Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО МЕХАНИКЕ

Работа №158897

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физика

Объем работы43
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО МЕХАНИКЕ 5
1.1. Физические задачи и способы их классификации 5
1.2. Экспериментальные задачи по физике и их классификация 8
1.3. Состояние проблемы обучения решению экспериментальных задач по
физике различного уровня сложности 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНАТЛЬНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ФИЗИКИ 18
2.1. Организация и проведение уроков физики с использованием
экспериментальных задач 18
2.2. Результаты внедрения методики обучения решению экспериментальных
задач по физике 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Систематическое обучение решению экспериментальных задач способно вывести школьное физическое образование на уровень поискового, сопряженного с организацией познавательной деятельности учащихся, при которой они не только изучают, но и активно применяют самодельное, типовое и новое оборудование к решению учебных проблем. В процессе решения экспериментальных задач у обучаемых формируются и развиваются исследовательские умения, которые позволяют осуществить переход от репродуктивного уровня деятельности к продуктивному. Такая деятельность способствуют подготовке к обучению в вузе и дальнейшему профессиональному самоопределению учащихся.
Однако, данные исследований позволяют заключить, что учащиеся испытывают затруднения при решении экспериментальных задач, учителя почти не используют их в практики своей работы. Особенно мало внимания уделяется олимпиадным экспериментальным задачам, которые совершенно не похожи на лабораторные работы, с которыми школьники сталкиваются на уроках.
Эффективность использования экспериментальных задач на уроках в значительной степени определяется их технологичностью, непритязательностью в оборудовании, широтой рассматриваемых явлений. Базируясь на самом простейшем оборудовании и даже на предметах обихода, экспериментальная задача приближает физику к нам, превращая ее в представлениях учащихся из абстрактной системы знаний в науке, изучающую «мир вокруг нас».
Цель бакалаврской работы: разработка модели методики обучения решению экспериментальных задач по механике
Объект исследования: экспериментальные задачи по механике.
Предмет исследования: методика обучения решению
экспериментальных задач по механике.
Задачи бакалаврской работы:
- обзор научной и учебно-методической литературы по данной тематике;
- разработка методических указаний по решению физических задач.
В работе использованы следующие методы исследования: метод изучения источников, метод анализа и метод сравнения.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложения. Основная часть, в свою очередь, состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты обучения решению экспериментальных задач. Во второй главе разрабатываются методические рекомендации по использованию экспериментальных задач на уроках физики.
Практическая значимость состоит в том, что разработаны методические указания по использованию экспериментальных задач по механике для учащихся 7 класса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе работы были сделаны следующие выводы.
Решение задач по физике является неотъемлемой частью в учебном процессе, в связи с тем, что они формируют мышление, решают воспитательные задачи.
Среди всех задач по физике особо выделяются экспериментальные задачи, среди достоинств которых, следует отметить:
а) способствование более глубокому понимаю сущности физических явлений, физических законов;
б) формирование обобщенных умений и навыков;
в) развитие исследовательских навыков.
При отборе содержания экспериментальных задач необходимо учитывать возможность индивидуально-дифференцированного подхода учащихся.
Проведенное теоретическое исследование и педагогический эксперимент позволили выдвинуть гипотезу исследования, суть которой состоит в том, что если систематически включать в учебный процесс экспериментальные задачи по физике, то уровень усвоения обучающимися физических законов и теорий повысится.
Для подтверждения этой гипотезы в течение 2017-2019 учебных годов было проведено исследование использования экспериментальных задач по физике.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ с. Воскресеновка в три этапа.
Первый этап - подготовительный (анализ литературы).
Второй этап - разработка методов и средств использования экспериментальных физических задач на уроках физики.
Третий этап - реализация обучающего эксперимента, обработка данных результатов экспериментального обучения.
В ходе исследования была поставлена цель: выявить и изучить возможности использования экспериментальных задач на уроках физики, на основе анализа психолого-педагогических исследований по проблеме разработать методические рекомендации использования экспериментальных физических задач, способствующих повышению качества знаний учащихся по физике, повышению интереса учащихся к физике как к предмету.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. дать анализ научно-педагогической литературы по данной теме;
2. раскрыть сущность использования экспериментальных задач в школьном курсе физики;
3. разработать некоторые методические рекомендации использования экспериментальных физических задач на уроках физики.
На начальном этапе исследования было выявлено, что экспериментальные задачи в учебном процессе почти не используются. В связи с чем было решено ввести в учебный процесс по физике экспериментальные задачи.
Наблюдения, беседы, анкетирование учащихся, анализ деятельности учащихся на уроках, анализ результатов выполнения экспериментальных домашних задач выявили повышение их интереса. Если раньше за урок ребята задавали 1-2 вопроса, то после уроков с использованием экспериментальных задач число вопросов резко возрастает, причём характер вопросов изменяется. Ребята стремятся проникнуть в сущность объекта изучения, с особым интересом подходят к выбору различных способов решения задач, на уроках стали возникать кратковременные споры, в общем, класс становится активнее. У учащихся повысился интерес к физике, Они стали больше работать как на уроках, так и дома.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что включение в практику работы экспериментальных задач позволяет не только повысить уровень знаний по физике, но и способствует созданию условий для развития мышления учащихся, создает положительную мотивацию к изучению предмета.



1. Антипин И. Г. Экспериментальные задачи по физике в 6-7 классах. М.: «Просвещение», 1974. 127 с.
2. Блудов М.И. Беседы по физике. - М.: «Просвещение», 2007. - 112 с.
3. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. - М.: «Просвещение», 2007. - 289 с.
4. Буров В.А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике в средней школе. - М.: «Академия», 2005. - 208 с.
5. Варламов С.Д., Зильберман А.Р., Зинковский В.И. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах. - М.: МЦНМО, 2009. - 184 с.
6. Всероссийская олимпиада школьников им. Дж.К. Максвелла по физике// http://www.239.ru/physcenter/vserossiyskaya-olimpiada-shkolnikov-im- dzhk-maksvella-po-fizike
7. Галлингер И.В. Экспериментальные задания на уроках физики // Физика в школе. 2008. № 2 . - с. 26-31.
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: «ИНТОР», 1996. - 544 с.
9. Жужа Е., Жужа М, Черная Н. Экспериментальные задачи по физике. // Квант. - 2007. № 6 . - с. 212.
10. Знаменский А.П. Основы физики. - М.: «Просвещение», 2007. - 212 с.
11. Знаменский П.А. Методика преподавания физики. - Л.: «Учпедгиз», 1955.
12. Иванов А.И. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике: для 10 класса. - М.: «Вузовский учебник», 2009. - 313 с.
13. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материала. - М.: «Просвещение», 2006. - 492 с.
14. Кабардин О.Ф. Педагогический эксперимент. // Физика в школе. - 2009. № 6 . - с. 24-31.
15. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике 9¬11 класс. - М.:Вербум-М., 2001. - 208 с...36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ