СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности умственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста 9
1.2. Средства и методы умственного воспитания детей дошкольного
возраста 17
1.3. Природа как средство умственного воспитания дошкольников.... 33
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УМСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
2.1. Диагностика уровня умственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста 43
2.2. Содержание работы по развитию умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой 48
2.3. Анализ эффективности работы по развитию умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления
с природой 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, текущее тысячелетие, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. В настоящее время на первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков, справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания [34].
Всестороннее развитие личности ребенка обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. Умственное воспитание выступает не только как овладение знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности ребенка. Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также благодаря специально организованным воспитательным и обучающим воздействиям и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков. Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.
Первый фундаментальный труд в истории педагогики по дошкольному воспитанию был издан великим педагогом Яном Амосом Коменским под названием «Материнская школа». В данной книге впервые рассматривалось умственное воспитание как важнейшее составляющее формирования личности ребёнка. Центральным местом в умственном развитии автор считал развитие мышления, формирование самостоятельной мыслительной деятельности. Этим автор показывал, что умственное воспитание нужно начинать как можно раньше, чтобы развивать у малыша способности к созерцанию вещей [18].
По мнению И.Г. Песталоцци, главная цель умственного воспитания дошкольников - это развитие природных задатков человека, постоянное их усовершенствование. Песталоцци рассматривал гармоническое развитие сил и способностей человека. Он особо подчёркивал, что все положительные способности человека должны быть развиты как можно больше. Также педагог выдвинул и отстаивал идею саморазвития природных сил. Он писал: «Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить, и рука - хватать, но также и сердце хочет верить и любить, ум хочет мыслить» [31].
Проблемой умственного воспитания занималась и Мария Монтессори. Фундаментом для развития мышления М. Монтессори считала способность ощущать и воспринимать внешний мир, а также различать предметы в зависимости от их качеств. Она писала: «... сознание различий - начало каждого умственного процесса; первый шаг интеллектуальной жизни - «различие». Основой познавательных способностей по отношению к внешнему миру являются «ощущения». Соединение фактов и различия между ними - начало всех интеллектуальных построений [28].
Проблемы умственного развития детей дошкольного возраста рассматривались в трудах таких педагогов и психологов, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, Н.Н. Поддъяков, П.Г. Саморукова, А.П. Усова и др. Они считали, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы тех представлений и понятий, которые в дальнейшем определяют успешное умственное развитие ребенка. Именно в этом возрасте формируются способности анализировать, обобщать и делать умозаключения. Психологами установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок, по сравнению с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудно устранимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на всё последующее развитие ребёнка.
Ребёнок умственно развивается тогда, когда ему предоставляется возможность открывать, создавать, размышлять, спорить.
Именно в дошкольном возрасте у детей формируется чрезвычайная наблюдательность, острота восприятия, яркость воображения, умственная активность.
Природа окружает детей с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что природа - это источник, благодаря которому «ум поднимается от чувственных восприятий к чётким понятиям, а познание различных явлений идёт в единстве с овладением искусства речи». Особую роль природы в развитии логического мышления подчёркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребёнка. Именно непосредственное наблюдение окружающего мира природы составит первоначальные логические упражнения мысли. Чтобы совершенствовать мысль и слово, дошкольнику необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что всё «... что есть в речи логического... происходит из наблюдений человека над природой, а сама логика - не что иное, как отражение в уме предметов и явлений природы» [19].
Познание природы имеет многообразное значение для умственного воспитания ребенка. Природа способствует обогащению представлений о мире, расширяет кругозор, раскрывает связи и закономерности в природе, развивает умственные способности: сообразительность, критичность и самостоятельность мышления, целенаправленное внимание, анализирующее восприятие, образную память, наблюдательность.
Ребенок учится сопоставлять факты, анализировать их, делать несложные умозаключения и выводы, то есть учится активно, творчески и самостоятельно мыслить. Дошкольники овладевают разнообразными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием и др. Развитие мыслительных операций помогает систематизировать и интерпретировать информацию, поступающую из окружающего мира.
В непосредственном соприкосновении с природой развивается наблюдательность и любознательность. Изучение объектов и явлений живой и неживой природы способствует развитию памяти: свойства сохранять в сознании воспринимаемую информацию и воспроизводить ее. Наблюдения в природе развивают образную память и логическую память.
Своей необыкновенностью, новизной, разнообразием живая и неживая природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывая его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств, мыслей в речи.
Научный поиск эффективных средств развития умственной деятельности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Ознакомление с объектами живой и неживой природы может стать действенным средством для того, чтобы обеспечить всестороннее умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Все это делает тему нашего исследования достаточно актуальной.
Объект исследования: умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: объекты живой и неживой природы как средство умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности использования объектов живой и неживой природы как средства умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования и определить сущность понятия «умственное воспитание» и его основные составляющие.
2. Рассмотреть содержание и задачи умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть формы и приёмы организации деятельности дошкольников в процессе работы с объектами живой и неживой природы.
4. Подобрать методики и провести диагностику уровня умственного развития детей старшего дошкольного возраста.
5. Проверить эффективность использования объектов живой и неживой природы как средства умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что ознакомление с объектами живой и неживой природы положительно влияет на процесс умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (июнь - июль 2021 года) был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
II этап (август 2021 года) предполагал выявление уровня умственного развития у у детей старшего дошкольного возраста;
III этап (август 2021 - декабрь 2021 года) включал формирующий эксперимент, цель которого заключалась использования материалов природоведческого характера для умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
IV этап (декабрь 2021 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности проведение комплекса мероприятий природоведческого характера, с детьми старшего дошкольного возраста.
Выбор методов исследования определяется характером решаемых
задач:
- теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: целенаправленные наблюдение за процессом развития детей, педагогический эксперимент и анализ экспериментальных данных.
Теоретическими основами исследования являются научные труды, посвященные проблемам развития детей старшего дошкольного возраста: (Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Л.Ф. Обухова, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Л.Ф. Фомина, М.М. Кольцова, Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская и др.); вопросам организации работы по ознакомлению дошкольников с природой (Л.Н. Маневцова, П.Г. Саморукова, Н.Ф. Виноградова, С.Н. Николаева).
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса мероприятий с детьми, направленных на развитие их умственных способностей в процессе ознакомления с природой, которые могут быть использованы в практике воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей.
База исследования: МБДОУ детский сад №19 г. Кузнецка Пензенской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 41 наименования.
Целью данного исследования было изучить возможности использования объектов живой и неживой природы как средства умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В качестве объекта мы избрали умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста, в качестве предмета - ознакомление с объектами живой и неживой природы как средство умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В первой главе нашей работы мы изучили теоретические основы умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и дидактические игры в вечернее время - все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы. При этом важно осуществлять взаимосвязь повседневной работы и обязательных занятий. Она может быть различной: наблюдения за животными во время прогулки, чтение книги, которая заинтересовала детей, дает толчок для углубленного анализа на занятиях, и наоборот, та или иная тема, начатая на занятии, расширяется и конкретизируется в дальнейшей повседневной работе. Особенно важно закрепить полученные детьми знания в их практической деятельности, например уходе за животными уголка природы.
Ознакомление детей с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Для того, чтобы дошкольник правильно воспринимал явления природы, необходимо направлять процесс по её восприятию. Без приближения детей к природе и без широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада невозможно решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
В процессе ознакомления детей с природой важная роль принадлежит наблюдениям, дидактическим играм, упражнениям, элементарным опытам, в ходе проведения которых происходит накапливание детьми знаний о неживой природе, о растениях и животных.
Занятия природоведческого содержания, экскурсии, беседы, дидактические игры, экспериментирование - неотъемлемый элемент развития умственных процессов, сенсорной культуры, чувственного познания, направленный на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий.
Усвоение дошкольниками знаний, полученных в ходе ознакомления с природой, должно быть связано с развитием познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности и любознательности, для чего детей необходимо приучать искать объяснение наблюдаемым явлениям и подводить детей к осознанию связей и отношений между ними.
Вторая глава нашего исследования посвящена опытно - экспериментальной работе по умственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой, которая была проведена на базе МБДОУ ДС №19 города Кузнецка Пензенской области.
Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в выявлении уровеня умственного развития старших дошкольников.
Для определения исходного уровня развития мышления использовали следующие методики:
1. Методика «Последовательные картинки» (Р.Р. Калинина).
2. Методика «Лишний предмет» (Л.Н. Белопольская).
3. Методика «Узнай, кто это» (Р.С. Немов).
4. Методика «Вопрошайка» (М.Б. Шумакова).
5. Методика «Пуговицы» (Е.Д. Беспанская).
6. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р.С. Немов).
7. Методика «Столкновение интересов» (Н.И. Гуткина).
Результаты исследования показали, что распределение детей по уровням и в экспериментальной, и в контрольной группах примерно одинаковое. Приблизительно две трети воспитанников в обеих группах имеют средний и низкий уровни умственного развития, треть всех детей были отнесены к высокому уровню.
Формирующий эксперимент проходил в течение 4,5 месяцев (с 14 августа по 27 декабря 2021 года). В эксперименте учувствовали 15 детей экспериментальной группы.
Цель формирующего этапа являлось спланировать и провести комплекс мероприятий, направленный на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природой.
На основе анализа полученных результатов нами был составлен перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста, позволяющий систематизировать работу и решать поставленные задачи.
Наиболее эффективными формами по умственному развитию у детей стали наблюдения, ООД, дидактические игры, экскурсии, опыты и др.
В процессе работы было важно вызвать у детей интерес к природе, к природным явлениям; содействовать пробуждению радости от общения с животным и растительным миром, воспитанию сочувствия, бережного отношения к животным, растениям и среде их обитания, развивать представления о взаимосвязи живой и неживой природы.
Данная работа проводилась с детьми экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе работа велась в обычном порядке, по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). Формирующий этап эксперимента был завершен контрольной диагностикой, целью которой было изучение эффективности использования подобранного материала природоведческого содержания в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста
В ходе исследовательской работы было выявлено, что эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от его содержания и средств. Нормирование разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей.
В результате проведенной работы изменилась позиция детей во взаимодействии с природой, которая характеризуется доброжелательностью и эмоциональной отзывчивостью, интересом к явлениям природы и готовностью осуществлять деятельность на гуманной основе.
Таким образом, сравнительные результаты двух этапов диагностики, показали, что экспериментально подтвердилась гипотеза о том, что формы познания старших дошкольников окружающего мира будут развиваться эффективнее и обобщаться в определённые категорийные и сенсорные эталоны, если обеспечить систему использования дидактических игр, элементарных опытов и собственной трудовой деятельности природоведческого содержания на специально организованных занятиях и в повседневной жизни.
Проведенное исследование обнаружило имеющийся резерв в развитии детей старшего дошкольного возраста, позволяющий педагогу поднять на более высокий уровень умственное развития ребенка в процессе ознакомления с природой.
Таким образом, поставленная в начале исследования цель была достигнута, задачи реализованы, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
1. Айдашева, Г. А. Дошкольная педагогика. / Г. А. Айдашева, Н. О. Пичугина. - Москва: Феникс, 2004. - 326 с.
2. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития - Казань: «Центр инновационных технологий», 2010. - 608 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Москва, 1968. - 213 с.
4. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва: МПСИ, 2014. - 710 с.
5. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика. / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова. - Москва: Академия, 1997. - 216 с.
6. Венгер, Л. А. Диагностика умственного развития дошкольников. - Москва: 1978. - 67 с.
7. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. - Москва: Просвещение, 1986. - 346 с.
8. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.
9. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, - Москва: 1978. - 54 с.
10. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. - Москва: Педагогика, 1983. - Т. III. - 366 с.
11. Годовиков, Д. Б. Формирование познавательной активности. // Дошкольное воспитание. - 1986. - №1 - С. 57-62.
12. Голицына, Н. С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Подготовительная к школе группа. - Москва: Скрипторий, 2007. - 53 с.
13. Гризик, Т. Методологические основы познавательного развития детей. // Дошкольное воспитание. - 1998. - №10. - С. 22-28.
14. Дорохова, Т. М. Организация экспериментальной деятельности с дошкольниками. // Всероссийский электронный журнал «Педагог ДОУ». https://www.pdou.ru/.
15. Дубинин, Н. П., Булаева, К. Б. Образование и проблема биологического и социального в человеке. // Советская педагогика. - 2011. - №4. - С. 93-99....41