Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние самооценки на межличностные отношения младших подростков в детском коллективе

Работа №16621

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1273
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения влияния самооценки на межличностные отношения младших подростков в детском коллективе
1.1 . Психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового
возраста 7
1.2 . Особенности самооценки и межличностных отношений младших
подростков в коллективе 12
1.3 . Роль межличностных отношений в формировании самооценки младших
подростков 23
Вывод 26
Глава II. Эмпирическое исследование влияния самооценки на межличностные отношения младших подростков в детском коллективе
2 .1 . Организация и проведение исследования 29
2.2 . Анализ и интерпретация результатов исследования 29
2.3. Рекомендации родителям, подросткам и учителям по повышению уровня самооценки подростков и улучшению межличностных отношений в
детском коллективе 38
Вывод 41
Заключение 44
Список использованной литературы 48
Приложение

Актуальность исследования. В подростковом возрасте самооценка является важным фактором саморегуляции личности, она влияет на взаимоотношения с их ближайшим социальным окружением, в том числе и требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам. А также самооценка подростка является одним из главных факторов, влияющих на его межличностные отношения в коллективе
Межличностные отношения в среде подростков оказывают колоссальное влияние на формирование личности человека, его взглядов на дальнейшую жизнь, отношения с окружающими, уровень самооценки.
Межличностные отношения являются основой развития личности, так как подростковый возраст в возрастной психологии характеризуют как переломный, переходный, сензитивный и критический период. Одной из главных тенденции переходного возраста является - это переориентация общения с родителями, учителями и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.
Проблема исследования: каково влияние самооценки на межличностные отношения младших подростков в детском коллективе?
Степень изученности проблемы: в России вопросами межличностных отношений занимались такие ученые, как: А.А. Бодалев, А.И. Донцов, Куницына, А. В. Мудрик, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, Н.Н. Обозов. За рубежом данной проблемой занимались Т. Хустон и Г. Левингер.
Самооценка изучалась: Р. Бернсом, Л.И. Божовичем, Э. Эриксоном, Н.А. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым, А.З. Заком, Ю.Б. Гиппенрейтер.
Вопросами младшего подросткового возраста занимались: А.П. Краковский, Э.Шпранглер, Б.Ц. Бадмаева, Д.Б. Эльконин. Проблемами коллектива занимались такие ученые как: Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.Н. Лутошкина.
Объект исследования: самооценка и межличностные отношения в детском коллективе.
Предмет исследования: самооценка и межличностные отношения младших подростков в детском коллективе.
Цель: выявить влияние самооценки младших подростков на межличностные отношения в детском коллективе.
Для реализации поставленной цели исследования были определены следующие задачи:
1) рассмотреть психолого--педагогическую характеристику младшего подросткового возраста; раскрыть особенности самооценки и межличностных отношений младших подростков в коллективе и роль межличностных отношений в формировании самооценки младших подростков в коллективе;
2) выявить уровень самооценки и межличностные отношения младших подростков, определить межличностные отношения в коллективе подростков; определить социометрический статус подростков;
3) разработать практические рекомендации для родителей, подростков и учителей по повышению уровня самооценки и улучшению межличностных отношений в коллективе подростков;
4) описать и обобщить результаты проведенного исследования.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у подростков с высокой
самооценкой, будет преобладать властно - лидирующий тип межличностных отношений, а у подростков с низкой самооценкой, сотрудничающе-конвенциальный тип межличностных отношений; в том числе предполагаем, что уровень самооценки будет влиять на статус подростков.
Теоретико-методологические основы: теория о том, что особенности самооценки влияют на эмоциональное состояние подростков и на степень удовлетворенности общением со сверстниками (С. Рубинштейн).
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез); эмпирические (тестирование, социометрия), статистический (коэффициент ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена).
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа № 2 им. Т.Б. Куулар п.г.т. Каа-Хем кызылского района. Выборка: 30 учащихся 6-го класса в возрасте 12-13 лет, из них 18 мальчиков и 12 девочек.
Практическая значимость: может быть использована педагогами, школьными психологами, социальными педагогами и родителями с целью изучения самооценки подростков и ее влияния на межличностные отношения в коллективе подростков.
Апробация исследования: научные доклады на:
1) ежегодной научно-практической конференции студентов ТувГУ, посвященной Году истории в Российской Федерации (14 апреля 2012 г.);
2) региональной научно-практической конференции
«Технологическое образование в условиях модернизации образовательной системы Республики Тыва» (12 апреля 2013 г.);
3) ежегодной научно-практической конференции студентов ТувГУ в рамках Всероссийского фестиваля науки (20 апреля 2013 г.);
4) республиканской научно-практической конференции «Проблемы преподавания в школе и вузе на современном этапе», посвященной 100-летию единения России и Тувы (21 марта 2014 г.);
5) республиканской научно-практической конференции «Проблемы формирования толерантности в современном образовательном пространстве» (22 ноября 2014 г.);
6) ежегодной научно-практической конференции студентов ТувГУ, посвященный 20-летнему юбилею ТувГУ и в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки (18 апреля 2015 г.).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения влияния самооценки на межличностные отношения младших подростков в детском коллективе. Во второй главе описаны ход и результаты эмпирического исследования уровня самооценки и межличностных отношений младших подростков, а также представлены рекомендации родителям, учителям и подросткам по повышению уровня самооценки и улучшению межличностных отношений младших подростков в коллективе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового возраста, отражает в себе следующие возрастные особенности: развитие самосознания, возникновения интереса к своей собственной личности, появление чувства взрослости, подростки становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, наступает половое созреванье организма, ведущая и игровая деятельность близко связаны друг с другом и отличаются лишь мотивом, появляется интерес к окружающему миру (Д.Б. Эльконин, JI.C. Выготский).
В известных теориях личности самооценка представляет как сторона процессов сознания себя (У.Джеймс), как проявление Эго (3.Фрейд, Э. Эриксон, А. Фрейд), самости (К.Г. Юнг), творческого Я (А. Адлер), подлинного Я (Э. Фромм), как важнейшая составляющая Я - концепции [4; 92-100].
Самооценку исследовали такие ученые как: Б. Г. Ананьев, JI. И. Божович, А.Н. Леонтьев, И.И. Чеснокова и понимается ими как сложный и многогранный компонент самосознания личности, представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и, оценивая себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков выражение их открыто или закрыто
Особенностями самооценки в подростковом возрасте является интериоризация социальных реакций, то есть подросток, склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие, самооценка поднимается на новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции, самооценка носит: ситуативный характер, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям.
Психологические исследования доказывают, что особенности самооценки влияют общение со сверстниками. Б.Г. Ананьев отмечает, что источником развития самооценки подростков является межличностные отношения.
Межличностные - это отношения между людьми, входящими в общую для них группу, которые проявляются в характере и способах взаимовлияний в процессе совместной деятельности и общения.
Межличностные отношения подростков на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются. В подростковом возрасте у подростков складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. Выполняя одну и ту же социальную роль эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и регулирующих их нормам [28; 70-76].
Объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместную деятельность подростков, организуемая для их достижения - детский коллектив.
С целью выявления влияния самооценки младших подростков на межличностные отношения в детском коллективе на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы № 2 им. Т.Б. Куулар п.г.т. Каа-Хем Кызылского района проведено эмпирическое исследование с использованием тест-опростника выявления уровня самооценки учащихся С.В. Ковалева (цель: определения уровня самооценки личности), теста «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири (цель: выявить межличностные отношения), социометрии Дж. Морено (цель: для выявления межличностных отношений в классе (группе), респондентами которых явились 30 учащихся 6-го класса в возрасте 12-13 лет.
Диагностическое исследование с применением методики С.В. Ковалева показало, что у 70% подростков преобладает низкий уровень самооценки, у 16% опрошенных выявлен средний (оптимальный) уровень самооценки и 14% - высокий уровень самооценки.
Результаты методики диагностики межличностных отношений показали, у 50% подростков преобладает властно - лидирующий тип, У 20% опрошенных выявлен независимо - доминирующий тип межличностных отношений, 16% выявлен сотрудничающие - конвенциальный тип и 14% подростков имеют прямолинейно - агрессивный тип межличностных отношений.
Результаты диагностики межличностных отношений показали: что 46% подростков имеют ориентацию на доминирование, 40% подростков, ориентированы на враждебность 14% подростков, являются носителями положительной ориентации
Результаты исследования с применением методики Дж. Морено показали, что в классе «звездами» являются: № 1,2, 3, «предпочитаемыми» № 4, 5, 7, 10, 15,16, 23,«пренебрегаемыми» № 6, 8, 9, 11, 12,13,14, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, «изолированные» - не выявлены, а также следует отметить, что в данном классе, коллективе выявлен низкий уровень благополучия в целом - это объясняется тем, что в классе больше «пренебрегаемых» чем «звезд» и «предпочитаемых».
Исходя из полученных результатов исследования, возникает необходимость в разработке практических рекомендации по повышению уровня самооценки подростков и улучшению межличностных отношений в детском коллективе.
Результаты математической статистики свидетельствуют, о том, что
Связь между уровнем самооценки и типом межличностных отношений - прямая, теснота (сила) связи по шкале Чеддока - весьма высокая Число степеней свободы (f) составляет 28. Критическое значение критерия Спирмена при данном числе степеней свободы составляет 0.362. ртбл > ркрит, зависимость признаков статистически значима (р<0,05). Это свидетельствует о том, что уровень самооценки влияет на тип межличностных отношений в
коллективе.
Говоря о связи уровня самооценки и социометрического статуса, то следует сказать, что коэффициент корреляции Спирмена (р) равен -0.878Связь между исследуемыми признаками - обратная, теснота (сила) связи по шкале Чеддока - высокаяЧисло степеней свободы (f) составляет 28. Критическое значение критерия Спирмена при данном числе степеней свободы составляет 0.362.
Рнабл < Ркрит, зависимость признаков статистически не значима (р>0,05). Это
говорит о том, что уровень самооценки не влият на статус в коллективе.
Следует отметить, что гипотеза исследования о том, что у подростков с высокой самооценкой, будет преобладать властно-лидирующий тип
межличностных отношений, а у подростков с низкой самооценкой,
сотрудничающе-конвенциальный тип межличностных отношений-
подтверждена.

А также о том, что уровень самооценки будет влиять на статус подростков - не подтвердилась.
На основе результатов проведенного составлены рекомендации родителям, учителям и подросткам по повышению уровня самооценки подростков и улучшению межличностных отношений в детском коллективе.


1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы / А.А. Андреева. - М. : МЭСИ, - 2000. - 345с.
2. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. М. - 1989. - 278 с.
3. Бирюкевич, Е.А. Показатели качественного анализа самооценки учащихся на границе младшего и подросткового возраста [текст] психология обучения-2012. - №4. С,- 49-65.
4. Берсенева, Н.В. Вестник московского университета сер. 14
«Психология»- 2012,- №4 - С. 92-100.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.
6. Байнов, Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема / Л.Г. Байнов, Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования. 2012. №4. С. 242.
7. Беликова, В.В. Педагогическая диагностика формирования межличностных отношений в учебной группе. // Успехи современного естествознания. 2007. № 4. С. 50-52.
8. Габай, Т.В. Педагогическая психология / Т. В. Габай. учебное пособие для студ. вузов. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 240 с.
9. Горянина, В.А. Психология обучения / В.А. Горянина. учебное пособие. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 416 с.
10. Глушкова, Н.И. Психологическая помощь подросткам в ситуации кризиса межличностного взаимодействия // Успехи современного естествознания. 2007. № 4. С. 62-63.
11. Гомеляк, Ю.Н. Особенности межличностных отношений со сверстниками подростков лишенных родительского попечения [текст] / Ю. Н. Гомеляк // социальное здоровье: проблемы и решения - 2014.-№3- 85-95.
12. Давыдов, В. В. Лекции по педагогической психологии / В. В. Давыдов, учебное пособие для студ. ВУЗ. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 176с.
13. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология / И. Ф. Демидова, учебное пособие. - М. : Академический Проект, Трикста, 2006. - 24 с.
14. Езова, С. Психология общения и межличностных отношений [текст] / С. Езова//Библиoтeкa-2012-№11.- С. 25-27.
15. Жильцова, О.Н. Особенности самооценки подростков воспитывающих в государственных учреждениях их представление о себе в настоящем и будущем / О. Н. Жильцова// Высшее образование: сегодня - 2012- №2,-С. 51-53.
16. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. Учебник для вузов. - М. : Изд-во «Логос», 2000. - 384 с.
17. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2006. -
512 с.
18. Кудрявцева, Е.А. Педагогическая поддержка развивающего игрового пространства как способ становления индивидуализации ребенка в детском коллективе / Е. Л. Кудрявцева// дошкольник- 2012.-№°4,- С. 16-23.
19. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб. Заведений Р.С. Немов, в 3 кн. - 4-е изд. - М. : Владос, 2003. - Кн.2: Психология образования. - 608 с.
20. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. - М. : ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с.
21. Петрушин, В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя / В. И. Петрушин. - М. : 2001. - 160 с.
22. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов / И.П. Подласы : учеб, пособие для вузов / И.П. Подласый. - М. : ВЛАДОС-Пресс, 2004. - 365 с.
23. Посметкина, Н.Н. Формирование мотивации учения младших школьников в условиях совместной деятельности: на материале изучения иностранного языка / Н.Н. Посметкина. - М. : 2004. - 345с.
24. Савин, Е.Ю. Педагогическая психология: новые ориентиры в понимании предмета и построении учебного курса // Психология в вузе. - 2006. №3. - С. 78-86.
25. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. Серия «Учебники и учебные пособия». — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д. : «Феникс», 2003. — 544 с.
26. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / учебное пособие для вузов Л. Д. Столяренко. - 5-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 672 с.
27. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования / С.Д. Смирнов. - М. : Аспект пресс, 1995. -271 с.
28. Соломин, В.П. Всероссийский форум «Здоровье нации основа процветания России» / В.П. Соломин, Л.П. Макарова, Л.Г. Байнов, Л.А. Сорокина / Подготовка младших школьников к переходу в подростковый возраст материалы XIV Всероссийской научно- практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. СПБ: Лема, 2010. - С. 70-76.
29. Соломин, В.П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В.П. Соломин, Ю.К. Бахтин, Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова // Молодой ученый. 2013. №6. - С. 730-732.
30. Сорокина, Л.А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, 3. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. №1 (27), С. 97-100.
31. Сухоруков, Д.В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), - С. 139-153.
32. Сорокина, JI.A Педагогическая модель балльно- рейтинговой системы и оценки здоровья учащихся / JI. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. №1. - С. 38-46.
33. Соломин, В.П. Полвека на службе медико-профилактического образования учащихся / Л.Г. Байнов, В.П. Соломин, Ю.К. Бахтин, Л.П. Макарова, М.А. Морозов, Г.И. Солко // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 337-345.
34. Сиденко, Е. А. Особенности младшего подросткового возраста / Е. А. Сиденко // Журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент». 2011. №2. С. 30-31.
35. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. - М. : 2001. -288с.
36. Тилшиден Н. Взаимосвязь самооценки подростков и пережитого ими опыта издевательств со стороны сверстников / Н. Тилшинден // психологический журнал.-2014-№4, т. 35-.26-33
37. Федотова, А.Ю. Формирование патриотизма / «Научные труды студентов ТувГУ. Выпуск». - 2012-№ 10,- С. 129-131.
38. Фокин, Ю.Г. Психодидактика высшей школы / Ю.Г. Фокин. - М. : МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2000,- 424 с.
39. Фридман, Л.М. Психологическая наука - учителю / Л.М. Фридман. - М. : 1985.-234 с.
40. Цыпнятова, К.М. Психолого-педагогические особенности лиц младшего подросткового возраста [текст] / К.М. Цыпнятова, С.Г. Суханова // Молодой ученый. - 2014. - №4,- С. 1129-1132.
41. Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. - СПб. : 1998.-639 с.
42. Эльконин , Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М. : 1989,- 148 с.
43. http: // global-41vs- odra.opera- mini. Net| hn07-09-02
44. http://glola.ru/psychology/kak-povyisit-samootsenku/
45. http://www.justlady.ru
46. http: //detsad-kitty. ru/zametky/61773-rekomendacii-dlya-roditelej -po- formirovaniyu. html
47. http://vnekl48.jimdo.com
4 8. http://amritam. lrkblog/kak povysit sarnoocenku hlil'lektivnye rekomenclac iiiuprzzhnenij a/2010-08-02-24
49. http://rcosps.rusedu.net/post/410/22147
50. http://revolution.allbest.ru/psychology/00355023_l.html
51. http://www.allwomens.ru/13858-sovety-psihologa-dlya-lyudey-s- zavyshennoy-samoocenkoy.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ