ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЧАЛЬНОЙ
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ РЕГБИСТОВ 5
1.1 Содержание соревновательной деятельности квалифицированных
регбистов 5
1.2 Уровень базовой кондиционной подготовленности 12
1.3 Современная техника игры 17
1.4 Современная тактика игры 37
Глава 2. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 44
2.1 Задачи исследования 44
2.2 Методы исследования 44
Глава 3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВАМ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ ИГРЫ ЮНЫХ РЕГБИСТОВ 46
3.1 Методика формирования навыков современной техники игры 46
3.2 Методика формирования навыков современной тактики игры 50
ВЫВОДЫ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Актуальность. Регби относится к контактным видам спортивных игр с высокой значимостью уровня развития атлетической подготовленности . Техника игры специфична и многообразна. Воспроизведение основных игровых приемов в соревновательной деятельности происходит в условиях жесткого противодействия соперников . Для успешного ведения спортивной борьбы регбисты должны в совершенстве владеть широким арсеналом техники игры и умениями молниеносно реализовывать свой двигательный потенциал в конкретных игровых ситуациях в соответствии с избранной тактикой игры .
Процесс освоения и совершенствования техники и тактики игры в многолетней тренировке регбистов должен быть непрерывным. Его результативность обеспечивается методически грамотным построением учебнотренировочного процесса на всех этапах многолетней подготовки спортсменов. Вместе с тем известно, что фундамент технико-тактической подготовленности регбистов формируется в детско-юношеском возрасте. Для этого тренерам необходимо владеть современной методологией формирования рациональных игровых навыков на ранних этапах становления спортивного мастерства .
В связи с крайне незначительным в нашей стране количеством научных и учебно-методических разработок по проблемам подготовки регбистов считаем целесообразным рассматривать любое исследование на примере данного вида спорта актуальным.
Объект исследования - технико-тактическая подготовка регбистов детско-юношеского возраста.
Предмет исследования - процесс обучения юных регбистов основам техники и тактики игры.
Цель исследования - систематизация и конкретизация эффективных средств и методов формирования рациональных навыков игровой деятельности регбистов на этапах общей и специальной базовой подготовки.
Практическая значимость. Использование результатов исследования позволят специалистам регби повысить эффективность педагогического процесса при организации технико-тактической подготовки спортсменов- регбистов на ранних этапах становления спортивного мастерства. Представленные материалы будут полезны также студентам учреждений высшего образования, обучающимся по направлению «Физкультурное образование» и занимающимся в группах педагогического физкультурноспортивного совершенствования по спортивным играм.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованных источников. Текст иллюстрирован 11 рисунками. Общий объем работы - 62 страницы.
1. Основными факторами, определяющими направленность и результативность технико-тактической подготовки регбистов в детско- юношеском возрасте являются; количественно-качественные параметры игровой соревновательной деятельности квалифицированных регбистов; должный уровень базовой кондиционной подготовленности юных спортсменов; грамотное теоретико-методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса, базирующееся на знании современных тенденций развития индивидуальной и коллективной техники и тактики игры и закономерностей формирования специфических двигательных навыков регбистов.
2. Оптимизация тренировочного процесса юных регбистов требует глубокого анализа игровой деятельности квалифицированных спортсменов. Игровой процесс в регби состоит из большого количества индивидуальных и технико-тактических действий. Специфической особенностью регби является наличие групповых построений (назначаемая «схватка», «коридор», «рак», «мол») т.е. технических действий совершаемых группой игроков в непосредственном контакте, взаимодействии со своими игроками и противодействуя игроками соперника.
Структуру соревновательной деятельности регбистов составляют четыре группы технико-тактических действий. Для высококвалифицированных регбистов их удельный вес распределяется в следующем соотношении:
• игра руками - 34,6 % (16,9% - при атаках защитников; 10,3% - при атаках нападающих; 4,5% - при атаках защитников с подключением нападающих; 2,9 при игре на задней линии);
• полустандартные положения - 33,2% («рак» - 29,5%; мол - 3,7%);
• стандартные положения - 14,9% (коридор - 5,5%; схватка - 5,2%; начальный удар - 3,1%; 22-метровый удар - 1,1%);
• игра ногой - 17,3% (тактические удары - 8,2; удар от ворот - 3,2%; короткие удары 1,8; удар свечей - 0,9%; «дроб-гол» - 0,3%).
3. Техника регби представляет собой совокупность большой группы индивидуальных и групповых приемов и способов обращения с мячом и передвижений. Формирование навыков современной техники игры - сложный и длительный процесс, требующий прочного освоения всего многообразия рациональной техники; обеспечения сочетанного воспроизведения разнообразных технических приемов в различной последовательности; эффективного и надежного использования игровых приемов в сложных условиях соревновательной деятельности.
Методика обучения «школе» техники игры подразумевает систематизацию изучаемого материала и определение рациональной последовательности обучения, использование адекватных дидактических средств, включающих игровые, соревновательные и специальные упражнения, в рамках реализации практических, словесных, наглядных методов обучения. Особая роль отводится специальным упражнениям (индивидуальным, групповым и игровым), позволяющим избирательно решать задачи обучения и совершенствования в отдельных элементах техники, в выполнении их вариантов, различных связок и т.д.
Конкретный выбор средств и методов технической подготовки, их соотношение, последовательность, преимущественное использование определяется целевыми установками многолетней тренировки, задачами этапов подготовки, возрастными особенностями и уровнем подготовленности регбистов, условиями обучения, сложностью структуры изучаемых технических приемов и других факторов.
Следует использовать естественную взаимосвязь и структурную общность различных технических приемов и способов.
4. Современная игра регби предъявляет повышенные требования к быстроте выполнения технических приемов, к динамичности усилий при высоком темпе исполнения. Эти важные задачи (совершенствование двигательной структуры, развитие силы и быстродействия) необходимо решать параллельно, поскольку одновременный акцент на разных сторонах двигательного навыка дает большой эффект, чем акцент на каждой из этих сторон в отдельности.
К совершенствованию приемов техники необходимо подходить дифференцированно и индивидуально с учетом планируемых игровых амплуа.
5. Процесс обучения «школе» тактики игры должен быть ориентирован на формирование у юных регбистов умения решать стандартные тактические задачи, освоение различных вариантов решения этих задач с учетом индивидуальных особенностей игроков, в том числе в связи со спецификой игрового амплуа и на основе анализа действий команды противника. Методически обучение должно проходить с постепенным усложнением условий выполнения технико-тактических действий (без активного сопротивления, при взаимодействии различного количества партнеров, при увеличении количества противников, в различных тактических сочетаниях, с повышением требований к скорости и точности выполнения и т.д.), приближаясь к соревновательным условиям.
...
1. Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. 288 с.
2. Безруких М. М. Хрестоматия по возрастной физиологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр “Академия”, 2002. 288 с.
3. Варакин В. А. Предсоревновательная подготовка квалифицированных регбистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1983. 23 с.
4. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. 331 с.
5. Дубровский В. И. Спортивная физиология: учебник для средн. и высш. учеб. заведений физ. культуры. М.: Владос, 2005. 462 с.
6. Иванов В. А. Интегральная подготовка в структуре тренировочного процесса квалифицированных регбистов: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2004. 24 с.
7. Иванов В. А. Содержание технико-тактических приемов в соревновательной деятельности регбистов // Теория и практика физической культуры. 2006. №4. С. 32-34.
8. Колев Н. Особенности структуры и содержания силовой подготовки высококвалифицированных регбистов в годичном цикле тренировочного процесса: дис. .канд. пед. наук. М., 1996. 24 с.
9. Коробов М. Ю. Оценка физической подготовленности высококвалифицированных регбисток в начале и конце переходного периода годичного цикла подготовки // Тез. докл. конф. студентов и молодых ученых Южного Федерального округа. Краснодар, 2012. С. 56-62.
10. Кучин В. А. Особенности методики физической подготовки юных регбистов на этапе углубленно спортивной тренировки: дис. .канд. пед. наук. М., 1981. 24 с.
11. Лях В. И. Понятия "координационные способности" и "ловкость" // Теория и практика физической культуры. 1993. № 8. С. 44-47.
12. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник. М.: Физкультура и спорт: СпортАкадемПресс, 2008. 544 с.
13. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. М.: ООО Издательство «АСТ», 2003. 863 с.
14. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации. М.: Советский спорт, 2005. 820 с.
15. Портнов Ю. М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх. М., 1996. 200 с.
... всего 37 источников