Введение 5
1 Организация и осуществление валютного контроля резидентов РФ по
зарубежным счетам 7
1.1 Основные положения валютного законодательства РФ 7
1.2 Содержание и эффективность валютного контроля резидентов РФ по
зарубежным счетам 16
1.3 Планируемые нововведения в валютное законодательство РФ 24
2 Налоговый контроль как часть валютного регулирования движения средств
резидентов РФ по зарубежным счетам 32
2.1 Обязанности резидентов РФ перед налоговыми органами по зарубежным
счетам 32
2.2 Анализ осуществления налоговыми органами полномочий органа
валютного контроля 39
2.3 Информационное обеспечение системы валютного контроля 48
2.4 Основные направления совершенствования системы валютного и
налогового контроля резидентов РФ по зарубежным счетам 54
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложения 66
Государственный контроль в сфере валютных отношений определяется как выражение валютной политики государства, от эффективности которой зависит уровень развития экономики страны. В первую очередь это касается устойчивости национальной валюты, стабильности банковской системы, состояния финансового рынка, инвестиционного климата, способности государства интегрироваться в международное экономическое сообщество.
В настоящее время валютный контроль является одной из важнейших составных частей экономической политики, являясь формой государственного воздействия на отток капитала за границу. Он представляет собой защитный барьер, который охраняет экономику от серьёзных неблагоприятных последствий критического притока или оттока капитала.
Актуальность темы исследования объясняется тем, что на сегодняшний день проблемам валютного контроля в РФ уделяется довольно большое значение по причине слаборазвитых валютных отношений, а также соответствующей нормативной базы, контролирующей экономические отношения, как внутри страны, так и на международном уровне.
На данном этапе развития Россия заинтересована в обеспечении, развитии и совершенствовании международных экономических инструментов относительно российского рынка, что обусловлено внутренними потребностями и стратегической заинтересованностью в становлении отечественного рынка в условиях глобализации на международном уровне.
Посредством валютного контроля государство воздействует на участников внешнеэкономической деятельности с целью создания благоприятной экономической среды и защиты общественных интересов.
Цель данной работы заключается в изучении сущности и проблем функционирования системы валютного контроля резидентов РФ по зарубежным счетам, в том числе роль налоговых органов в осуществлении данного контроля, и подготовке предложений по его совершенствованию.
Для осуществления цели целесообразно выполнить следующие задачи:
• изучить основные положения валютного законодательства РФ в части валютных операций резидентов РФ по зарубежным счетам;
• выявить сущность, содержание и основные проблемы функционирования системы валютного контроля, как самостоятельного вида государственного контроля;
• рассмотреть планируемые нововведения в систему валютного контроля резидентов РФ по зарубежным счетам в соответствии с законопроектом Министерства РФ;
• выделить основные обязанности резидентов РФ перед ФНС России по зарубежным счетам;
• провести анализ особенностей и эффективности валютного контроля, осуществляемого налоговыми органами, в частности ИФНС России по Железнодорожному району города Пензы;
• исследовать информационную базу валютного контроля;
• предложить возможные пути совершенствования системы валютного контроля резидентов РФ по зарубежным счетам.
Объектом исследования является система валютного контроля резидентов РФ по зарубежным счетам.
Предметом исследования являются отношения резидентов РФ с налоговыми органами, как органами валютного контроля.
Методологической базой исследования послужили такие методы научного познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, обобщение, диалектика, системность и комплексность, исторический, статистический и методы опроса (беседа, интервьюирование).
Информационной базой работы послужили нормативно-правовые акты РФ в области валютного контроля, учебно-методическая и научная литература, материалы периодических изданий, статистические данные государственных органов РФ, ресурсы сети Интернет.
Валютный контроль является частью государственного контроля, осуществление которого происходит в целях обеспечения соблюдения закона при проведении валютных операций. Нормативно-правовой базой, определяющей правила валютного контроля, является Закон №173-ФЗ «О валютном регулировании валютном контроле», а также это предупреждения и штрафы за несоблюдение валютного законодательства, согласно ст. 15.25 КоАП РФ. Данная нормативно-правовая база обусловлена особенностью экономического развития страны, защитой отечественной валюты РФ, а также систематизацией значительного количества валютных ограничений.
Реализовывают валютный контроль в России Правительство РФ, органы и агенты валютного контроля, главными участниками из которых являются Банк России, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба и уполномоченные банки.
В валютном регулировании и валютном контроле основной задачей является ограничение масштаба оттока капитала из государства, при одновременной поддержке предложения валюты внутри страны.
В связи с этим, на современном этапе развития, идет доработка валютного законодательства РФ. В сентябре 2016 года Минфином РФ предоставлен на рассмотрение законопроект, планируемый ввести в действие с 2018 года, о внесении изменений в Закон №173-ФЗ, который уравняет всех и сделает валютными резидентами РФ, упростит гражданам РФ открытие зарубежного счета и подачу отчетов о движении денежных средств по нему.
Валютный контроль направлен на достижения и поддержания экономического постоянства в обществе, установления порядка проведения валютных операций, в том числе с денежными средствами на зарубежных счетах, в котором налоговые органы играют ключевую роль, осуществляя полномочия органа валютного контроля и предпринимая необходимые меры для пресечения нарушений валютного законодательства.
Резиденты РФ имеют обязательство перед налоговыми органами уведомлять их по месту своего учета об открытии, закрытии или изменении реквизитов зарубежных счетов, подавать ежегодно отчеты о движении денежных средств по ним, а также платить необходимые налоги со средств на данных счетах.
Так, в ИФНС России по Железнодорожному району города Пензы валютный контроль закреплен за отдельными сотрудниками. Практика по валютному контролю юридических лиц как таковая не ведется, представлена лишь одна организация с зарубежным счетом. Физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей, открыто 23 счета за рубежом. Эти данные говорят о том, что резиденты РФ не желают или не знаю об обязанности сообщать о своем зарубежном счете. Все данные предоставляемые юридическими и физическими лицами заносятся инспекцией в систему электронной обработки данных, для дальнейшего использования этих данных другими ведомствами.
Информационное обеспечение валютного контроля внутри страны развито достаточно слабо. Однако, Россия присоединилась к соглашению об обмене финансовой информацией с другими странами, что заложило начало процесса автоматического обмена. Начиная с сентября 2018 года, РФ должна будет получать сведения о зарубежных счетах резидентов РФ от иностранных налоговых органов.
Таким образом, государство должно определить, какие действия ему необходимо предпринять в валютной сфере, какие изменения внести в соответствующие нормативные акты в систему валютного контроля. Необходимо осуществлять беспрерывное нормативное регулирование валютных отношений с учетом интересов финансовой деятельности государства в целом, чтобы обеспечить стабильное и бесперебойное функционирование налоговой сферы деятельности. Без стабильного курса национальной валюты, успешного валютного планирования невозможно добиться привлекательного инвестиционного климата. Зарубежный опыт позволяет представить, насколько эффективен государственный финансовый контроль при реализации валютного контроля в рамках специализированных организаций.
Подводя итог, из всего вышесказанного следует, что государство на данном этапе не следит пристально за тем, чтобы резиденты РФ были заинтересованы в чистоте внешнеэкономических сделок, добровольному декларированию своих зарубежных счетов и препятствию оттока капитала за рубеж. Для того, чтобы ситуация изменилась в лучшую для России сторону, необходимо ввести более всеохватывающий валютный контроль, однако, на сегодняшний день, властями договоренности не достигнуты настолько, чтобы внешнеэкономическую базу сделать настолько прозрачной, чтобы ее администрирование налоговыми органами приносило пользу.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации : федер. закон. - Ч. 2 № 117- ФЗ [принят 05.08.2000 в ред. от 30.11.2016] [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru / (дата обращения: 17.05.2017)
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон. - № 195-ФЗ [принят 30.12.2001 в ред. от 03.04.2017] [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru / (дата обращения: 17.05.2017)
3. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном
регулировании и валютном контроле» (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru / (дата обращения: 17.05.2017)
4. Федеральный закон от 07.05.2013 N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (ред. от 28.11.2015) [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru / (дата обращения: 17.05.2017)
5. Федеральный закон от 03.07.2016 N 285-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru / (дата обращения: 17.05.2017)
6. Указ Президента РФ от 02.02.2016 N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru / (дата обращения: 17.05.2017)
7. Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 «Об утверждении правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (ред. от 25.07.2015) [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru / (дата обращения: 17.05.2017)
8. Постановление Правительства РФ от 17.02.2007 N 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля» (ред. от 13.04.2016) [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru / (дата обращения: 17.05.2017)
9. Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 «О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru / (дата обращения: 17.05.2017)
10. Приказ Минфина РФ от 04.10.2011 N 123н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами» [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru / (дата обращения: 17.05.2017)
11. Приказ ФНС РФ от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@ «Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru / (дата обращения: 17.05.2017)
12. Приказ ФНС России от 30.09.2016 N ММВ-7-17/527@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией» [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru / (дата обращения: 17.05.2017)
13. Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (ред. от 30.11.2015) [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru / (дата обращения: 17.05.2017)
14. Валютное право: учебник / коллектив авторов: под ред. П.Н. Бирюкова, В.Е. Понаморенко. М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. 286 с.
15. Стельмах Е.В. Валютный контроль как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности: монография. Ульяновск: Зебра, 2017. 83 с.
... всего 37 источников