Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №159426

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы61
Год сдачи2022
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИСГРАФИИ
1.1. Трудности обучению письму на начальном этапе 5
1.2. Специфические ошибки письма 7
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация, цель и задачи экспериментального изучения. 10
Система диагностических заданий
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения 13
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК
3.1. Основные направления логопедической коррекции 19
3.2. Коррекционная работа по преодолению оптической дисграфии
3.3. Конспекты логопедических занятий по преодолению оптической дисграфии
3.4. Контрольный эксперимент 47
Заключение 50
Список литературы 52

Проблема нарушений письменной речи у детей - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Полноценное овладение письмом и чтением в начальной школе способствует профилактике школьных трудностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Трудности овладения письмом, иначе говоря, различные виды дисграфий - явление нередкое в начальной школе. Они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи. Число детей с нарушениями письменной речи не уменьшается на современном этапе, несмотря на ту работу, которая, несомненно, проводится в дошкольном возрасте по коррекции недостатков устной речи и профилактике нарушений письма и чтения.
Письмо является сложным психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы. А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.И. Садовникова, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др. указывают на то, что, его расстройство носит системный характер, то есть письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс.
Цель данной работы: коррекция специфические ошибки письма младших школьников с нарушениями речи.
В задачи исследования входило:
1. Изучение психолого-педагогической литературы.
2. Проведение констатирующего эксперимента с целью определения уровня сформированности у детей письменной речи и выявления имеющихся у них нарушений, преимущественно, ошибок оптического характера.
3. Проведение обучающего эксперимента, направленного на коррекцию дисграфических ошибок у младших школьников с нарушениями речи .
Объектом исследования являются специфические ошибки письма, проявляющиеся в ошибках и смешениях по оптическому признаку у младших школьников начальных классов.
Предметом исследования являются игры, задания и упражнения, направленные на преодоление оптических ошибок письма у младших школьников.
В своей работе мы использовали следующие методы:
• изучение теоретической литературы по проблеме дипломной работы;
• констатирующий, обучающий, контрольный эксперимент,
• изучение продуктов учебной деятельности (письменные работы) детей.
Гипотезой нашей работы является положение о том, что учет структуры нарушения при коррекции дисграфии позволит повысить эффективность логопедической коррекции. В частности, при коррекции дисграфических ошибок оптического характера работа над зрительным восприятием и памятью позволит учащимся лучше усвоить графических облик буквы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Затруднения в обучении письму и чтению младших школьников обусловлены несформированностью высших психических функций: зрительного и буквенного гнозиса, трудностью удержания в памяти информации разной модальности; нарушениями оптико-пространственных и пространственно-временных отношений. Сложность речевого и когнитивного дефекта учащихся начальных классов приводит к стойким специфическим ошибкам письма, в частности, к оптической дисграфии.
При обследовании учащихся начальных классов мы выявили несформированность пространственной латерализации, недостаточную сформированность оптико-пространственного и буквенного гнозиса, зрительных и временных представлений. Учащиеся испытывают значительные затруднения при определении расположения предметов относительно себя, при выполнении пробы Хэда, в определении правых и левых частей тела сидящего напротив человека; они испытывают трудности при узнавании букв среди зашумленных, недописанных, наложенных, зеркально изображенных и т.д. Выявленные нарушения приводят к стойким ошибкам оптического характера, для преодоления которых требуется комплекс специальных мер. Проведенный диктант выявил и подтвердил у обследуемых нами учащихся наличие специфических ошибок оптического характера. Необходимость проведения нейропсихологических проб обусловлена тем. Что данные пробы позволят определить нарушенные операции при оперировании оптическими процессами.
Нами была проведена коррекционная работа, направленная на формирование пространственных ориентировок, зрительного гнозиса, анализа, синтеза, мнезиса и других высших психических функций. Нами были подобраны игры, задания, упражнения, наглядный материал, который мы успешно внедрила в коррекционно-логопедическую работу.
Проводимая логопедическая коррекция позволила получить значительную динамику в восстановлении нарушенной функции, что, несомненно, подтверждает выдвинутую гипотезу и свидетельствует о достижении поставленной перед выполнением выпускной квалификационной работы цели.



1. Агопян, Э.С. О некоторых видах логопедической работы при коррекции смешанной дисграфии у младших школьников / Э.С. Агопян. // Практическая психология и логопедия. - 2005. - № 1. - С. 49-51.
2. Александрова, Е.С. Альбом для профилактики дисграфии. Визуальные ряды [Электронный ресурс] / Е.С. Александрова. - М.: Литера, 2017. - 252 с. - Режим доступа:https://vk.com/wall-78270620 7318,свободный (дата обращения: 23.12.2021).
3. Антонова, Е.Е. Вариативность специфических ошибок письма у младших школьников / Е.Е. Антонова, А.С. Калмыкова, Д.И. Самуйлова. // Школьный логопед. - 2021. - № 2. - С. 19-26.
4. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутин. // Письмо и чтение: трудности обучения. - М.: МПСИ, 2001. - С. 7-20.
5. Безруких, М.М. Леворукий ребенок в школе и дома / М.М. Безруких. - М.: Вентана Граф, 2005. - 230 с.
6. Волковская, Т.Н. К проблеме совершенствования
диагностических методов выявления причин нарушений письма и чтения у учащихся начальных классов / Т.Н. Волковская. // Школьный логопед. - 2021. - №2. - С. 4-9.
7. Волоскова, Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов / Н.Н. Волоскова. - М.: Просвещение, 1996. - 167 с.
8. Воронина, Т. П. Дисграфия, или, почему ребенок плохо пишет? / Т.П. Воронина, Т.В. Попова. - М.: Феникс, 2015. - 928 c.
9. Гатанова, Н.В. Тесты для подготовки ребенка к школе /
Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. - СПб.: «Издательский дом «Нева», 2001. - 123 с.
10. Глозман, Ж.И. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе / Ж.И. Глозман, А.Е. Соболева. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 162 с.
11. Городилова, В. И. Чтение и письмо: обучение, развитие и исправление недостатков [Электронный ресурс] / В.И. Городилова,
М.З. Кудрявцева. - СПб.: Дельта; М.: Аквариум, 1995. - 383 с. - Режим доступа:https://knigogid.ru/books/1912712-chtenie-i-pismo-obuchenie-razvitie-i-ispravlenie/toread,свободный (дата обращения: 23.12.2021).
12. Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму, формирование графических навыков / Е.В. Гурьянов. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.
13. Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи / О.В. Елецкая. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
14. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2006. - 289 с.
15. Зегебарт, Г.М. Коррекция дисграфии / Г.М. Зегебарт. - М.: Генезис, 2010. - 120 c.
16. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2003. - 150 с.
17. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
18. Кобзарева, Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР: Практическое пособие для логопедов / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. - Воронеж: Учитель, 2003. - 216 с.
19. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие [электронный ресурс] / А.Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с. - Режим доступа:https://pedlib.ru/Books/1/0306/index.shtml,свободный (дата обращения: 24.12.2021).
20. Крутецкая, В.А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии [Электронный ресурс] / В.А. Крутецкая. - М.: ИД Литера, 2017. - 919 c. - Режим доступа:https://avidreaders.ru/read-book/90-effektivnyh-
uprazhneniy-dlya-ispravleniya-disgrafii.html,свободный (дата обращения:
24.12.2021) .
21. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и письма, их коррекция у младших школьников / Р.И. Лалаева. - СПб.: Союз, 1999. - 352 с.
22. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших
школьников. Диагностика и коррекция [Электронный ресурс] / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. - СПб.: Союз, 2004. - 224 с. - Режим доступа:
https://nashol.me/20210619133421/narushenie-chteniya-i-pisma-u-mladshih-shkolnikov-diagnostika-i-korrekciya-lalaeva-r-i-benediktova-l-v-2004.html,свободный (дата обращения: 25.12.2021).
23. Леонова, С.В. Содержание и приемы работы при оптической дисграфии: пособие для логопеда / С.В. Леонова. - М.: Владос, 2005. - 125 с.
24. Лурия, А.Р. Психологическое содержание процесса письма [Электронный ресурс] / А.Р. Лурия. - М.: Владос, 2003. - 208 с. - Режим доступа:https://psymania.info/raznoe/302.php,свободный (дата обращения:
23.12.2021) .
25. Ляудис, В.Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников / В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ. - М.: Междунар. пед. акад., 1994. - 148 с
26. Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов /
Е.В. Мазанова. - М.: Гном, 2014. - 128 c.
27. Мазанова, Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. Гриф МО РФ [Электронный ресурс] /
Е.В. Мазанова. - М.: ГНОМ и Д, 2017. - 115 c. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2017/11/03/mazanova-korrektsiya-agrammaticheskoy-disgrafii-konspekty,свободный (дата обращения: 23.12.2021) .
28. Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - М.: ГНОМ и Д, 2017. - 444 c.
29. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2005. - 240 с.
30. Овсянникова, С.А. Особенности формирования устной речи, навыков языкового анализа и синтеза у детей с разным типом течения дисграфии / С.А. Овсянникова, Т.Ю. Обнизова. // Логопедия. - 2007. - № 3. - С. 11-19.
31. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика,
коррекция / Л.Г. Парамонова. - СПб.: изд. центр ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 128 с.
32. Поваляева, М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи / М.А. Поваляева. - Ростов н/Дону: Феникс, 2006. - 158 с.
33. Рамзаева, Т.Г. Русский язык. Учебник для 1-3 классов / Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2004. - 256 с.
34. Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия: технология
преодоления. Пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей / И. Н. Садовникова. - М.: Парадигма, 2012. - 359 с.
35. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их
преодоление у младших школьников [Электронный ресурс] / И.Н. Садовникова. - М.: Владос, 1997. - 255 с. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0317/index.shtml,свободный (дата обращения:
24.12.2021) .
36. Суслова, О.В. Дисграфия: учусь различать звуки: 1-4 классы
[Электронный ресурс] / О.В. Суслова, М.В. Мальм. - Ростов н/Д: Феникс, 2017 - 62 с. - Режим доступа:
https://fileskachat.com/view/54627 99cf90ae9722298cdb341a249f65c8c4.html,свободный (дата обращения: 23.12.2021).
37. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. / Т. А. Ткаченко. - СПб.: Детство-Пресс, 1998. - 32 с.
38. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи / Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Уч. изд. л., 2009. - 43 с.
39. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Электронный ресурс] /
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 1993. - 103с. - Режим доступа:https://pedlib.rU/Books/1/0146/index.shtml7from page=1, свободный (дата обращения: 24.12.2021).
40. Хватцев, М.Е. Логопедия: книга / М.Е. Хватцев. - М.: Владос, 2009. - 272 с.
41. Чистякова, О.В. Исправляем дисграфию. 500 упражнений для
учащихся 1-4 классов [Электронный ресурс] / О.В. Чистякова. - М.: Литера, 2017. - 975 с. - Режим доступа:https://avidreaders.ru/read-book/ispravlyaem-disgrafiyu-500-uprazhneniy-dlya-uchaschihsya.html, свободный (дата обращения: 25.12.2021).
42. Шишкина, Н.С. Особенности проявлений дисграфии у младших школьников-билингвов / Н.С. Шишкина, К.И. Султанбаева. // Развитие образования. - 2019. - № 4. - С. 50-53.
43. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи у младших
школьников [Электронный ресурс] / Д.Б. Эльконин. - М.: ИНТРО, 1998. - 112с. - Режим доступа:http://psychlib.ru/mgppu/Eru-001/Eru-001.htm#,
свободный (дата обращения: 24.12.2021).
44. Яворская, О.Н. Игротека для дошкольников 5-7 лет. Профилактика дисграфии [Электронный ресурс] / О.Н. Яворская. - СПб.: Каро, 2017. - 232 с. - Режим доступа:https://avidreaders.ru/read-book/igroteka-dlya-doshkolnikov-5-7-let.html,свободный (дата обращения: 24.12.2021).
45. Яковлева, Н.Н. Развитие фонематических компонентов речи у обучающихся с дисграфией / Н.Н. Яковлева. // Специальное образование. - 2021. - №2 - С. 115-124.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ