Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Работа №99358

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания старших
дошкольников в ДОУ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста: понятие, цели, задачи 13
1.3. Формы и методы эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста в ДОУ 20
Глава 2. Опытно-поисковая работа по эстетическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ - детский сад №72.. 38
2.1. Анализ эстетического воспитания старшего дошкольного
возраста в МБДОУ «Детский сад №72» 38
2.2. Диагностика эстетической воспитанности старших дошкольников 47
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложения 64


Актуальность исследования. Современный человек живет в условиях, активно стимулирующих потребление жизненных благ, по большей части материальных. К сожалению, именно дети, в силу занятости их родителей и развитой сферы услуг и развлечений, больше всего подвержены этому разрушающему влиянию. Именно поэтому в последнее время особенно увеличился интерес к вопросам теории и практики эстетического воспитания, как немаловажному средству развития взаимоотношения личности к действительности.
Дошкольный возраст - самый важный этап развития и воспитания личности. Происходит приобщение ребенка к освоению окружающего общества, период его первоначальной социализации вне семьи. Именно в данном возрасте начинается активизация самостоятельности мышления, развивается не только познавательный интерес детей, любознательность, но и умение отличать красивое от некрасивого, как в произведениях искусства, так и в окружающей реальности. Старший дошкольный возраст выделяется на этом фоне становлением самостоятельности суждений, попытками интериоризировать социальный опыт и выработать собственное отношение к красоте или безобразности вещей, людей, видов деятельности.
Эстетическое воспитание дошкольников - является одним из важнейших средств формирования отношения ребёнка к действительности, средством его высоконравственного и интеллектуального обучения, и в окончательном результате средством развития духовно богатой и многосторонне сформированной личности [27].
Актуальность проблемы эстетического воспитания дошкольников подтверждается введенным Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нового поколения. Интегрированный подход воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации позволяет воспитывать в ребенке умение видеть прекрасное в окружающей действительности, трудолюбие, сознательное отношение к учению, стремление к созидательной деятельности. Впоследствии это становится жизненной позицией взрослого человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
В существующей системе эстетического воспитания дошкольников определенное место занимает декоративно-прикладное искусство. Занятия вышиванием, бисероплетением, рисованием, лепкой и т.д. являются результативным орудием приобщения ребенка к исследованию народных обычаев. Это в свою очередь способствует обучению культуры эмоций, формированию художественно-эстетического вкуса, творческой и трудовой активности личности.
Анализ литературы показал, что проблема эстетического воспитания нашла отражение в исследованиях многих ученых. Работы Ю.Б. Алиева, Ю.Б. Борева, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачева, В.Н. Шацкой посвящены общим вопросам эстетического воспитания, исследованию его понятийно-терминологического аппарата, установлению его сути и задач эстетического воспитания [59].
Вопросами эстетического воспитания детей, занимались многие специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Д. Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева, Л. Шлегер, В. Шмидт) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (Е. Архин, П. Блонский, К. Корнилов, С. Шацкий).
Несмотря на активный интерес и наличие богатого опыта в реализации эстетического воспитания дошкольников, методические вопросы эстетического воспитания недостаточно разработаны и внедрены в практику ДОО. В настоящее время имеет место противоречие между необходимостью эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью методических материалов для педагогов, реализующий этот вид деятельности.
Проблема исследования - каким должно быть содержание эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ?
Определенные актуальность, противоречие и проблема исследования обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».
Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержание эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации возможно, если будет разработан комплекс мероприятий, включающий различные виды деятельности (музыкальная деятельность, художественное творчество, праздники и развлечения), нацеленные на когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить понятие, формы, методы эстетического воспитания.
3. Проанализировать деятельность по эстетическому воспитанию старших дошкольников в ДОО.
4. Определить уровень эстетической воспитанности старших дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовалась совокупность следующих методов исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические (тестирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение). В качестве методов обработки и интерпретации итоговых данных проводился количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: город Екатеринбург, МБДОУ - детский сад № 72.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка за счет обогащения эмоционального навыка, психической сферы личности, воздействие на изучение высоконравственной стороны реальности (для дошкольника понятие «привлекательный» и «хороший» практически схожи).
В своей работе мы будем придерживаться следующего определения: эстетическое воспитание - это направленный ход развития у человека эстетического отношения к действительности, это регулярная процедура влияния на личность ребенка с целью формирования у него возможности наблюдать красоту находящего вокруг общества, искусства и создавать ее.
Дошкольный возраст - самый важный этап развития и воспитания личности. Происходит приобщение ребенка к освоению окружающего мира, период его начальной социализации вне семьи. Старший дошкольный возраст выделяется на этом фоне становлением самостоятельности суждений, попытками интериоризировать социальный опыт и выработать собственное отношение к красоте или безобразности вещей, людей, видов деятельности.
Средствами эстетического воспитания могут выступать: труд, природа, искусство, окружающая среда, активная художественная деятельность. Благодаря таким средствам, как искусство, игра и игрушка, природа, эстетика быта, труд, самостоятельная художественно-творческая деятельность, различения и праздники, осуществляется эстетическое воспитание старших дошкольников.
К методам эстетического воспитания относят: метод непосредственных наблюдений; метод приучения, метод побуждения к эмпатии, упражнения в эмоционально-позитивной сочувственности к прекрасному, отрицательному отношению к безобразному в находящемся вокруг обществе; практических действиях, метод убеждения; метод поисковых, проблемных ситуаций.
Качественным и количественным результатом процесса эстетического воспитания является эстетическая воспитанность личности, которая носит
интегративный характер. В ее структуре можно выделить следующие компоненты: когнитивный (эстетические понятия и познания старших
дошкольников, «осведомленность» в области искусства); эмоционально-побудительный (эстетическая направленность личности, круг интересов, предрасположенности, предпочтения) и деятельностный (фактические умения и способности эстетико-предметной деятельности, проявления творческой активности).
Нами был проведен анализ деятельности МБДОУ - детский сад №72 по реализации эстетического воспитания позволил выделить ряд положительных и отрицательных моментов.
Положительные:
• на высоком уровне организована эстетика быта;
• на достаточном уровне организовано специальное обучение. Негативные:
• недостаточно внимания при реализации эстетического воспитания уделяется потенциалу декоративно-прикладного творчества вообще и народного творчества в частности;
• проводимые конкурсы отражают скорее уровень эстетической воспитанности родителей, чем детей;
• недостаточно организовано взаимодействие с родителями воспитанников при реализации эстетического воспитания;
• не проводится мониторинг эстетической воспитанности дошкольников.
Результаты проведенного педагогического наблюдения, в котором приняли участие 78 воспитанников подготовительных групп, показали, что у большинства детей старшего дошкольного возраста - 54 человека - средний уровень эстетической воспитанности личности, у 6 учащихся отмечен высокий уровень, у 26 - низкий уровень.
Эстетическая воспитанность старших дошкольников характеризуется наличием у них эстетических знаний о народном декоративно-прикладном искусстве; проявление эмоционально-оценочного отношения и интереса к его произведениям; способность к самореализации в эстетико-предметной творческой деятельности, основанной на народных художественных традициях.
Нами был разработан комплекс мероприятий, рассчитанный на реализацию в течение учебного года (с сентября по май). Ведутся комплексные занятия, где соединяются речевая, театрально-игровая, музыкальная, изобразительная деятельность, либо соединяются два вида деятельности - музыкальная и театральная, музыкальная и изобразительная. Основная цель подобных занятий - формирование ребенка во взаимосвязи умственной и эмоциональной сферы.
Комплекс мероприятий включает несколько направлений деятельности: музыкальная деятельность; художественное творчество; развитие речи; праздники и развлечения; работа с семьёй.
Комплекс мероприятий был представлен администрации детского сада, одобрен на методическом семинаре и рекомендован к реализации. На момент написания работы комплекс мероприятий частично реализован.
Результаты педагогической диагностики сформированности уровня эстетической воспитанности являются основой для определения эффективности процесса по формированию эстетической воспитанности старших дошкольников и уточнения дальнейшей программы их эстетического воспитания.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.



1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Е. А. Аркин. М. : Просвещение, 1968. с. 445.
2. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика: учебное пособие /
Т. М. Бабунова. Москва: ТЦ Сфера, 2007. с. 204.
3. Барышева Т. А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т. А. Барышева. М. : Инфра-М.с. 2000.
4. Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки / С. Н. Беляева-Экземплярская. М.: «Дрофа», 2001. с. 125.
5. Бечак Б. А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981 280 с.
6. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранова. - Академический проект, 2005. с. 240.
7. Бочкарева О. А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа / О. А. Бочкарева. - Корифей, 2007. с. 96.
8. Бочкарева О. А. ДОУ. Художественная литература. Нестандартные занятия. Старшая группа / О. А. Бочкарева. - Корифей, 2007. с. 116.
9. Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования / Веккер Л. М.- ЛГУ, 1964, с. 194.
10. Вендрова Т. Е., Писарева И. В. Воспитание музыкой / Т. Е. Вендрова, Писарева И. В. - М. : 1991, с. 50.
11. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. М. : Просвещение, 1981, с. 240.
12. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина. М. : Просвещение, 1989, с. 270.
13. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду / Н. А. Ветлугина. М., 1974.
14. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие / Н. А. Ветлугина. - 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1985. с. 207.
15. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. М. : Музыка, 1999. с. 256.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ