Формирование здорового образа жизни у обучающихся средствами спортивного туризма
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ СОШУИП № 3 г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа.
Выборка: 20 обучающихся 12-14 лет.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ...6
1.1 Теоретические аспекты здорового образа жизни...6
1.2 Актуальная методология и техническая составляющая спортивного туризма для формирования здорового образа жизни...12
1.3 Особенности проведения спортивных туристских походов с обучающимися...20
Выводы по главе 1...27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА.28
2.1 Организация работы по формированию здорового образа жизни у обучающихся....28
2.2 Методика исследования...29
2.3 Разработка программы по формированию здорового образа жизни у обучающихся средствами спортивного туризма...30
2.4 Анализ результатов внедрения предлагаемых мероприятий...39
Выводы по главе 2...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1..56
База исследования: МБОУ СОШУИП № 3 г. Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа.
Выборка: 20 обучающихся 12-14 лет.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ...6
1.1 Теоретические аспекты здорового образа жизни...6
1.2 Актуальная методология и техническая составляющая спортивного туризма для формирования здорового образа жизни...12
1.3 Особенности проведения спортивных туристских походов с обучающимися...20
Выводы по главе 1...27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА.28
2.1 Организация работы по формированию здорового образа жизни у обучающихся....28
2.2 Методика исследования...29
2.3 Разработка программы по формированию здорового образа жизни у обучающихся средствами спортивного туризма...30
2.4 Анализ результатов внедрения предлагаемых мероприятий...39
Выводы по главе 2...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1..56
В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» здоровье учащихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
Во всем мире ученые признают, что в условиях современных реалий наблюдается резкое ухудшение уровня здоровья детей, что стало не только медицинской, но и существенной педагогической проблемой.
По данным Минздрава России, лишь 14 % детей практически здоровы, более 50 % имеют различные функциональные отклонения, 35–40 % – хронические заболевания.
Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в I класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого (250 тыс.) выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми.
У 50 % детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; у 25–30 % – в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. Число абсолютно здоровых детей к окончанию средней школы в 1998 г. составляло 20–25 %, в 2018 г. – 10-15 %.
Спортивный туризм по сей день является эффективным инструментом для формирования ЗОЖ, так как в ходе его изучения решаются все ключевые составляющие ЗОЖ, такие как режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание
Этим и обусловлена актуальность и социальная значимость выбранной темы исследования: «Формирование здорового образа жизни обучающихся средствами спортивного туризма».
Цель исследования – разработать, обосновать и апробировать программу формирования здорового образа жизни обучающихся средствами спортивного туризма.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс обучающихся.
Предмет исследования – процесс формирования здорового образа жизни подростков и развития физических качеств средствами спортивного туризма.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие здорового образа жизни средствами спортивного туризма у обучающихся будет эффективным, если:
1) изучены теоретические основы проблемы исследования;
2) разработана программа формирования здорового образа жизни средствами спортивного туризма;
3) сформирована диагностика, позволяющая оценить эффективность программы развития физических качеств средствами спортивного туризма.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблем развития здорового образа жизни средствами спортивного туризма.
2. Разработать и апробировать программу развития здорового образа жизни подростков средствами спортивного туризма.
3. Выявить педагогические условия эффективной реализации программы формирования здорового образа жизни средствами спортивного туризма у обучающихся.
Теоретическую основу исследования в области спортивного туризма составили труды: Л.Х. Гаркали, Д.А. Изуткина, Е.Б. Квакиной, В.А. Лищука, С.В. Попова, Е.И. Рогова, А.Д. Степанова, Д.И. Фельдштейна, О.В. Хухлаевой, Б.Н. Чумакова, Н.В. Яковлевой, Т.А. Янбухиткина и др.
Проблемами здоровья и формирования здорового образа жизни, в частности в подростковом возрасте, занимались такие ученые и педагоги-практики, как: В.А. Ананьев, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Т.Н. Захарова,
Н.В. Ивановчик, М.Ф. Клименов, Н.К. Смирнов и др.
В ходе выполнения данной работы были использованы следующие методы исследования:
1) анализ научной литературы по проблеме исследования,
2) моделирование,
3) тестирование,
4) эксперимент,
5) методы математической статистики.
База исследования: МБОУ СОШУИП № 3 г. Лабытнанги, ЯНАО
Этапы исследования. На первом, поисковом, этапе (сентябрь – октябрь 2021 года) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике спорта, определялись цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, а также были разработаны комплексы специальных упражнений.
На втором, опытно-экспериментальном, этапе (ноябрь 2021 – апрель 2022 года) была осуществлена апробация методики на базе исследования. Разработана программа, проведен эксперимент.
На третьем, аналитико-обобщающем (май 2022 года), этапе проанализированы и обобщены результаты эксперимента, сформулированы методы и практические рекомендации, осуществлено оформление выпускной квалификационной работы.
Во всем мире ученые признают, что в условиях современных реалий наблюдается резкое ухудшение уровня здоровья детей, что стало не только медицинской, но и существенной педагогической проблемой.
По данным Минздрава России, лишь 14 % детей практически здоровы, более 50 % имеют различные функциональные отклонения, 35–40 % – хронические заболевания.
Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в I класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого (250 тыс.) выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми.
У 50 % детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; у 25–30 % – в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. Число абсолютно здоровых детей к окончанию средней школы в 1998 г. составляло 20–25 %, в 2018 г. – 10-15 %.
Спортивный туризм по сей день является эффективным инструментом для формирования ЗОЖ, так как в ходе его изучения решаются все ключевые составляющие ЗОЖ, такие как режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание
Этим и обусловлена актуальность и социальная значимость выбранной темы исследования: «Формирование здорового образа жизни обучающихся средствами спортивного туризма».
Цель исследования – разработать, обосновать и апробировать программу формирования здорового образа жизни обучающихся средствами спортивного туризма.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс обучающихся.
Предмет исследования – процесс формирования здорового образа жизни подростков и развития физических качеств средствами спортивного туризма.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие здорового образа жизни средствами спортивного туризма у обучающихся будет эффективным, если:
1) изучены теоретические основы проблемы исследования;
2) разработана программа формирования здорового образа жизни средствами спортивного туризма;
3) сформирована диагностика, позволяющая оценить эффективность программы развития физических качеств средствами спортивного туризма.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблем развития здорового образа жизни средствами спортивного туризма.
2. Разработать и апробировать программу развития здорового образа жизни подростков средствами спортивного туризма.
3. Выявить педагогические условия эффективной реализации программы формирования здорового образа жизни средствами спортивного туризма у обучающихся.
Теоретическую основу исследования в области спортивного туризма составили труды: Л.Х. Гаркали, Д.А. Изуткина, Е.Б. Квакиной, В.А. Лищука, С.В. Попова, Е.И. Рогова, А.Д. Степанова, Д.И. Фельдштейна, О.В. Хухлаевой, Б.Н. Чумакова, Н.В. Яковлевой, Т.А. Янбухиткина и др.
Проблемами здоровья и формирования здорового образа жизни, в частности в подростковом возрасте, занимались такие ученые и педагоги-практики, как: В.А. Ананьев, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Т.Н. Захарова,
Н.В. Ивановчик, М.Ф. Клименов, Н.К. Смирнов и др.
В ходе выполнения данной работы были использованы следующие методы исследования:
1) анализ научной литературы по проблеме исследования,
2) моделирование,
3) тестирование,
4) эксперимент,
5) методы математической статистики.
База исследования: МБОУ СОШУИП № 3 г. Лабытнанги, ЯНАО
Этапы исследования. На первом, поисковом, этапе (сентябрь – октябрь 2021 года) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике спорта, определялись цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, а также были разработаны комплексы специальных упражнений.
На втором, опытно-экспериментальном, этапе (ноябрь 2021 – апрель 2022 года) была осуществлена апробация методики на базе исследования. Разработана программа, проведен эксперимент.
На третьем, аналитико-обобщающем (май 2022 года), этапе проанализированы и обобщены результаты эксперимента, сформулированы методы и практические рекомендации, осуществлено оформление выпускной квалификационной работы.
Спортивный туризм в настоящее время рассматривается как средство физического воспитания и спортивной подготовки. Регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников и функциональное состояние многих систем организма. Естественное влияние двигательных качеств на физическое развитие является наиболее важным фактором нормального развития подростков.
С целью увеличения двигательной активности, экологического воспитания, формирования основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, в образовательную программу вводят раздел по туризму.
Целью данной работы является разработка, обоснование и апробация модели формирования здорового образа жизни обучающихся средствами спортивного туризма.
В ходе педагогического эксперимента была разработана программа «Юный турист», направленная на развитие специальных туристических навыков и общей физической подготовки школьников. Программа содержит как практические занятия по спортивной подготовке, так и специальные упражнения, теоретические занятия.
Сравнительный анализ результатов исследования на этапе контрольного эксперимента свидетельствует о более выраженной положительной динамике учеников, занимающихся туризмом: это проявилось в более высоких значениях исследуемых тестов.
Реализация программы показала успешные результаты. Полученные данные педагогического исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что развитие здорового образа жизни средствами спортивного туризма у обучающихся будет эффективным, если внедрить модель формирования здорового образа жизни средствами спортивного туризма и оценить ее эффективность.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута. Мы убедились, что туризм является наиболее комплексным видом воспитания всесторонне развитой личности, представляет собой многофункциональное средство патриотического и экологического воспитания, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков.
С целью увеличения двигательной активности, экологического воспитания, формирования основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, в образовательную программу вводят раздел по туризму.
Целью данной работы является разработка, обоснование и апробация модели формирования здорового образа жизни обучающихся средствами спортивного туризма.
В ходе педагогического эксперимента была разработана программа «Юный турист», направленная на развитие специальных туристических навыков и общей физической подготовки школьников. Программа содержит как практические занятия по спортивной подготовке, так и специальные упражнения, теоретические занятия.
Сравнительный анализ результатов исследования на этапе контрольного эксперимента свидетельствует о более выраженной положительной динамике учеников, занимающихся туризмом: это проявилось в более высоких значениях исследуемых тестов.
Реализация программы показала успешные результаты. Полученные данные педагогического исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что развитие здорового образа жизни средствами спортивного туризма у обучающихся будет эффективным, если внедрить модель формирования здорового образа жизни средствами спортивного туризма и оценить ее эффективность.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута. Мы убедились, что туризм является наиболее комплексным видом воспитания всесторонне развитой личности, представляет собой многофункциональное средство патриотического и экологического воспитания, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков.
Подобные работы
- Формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2020 - Формирование здорового образа жизни в младшем школьном возрасте через подвижные игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - ТУРИЗМ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Адаптивная физическая культура и здоровый образ жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Поволжский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Туризма)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Особенности репрезентации тематики здорового образа жизни в российских медиа (Московский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Методика проведения занятий по спортивному туризму с учениками начальных классов
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Методика проведения занятий по спортивному туризму с учениками
начальных классов
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2022 - РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ ПА РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА БАЗЕ НИ ТГУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023 - Влияние плавания на уровень здоровья и двигательные качества у студентов
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021



