Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование межличностных отношений подростков с разным уровнем толерантности

Работа №160218

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2020
Стоимость4400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблемеисследования межличностных отношений у подростков с разными уровнями
толерантности 9
1.1. Особенности подросткового возраста 9
1.2. Характеристика межличностных отношений подростков 13
1.3. Понятие толерантности. Виды толерантности 17
1.4. Влияние толерантности на межличностные отношения в
подростковом возрасте 22
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений у подростков с разными уровнями толерантности 29
2.1. Описание процедуры и методов исследования 29
2.2. Анализ результатов диагностики межличностных отношений и
уровня толерантности у подростков 32
2.3. Различия в характеристиках межличностных отношений у
подростков с разными уровнями толерантности 44
Выводы 50
Заключение 57
Список используемых источников 59
Приложение 65


Природа межличностных отношений в обществе достаточно сложна. Отношения проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - ее эмоционально-волевые свойства, интеллектуальные возможности, а также усвоенные нормы и ценности общества. Человек через межличностные отношения реализует себя. Действия и активности личности являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Именно в межличностных отношениях человек проявляет себя как личность и позволяет оценить себя в системе отношений с другими людьми.
Толерантность является интегрированным качество. Когда толерантность сформирована, она проявляется по отношению ко всем людям вне зависимости от ситуации. В то же время, человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. Именно поэтому выделяют межличностную, социальную, национальную толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере.
Проблема толерантности, как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях изучается сравнительно недавно. Одни из первых работ появились в середине 90-х годов XX века в работах Гордона Олпорта, Мишеля Борба, Роберта Вантберга и других авторов.
В России изучение толерантности связано с огромной ролью указанной проблемы в формировании неконфликтного, монолитного общества.
В последнее десятилетие отечественные ученые активно занимаются изучением межэтнической толерантности и поликультурного образования. Среди них особо нужно выделить работы А.Г. Асмолова [4], С.К. Бондыревой [10], Р.Р. Валитовой [11], Б.С. Гершунского [14], В.М. Золотухина [23] и др. В этих исследованиях рассматриваются различные аспекты этничности, этнического самосознания, особенности формирования этнической толерантности в общеобразовательной школе.
Не всегда школа, семья, средства массовой информации способны формировать у подростков готовность к взаимопониманию, взаимодействию, то есть толерантному отношению. В связи с этим проблему исследования составило противоречие между ростом актуальности темы формирования и развития толерантности в современном обществе и недостатком комплексных психологических исследований, направленных на выявление специфики межличностных отношений у подростков с разными уровнями толерантности.
Цель исследования - изучение межличностных отношений у подростков с разными уровнями толерантности для использования полученных диагностических данных педагогом-психологом в работе с подростками по вопросу развития толерантного отношения.
Объект исследования - межличностные отношения подростков.
Предмет исследования - межличностные отношения у подростков с разными уровнями толерантности.
Гипотеза: существуют различия в межличностных отношениях подростков с разными уровнями толерантности, а именно в деструктивных установках, агрессивности, конфликтности, некоторых особенностях поведения.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать данные теоретических и практических исследований по проблеме межличностных отношений и толерантности в подростковом возрасте.
2. Провести диагностическое исследование межличностных отношений подростков с разными уровнями толерантности.
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать особенности межличностных отношений у подростков с разным уровнем толерантности.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования межличностных отношений у подростков с разными уровнями толерантности было установлено, что проблема толерантности актуальна и многоаспектна. Это обусловлено стремительным развитием мира, его многообразием, противоречивостью.
Само понятие «толерантность» означает терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Воспитание личности, обладающей толерантностью, - одна из важнейших проблем современного общества. При этом подростковый возраст является наиболее благоприятным для развития толерантного сознания и формирования толерантных установок личности.
Проблему исследования составило противоречие между ростом актуальности темы формирования и развития толерантности в современном обществе и недостатком комплексных психологических исследований, направленных на выявление специфики межличностных отношений у подростков с разными уровнями толерантности.
Научная новизна исследования:
- проведен анализ исследовательских подходов к изучению понятия, видов и уровней толерантности и межличностных отношений подростков;
- выявлены различия в межличностных отношениях у подростков с разным уровнем толерантности;
- дано описание специфики межличностных отношений подростков с преобладанием того или иного вида и уровня толерантности.
В магистерской диссертации обоснована практическая значимость проведенного исследования, заключающаяся в том, что экспериментальным путем доказаны различия в межличностных отношениях у подростков с разными уровнями толерантности.
Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в таких направлениях психологии, как социальная психология, этническая психология и др.



1. Абрамова Г.С. Практическая психология. «Академический проект» - М.: Проспект, 2000.
2. Аракелов Г.Г., Жариков Н.М. Учителям и родителям о психологии подростка. - М.: Изд-во УРАО, 2006. - 163 с.
3. Артемьева В.А. Чувство толерантности в подростковом возрасте // Молодой ученый. - 2014. - №7. - С. 486-489.
4. Асмолов Г.А. Мы обречены на толерантность // Семья и школа, 2001. - № 11/12. - С. 32-35.
5. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология: вопросы
определения нормы и отклонений: монография. - Донецк: Изд-во «Сталкер», 1998. - 429 с.
6. Бардиер Г.Л. Толерантность как социальное представление и этическая норма / Г.Л. Бардиер // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. 6, 2005- Вып. 4. - С. 109-118.
7. Белякова Я.С. Специфика проявления межличностной толерантности в ситуации конфликтного взаимодействия. / [Текст] / Я. А. Белякова // Сборник студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге - 2005. - с. 24.
8. Бойко В. В. Коммуникативная толерантность. - СПб., 1998.
9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
10. Бондырева С.К. Толерантность. Учебно-методическое пособие/ - М.: 2003 - 240с.
11. Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник МГУ. Серия «Философия». - 1996. - № 1. - С. 33-37.
12. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства. - Внешкольник. - 2002. № 6. - С.13.
13. Гершиганов Т.М. О культуре семейных отношений // Воспитание школьников. - 2001. - №3. - С. 25-27.
14. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования //Педагогика. - 2003. - №1. - С.3-10.
15. Гульянова Н.А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник МГУ сер.14 Психология. - 2001. - № 3. - С. 68-75.
...
70 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ