Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Работа №159429

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Эмоциональное развитие дошкольника как психолого-педагогическая проблема
1.1. Характеристика детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Изучение развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3. Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста 17
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Исследование эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
2.1. Первичная диагностика эмоционального развития детей старшего
дошкольного возраста 24
2.2. Программа развития детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ
ЦРР Детский сад № 150 34
2.3. Повторная диагностика эмоционального развития детей старшего
дошкольного возраста 38
Выводы по второй главе 45
Заключение 46
Список используемых источников 48
Приложения 53

Актуальность исследования: Главной частью развития дошкольников является развитие человечности, эмпатии, отзывчивости. Ребенок, понимающий чувства других, положительно реагирующий на переживания окружающих, ищущий помощи тем, кто в беде, не враждебен и не агрессивен. Ребята дошкольного возраста самостоятельно не могут выразить свои эмоции, поэтому им необходим помощник, поскольку способность автономно управлять своими поведением, эмоциями, формируется в течение всего детства. Эмоции постепенны и подвержены влиянию различных условий социальной жизни и воспитания, что приводит к более богатому содержанию и эффективным формам выражения.
Благоприятное эмоциональное развитие гарантирует удачное развитие абсолютно всех сфер жизни малыша. Официально известно, что эмоциональное развитие в дошкольных возрастах является главной сферой психической зрелости. Под его воздействием формируется высшая психологическая функция поведения и личности.
Проблема развития чувств в научных исследовательских работах можно увидеть в работах Л.С. Выготского, также А.Б. Запорожца, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелевой, Л.А. Абромян и так далее. Выявлена единая закономерность становления впечатлений, зависящая от содержания, структуры и содержания работы. Для сотворения модели становления чувственного разума, по воззрению Я.З.Неверовича, А.В.Запорожца, было предписано, собственно что чувство предвосхищения - это фундаментальность чувственного разума дошкольника, которая перетерпела большое количество закономерных изменений в этап дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и исследование развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста для использования диагностических данных в консультативной и коррекционной практике работы педагога-психолога.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие эмоциональной сферы детей 5-7 лет.
Гипотеза исследования: процесс развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет эффективен, если расширить представления детей об эмоциях и обогатить эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями, разработать и реализовать комплекс игр для детей 5-7 лет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть методы и приемы определения развития эмоциональных сфер у детей старшего дошкольного возраста.
2. Описать методики исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
3. Разработать программу развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Выполнить диагностическую работу и описать её результаты.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован следующий комплекс методов исследования: анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение; тестирование; методы количественной и качественной оценки полученных результатов (t-критерий Стьюдента).
Методики исследования:
1) Методика «Восприятие детьми графического изображения эмоций» (Г.В. Фадина).
2) Методика «Сюжетные картинки» (И.Б. Дерманова).
3) Методика «Дорисовывание: мир вещей - мир людей - мир эмоций».
4) Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
Эмпирическая база исследования: МАДОУ ЦРР Детский сад № 150 г. Пенза. В эксперименте приняли участие 50 дошкольников (26 детей экспериментальная группа, 24 ребенка контрольная группа) в возрасте 5-7 лет.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что материалы исследования могут использоваться педагогами и психологами в их практической деятельности.
Структура работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с поставленными целями, работа рассматривает состояние испытываемой проблемы педагогами и психологами, анализирует особенности эмоционального развития.
К критериям развития эмоциональных сфер старшего дошкольника относятся:
- понимание психологических состояний других людей;
- эмоциональное присоединение, распознание различного облика эмоций;
- управление чувственным состоянием.
В согласовании с аспектами были подобраны надлежащие способы. Методики упростили и модифицировали, поскольку рано требовать от детей проявления всей спектральной эмоции. Они пригодятся детям в дальнейшем психическом развитии.
На базе детский сад № 150 г. Пенза «Алый парус» было проведено диагностическое исследование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 5-7 лет.
В результате полученных результатов можно сказать, что необходимо провести коррекционную работу. Для того, чтобы развивать эмоциональную сферу старшего дошкольника, была разработана игра и тренинг, направленная на развитие эмоций, понимание эмоционального состояния, саморегулирование эмоций.
Воспитателю следует создать положительное эмоциональное настроение в группе и атмосферу эмоций безопасности, побудить детей к совместному эмоциональному переживанию грусти, радости, удивления в играх и на прогулках, развивать навыки детей обращения к мимо, жестам, интонациям взрослых.
В результате проведенного исследования и анализа литературы можно сделать следующее вывод: проблемы нарушения эмоционального развития у старших дошкольников остаются актуальными.
Психологическое развитие детей в дошкольном возрасте является целенаправленным педагогическим процессом, связанным с развитием личности ребенка, процессом его творческого самореализации, социализации, овладением культурными ценностями. Окружающая среда играет важную роль в формировании эмоциональной сферы.
Рассчитанное эмпирическое значение критерия Стьюдента позволяет подтвердить гипотезу о том, что полученные различия являются достоверными при р < 0,01.
В контрольной группе результаты диагностики остались практически неизменными и полученное эмпирическое значение критерия Стьюдента позволяет сделать вывод об отсутствии различий, так как эмпирическое значение не достигло порогового значения при р < 0,05.
Итак, мы выдвинули предположение, что процесс эмоционального развития у детей в старшем дошкольном возрасте будет эффективным при расширении представлений детей о эмоциях, а также обогащение эмоционального развития ребенка положительной эмоцией, разработать и реализовать комплекс игр для детей 5-7 лет.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2016. - 811 с.
2. Акулова, Е.Ф. Влияние психологических особенностей на формирование социальных качеств в дошкольном возрасте [Текст] / Е.Ф. Акулова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 3. - С. 5-17.
3. Анисимова, В.П. Эмоциональная отзывчивость как предмет педагога [Текст] / В.П. Анисимова // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 8. Ч. 3. - С. 496-499.
4. Безрукова, В.С. Социальная ориентация старшего дошкольника: условия и результат формирования [Текст] / В.С. Безрукова // Интеграция образования. - 2018. - Т. 58 - № 2. - С. 61-66.
5. Белова, Е.С. Особенности общения и эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом / Е.С. Белова, Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. - 2019. - № 6. - С. 14 - 23.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович : Под редакцией Д.И. Фельдштейна. - СПб.: Речь, 2017. - 352 с.
7. Бреслав, Г.М. Психология эмоций: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. «Психология», «Клиническая психология» / Г.М. Бреслав. - 3-е изд., стер.; Гриф МО. - М.: Академия, 2014. - 542 с.
8. Васильева, Н.Л. Эмоциональное здоровье ребенка в детском саду [Текст] / Н.Л. Васильева // Детский сад: теория и практика - 2014. - № 5. - С. 36-44
9. Верхотурова, Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте [Текст] / Н.Ю. Верхотурова // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 8. - С. 264-273.
10. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 - Психология). В 2 ч. Ч. 1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б. С. Волкова. - Гриф УМО. - М.: Владос, 2016. - 366 с.
11. Волков, Б.С. Детская психология [Текст]: от рождения до школы / Б. С. Волков, Н.В. Волкова. - 4-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2018. - 240 с.
12. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2016. - 1136 с.
13. Гольцова, Т.В. Сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Гольцова // Детский сад: теория и практика -2017. - № 5 - С. 52-60.
14. Грабенко, Т.М. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры [Текст] / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Детство - Пресс,2014. - 64 с.
15. Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы / Н. Григорьева // Дошкольное воспитание. - 2016. - N 2. - С. 67-71.
16. Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности [Текст]: монография / И.В. Груздова. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 203 с.
17. Детская практическая психология: Учебник [Текст] / под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2016. - 255 с.
18. Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н. Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание. - 2017. - N 12. - С. 12¬17.
19. Довгая, Н. Проблема осознания и вербализации эмоций в дошкольном возрасте [Текст] / Н. Довгая, О. Македонская // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 3. - С. 15-20.
20. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи / Н.С. Ежкова // Дошкольная педагогика. - 2018. - N 3. - С. 54-56.
21. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1.: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. [Текст] / Н.С. Ежкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2019. - 127 с.
22. Закрепина, А.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Закрепина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 11.
- С. 72-80.
23. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя.
- М.: Логос, 2018. - 384 с.
24. Иванников, В.А. Основы психологии [Текст]: курс лекций: учеб. для вузов / В.А. Иванников. - Гриф УМО. - СПб.: Питер, 2017. - 327 с.
25. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. - СПб.: Питер, 2016. - 464 с.
26. Изотова, Е.И., Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с.
27. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства: учеб. пособие по направлению 050100 «Пед. образование» / Е.П. Ильин. - 2-е изд.; гриф УМО. - СПб.: Питер, 2016. - 782 с.
28. Каракулова, Е.В. Теоретический анализ основных подходов в работе по формированию эмоционально-волевой сферы у дошкольников [Текст] / Е.В. Каракулова // Специальное образование. - 2017. - № 3. - С. 21¬28.
29. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. - М.: Просвещение, 2017. - 96 с.
30. Качанова И.А. Детская игра в педагогическом процессе ДОУ // Управление ДОУ. - 2016. - № 6. - с . 13-20
31. Коррекционная педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / И.А. Зайцева [и др.] ; под ред. В. С. Кукушина. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д : Март, 2014. - 351 с.
32. Кошелева, А.Д. Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ / А.Д. Кошелева, В.И. Кулаковская, О.Г. Лопатина // Ребенок в детском саду - 2015. - N 3. - С. 2-7.
33. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. - М.: Academia, 2017. - 168 с.
34. Кравченко, А.И. Общая психология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2016. - 430 с.
35. Кудряшова, Н.А. Формирование эмоционального отношения к социальным нормам / Н. А. Кудряшова // Ребенок в детском саду. - 2014. - №3. - С. 21-26.
36. Кузнецова, Г. Создание эмоционально развивающей среды как условие социального развития детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении / Г. Кузнецова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 2. - С. 107-112.
37. Листик, Е.М. Влияние стиля воспитания на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Е. М. Листик // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2014. - № 6. - С. 53-58.
38. Максимихина, Е.В. Роль эмоциональной сферы в формировании психологического здоровья старших дошкольников Детский сад: теория и практика [Текст] / Е. В. Максимихина, И. А. Сергеева // Детский сад: теория и практика. -2016. - № 5 - С. 60-66.
39. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студентов вузов, обуч. по непсихол. специальностям / Р. С. Немов. - Гриф МО. - М.: Юрайт : Высш. образование, 2018. - 639 с.
40. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник/Ф. Обухова. - Гриф МО. - М.: Юрайт, 2010. - 460 с.
41. Пономарев, П.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / П. А. Пономарев. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - 445 с. Психология: для бакалавров [Текст] : учеб. пособие по напр. 050100 «Пед. образование» / А. Д. Кошелева [и др.] ; под ред. О. А. Шаграевой, А. М. Сергеева. - М.: Академия, 2016. - 360 с.
42. Психология эмоций [Текст] : хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. психологии / авт.-сост. В. Вилюнас . - Гриф УМО. - СПб.: ПИТЕР, 2014. - 496 с.
43. Савенков, А.И. Педагогическая психология [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений. В 2 т. Т. 1 / А. И. Савенков. - Гриф УМО. - М. : Академия, 2012. - 415 с.
44. Самылова, О.А. Эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ О.А. Самылова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2016. - № 2. - С. 55-59.
45. Трифонова Е.В. К вопросу об определении игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. // Современный детский сад. - 2011. - №2 с. 2-7
46. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста [Текст]: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2011. - 335 с.
47. Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3¬9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки - 4-е изд. [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2013. - 176 с.
48. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Широкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2015. - 304 с.
49. Экман, П. Психология эмоций = Emotions Revealed [Текст] / П.Экман. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 240 с.
50. Эльконин Д.Б., Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ