Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование здорового образа жизни у обучающихся средствами спортивного туризма

Работа №160096

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы58
Год сдачи2022
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ СОШУИП № 3 г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа.
Выборка: 20 обучающихся 12-14 лет.
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ...6
1.1 Теоретические аспекты здорового образа жизни...6
1.2 Актуальная методология и техническая составляющая спортивного туризма для формирования здорового образа жизни...12
1.3 Особенности проведения спортивных туристских походов с обучающимися...20
Выводы по главе 1...27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА.28
2.1 Организация работы по формированию здорового образа жизни у обучающихся....28
2.2 Методика исследования...29
2.3 Разработка программы по формированию здорового образа жизни у обучающихся средствами спортивного туризма...30
2.4 Анализ результатов внедрения предлагаемых мероприятий...39
Выводы по главе 2...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1..56

В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» здоровье учащихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
Во всем мире ученые признают, что в условиях современных реалий наблюдается резкое ухудшение уровня здоровья детей, что стало не только медицинской, но и существенной педагогической проблемой.
По данным Минздрава России, лишь 14 % детей практически здоровы, более 50 % имеют различные функциональные отклонения, 35–40 % – хронические заболевания.
Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в I класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого (250 тыс.) выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми.
У 50 % детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; у 25–30 % – в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. Число абсолютно здоровых детей к окончанию средней школы в 1998 г. составляло 20–25 %, в 2018 г. – 10-15 %.
Спортивный туризм по сей день является эффективным инструментом для формирования ЗОЖ, так как в ходе его изучения решаются все ключевые составляющие ЗОЖ, такие как режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание
Этим и обусловлена актуальность и социальная значимость выбранной темы исследования: «Формирование здорового образа жизни обучающихся средствами спортивного туризма».
Цель исследования – разработать, обосновать и апробировать программу формирования здорового образа жизни обучающихся средствами спортивного туризма.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс обучающихся.
Предмет исследования – процесс формирования здорового образа жизни подростков и развития физических качеств средствами спортивного туризма.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие здорового образа жизни средствами спортивного туризма у обучающихся будет эффективным, если:
1) изучены теоретические основы проблемы исследования;
2) разработана программа формирования здорового образа жизни средствами спортивного туризма;
3) сформирована диагностика, позволяющая оценить эффективность программы развития физических качеств средствами спортивного туризма.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблем развития здорового образа жизни средствами спортивного туризма.
2. Разработать и апробировать программу развития здорового образа жизни подростков средствами спортивного туризма.
3. Выявить педагогические условия эффективной реализации программы формирования здорового образа жизни средствами спортивного туризма у обучающихся.
Теоретическую основу исследования в области спортивного туризма составили труды: Л.Х. Гаркали, Д.А. Изуткина, Е.Б. Квакиной, В.А. Лищука, С.В. Попова, Е.И. Рогова, А.Д. Степанова, Д.И. Фельдштейна, О.В. Хухлаевой, Б.Н. Чумакова, Н.В. Яковлевой, Т.А. Янбухиткина и др.
Проблемами здоровья и формирования здорового образа жизни, в частности в подростковом возрасте, занимались такие ученые и педагоги-практики, как: В.А. Ананьев, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Т.Н. Захарова,
Н.В. Ивановчик, М.Ф. Клименов, Н.К. Смирнов и др.
В ходе выполнения данной работы были использованы следующие методы исследования:
1) анализ научной литературы по проблеме исследования,
2) моделирование,
3) тестирование,
4) эксперимент,
5) методы математической статистики.
База исследования: МБОУ СОШУИП № 3 г. Лабытнанги, ЯНАО
Этапы исследования. На первом, поисковом, этапе (сентябрь – октябрь 2021 года) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике спорта, определялись цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, а также были разработаны комплексы специальных упражнений.
На втором, опытно-экспериментальном, этапе (ноябрь 2021 – апрель 2022 года) была осуществлена апробация методики на базе исследования. Разработана программа, проведен эксперимент.
На третьем, аналитико-обобщающем (май 2022 года), этапе проанализированы и обобщены результаты эксперимента, сформулированы методы и практические рекомендации, осуществлено оформление выпускной квалификационной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Спортивный туризм в настоящее время рассматривается как средство физического воспитания и спортивной подготовки. Регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников и функциональное состояние многих систем организма. Естественное влияние двигательных качеств на физическое развитие является наиболее важным фактором нормального развития подростков.
С целью увеличения двигательной активности, экологического воспитания, формирования основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, в образовательную программу вводят раздел по туризму.
Целью данной работы является разработка, обоснование и апробация модели формирования здорового образа жизни обучающихся средствами спортивного туризма.
В ходе педагогического эксперимента была разработана программа «Юный турист», направленная на развитие специальных туристических навыков и общей физической подготовки школьников. Программа содержит как практические занятия по спортивной подготовке, так и специальные упражнения, теоретические занятия.
Сравнительный анализ результатов исследования на этапе контрольного эксперимента свидетельствует о более выраженной положительной динамике учеников, занимающихся туризмом: это проявилось в более высоких значениях исследуемых тестов.
Реализация программы показала успешные результаты. Полученные данные педагогического исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что развитие здорового образа жизни средствами спортивного туризма у обучающихся будет эффективным, если внедрить модель формирования здорового образа жизни средствами спортивного туризма и оценить ее эффективность.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута. Мы убедились, что туризм является наиболее комплексным видом воспитания всесторонне развитой личности, представляет собой многофункциональное средство патриотического и экологического воспитания, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология : учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург : Деловая книга, 2010. – 624 с.
2. Абросимова Л.И. Возрастные особенности адаптации
сердечно-сосудистой системы детей и подростков к физической нагрузке / Л.И. Абросимова, В.Е. Карасик // Возрастная физиология сердечно-сосудистой системы. – 2011. – № 3. – С. 14–21.
3. Айзман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. – М. : Инфра-М, 2015. – 352 с.
4. Александрова А.Ю. Образование и туризм: аспекты взаимодействия / А.Ю. Александрова // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – № 1. – С. 35–44.
5. Артемьев В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учебное пособие / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. – Могилев : МГУ им. А. А. Кушелова, 2010. – 284 с.
6. Бальсевич В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания / В.К. Бальсевич // Педагогика. – 2010. – №1. – С. 26–32.
7. Баранов А.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина // Российский педиатрический журнал. – 2012. – № 5. –
С. 5–12.
8. Барчуков Е.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для ССУЗов. Для всех специальностей / Е.С. Барчуков. – Москва : КноРус, 2015. – 368 с.
9. Безруких М.М. Возрастная физиология / М.М. Безруких,
В.Д. Сонькин. – Москва : Медицина, 2013. – 416 с.
10. Биржаков М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. –
Санкт–Петербург : СПбГИЭУ, 2014. – 135 с.
11. Биржаков М.Б. Специальные виды туризма / М.Б. Биржаков. –
Санкт–Петербург : СПбГИЭУ, 2011. – 70 с.
12. Борисов П.С. Модель формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся средствами спортивного туризма / П.С. Борисов, Ф.Д. Смык, С.Н. Валеева // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – Кузбасский государственный технический университет, 2011. – Т. 6. – № 1. – С. 432–434.
13. Борисов П.С. Технология спортивного туризма: учеб. пособие /
П.С. Борисов. – Кемерово : КузГТУ, 2012. – 219 с.
14. Буриева О.Г. Спортивно-оздоровительный туризм как средство формирования ориентации на здоровый образ жизни у подростков /
О.Г. Буриева, К.Е. Комарова // Актуальные вопросы состояния и развития детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма. – 2019. –
С. 96–98.
15. Васильков В.А. Управление процессом формирования здоровьесберегающей образовательной и социальной среды /
В.А. Васильков // Воспитание школьников: науч. метод. журн. 2010. – № 6. – С. 15–20.
16. Веселова Н.Ю. Организация туристкой деятельности /
Н.Ю. Веселова. – Москва : Дашков и Ко, 2015. – 256 с.
17. Владенко В.В. Влияние спортивного туризма на развитие физического состояния туристов / В.В. Владенко // Уральский научный вестник, 2016. – Т. 5. – № 2. – С. 51–52.
18. Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук,
Д.Н. Немытов. – Москва : Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
19. Горшков И.Д. Спортивно-оздоровительный туризм : текст лекций / И.Д. Горшков. – Ярославль : ЯрГУ, 2014. – 60 с.
20. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности /
В.Г. Гуляев. – Москва : Финансы и статистика, 2010. – 320 с.
21. Злых И.Г. Дополнительная предпрофессиональная программа по спортивному туризму / И.Г. Злых. – Разметелево : [б.и.], 1998. – 40 с.
22. Иванов А.В. Современная система подготовки кадров спортивно-оздоровительного туризма в России / А.В. Иванов, Ю.Н. Федотов,
А.А. Федотова // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 1. –
С. 31–32.
23. Иванов Ю.В. Организация занятий по туризму и подвижных игр на уроках физкультуры / Ю.И. Иванов, Н.Е. Максимова. – Якутск, 2005. – 94 с.
24. Кадыров Р.М. Теория и методика физической культуры. Для бакалавров. Учебное пособие. ФГОС / Р.М. Кадыров, Д.В. Морщинина. – Москва : КноРус, 2015. – 132 с.
25. Карелина В.И. Спортивный туризм как важный инструмент формирования здорового образа жизни / В.И. Карелина // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма. – 2020. –
С. 178–181.
26. Каталимова А.Н. Потребности в активном туризме /
А.Н. Каталимова, А.Н. Бузни // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2008. –
№ 1. – С. 83–94.
27. Клюшникова Е.А. Спортивный туризм как средство формирования здорового образа жизни студента / Е.А. Клюшникова, Т.Н. Алексеева // Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами. – 2016. –
С. 84–88.
28. Константинов Ю.С. Педагогика школьного туризма: учебно-методическое пособие / Ю.С. Константинов, В.М. Куликов. – Москва : ЦДЮТиК МО РФ, 2002. – 152 с.
29. Киселева Н.В. Дополнительная общеразвивающая программа «Многогранный мир туризма» / Н.В. Киселева. – Всеволжск : [б.и.], 2019. –
54 с.
30. Крунцевич Т.Ю. Общие основы теории и методики физического воспитания / Т.Ю. Крунцевич. – Киев : Олимпийская литература, 2010. –
424 с.
31. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. – Москва : Терра-Спорт, 2000. – 192 с.
32. Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений: комплексные программы физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, A.A. Зданевич. – Москва : [б.и.], 2017. – 127 с.
33. Макаров В.М. Инновационная модель формирования здорового образа жизни населения средствами спортивно-оздоровительного туризма / В.М. Макаров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2013. – № 1. – С. 116–122.
34. Новиков В.С. Организация туристкой деятельности : учебник /
В.С. Новиков. – Москва : Академия, 2013. – 336 с.
35. Новикова М.В. Универсальный справочник начинающего туриста / М.В. Новикова, А.А. Литвиненко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 315 с.
36. Осипов Б.А. Методика оценки социально-экономической эффективности внутреннего туризма / Б.А. Осипов, В.В. Соколенко,
Ю.Д. Шмидт // Вестник ТГЭУ. – 2011. – № 3. – С. 3–11.
37. Панасюк Е.А. Возможности туризма в образовании и воспитании школьников / Е.А. Панасюк, М.С. Трискова // Вестник Донецкого педагогического института. – 2017. – № 3. – С. 155–161.
38. Патутин С.А. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Туризм» объединения «Юные туристы» / С.А. Патутин. – Сорочинск : [б.и.], 2015. – 20 с.
39. Петрова Н.Ф. Здоровье человека как многоаспектный феномен /
Н.Ф. Петрова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 1 (50). –
С. 113–115.
40. Пронина О.И. Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации / О.И. Пронина // Молодой ученый. – 2016. – № 9. – С. 1220–1224.
41. Пугиев В.Г. Доступный, социальный и массовый туризм. Проблемы и перспективы развития в России : монография / В.Г. Пугиев. – Москва : Российская международная академия туризма, 2016. – 504 с.
42. Рубин В.С. Разделы теории и методики физической культуры. Учебное пособие / В.С. Рубин. – Москва : Физическая культура, 2011. – 112 с.
43. Сбитнева О.А. Cпортивный туризм: перспективы развития /
О.А. Сбитнева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 12–1 (39). – С. 142–145.
44. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – Москва : Речь, 2010. – 350 с.
45. Соловьев С.С. Безопасный отдых и туризм / С.С. Соловьев. – Москва : Академия, 2014. – 228 с.
46. Сущинская, М.Д. Культурный туризм / М.Д. Сущинская. –
Санкт–Петербург : СПбГИЭУ, 2010. – 128 с.
47. Таймазов В.А. Теория и методика спортивного туризма: учебник / В.А. Таймазов. – Москва : Советский спорт, 2014. – 424 с.
48. Туганбаев Р.А. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Спортивный туризм (дистанция пешеходная)» / Р.А. Туганбаев. – Москва : [б.и.], 2016. – 47 с.
49. Узунова А.Н. Основные закономерности развития здорового ребёнка: учебное пособие / А.Н. Узунова, О.В. Лопатина, М. Л. Зайцева. – Челябинск : Изд-во ЧелГМА, 2013. – 164 с.
50. Федотов Ю.Н. Организация спортивного туризма : учеб. пособие / Ю.Н. Федотов. – Москва : Советский спорт, 2010. – 560 с.
51. Федотов Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм : учебник /
Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков. – Москва : Советский спорт, 2013. – 364 с.
52. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – Москва : Академия, 2004. – 480 с.
53. Ченегин В.М. Физиологические закономерности возрастного развития двигательных функций / В.М. Ченегин. – Волгоград, 2015. – 68 с.
54. Черемшанов С.В. Понятие и классификационное определение спортивного туризма / С.В. Черемшанов // Sochi Journal of Economy. 2012. – № 4. – С. 141–146.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ