Введение 2
Глава 1. Возможности использования учебников по русскому языку в
школе 5
1.1. Учебник как ведущее средство обучения. История появления
учебников по русскому языку 5
1.2. Раздел «Развития речи» в школьной практике 11
1.3. Анализ УМК по русскому языку под редакцией Т.А.
Ладыженская 21
Глава 2. Система работы по УМК по русскому языку под редакцией Т.А.
Ладыженская 26
2.1. Анализ системы упражнений УМК под редакцией Т.А. Ладыженской
для 5 класса 26
2.2. Практическое применение учебника русского языка под редакцией
Т.А. Ладыженская для формирования речевых умений 45
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение 62
Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности школьника является повышение общей и коммуникативной культуры. Разработанные единые государственные стандарты обращают особое внимание на развитие коммуникативной компетенции, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию .
Проблема развития речи учащихся на уроках русского языка является сегодня актуальной. Задачи школы сделать учебный процесс значимым для учащихся. Современному ученику мало знать грамматики, он должен свободно выражать свои мысли, владеть высокой культурой речи, а высокий уровень культуры невозможен без высокого уровня культуры речи.
Развитие коммуникативной компетенции - важное звено в социальной адаптации ребенка, а речевые умения - важнейший компонент коммуникативной компетенции. Совершенствуя свои речевые умения, ребенок сможет преодолеть свой страх перед публичным выступлением, а в дальнейшем легче пройдет процесс социализации.
Поэтому при обучении русскому языку одним из важнейших видов деятельности является работа над умением конструировать собственный текст.Этот процесс проходит успешнее, если созданы условия, при которых учащиеся успешно овладевают умениями текстообразования.
В своей работе мы хотели выяснить возможности развития речевых уменийв учебнике по русскому языку для 5 класса под редакциейЛадыженской Т.А.
Цель настоящей работы: показать, какие возможности по развитию речевых умений учащихся представляет учебник под ред. Т.А. Ладыженской для 5 класса.
Объект исследования: учебник под ред. Т.А. Ладыженской
Предмет: речевые умения.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать теоретический материал по проблеме исследования.
3. Проанализировать комплекс упражнений с точки зрения возможностей учебника под редакцией Т.А. Ладыженской.
4. Разработать конспекты уроков,опираясь только на учебник под редакцией Т.А. Ладыженской.
Методы исследования: анализ, синтез, описательный метод,
наблюдение.
Практическая значимость применение в преподавании методики русского языка.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, приложений.
Во введении определены цель, задачи, предмет, объект, методы,в первой главе дан анализ УМК по русскому языку под редакцией Т.А Ладыженской, во 2 главе - анализ упражнений, направленных на развитие речи учащихся, и анализ уроков.
В своей работе мы опирались на труды лингвистов Ладыженской Таис Алексеевны, Литневской Елены Ивановны, Львова Михаила
Ростиславовича, Ушинского Константина Дмитриевича, использовала словари Мещерякова Бориса Гурьевича, Львова Михаила Ростиславовича.
Развитие речи - одна из главных задач уроков русского языка согласно УМК под редакцией Т.А. Ладыженской. А речь - это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать, поэтому необходимо учить детей речевому мышлению, речевому творчеству.
Учебник под редакцией Т.А, Ладыженской реализует требования ФГОС основного общего образования и включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных организациях.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
Целью данного исследования было показать, какие возможности по развитию речевых умений учащихся представляет учебник 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской.
Определили, по каким направлениям формировался раздел «Развитие речи»: 1)обогащение словарного запаса и грамматического строя детской речи;
2) освоение учащимися культуры речи норм современного русского литературного языка;
3) формирование навыков связного изложения мысли в устной и письменной речи.
Речевые умения: языковые, речевые (коммуникат./некоммуникат.),
орфографические.
В процессе изучения русского (родного) языка под редакцией Т.А. Ладыженской совершенствуются и развиваются следующие речевые умения:
1. Умение обдумывать тему и главную мысль;
2. Умение обдумывать и составлять план композиции (простой и сложный);
3. Умение обдумывать содержание, микротемы;
4. Умение составить текст;
5. Умениеработать над языковыми средствами, отобрать языковой материал.
6. Умениеопределять стиль текста.
Таким образом, мы выяснили, что доминирующей идеей курса является интенсивное речевое развитие. Для формирования речевых умений используются такие упражнения, как:
• упражнения, связанные с описанием картинок(воснове этих упражнений лежит воспринимаемый зрительно и имеющий определенное содержание материал, который подлежит словесному описанию или толкованию. Предъявляя учащимся визуальный материал, учитель тем самым как бы сообщает или подсказывает им содержание их будущих высказываний, однако делает это неязыковыми средствами).
• Составление текстов на основе опорных схем, таблиц. Метод моделирования используется при изучении нового материала и при повторении. Эти упражнения, нацеленные на использование слов, которые представляют информацию в свёрнутом виде.
• Создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных)
• Изложение.
• Сочинение.
Отсутствуют упражнения, которые направлены на развитие умения работать над языковыми средствами, жанром и стилем текста.
Не всегда цели можно достичь,опираясь только на учебник Т.А. Ладыженской.Учебник предоставляет много разнообразных упражнений по развитию речи, но они требуют привлечения дополнительного материала. Мало упражнений, направленных на развитие умения определять стиль и жанр текста
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно - деятельностный подход: учебное пособие / Е.С. Антонова. - М.: КНОРУС, 2007. - 464 с.
3. Архипова Е.В. Основы методики развития учащихся: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Вербум - М, 2004. - 192 с.
4. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ.высш.учеб.заведений/М.Т.Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 368 с.
5. Баранов М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка / / Русский язык в школе, 1979. - № 4, с. 21.
6. Большая энциклопедия: В 62 томах. Т.53. - М.: ТЕРРА, 2006. - 592 с. Кол-во стр. во всех томах одинаково.
7. Бунеева Е.В. Развитие интеллектуально речевых умений учащихся как составляющей их функциональной грамотности// Начальная школа. - 2012. - №8. - С.1-5.
8. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М.: Просвещение, 1992. - 512 с.
9. Богуславская Н.Е. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей/ Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю Купалова и др. Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1980. - 240 с.
10. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. - 1997. - №1. - С. 33-34.
11. Вендина Т. И. Введение в языкознание/ Т. И. Ведина.- М.: Высшая школа, 2001. - 288 с.
12. Зиновьева Т.И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т.И. Зиновьевой. - М. : Издательство Юрайт, 2016. 468 с. - Серия : Бакалавр. Академический курс.
13. Камчатнов А. М. Введение в языкознание: учебн. пособие. - 10-е изд./ А. М. Камчатнов Н. А. Николина. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 232 с.
14. Косовский Б.П., Общее языкознание. - Минск: Высш. шк., 1976. - 432 с.
15. Кочергина В. А. Введение в языкознание/ В. А. Кочергина. - М.: МГУ, 1970. - 526 с.
... всего 31 источников