ВВЕДЕНИЕ 5
1 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ИСТОРИЯ, СТРУКТУРА, СТАТУС 5
1.1 Становление Конституционного Суда Российской Федерации:
исторический аспект 5
1.2 Структура Конституционного Суда Российской Федерации 10
1.3 Особенности статуса Конституционного Суда Российской Федерации . .. 15
2 ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА КОНСТИТУЦИОННОГО
СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27
2.1 Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации 27
2.2 Институт особого мнения судьи Конституционного суда РФ: проблемы
правового регулирования и практика применения 31
2.3 Независимость Конституционного Суда РФ и ее реализация 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Конституция Российской Федерации в ст. 125 предусматривает в системе государственных органов судебной власти наличие Конституционного Суда Российской Федерации, а так же определяет его полномочия и состав1. Данный орган государственной власти, в соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», является судебным органом конституционного контроля .
Проблематика правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации (далее- Конституционный Суд) является в современной науке дискуссионной. Несмотря на значимость конституционного правосудия, в правовой литературе существуют разногласия по вопросу о правовом статусе Конституционного Суда и его месте в системе органов государственной власти. Представители правовой науки высказывают различные взгляды: одни рассматривают Конституционный Суд исключительно как орган судебной власти, а другие рассматривают как носителя самостоятельной контрольной и даже законодательной власти .
Особое положение Конституционного Суда выражается в следующем:
1) Конституционный Суд является уникальным институтом в судебной системе, непосредственным носителем судебной власти.
2) целями и задачами Конституционного Суда выступают защита основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ;
3) к кандидатам в члены Конституционного Суда РФ предъявляются повышенные квалификационные требования;
4) компетенция Конституционного Суда прямо устанавливается в Конституции РФ;
5) особый процессуальный порядок рассмотрения дел в форме конституционного судопроизводства;
6) принятые им постановления обладают высшей юридической силой, приравненной к положениям Конституции РФ, имеющим обязательный характер для органов публичной власти.
Актуальными, но сравнительно мало изученными проблемами являются взаимодействие Конституционного Суда с системой научных институтов, доктринальные основы конституционного правосудия и в целом место Конституционного Суда в институциональной системе современной российской юридической науки.
В настоящее время нагрузка на органы конституционного судебного контроля возрастает, ввиду чего требуется совершенствование и оптимизация конституционного судебного процесса и структуры Конституционного Суда
Изменения, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1 -ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных
вопросов организации и функционирования публичной власти» затрагивает в том числе вопросы, связанные с деятельностью Конституционного Суда и его правовым статусом, в числе которых: вопросы официального опубликования особого мнения судей Конституционного Суда, сокращения численности судей Конституционного Суда, порядок назначения и прекращения полномочий судей.
Ввиду изложенного, требуется подробно изучить вопрос о правовом статусе Конституционного Суда, его особом характере, проанализировать положение Конституционного Суда в системе органов государственной власти, изменения, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от
14.03.2020 № 1 -ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных
вопросов организации и функционирования публичной власти».
В связи с изложенным, исследование правового статуса Конституционного Суда приобретает особую значимость, что обуславливает актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение правового статуса Конституционного Суда.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть исторический аспект становления Конституционного Суда Российской Федерации;
- проанализировать структуру Конституционного Суда Российской Федерации;
- изучить особенности статуса Конституционного Суда Российской Федерации;
- проанализировать правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации;
- выявить проблемы правового регулирования и практики применения института особого мнения судьи Конституционного Суда Российской Федерации;
- рассмотреть проблемы правового статуса Конституционного Суда и разработать пути их решения;
- проанализировать принцип независимости Конституционного Суда Российской Федерации;
Объектом исследования является общественные отношения, связанные с организацией деятельности Конституционного суда как высшего судебного органа судебной, правовые позиции Конституционного суда.
Предметом исследования является правотворческая деятельность Конституционного Суда РФ, его полномочия, роль правовых позиций Конституционного Суда РФ.
Научная новизна исследования заключается в проведении исследования по проблемным аспектам правового статуса Конституционного Суда РФ.
Нормативную основу выпускной квалификационной работы составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты, а также судебная практика Конституционного Суда РФ.
Теоретической основной исследования послужили научные труды известных российских ученых: Джагаряна Н.В, Зорькина В.Д., Гаджиева Г.А., Бондаря Н.С., Лазарева В.В., Гука П.А., Гошуляка В.В., Витрука Н.В.
Для полноты и всесторонности исследования использован общенаучный диалектический метод, а также некоторые частно-научные методы: системный, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В рамках данной выпускной квалификационной работы были рассмотрены проблемы правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации и проработаны пути их разрешения.
По итогам проведенного анализа заключаем, что статус Конституционного Суда сочетает как признаки органа государственной власти, так и органа контроля за правами и свободами гражданами. Главной целью конституционного правосудия является обеспечение, выражение и отстаивание конституционных прав граждан.
Конституционный суд имеет расширенный юрисдикционный функционал и наделен квазихарактеристиками правотворческого органа, при этом не лишаясь статусных качеств полноценного судебного органа.
Следствием указанного выше тезиса является предложение законодательно признать конституционное нормотворчество выраженное в форме постановлений и определений, содержащих правовые позиции нормативного характера, толкование принципов и норм права, норм Конституции РФ в качестве источника права. В нормативных правовых актах (ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О Конституционном Суде РФ») функцию судебного нормотворчества за Конституционным Судом, определив полномочия, пределы, форму, механизмы реализации, время действия.
Одновременно с вопросом о признании правовых позиций Конституционного Суда источником права следует рассмотреть проблему правового статуса особого мнения судья Конституционного Суда.
Полагаем, что мнение отдельного судьи представляет собой правовую позицию, которая должна быть заложена в основу правового регулирования рассматриваемого Конституционным Судом правоотношения в будущем.
Оставление без должной оценки особого мнения судьи КС РФ, как представляется, может повлиять на качество принимаемого решения в целом. Ввиду изложенного, считаем необходимым пересмотреть решение 41
законодателя о запрете судьям Конституционного Суда в какой бы то ни было форме критиковать решения Конституционного Суда РФ и обнародовать свое несогласие с принятым решением
В настоящей выпускной квалификационной работе так же были рассмотрены проблемы структуры Конституционного Суда.
Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» установить порядок назначения судей, исключающий участие парламента и исполнительной власти, было уменьшено количество судей Конституционного суда с 19 до 11 судей. В настоящее время дать объективную оценку и охарактеризовать данное изменение не представляется возможны, ввиду того, что конституционное правосудие зависит от значительного числа факторов экономического, организационного и правового характера, качества и количества судейского корпуса, аппарата судов, инфраструктуры правосудия.
В то же время, сокращение численности судей в условиях возложения на Конституционный Суд дополнительного полномочия по проверке конституционности проектов законов может негативно сказаться на исполнении такой функции Конституционного Суда как рассмотрение дел по жалобам и запросам граждан и судов. В данном случае сохраняется риск ограничения, в дальнейшем, прав граждан на обращения в Конституционный Суд ввиду высокой загруженности.
Разрешение данной проблемы видится в систематическом отслеживании количества поступающих в Конституционный Суд обращений по проверке на конституционности законов, а также недопустимости принятия правовых актов, направленных на ограничение прав граждан на обращение в Конституционной Суд.
...
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 04.07.2020. - № 144 (8198).
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. — 23.07.1994. - № 138 - 139.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета.- 06.01.1997. - № 3.
4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1 -ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 11. - ст. 1416.
5. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации ( с
учетом изменений от 8 июля 2014 г., 2 июля 2015 г., 19 июля 2016 г.) //
Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации. - 2016. - № 4.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 06.11.1995 г. - № 45. - ст. 4408.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой
гражданина А.В.Жмаковского»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - №. 19 (часть II). - ст. 1923 (с учетом поправки,
опубликованной в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 29).
8. Определение Конституционного Суда РФ от 3 марта 2015 г. № 421-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия «О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Бурятия в связи с принятием Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015 - № 13- ст. 2005
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации» и статей 19, 21 и 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки А.В. Матюшенко» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 31. - ст. 4809.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 № 17-П
«По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-
25062015-n-17-p-po/ (дата обращения 26.05.2021).
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2012 № 29-П «По делу о проверке конституционности положений части пятой статьи 244.6 и части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Г. Круглова, А.В. Маргина, В.А. Мартынова и Ю.С. Шардыко» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-30112012-п/(дата обращения 26.05.2021).
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.constitution.ru/decisions/100053922.htm(дата обращения 27.05.2021)
13. Определение Конституционного Суда РФ от 10.02.2016 № 224-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/opredelenie- konstitutsionnogo-suda-rf-ot-10022016-n-224-o-ob/#:~:text=%(дата обращения 26.05.2021).
14. Бондарь, Н.С. Правосудие: ориентация на Конституцию:
монография / Н.С. Бондарь, А.А. Джагарян. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 220 с.
15. Блохин, П.Д. Роль аппарата органов конституционной юстиции в судебном процессе: сравнительно- правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2015. - С. 24
...
61 источник