ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Методы обучения биологии 5
1.1 Характеристика методов обучения 5
1.2. Сравнительные возможности методов обучения 10
ГЛАВА 2. Роль практических работ в учебном процессе 14
2.1 Организация и виды лабораторно-практических занятий в школе 14
2.2 Дидактические аспекты применения практических работ и требования к
ним 40
2.3 Особенности проведения лабораторных работ в курсе «Ботаника» 6
класса СОШ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
В учебно-воспитательном процессе школы различают дидактический, психологический и предметный аспекты. Дидактический аспект из всего этого является одним из важных, так как знания и умения начинают закладываться непосредственно в процессе обучения. Уровень дидактической компетенции учащихся в основном зависит от организации процесса дидактической подготовки.
Дидактический аспект - это совокупность или система взаимосвязанных форм, средств и приёмов обучения с заранее определённой конечной целью - индивидуальной готовностью к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, индивидуализация становится средством дидактической подготовки школьников, а содержательный аспект подготовки слагается из профессионально значимых знаний и умений [3].
Процесс дидактической подготовки учащихся будет эффективным в том случае, если он целенаправлен и управляем, необходимо чтобы сам процесс дидактической подготовки носил творческий характер, строился на основе индивидуализации.
Учитель в ходе обучения должен обращать большое внимание на приобретение теоретических знаний профессионально-предметной области и доводить их до хорошо сформированных умений. Учащиеся должны четко представлять специфику и взаимосвязь задач, как дидактики, так и методики обучения предмету.
При изучении дисциплин учащимся необходимо наблюдать реальный учебно-воспитательный процесс и непосредственно принимать активное участие. Полученные теоретические знания в школе в данном случае опираются на живые наблюдения учеников в ходе лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий.
Чтобы лучше управлять процессом обучения, учитель должен получать информацию о том, как усваивается учебный материал школьником(внешняя обратная связь). Средством управления в нашем случае являются учебнодидактические задания и практические работы, выполняемые учащимися индивидуально или в группах [1].
Таким образом, обучение учащихся биологии включает обязательное выполнение практических работ. Широкое использование практических работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавателя, способствует развитию познавательной активности у обучаемых, их логического мышления и творческой самостоятельности. Кроме того, проведение лабораторных работ при изучении курса биологии способствует формированию у учащихся общеучебных и специальных умений.
Цель работы: изучение практических методов обучения в курсе биологии средней общеобразовательной школы.
В связи поставленной целью в работе решались следующие задачи:
• основываясь на данных литературы дать характеристику методам обучения и провести их сравнительный анализ;
• рассмотреть виды лабораторно-практических занятий и особенности их организации;
• изучить особенности проведения лабораторных работ в курсе «Ботаника» 6 класса средней общеобразовательной школы.
Практические работы - это важный компонент изучения раздела «Ботаника» в курсе биологии. Практика позволяет лучше закрепить теорию и совершенствовать практические навыки работы. Этот метод способствует формированию ряда общенаучных умений. Ученик начинает анализировать, сравнивать, сопоставлять и оценивать. Также этот метод формирует способность высказывать собственное мнение (и обосновывать его), делать умозаключения, сворачивать информацию, представлять результаты работы в различных формах (выводах, тезисах, логических схемах, таблицах и др.)
Проведение практической работы должно быть правильно организовано и отвечать определенным требованиям, содержать определенную структуру: вводная часть, собственно работа, итоговая беседа.
Для того, чтобы эффективно организовать практическую работу для начала необходимо восстановить в памяти учащихся запас навыков, умений и знаний, которые имеют непосредственную связь с содержанием предстоящей лабораторной работы; постановка задач лабораторной работы; проведение преподавателем инструктажа, разъяснение заданий, которые им необходимо будет выполнить; приучение каждого ученика к активной самостоятельной работе, а также привитие аккуратности и дисциплины, соблюдения правил безопасности; доведение учениками самостоятельной работы до завершения.
Преподаватель может использовать богатые возможности опыта при обучении, воспитании и развитии учеников за счет того, что большое количество экспериментов предусмотрены учебной программой дисциплины.
1. Алпатов, В.Г. Лабораторные занятия по изучению водорослей и грибов/ В.Г.Алпатов// Биология в школе. - 1990. - № 5. - С. 59-64.
2. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К.Бабанский// М.:Педагогика, 1982. -192с.
3. Боровицкий, П.И.Методика преподавания биологии/П.И. Боровицкий, П.Ф.Винниченко, Д. Л.Крамаров//М.: Высшая школа,1962. -336с.
4. Васильева, Е.М. Эксперимент по физиологии растений в средней школе / Е.М.Васильева, Т.В.Горбунова. // М.: Просвещение, 1978 -135с.
5. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М.Верзилин, В.М. Корсунская // М.:Просвещение,1972 -288с.
6. Ильинская, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И.А. Ильинская // М.: Знание, 1985 - 80 с.
7. Комиссаров, Б.Д. Методические проблемы школьного биологического образование / Б.Д. Комиссаров // М.: Просвещение,1991 -160с.
8. Колесова, М.С. Организация и проведение лабораторных работ по биологии / М.С.Колесова, С.В.Корякина // Шадринский государственный педагогический институт, 1983 - 80 с.
9. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К. Колеченко // СПб.: Каро, 2004 - 367с.
10. Крейг, Г. Психология развития / Г. Крейг // СПб.: Издательство «Питер», 2000 - 292 с., с илл.
11. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я.Лернер. // М.: Знание, 1976 -64с.
12. Маркова, А.К. Психология обучения подростка / А.К. Маркова // М.: Знание, 1975 - 62 с.
13. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности/ А.М.Матюшкин // Вопросы психологии. - 1982. -
№4. - С. 5-17.
14. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3 кн.: Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов // М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995 - 496 с.
15. Никишов, А.И. Внеклассная работа по биологии / А.И.Никишов, З.А. Мокеева // М.: Просвещение, 1980 -75с....20