Введение 3
1. Понятие и основные условия производства по делам об административных
правонарушениях в области дорожного движения 7
1.1. Понятие и виды административных правонарушений в области дорожного
движения 7
1.2. Система органов, осуществляющих производство по делам об
административных правонарушениях в области дорожного движения 17
1.3. Основные условия производства по делам об административных
правонарушениях в области дорожного движения и обстоятельства, входящие в предмет доказывания 22
2. Особенности организации производства по делам об административных
правонарушениях в области дорожного движения 36
2.1. Особенности возбуждения дела об административных правонарушениях в
области дорожного движения 36
2.2. Виды доказательств по делам об административных правонарушениях в
области дорожного движения 43
2.3. Меры обеспечения, применяемые в ходе производства по делам об
административных правонарушениях в области дорожного движения 60
Заключение 70
Список литературы 75
Актуальность исследования. В современных условиях, на фоне постоянного увеличения среди населения использования всевозможных транспортных средств, дорожно-транспортная аварийность становится все более и более значимой, острой для общества проблематикой. Все это дополняется низкой дисциплиной участников дорожного движения, однозначно недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, несоответствием существующей дорожнотранспортной инфраструктуры потребностям населениям. Как следствие, в сфере обеспечения безопасности дорожного движения постоянно можно обнаружить наличие важных проблем, связанных не только с несовершенством законодательства, но и практическими проблемами его реализации.
В 2017 году на дорогах в Российской Федерации пострадало более 200 тысяч человек. По данным Министерства внутренних дел России с января 2017 г. в стране произошло более 160 тыс. тяжких дорожно-транспортных происшествий.
По сравнению с 2016 г. число жертв ДТП снизилось практически на 10%, но все равно существующая ситуация однозначно заставляет желать лучшего.
По вине пьяных водителей в 2017 г. погибло 3 800 человек, практически 23 тыс. человек пострадали в таких авариях.
На дорогах погибло 857 несовершеннолетних, более 25 тыс. детей получили разной степени тяжести ранения. По сравнению с 2016 г. эти данные сохранились примерно на одинаковом уровне1.
Соотношение причин аварий в основном количестве случае связано с нарушением Правил дорожного движения. Если сравнивать приведенные показатели с развитыми странами мира, то в России статистика намного более отрицательна. Проблема в первую очередь состоит в том, что следствием ДТП и нарушений ПДД становится смерть и в довольно крупных масштабах. Нарушения приводят к существенному снижению численности населения страны.
Действующая система общественного и государственного воздействия непосредственно на сознание участников дорожного движения сегодня не соответствует критериям качественной эффективности. До тех пор, пока правовое сознание граждан по вопросу соблюдения правил и норм дорожного движения не сформировалось окончательно, важно, чтобы эффективно действовала система профилактики административных правонарушений в области дорожного движения, а также производства по делам данной категории осуществлялось в рамках соблюдения принципов административного судопроизводства, прав и свобод граждан, но в то же время, чтобы производство позволяло справедливо осуществлять правосудие и привлекать к ответственности виновных лиц. Все сказанное в общей совокупности и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Главной целью исследования является полный и всесторонний анализ производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели исследования в процессе работы над ним необходимо решить ряд следующих задач:
• дать определение административных правонарушений в области дорожного движения и рассмотреть их виды;
• охарактеризовать систему органов, которые осуществляют производство по делам об административных правонарушениях анализируемой категории;
• обозначить основные условия производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых в сфере безопасности дорожного движения;
• изучить порядок возбуждения дела рассматриваемой категории;
• проанализировать предмет доказывания, виды доказательства по делам об административных правонарушениях непосредственно в области дорожного движения;
• охарактеризовать меры обеспечения, применяемые в ходе производства по делам изучаемой категории;
• получить теоретические и практические выводы.
...
На основе проведенного исследования можно сделать ряд определенных конкретных выводов относительно особенностей обеспечения безопасности дорожного движения, административных правонарушениях в данной сфере, а также особенностях производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, важности этого направления в современных условиях.
Административным правонарушением в области дорожного движения является посягающее на безопасность дорожного движения, здоровье, законные права граждан, которые принимают участие в дорожном движении, на установленный порядок использования транспортных средств, порядок управления по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, снижению тяжести их последствий, противоправное и виновное действие или бездействие, за которое законодательством об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность. Видами этих административных правонарушений являются составы, сгруппированные в Главе 12 КоАП РФ.
Возбуждение дела об административном правонарушении в области дорожного движения является начальной стадией производства. На данном этапе создаются все необходимые предпосылки для выполнения задачи производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ. Именно на этой стадии во многом решается вопрос о выполнении критерия полного, всестороннего, объективного разрешения административно-правовых споров, связанных не только лишь с применением мер административной ответственности, но и применяемых к ним в дополнение мер административно-процессуального обеспечения.
В случае возбуждения дела должностное лицо государственного органа в первую очередь реагирует на противоправное деяние для последующего осуществления широкого комплекса процессуальных действий для законного разрешения дела, исполнения вынесенного постановления, совершает при этом в определенной последовательности и в установленные сроки различные юридически значимые действия по возбуждению дела на основании процессуальных и материальных норм админстративно-деликтного права.
Исчерпывающий перечень существующих поводов к возбуждению дела об административном правонарушении определен частью 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
Основываясь на положениях ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ можно сказать, что дело об административном правонарушении в области дорожного движения признается возбужденным должностным лицом ГИБДД непосредственно с момента: составления протокола осмотра места совершения правонарушения; составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ; составления протокола или же вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Производству по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения характерна большая множественность субъектов. Участников таких процессуальных отношений подразделяют по ряду оснований.
Целесообразно придерживаться условного разделения в целом всех участников на три основные группы: властные субъекты, среди которых выделяют должностных лиц, которые непосредственно уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях и применять при этом меры обеспечения производства, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела и судьи; еще одной группой являются участники, которые имеют самостоятельный процессуальный интерес - лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, законный представитель физического лица, потерпевший, законный представитель юридического лица, представитель, защитник; лица, которые способствуют объективному рассмотрению дела - эксперты, понятые, переводчики, свидетели.
...
1. Российская Федерация. Конституция (1993) // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. О безопасности дорожного движения: федер. закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // СЗ РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 2181.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // СЗ РФ. - 1996. - № 13. - Ст. 293.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. - 2001. - № 10. - Ст. 1763.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. - 2001. - № 28. - Ст. 1022.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // СЗ РФ. - 2002. - № 16. - Ст. 4820.
7. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // СЗ РФ. - 2010. - № 17. - Ст. 2449.
8. О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: федер. закон от 23.07.2010 N 169-ФЗ // СЗ РФ. - 2010. - № 7. - Ст. 570.
9. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // СЗ РФ. - 2011. - № 2. - Ст. 2485.
10. О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. - 2015. - № 12. - Ст. 1502.
11. О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 23.12.2017) // СЗ РФ. - 1993. - № 19. - Ст. 2549.
12. Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя): Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 (ред. от 21.03.2017) // СЗ РФ. - 2012. - №4. - Ст. 3693.
13. О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения: Приказ Минздрава России от 14.07.2003 N 308 (ред. от 18.12.2015) // СЗ РФ. - 2003. - № 17. - Ст. 742.
14. О полномочиях должностных лиц Министерства внутренних дел России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.07.2005 N 6824): Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02.06.2005 N 444 (ред. от 07.07.2010) // СЗ РФ. -
2005. - №11. - С. 2913.
15. Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения: Приказ МВД РФ от 04.08.2008 N 676 // СЗ РФ. - 2008. - № 8. - Ст. 2475.
... всего 46 источников