Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности проявления эмоционального интеллекта у подростков с разным уровнем интернет-зависимости (Кубанский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Туризма)

Работа №132600

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 60 респондентов в возрасте от 13 до 15 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ …………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ……………………………….
1.1 Понятие и характеристика эмоционального интеллекта ……………
1.2. Характеристика эмоционального интеллекта в подростковом возрасте….
1.3 Понятие и признаки интернет-зависимости в подростковом возрасте …..
1.4 Отрицательные последствия интернет-зависимости в подростковом возрасте……
Резюме по первой главе ………
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ……….………….......
2.1 Организация и методы исследования …
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. .…….………...
3.1 Результаты изучения эмоционального интеллекта и интернет-зависимости у подростков
3.2. Результаты сравнительного анализа эмоционального интеллекта подростков с разным уровнем интернет-зависимости …
3.3 Результаты изучения взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и уровня интернет-зависимости
ВЫВОДЫ…………………………………………………………….………..….…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..

Современные технологии, в особенности интернет, значительно изменили нашу жизнь. Однако использование интернета может вызывать зависимость у людей, особенно у подростков. Интернет-зависимость – это тревожное явление, которое может негативно сказываться на психологическом состоянии подростка и его социальной адаптации. В то же время, эмоциональный интеллект – это важный аспект личностного развития, который связан с умением осознавать и управлять своими эмоциями. [11]
В настоящее время большое количество молодых людей испытывает проблемы с контролем своего времени, проведенного в сети, что оказывает негативное влияние на их эмоциональное состояние и социальные навыки. Таким образом, изучение взаимосвязи между интернет-зависимостью и эмоциональным интеллектом имеет практическую значимость для понимания этих проблем и разработки целевых программ вмешательства.
Так же по многим исследованиям, интернет-зависимость может оказывать негативное влияние на эмоциональную компетенцию подростков. Они могут испытывать проблемы в распознавании своих эмоций, управлении ими и взаимодействии с другими людьми. Исследование этой взаимосвязи поможет понять, как интернет-зависимость влияет на формирование и развитие эмоционального интеллекта у подростков.
Таким образом, изучение особенностей проявления эмоционального интеллекта у подростков с разным уровнем интернет-зависимости является актуальной и важной темой для курсовой работы, имеющей практическую значимость и способствующей дальнейшему развитию научного знания.
Изучению особенностей интернет-зависимости в подростковом возрасте посвящено достаточно мало научной литературы. Интернет-зависимость стали изучать следующие авторы: К. Янг, И. Голдберг, Дж. Сулер, А.Е. Войскунский, В.Д. Менделевич, А.Е. Жичкина, А.Ю. Егоров и др.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность распознавать, понимать и эффективно управлять своими и чужими эмоциями. [15]
Так же эмоциональный интеллект изучали следующие авторы: Дж. Майер, Д. Гоулман, Е. В. Ильин, И. Н. Андреева, Е. А. Сергиенко и др.
Объект исследования – эмоциональный интеллект подростков.
Предмет исследования - особенности проявления эмоционального интеллекта у подростков с разным уровнем интернет-зависимости
Цель исследования - выявить особенности проявления эмоционального интеллекта у подростков с разным уровнем интернет-зависимости.
Объект, цели и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ особенностей проявления эмоционального интеллекта и интернет-зависимости у подростков.
2. Установить особенности проявления эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.
3. Определить особенности проявления интернет-зависимости в подростковом возрасте.
4. Определить взаимосвязи эмоционального интеллекта и интернет-зависимости в подростковом возрасте.
Структура и объем работы. Основной текст изложен на ____ страницах компьютерного текста, иллюстрирован ___ таблицами и ___ рисунками. Состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Список литературы включает 20 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проведенного исследования нами было изучено понятие эмоционального интеллекта в психологии, были рассмотрены основные модели данного феномена. Анализ теоретических концепций позволяет нам определить феномен эмоционального интеллекта как способность человека понимать собственные эмоции и эмоции других людей, а также управлять ими. Например, способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. В исследуемой группе подростков низкий и средний уровень развития эмоционального интеллекта имеют 18% и 82% соответственно, при умеренном уровне развития отдельных компонентов – эмоциональной осведомленности, управления своими эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других.
Также мы рассмотрели Интернет-зависимость как один из видов нехимического зависимого поведения и особенности ее формирования в подростковом возрасте. Подростковый возраст характеризуется постоянной потребностью в информации, высокой познавательной мотивацией и социальной активностью. Недостаток времени на удовлетворение высокой потребности в общении компенсирует легкость и доступность вхождения в Интернет-среду. Частое обращение к Интернету, легкость в получении любой информации и поиске собеседника, способного удовлетворить любую потребность, широкий спектр развлекательных ресурсов и возможностей киберпространства, а также особенности межличностных отношений в семье – основные причины Интернет-зависимости в подростковом возрасте. В исследуемой группе подростков минимальный риск интернет-зависимости, склонность и устойчивая интернет-зависимость отмечена у 15%, 53% и 32% соответственно, при выраженных компульсивных симптомах и симптомах толерантности и умеренных проявлениях симптомов отмены, внутриличностных проблем и проблем с управлением временем.
Таким образом по результатам данного исследования можно сделать вывод, что существует взаимосвязь показателей интернет-зависимости и эмоционального интеллекта у подростков, а именно, чем выше уровень развития эмоционального интеллекта в целом, а также отдельные компоненты (управление своими и чужими эмоциями, самомотивация, понимание эмоций других), тем менее выражена интернет-зависимость.



1. Андреев А. С. Интернет-аддикция как форма зависимого поведения / А. С. Андреев, А. В. Анцыборов. – М.: Психосфера, 2004
2. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5.
3. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта- Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2012
4. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
5. Алистратова, И. Ю. Диагностика и профилактика интернет-зависимости в подростковом возрасте /И.Ю. Алистратова// Сибирский федеральный университет. - 2018. – 2 с.
6. Абдрахманова, Э. В. Современные представления о факторах, способствующих формированию интернет-зависимости /Э. В. Абдрахманова// Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). Краснодар: Новация. - 2017. - 14 с.
7. Буракова, И. С. Вопросы профилактики интернет-зависимости обучающихся в условиях общеобразовательной школы /И.С. Буракова, Н. А. Перепёлкина, О. С. Смирнова// Мир науки, культуры, образования. - 2021. - №. 6 (91). – 70 с.
8. Батурин Н.А., Матвеева Л.Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2009. - № 42. - С. 4-10.
9. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 2017. № 2. С.157-159.
10. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов [и др.]. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб.ун-та, 2013. - С. 25 - 26.
11. Густодымова Вера Сергеевна, Мусаэлян Эмма Суреновна Особенности эмоционального интеллекта подростков, склонных к Интернет-зависимости // Гуманитарные науки . 2018. №4 (44).
12. Давыдова, Ю. В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / РУДН. – М., 2011. – 24 с.
13. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости Текст. / А. Ю. Егоров. - СПб.: Речь, 2007.-190 с.
14. Исмаилов, Г. М. Особенности кибераддикции как вида аддиктивной реализации /Г.М. Исмаилов// Профессиональное образование: проблемы и достижения. - 2021. – С. 58-63
15. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В.Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29 – 36.
16. Малыгин В. Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики. М.: МГМСУ, 2011
17. Симбирцева Н.В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте. // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2008. - № 3. - С. 54-56.
18. Таланова, Н.В. Интернет-зависимость – новый вид зависимости 21 века /Н.В. Таланова// Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2023". - 2022. – № 11. – С. 51-52
19. Фомина, Н. И. Эмоциональный интеллект как предмет психологического исследования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. –2011. –№23.– С.53-57.
20. Янг, К.С. Диагноз - интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ