ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики в норме 6
2.1. Особенности артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников с
речевой патологией 15
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
2.1. Организация эксперимента 24
2.2. Анализ результатов исследования 33
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Организация формирующего эксперимента 38
3.2. Развитие артикуляционной и мелкой моторики на логопедических занятиях 40
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Опираясь на действующий ФГОС, возможности дошкольников с речевой патологией в овладении образовательной программой определяются видом и глубиной речевого расстройства, характером и степенью выраженности его влияния на другие высшие психические функции, эмоционально-волевую, личностную сферу, степенью зрелости речевой функциональной системы и высших форм поведения ребенка к моменту действия патологического фактора, повреждающего механизм речеобразования [1].
Речь - это важнейшая функция психики, которая свойственна только человеку. Речь и слово (ее смысловая единица) - это база, на основе которой формируются и развиваются основные познавательные процессы. Очень большое значение речи для личностного развития многократно подчеркивал Л.С. Выготский. Он отмечал, что речевое развитие - это история того, как формируется одна из главных функций культурного поведения ребенка, которая лежит в основе накопления культурного опыта.
Связь моторики и развития речи отмечают такие авторы: Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, О.С. Бот, Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева, В.П. Дудьев, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова, Т.А. Ткаченко, А.К. Толбакова, Л.В. Фомина и др.
Проблема взаимосвязанности развития мелкой и артикуляционной моторики на сегодняшний день по-нашему мнению недостаточно разработана. Так, на тему исправления нарушений речи при помощи развития тонкой моторики у детей дошкольного возраста исследований в отечественной педагогической литературе недостаточно. В связи с этим данная работа является актуальной. Необходимо решить данную педагогическую задачу в отношении детей с общим недоразвитием речи.
Несмотря на то, что современная педагогическая наука располагает достаточным количеством общих исследований ребенка дошкольного возраста с речевыми нарушениями, недостаточное внимание уделяется изучению коррекции речевых нарушений путем развития артикуляционной моторики и тонкой моторики кистей и пальцев рук.
Цель работы - изучить проблему сформированности артикуляционной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР и разработать систему игр, направленную на развитие данных процессов.
Объект исследования - артикуляционная и мелкая моторика у детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования - система игр, направленная на развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с ОНР.
Задачи, поставленные для успешного проведения исследования, перечислены далее:
1. Провести анализ теоретической литературы по проблеме развития мелкой и артикуляционной моторики дошкольников с ОНР;
2. Изучение моторных и артикуляционных функций в онто- и дизонтогенезе;
3. Изучение состояния мелкой и артикуляционной моторики детей дошкольного возраста с ОНР в ходе констатирующего эксперимента; определение выводов по результатам констатирующего эксперимента;
4. Разработка и проведение коррекционного обучения по развитию артикуляционной и мелкой моторики;
5. Проведение контрольного изучения с целью определения эффективности коррекционной работы.
Для решения указанных ранее нами задач был использован ряд методов:
• анализ литературных источников,
• организационные методы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;
• методы обработки результатов исследования: количественный и качественный анализ полученных данных.
Гипотеза нашего исследования - у детей дошкольного возраста с ОНР артикуляционная и мелкая моторика имеет свои особенности, и использование различных приемов в коррекционно-логопедической работе по их развитию является эффективной.
Структура работы в соответствии с поставленной целью и задачами представляет собой введение, три главы, заключение, список литературы
В нашем исследовании в теоретических и диагностических аспектах представлено изучение и описание особенностей артикуляционной и мелкой моторики и определены основные направления коррекционной работы по развитию их способностей.
В первой главе, проведен теоретический анализ имеющейся литературы по проблеме и смежным областям научных знаний.
Проанализированный литературный материал показал, что вопрос развития моторики играет важную роль для общего развития ребенка.
Проблема развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи особенно актуальна. Многие исследователи подчеркивают глубокую взаимную связь между пороками развития сенсомоторики и недостатками речевого развития ребенка. Процесс развития и совершенствования тонкой моторики кисти и пальцев рук - один из главных стимулов, дающих толчок развитию центральной нервной системы. А развитие ЦНС - необходимое условие для того, чтобы развивались все психические процессы, и в том числе, конечно, речь.
Этиология ОНР включает в себя разнообразные биологические и социальные факторы. Биологические факторы: внутриутробная инфекция или интоксикация, несовместимость групп или резус-факторов крови матери и плода, патологии в перинатальный период, а также заболевания центральной нервной системы и мозговые травмы в течение первых лет жизни ребенка. Также ОНР может быть связано с социальными факторами: неблагоприятные условия воспитания и обучения ребенка, психическая депривация во время сензитивных периодов развития речи.
Во второй главе, мы описали констатирующий эксперимент, проведенный с детьми дошкольного возраста с целью выявления исходного уровня развития мелкой и артикуляционной моторики.
Качественный и количественный анализ показал, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается несовершенство различных компонентов двигательной сферы: артикуляционной и мелкой моторики.
Для них характерна общая моторная неловкость, дискоординация и недостаточность ритмичности движений, повышенная двигательная истощаемость. При ОНР наблюдается значительно более низкий уровень развития артикуляционной моторики и тонких движений кистей и пальцев рук.
Нами была разработана система игр, направленная на развитие артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников с ОНР и проведено обучение. Это отражено нами в третьей главе работы.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового эксперимента доказал эффективность применяемых приемов, что привело к значительному улучшению моторных навыков и как следствие звукопроизносительной стороны речи детей данной категории.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку / А.К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 410 с.
3. Антакова-Фомина, Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук / Л.В. Антакова-Фомина. - М.: Знание, 1974. - 56 с.
4. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008. - 265 с.
5. Афонькин, С.Ю. Оригами. Зоопарк в кармане / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина - М.: Литера, 1999. - 33 с.
6. Бабина, Г.В. Обследование и формирование у детей недоразвитием речи: логопедические технологии / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - М.: Владос, 2013. - 78 с.
7. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. - М.: Наука, 1990. - 156 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Электронный ресурс]. - https://sdo.mgaps.rU/books/K4/M5/file/4.pdf
9. Власова, Т.А. М. О детях с отклонениями в развитии [Электронный ресурс]. - https://pedlib.ru/Books/6/0192/
10. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ-Астрель Транзит книга, 2006. - С. 43-69.
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1997. - 199 с.
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 123 с.
13. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.: ГНОМ и Д., 2000. - 170 с.
14. Жукова, Н.С. Общее развитие дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: ГНОМ и Д., 2000. - 167 с.
15. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. - М.: Вагриус, 1999. - С. 37-59.
16. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1985 - 269 с.
17. Исаев, Д.Н. Психология детей / Д.Н. Исаев. - СПб: Питер, 2002. - 55 с.
18. Ковшиков, В.А. Вопросы психического развития детей старшего дошкольного возраста / В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин. - М.: АСТ, 2008. - 95 с.
19. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Электронный ресурс]. -https://logoped.name/wp-content/uploads/2010/06/rebenok-uchitsya-govorit- kolcova-skachat-pdf.io_.pdf
20. Косинова, Е.И. Гимнастика для развития речи / Е.И. Косинова. - М.: Эксмо, 2003. - 30 с.
21. Керн, К. Готовность ребенка к школьному обучению. - Учебное пособие / К.Керн, Я.Йерасик. - Спб.: Айрис, 2004. - 130 с.
22. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М.: Академия, 2003. - С. 68-70.
23. Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. - СПб: Литера, 2004. -78 с.
24. Крыжановский, Г.Н. Общая патофизиология нервной системы / Г.Н. Крыжановский. - М.: Медицина, 1997. - 156 с.
25. Лалаева, Р.И. Логопатопсихология: учебное пособие для студентов / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 237 с.
26. Лебединский, В.В. Психическое развитие детей / В.В. Лебединский. - М.: Астрель, 2005. - 267 с.
27. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы / Р.Е. Левина. - М.: Высшая школа, 1989. - 268 с.
28. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2003. - 345 с.
29. Люблинская, А.А.Очерки психологического развития ребенка [Электронный ресурс]. - http://childpsy.ru/lib/books/id/8144.php
30. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. - 198 с.
31. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 280 с.
32. Основы психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева // Под ред. Л.В.Кузнецовой.- М.: Академия, 2005. - 247 с.
33. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. - М.: Просвещение, 1979. - 371 с.
34. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева. - M.: Академия, 2002 - 330 с.
35. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста [Электронный ресурс]. - http://ncpz.ru/lib/1/book/52
36. Сухомлинский, В.А. Не только разумом, но и сердцем / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1986. - 67 с.
37. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М: Академия, 2001. - 157 с.
38. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 1993. - 378 с.
39. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. - М.: Педагогика, 1989. - 289 с.
40. Хватцев, М.Е. Логопедия [Электронный ресурс]. - https: //thelib .ru/books/mihail_efimovich_hvatcev/logopediya_kniga_1 -read.html
41. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - М.: НПО «Модек», 1995. - 120 с.
42. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.