны, уверены в себе, проявляют инициативу, во время игр действуют сообща.
Следовательно, выдвинутая нами в начале эксперимента гипотеза о том, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, основанной на организации праздников и развлечений в ДОО, произойдут качественные и количественные изменения в эстетическом развитии у выделенной группы дошкольников, подтвердилась.
Обобщение итогов ВКР показало: в ходе работы удалось определить эффективность организации праздников и развлечений в ДОО в работе по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза подтверждена. Мы не претендуем на полноту исследования, но заявляем, что тема актуальна и требует продолжения исследования.
1. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности. - М.: Педагогика, 1996. - 112 с.
2. Аносова Е.В. Организация праздников как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. // Инновации в науке и образовании: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск, 2017. - С. 28-32. - URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=29784111
3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М.: Педагогика, 1995. - 214 с.
4. Волкова А.А. Воспитание прекрасным. // Дошкольное воспитание. 1993.
- №7 - С. 6-10.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1999. - 184 с.
6. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду: методическое пособие. - СПб.: Детство-пресс, 2010. - 160 с.
7. Гессен С.И. Основные ступени нравственного образования: теория дошкольного образования. // Дошкольное образование: «Первое сентября». - 2006. - 16-28 февраля (№4). - С. 7-24.
8. Горькова Л.Г. Праздники и развлечения в детском саду: 3-7 лет. - М.: Вако, 2007. - 288 с.
9. Грибанова М.В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1999. - 218 с.
10. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата. / Под. ред. Н.В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 411 с.
11. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник
и практикум для академического бакалавриата. / Под ред. ЕА. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 185 с. - URL:https://biblio-
online.ru/book/CBBFEC56-07E0-490A-B5DB-40F2F1FCCD D0
12. Ежкова Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для
академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 182 с. - URL:https://biblio-online.ru/book/05A3C15F-EB74-49E3-A7CD-F40F8C12E868
13. Захарова С.Н. Праздники в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2002. - 256 с.
14. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 96 с.
15. Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. / Авт. -сост. Куприна Л.С. и др. - СПб.: Детство-пресс, 1999. - 384 с.
16. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду: практическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 320 с.
17. Кахнович С.В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. // Начальная школа Плюс До и После. - 2011. - №10. - С. 69-74. - URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=17714693
18. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. - М., 2004. - 117 с.
19. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 228 с.
20. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно - образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 108 с.
21. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 1985. - 243 с.
22. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду: методические
рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 96 с.
23. Малыгина А.Н. О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. // Молодой учёный. - 2015. - №24(104). - С. 995-997. - URL:https://moluch.ru/archive/104/24490/
24. Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого,
образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. В мире прекрасного. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 314 с.
25. Народное искусство в воспитании детей. / Под. ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 231 с.
26. Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии праздников. - М., 2012. - 152 с.
27. Педагогический словарь: учебное пособие. / Под ред.
В.И. Загвязинского. - М.: Издательский Центр «Академия», 2008. - 324 с.
28. Приказ №1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - URL:http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/
29. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 -7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 168 с.
30. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Просвещение, 1993. - 99 с.
31. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи: Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. - М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2014. - 264 с.
32. Фирилёва Ж.Е. Танцы и игры под музыку для детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2017. - 160 с. - URL:https://e.lanbook.com/book/93738
33. Эстетическое воспитание в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.