Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние плавания на уровень здоровья и двигательные качества у студентов

Работа №108909

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ПОВЫШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ 10
1.1. Применение здоровьесберегающих технологий в вузе для сохранения и укрепления здоровья студентов 10
1.2 Значение плавания на оздоровление населения и повышения двигательных качеств 25
Выводы по главе 32
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1. Задачи исследования 34
2.2. Методы исследования 34
2.3. Организация исследования 45
Выводы по главе 46
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 48
3.1. Организация дополнительных занятий по плаванию для студентов вуза как одного из компонентов здоровьесберегающих технологий 48
3.2. Исследование уровня здоровья у студентов ЭГ и КГ до и после педагогического эксперимента 54
3.3. Исследование развитие двигательных качеств у студентов ЭГ и КГ до и после педагогического эксперимента 60
Выводы по главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68

Актуальность исследования. По данным литературных источников определи актуальность исследования по выбранной теме. Значение здоровьесбережения у студентов вузов достаточно велико, так как много факторов влияет на ухудшения состояния здоровья данной категории населения. В частности, на состояние здоровья влияет высокий темп жизни, новые социально-экономические условия и др.
Специалисты И.А. Кобыляцкая, А.С. Осыкина, Е.Ю. Шкатова отмечают, что «Студенчество представляет особую группу населения, находящуюся в зоне действия многих факторов риска: постоянно увеличивающийся объем информации, высокое нервно-эмоциональное напряжение в период зачетных занятий и экзаменационных сессий, особенности быта и образа жизни. Особый социальный статус студентов, специфические условия учебного процесса существенно отличают их от всех других категорий населения и делают эту группу уязвимой в плане формирования хронических заболеваний» [27].
Многочисленные исследования специалистов Бобылевой О.В., 2013; Бабиной В.С., 2015; Кобыляцкой И.А., Осыкиной А.С., Шкатовой Е.Ю., 2015; Бородиной М.С., 2017; Илькевич Т.Г., 2019 и других позволили выявить распространённые заболевания среди студентов вуза. К ним относятся заболевания глаз, костно-мышечной системы и соединительной ткани; заболевания органов дыхания и желудочно-кишечного тракта; заболевания нервной системы и органов чувств. Встречается у студентов ряд других заболеваний. Все специалисты подчеркивают, что от первого до четвертого курса у студентов происходит увеличение количества заболеваний [2], [8], [10], [23], [27].
Анализируя рост заболеваемости студенческой молодежи, необходимо подчеркнуть заметное снижение общего уровня их физического здоровья, которое отрицательно сказывается на эффективности учебного процесса, а в дальнейшем и на трудовой деятельности. Бабина В.С. подчеркивает, что «причинами возникновения хронических заболеваний являются: хронический дефицит двигательной активности, психоэмоциональное напряжение, нерегулярное питание, нежелание и неумение вести здоровый образ жизни, нехватка времени для поддержания своего физического здоровья» [2].
Таким образом, большую роль в сохранении здоровья человека в современном обществе играют правильная организация труда и отдыха, умение вести здоровый образ жизни, самостоятельно заниматься физической культурой и спортом [37], [53]. При этом в образовательных учреждениях необходимо уделять значительное внимание здоровьесберегающим технологиям. Гараева Е.А. подчеркивает, что «Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий - такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, воспитание и развитие студентов осуществляется без нанесения ущерба их здоровью» [14].
Н.К. Смирнов отмечает: «Здоровьеформирующие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у студентов культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, а также мотивацию на ведение здорового образа жизни» [39].
Значение имеет повышение мотивации, интересов, а также потребности у студентов к ведению здорового образа жизни для укрепления и сохранения их здоровья, улучшения развития двигательных качеств.
Таким образом, актуальным является привлечение студентов к дополнительным учебно-тренировочным занятиям, проводимыми в вузе. В учебно-методическом пособии за 2015 г. специалисты Переверзева И.В. и другие пишут: «Одним из универсальных средств физического воспитания является плавание. Плавание — это эффективное средство закаливания организма, повышения сопротивляемости к различным простудным заболеваниям. Посредством занятий плаванием тренируются сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Плавание имеет большое прикладное значение, поэтому является необходимым навыком для человека любого возраста» [33].
В связи с выше сказанным, актуальным является изучение влияния учебно-тренировочных занятий плаванием на уровень здоровья и двигательные качества у студентов.
Объект исследования: процесс физического воспитания студентов в высшем учебном заведении.
Предмет исследования: дополнительные учебно-тренировочные занятия по плаванию.
Цель исследования: повышение уровня здоровья и двигательных качеств у студентов 1-2-ых курсов в процессе дополнительных учебно-тренировочных занятий по плаванию.
Гипотеза исследования состоит в том, что привлечение студентов 1-2- ых курсов к дополнительным учебно-тренировочным занятиям по плаванию в рамках организации здоровьесберегающих технологий, будут способствовать улучшению показателей у данной категории студентов уровня здоровья и двигательных качеств.
Чтобы достичь цель поставили следующие задачи исследования:
1. До начала проведения педагогического эксперимента выявить уровень здоровья и развитие двигательных качеств у студентов 1-2-ых курсов.
2. Обосновать эффективность влияния дополнительных учебно-тренировочных занятий плаванием уровень здоровья и развитие двигательных качеств у студентов 1-2-ых курсов.
Теоретико-методологическую основу составили:
• научно-теоретические сведения, характеризующие состояние здоровья студентов таких авторов, как Гаджиева Е.А., 2010; Жданов С.И., 2011; Трухачева Л.А. и др., 2012; Бобылева О.В., 2013; Бабина В.С., 2015; Кобыляцкая И.А. и др., 2015; Барышева Е.С., Нотова С.В., 2016; Бородина М.С., 2017; Rudnick A., 2017; Илькевич Т.Г., 2019 и др. [2], [5], [8], [10], [13], [21], [23], [27], [48], [58];
• теоретические и методические основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий в профессионально-педагогическом образовании студентов взяли у следующих авторов: Кабышева М.И., 2005; Бомин В.А., Сухинина К.В., 2011; Гараева Е.А., 2013; Кувшинов Ю.А., 2013; Белова Л.В., 2015; Бакешин К.П., 2016; Белова Л.В., 2017; Татарова С.Ю., 2017, 2018; Цибульникова, В.Е. и др., 2017; Бриленок Н.Б., 2019; Илькевич, Т.Г., 2019; Лифанов А.Д., Гейко Г.Д., Хайруллин А.Г., 2019; Яковлева И.В., Власюк Н.Н., 2020 и других [3], [7], [9], [12], [14], [22], [23], [24], [30], [31], [41], [42], [50], [53] и др.;
• теоретико-методические основы влияния занятий физической культуры на состояние здоровья и развитие двигательные качеств использовали авторов Кравчук В.И., 2006; Детков Ю.Л., 2008; Жданов С.И., 2011; Абдуллин Р.Р. и др., 2015; Третьякова Н.В., 2016; Германов Г.Н., 2017; Куршев А.В., Зенуков И. А., Гейко Г. Д., и др. 2017; Парыгина О.В., 2019; и других [16], [19], [21], [29], [32], [38], [45], [47] и др.
• теоретико-методические аспекты физкультурно-оздоровительных занятий плаванием таких авторов, как Бакшеев М.Д., 2010; Чертов Н.В., 2011; Герасимов С.Н., 2012; Ермакова М.А. и др., 2014; Гумеров Р.А., 2015; Переверзева И.В. и др., 2015; Гречанов П.Б. и др., 2016; Казызаева А. С. и др., 2016; Махов С. Ю., 2016; Школьникова Л.Е. и др., 2016; Степанова М.В., 2017; Токарь Е.В., 2017; Аикина Л.И., 2018; Карась Т.Ю., 2019; Зуева М.В., 2020; и других [1], [4], [15], [17], [18], [20], [26], [33], [35], [36], [40], [43], [44], [51], [52].
В магистерской диссертации использовали следующие методы исследования:
1. Анализ литературы по теме исследовательской работы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Экспресс-оценка уровня здоровья по В.И. Белову [6].
4. Тестирование двигательных качеств.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математико-статистической обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база. Физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), а также научно-исследовательская лаборатория «СТАРТ» при институте физической культуры и спорта Тольяттинского государственного университета.
Научная новизна предполагает:
- обоснование эффективности влияния дополнительных учебно-тренировочных занятий плаванием на уровень здоровья и развитие двигательных качеств у студентов 1-2-ых курсов.
Теоретическая значимость состоит в описании: 1) состоянии здоровья студентов; 2) основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий в профессионально-педагогическом образовании студентов; 3) влияния занятий физической культуры на состояние здоровья и развитие двигательные качеств у занимающихся; 4) теоретико-методических аспектов физкультурно-оздоровительных занятий плаванием.
Практическая значимость заключается в:
• сохранении и улучшения уровня здоровья у студентов вуза 1-2-ых курсов;
• повышение у экспериментальной группы средних показателей двигательных качеств, которые дополнительно ходили на учебно-тренировочные занятия по плаванию;
• составленных практических рекомендациях по проведению учебно-тренировочных занятий по плаванию со студентами 1-2-ых курсов с целью улучшения уровня здоровья и развития двигательных качеств.
Достоверность и обоснованность результатов исследования. Для определения достоверности различия средних показателей в процессе проведения педагогического исследования были использованы методы математико-статистической обработки данных с использованием t-критерия Стьюдента. Математической обработке подверглись показатели, характеризующие уровень здоровья и двигательные качества. Полученные результаты исследования способствовали обоснованию эффективности влияния дополнительных учебно-тренировочных занятий плаванием на уровень здоровья и двигательные качества.
Личное участие автора:
• проводил теоретический анализ по проблеме исследовательской работы;
• организовывал и проводил исследовательскую работу;
• проводил оценку уровня здоровья и двигательных качеств;
• организовал проведение дополнительных учебно-тренировочных занятий по плаванию;
• проанализировал результаты исследования на основе математической обработки данных, обосновал и описал результаты, полученные в ходе проведения педагогического исследования, сформулировав выводы и практические рекомендации;
• доказал эффективность дополнительных учебно-тренировочных занятий плаванием на уровень здоровья и двигательные качества;
• оформил магистерскую диссертацию
Апробация и внедрение результатов работы проводилась в ходе всей исследовательской работы.
На защиту выносятся:
1. Теоретико-методические аспекты по применению здоровьесберегающих технологий в вузе для укрепления и сохранения здоровья, повышения развития двигательных качеств.
2. Эффективность влияния учебно-тренировочных занятий плаванием на уровень здоровья и развитие двигательных качеств у студентов 1-2-ых курсов. Содержание учебно-тренировочных занятий по плаванию включали как проведение их в бассейне, так и на суше.
Структура магистерской диссертации включает введение, три главы, заключение, список используемой литературы из 58 источников. В магистерской диссертации содержатся 16 рисунков и 4 таблиц. Всего 75 страницы основного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования было выявлено положительное влияние дополнительных учебно-тренировочных занятий по плаванию, которые проводились 3 раза в неделю (2 раза в бассейне, 1 раз на суше в спортивном зале). Проведенные беседы по вопросам здоровья, здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, на наш взгляд позволили в большей степени мотивировать студентов на систематические занятия по плаванию.
На основании поставленных задач исследования в заключении были сформулированы следующие выводы.
1. До начала проведения педагогического эксперимента определили, что исходный средний уровень здоровья и развития двигательных качеств у студентов экспериментальной и контрольной группы практически одинаковые и не имеют достоверных различий. Соответственно, студенты экспериментальной и контрольной группы были подобраны примерно одинаково по уровню здоровья и развития двигательных качеств.
2. В ходе проведения обследования по методике «Экспресс-оценка уровня здоровья» по В.И. Белову [6] у студентов двух групп было установлено, что на более высокий уровень здоровья влияют такие показатели, как ЧСС в покое (уд/мин), АД в покое (мм.рт.ст.), ЖЕЛ на массу тела, время восстановления ЧСС после приседаний, количество простудных и хронических заболеваний.
3. Сравнение двух групп показало, что уровень здоровья у студентов, дополнительно занимающихся плаванием, после педагогического эксперимента составил 4,91 условных балла, что означает высокий уровень здоровья. У студентов КГ, соответственно, выявили средний уровень здоровья и выражается в 3,91 условных баллов. Различия имеют степень достоверности Р<0,05.
4. После проведения педагогического эксперимента выявили прирост средних показателей развития двигательных качеств, как у экспериментальной группы, так и у контрольной группы. При этом, у экспериментальной группы студентов достоверный прирост (P<0,05) мы выявили по всем исследуемым двигательным качествам, а у контрольной группы студентов только по таким тестам, как «Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа», «Челночный бег 3х10м», «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами».
5. В результате сравнения уровня здоровья и развития двигательных качеств экспериментальной группы с контрольной группой выяснили, что средние показатели у первой выше. Это свидетельствует о том, что дополнительные учебно-тренировочные занятия по плаванию способствовали повышению уровня здоровья и развития двигательных качеств у студентов ЭГ.


1. Аикина, Л. И. Оздоровительное плавание: учебно-методическое пособие / Л. И. Аикина. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2018. — 96 с.
2. Бабина, В. С. Проблема здоровья студенческой молодежи / В. С. Бабина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). - С. 572-575
3. Бакешин, К. П. Основы здорового образа жизни студента: учебное пособие / К. П. Бакешин. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 96 с.
4. Бакшеев, М. Д. Специализированные восприятия в спортивном плавании / М. Д. Бакшеев. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2010. - 85 с.
5. Барышева, Е. С. Культура здоровья и профилактика заболеваний: учебное пособие для выполнения практических занятий по дисциплине «Культура здоровья и профилактика заболеваний» / Е. С. Барышева, С. В. Нотова. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. - 215 с.
6. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до 100 лет: справочное издание. - М.: Химия,1993. - 400 с.
7. Белова, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в системе профессионального образования: учебное пособие / Л. В. Белова. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. - 93 с.
8. Бобылева О.В. Состояние здоровья студенческой молодежи как социально-экологическая проблема // Вестник ТГУ, т.18, вып.3, 2013. - С. 852- 854
9. Бомин, В. А. Здоровьесберегающие технологии в сохранении и формировании здоровья студентов: учебно-методическое пособие / В. А. Бомин, К. В. Сухинина. - Иркутск: Иркутский филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, 2011. - 156 с.
10. Бородина М.С. Психолого-педагогические условия формирования культуры здоровья студентов вуза [Текст] / М.С. Бородина // Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации: Материалы Международной научно-практической конференции, 2017. - М.: МПГУ, Ч.2. - М.: МАНПО, 2017. - С.17-19
11. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987. - 126с.
12. Бриленок, Н. Б. Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни у обучающихся: учебное пособие для студентов Института физической культуры и спорта / Н. Б. Бриленок. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2019. - 32 с.
13. Гаджиева, Е. А. Как сделать карьеру, сохранив здоровье / Е. А. Гаджиева. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. - 828 с.
14. Гараева, Е.А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании: учебное пособие / Е. А. Гараева. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013. - 175 с.
15. Герасимов, С. Н. Основы безопасности на учебных занятиях по плаванию в вузе: учебное пособие / С. Н. Герасимов, Е. В. Волкова. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2012. — 36 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ