ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ 6
1.1. Анализ теоретических подходов к определению
самостоятельности 6
1.2. Виды самостоятельной работы по биологии в урочной деятельности
обучающихся 9
1.3. Виды самостоятельной работы по биологии во внеурочной деятельности
обучающихся 12
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ
БИОЛОГИИ 16
2.1. Диагностика сформированное™ навыка самостоятельной работы
обучающихся на констатирующем этапе исследования 16
2.2. Проектирование и апробация комплекса уроков биологии с элементами
самостоятельной работы обучающихся 21
2.3. Динамика сформированное™ навыков самостоятельной работы
обучающихся на контрольном этапе исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Самостоятельная деятельность - это ключевое слово обучения в условиях внедрения ФГОС. В Федеральном государственном образовательном стандарте рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся [36, 26].
Самостоятельность - это важнейшее качество, так как именно она делает возможным раскрытие своего потенциала, реализацию поставленных перед собой целей, принятие осознанных и взвешенных решений [I].
Самостоятельность как явление рассматривается на протяжении долгого времени и в педагогике. Организация самостоятельной работы - это сложная задача, стоящая перед учителем и направленная на создание педагогических условий, необходимых для успешного выполнения обучающимися определённых заданий.
Самостоятельная работа школьников на уроках биологии имеет большое значение, так как позволяет им углубить знания, развить критическое мышление, самостоятельность и ответственность. Кроме того, самостоятельная работа способствует развитию навыков поиска информации, анализа и обработки данных, что является важным в современном мире, где информация постоянно меняется и развивается. Она также помогает ученикам лучше усвоить учебный материал и применить его на практике, что способствует их образовательному прогрессу.
Одной из основных проблем организации самостоятельной работы учащихся в школе является недостаточное внимание со стороны педагогов к этому аспекту обучения. Часто учителя сконцентрированы на проведении фронтальных уроков и контроле за выполнением заданий, не оставляя достаточно времени и пространства для самостоятельной работы учеников. Это может привести к недостаточной мотивации школьников к самостоятельному изучению материала и развитию своих навыков.
самостоятельности, ее недостаточная теоретическая изученность, значение для совершенствования обучения и необходимость разработки обоснованной технологии развития самостоятельности обусловили актуальность проблемы и определили выбор темы исследования: «Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках биологии».
Объект исследования учебный процесс в основной общеобразовательной школе.
Предмет исследования: организация самостоятельной работы обучающихся основной общеобразовательной школы в процессе обучения на уроках биологии.
Цель работы: выявить педагогические условия организации самостоятельной работы обучающихся основной общеобразовательной школы в процессе обучения на уроках биологии.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность и виды самостоятельной работы обучающихся.
2. Выявить роль различных видов самостоятельной работы по биологии в урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
3. Применить в практической деятельности различные виды самостоятельной работы на уроках по биологии; оценить эффективность применения в практической деятельности.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по формированию навыка самостоятельной работы обучающихся на уроках биологии.
Гипотеза исследования: процесс организации самостоятельной работы обучающихся при изучении биологии будет эффективным, если:
• будут использованы различные виды самостоятельных работ на уроках биологии;
• будут организованы индивидуальная, парная и групповая формы организации самостоятельной учебной деятельности;
• выявлены и экспериментально подтверждены методические условия организации самостоятельной работы в процессе обучения биологии.
Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы использовались методы исследования:
• теоретические (анализ, синтез, системный подход, структурирование, прогнозирование, методы математической обработки результатов эксперимента);
• эмпирические (наблюдение, тестирование, анкетирование, психолого-педагогический эксперимент)
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные в данном исследовании разработки возможно использовать на уроках биологии с целью включения самостоятельной работы обучающихся и развития навыка самостоятельно организовывать свою работу.
Самостоятельная работа - индивидуальная работа абсолютно каждого учащегося. Следовательно, одной из главных задач, стоящей перед педагогом, является грамотная организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника (уровня подготовки, особенности мышления). Важно, как отмечалось ранее, построить процесс обучения таким образом, чтобы учащиеся выполняли разные виды самостоятельной работы с исключением использования однотипных заданий, ведь главенствующей задачей такой работы является развитие познавательных умений и творческой активности обучающихся, и именно эти навыки расширяются при использовании разноплановых заданий.
В ходе работы были рассмотрены определения понятию «самостоятельность», изучены разнообразные классификации видов самостоятельной работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, исследованы взгляды и мнения ученых, педагогов, мыслителей разных эпох.
В практической части работы было проведено экспериментальное исследование. Данное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №63 г. Пензы. В исследовании приняли участие учащиеся 8 классов, средний возраст участников эксперимента составил 13-14 лет.
Для диагностики были использованы следующие методики:
1. «Диагностика параметров самостоятельной деятельности старшекласснике в» (по Ю.А. Якуба);
2. «Тест на готовность к самостоятельной поисковой деятельности М.И.Лисиной».
По результатам проведения на констатирующем этапе опытноэкспериментального исследования, у обучающихся преобладал низкий и средний уровень сформированности самостоятельности.
На формирующем этапе были разработаны и реализованы уроки, направленные на развитие самостоятельности у обучающихся на уроках биологии. Работа на каждом уроке включала определенные этапы, в рамках которых ставились задачи, связанные с развитием самостоятельности учащихся.
Этот подход к организации уроков биологии сыграл важную роль в повышении уровня организации самостоятельной работы у обучающихся. Активное вовлечение учащихся, их интерес к упражнениям, самостоятельное выполнение заданий, возможность фантазировать способствовали развитию их самостоятельности.
Проведение работы на каждом уроке в целях развития самостоятельности у обучающихся осуществлялось с учетом следующих видов заданий на формирование самостоятельности: воспроизводящие, тренировочные, творческие.
После завершения работы была проведена повторная диагностика для оценки эффективности опытно-экспериментального исследования. На контрольном этапе были использованы те же две методики, которые были применены при первичной диагностике.
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод, что уровень самостоятельности у обучающихся, принявших участие в опытноэкспериментальном исследовании, значительно повысился после проведения эксперимента. Это свидетельствует о том, что используемые виды самостоятельной работы и разработанный и реализованный комплекс заданий действительно оказали положительное влияние на развитие самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности на уроках биологии.
1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2008, 198 с.
2. Асперова И.Б. Профессиональное воспитание в школе. Москва: Знание, 2007. 283 с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. Москва: Просвещение, 2006. 197 с.
4. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование компьютерных технологий на уроках биологии [Электронный ресурс] // Сайт Информационные технологии и образование.URL:http://www.ito.su/2003/VlII/ VIlI-0-1806.html (дата обращения: 18.03.24)
5. Бастракова Т.А., Жарких А.В. Летняя экскурсия в лес. Казань: КГУД981.34 с.
6. Белкин Е.Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике. Москва: Дрофа, 2007. 87 с.
7. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. Москва: Просвещение, 2004. 64 с.
8. Бутырина Е. И. Приемы самостоятельной работы на уроках биологии [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования.
URL: http://nsportal.ru/slikola/biologiya/library/priyomy-samostoyatelnoy-raboty- na-urokah-biologii_(aaTa обращения 25.03.2024)
9. Голант Е.Я. О развитии самостоятельной и творческой активности учащихся в процессе обучения//Воспитание познавательной активности и самостоятельности. 2007.№1 .С.36.
10. Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа. 1998. № 2. С.31 -34.
11. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. Москва: Просвещение, 2003. 87 с.
12. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. Москва: Дрофа, 2008. 15,224 с.
13. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. 1961. № 8. С.16.
14. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. Москва: Просвещение, 2001. 84 с.
15. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. - СПб.: Нева. 2002. 114 с....42