Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение школьников решению физических задач на основе деятельностного подхода

Работа №17378

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

физика

Объем работы24
Год сдачи2007
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
589
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Модернизация общеобразовательной школы, которая в настоящее время становится профильной, ориентированной на развитие личности учащегося, требует пересмотра традиционных методов обучения, основанных на передаче знаний ученикам без учёта их индивидуальных запросов и особенностей. В условиях информатизации общества, стремительного развития науки и техники особое значение приобретают задачи формирования не только системы знаний, но и практических навыков и умений, определяющих ключевые компетенции, а также овладения действиями по их приобретению и применению.
В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» организация профильного обучения на старшей ступени школы должна способствовать успешному решению данных задач. Профильное обучение - система специализированной подготовки в старшем звене общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию учащихся, а также на кооперацию старшей ступени школы с учреждениями среднего и высшего профессионального образования (А.А. Остапенко, А.Ю. Скопин). Основной целью профильного обучения является создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных траекторий.
В настоящее время перед учителем появилась проблема организации профильного обучения, выбор соответствующих методик - позволяющих эффективно решать поставленные обществом перед школой задачи. В условиях введения нового образовательного стандарта приоритетным для школьного курса физики является овладение разными видами деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной), что соответствует
требованиям, заключающимся в готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для решения различных задач в реальной жизни, то есть владения ключевыми компетенциями.
Важной составляющей процесса обучения физике в общеобразовательной школе является решение задач. Однако опрос учителей физики - работников массовой, общеобразовательной школы, показывает, что на решение задач не отводится отдельных уроков. На уроках решаются, как правило, элементарные (в одно, два действия) задачи. Объясняется это, как правило, нехваткой времени. Хотя именно через решение задач достигается понимание физического материала, приобретаются глубокие и прочные знания, наиболее эффективно формируются умения по их практическому применению.
Изучение организации дополнительных занятий по решению задач в школе, на подготовительных курсах по подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) и централизованному тестированию (ЦТ), позволяет говорить об имеющей место практике решения как можно большего числа заданий прошлых лет самим учителем. При этом, как правило, деятельность большинства учеников сводится к запоминанию частных формул, ориентированных на решение типовых задач.
Этот способ не решает проблемы обучения школьников решению физических задач. Сравнительный анализ результатов тестирования по данным Третьего международного исследования (TIMSS) в 1991 и 1995 году свидетельствует о значительном снижении уровня физического образования российских школьников, учащихся массовой, общеобразовательной школы. Отмечается, что наши школьники, достигнув больших успехов в области владения фактологическим материалом, успешно воспроизводят готовые знания. В то же время они хуже владеют методологическими знаниями, информационными умениями, не умеют применять знания при решении практических задач.
Анализ результатов ЕГЭ (по итогам 2003 года, 2004 года) указывает на аналогичные недостатки в знаниях и умениях выпускников средней школы, среди которых: непонимание существа применяемых формул; неумение применять знания и умения в измененной и новой ситуациях; неумение оценивать реальность полученных результатов; неспособность применять вычислительные умения. Подчёркивается, что одним из «узких» мест в обучении физике в школе является недостаточное внимание к формированию таких учебных умений как использование рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм и т.д.
Это подтверждается результатами экзамена выпускников школ г. Юрги Кемеровской области, задания, для которого составлены на основе заданий ЦТ и ЕГЭ. Из 181 участника пробного экзамена, в 2004-05 учебном году на «4» и «5» справились с работой лишь 39 учащихся (21,5%). Таким образом, в современных условиях особое значение приобретает такая организация процесса решения физических задач, которая при минимальных временных затратах позволяет формировать у учащихся самостоятельность в получении знаний и их успешном применении в практической деятельности при решении физических задач.
Анализ исследований в области теории учебной деятельности (Г.А. Атанов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др.), изучение разработок по методике решения физических задач (Б.С. Беликов, В.И. Богдан, В.А. Бондарь, С.Е. Каменецкий, В.П. Орехов и др.), изучение организации учебного процесса по обучению школьников их решению позволяют сделать вывод о том, что при достаточном внимании в исследованиях к разработке конкретных методик решения задач не затрагивается рассмотрение более эффективного общего подхода к решению проблемы. В то время как применение деятельностного подхода к организации процесса решения физических задач способствует повышению активности учащихся, включению большинства их в учебную деятельность.
Анализ ситуации позволяет выявить противоречие: новые цели обучения физике, сформулированные для профильной школы, требуют не только усвоения знаний, развития умений применять знания в известных ситуациях, но и формирования умений самостоятельно применять знания на практике, самостоятельно конструировать учебную деятельность. Применение знаний, умений на практике при обучении физике осуществляется в процессе решения физических задач. Однако, организация данного процесса даже в профильных классах общеобразовательной школы, в которых содержание обучения требует нового наполнения, осуществляется пока традиционными способами, не отвечающими целям и задачам профильного физического образования.
В этом плане исследование по разработке методики решения физических задач на основе деятельностного подхода, отвечающей новым требованиям к содержанию и целям профильного обучения, является актуальной.
Проблема заключается в выявлении нового основания для построения методики решения физических задач, позволяющей разрешить противоречие между новыми задачами профильного физического образования и старыми способами организации важной составляющей процесса обучения физике - решения физических задач.
Объект исследования - процесс обучения физике в общеобразовательной школе в условиях профильного образования.
Предмет исследования - обучение учащихся профильных классов и групп, подготовительных курсов решению физических задач на основе деятельностного подхода.
Целью исследования является разработка методики решения физических задач на основе деятельностного подхода.
Гипотеза исследования: Если процесс обучения решению физических задач учащихся профильных классов и слушателей подготовительных курсов построить на основе деятельностного подхода, с привлечением их к самостоятельной разработке содержания деятельности по решению физических задач, это не только приведёт к повышению уровня усвоения физического материала, но и позволит сформировать умения, необходимые при решении задач по физике (информационные, вычислительные, объяснения физических явлений и процессов), а также положительным образом скажется на умении решать задачи разного уровня сложности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении представлены основные выводы по проведённому исследованию.
В процессе теоретико-экспериментального исследования полностью подтвердилась выдвинутая гипотеза, решены поставленные частные задачи и получены следующие результаты:
1. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена эффективность применения деятельностного подхода к процессу обучения школьников решению физических задач.
2. Установлено, что обучение именно деятельности по решению физических задач, а не решению задач определённого типа по определённой теме, приводит к улучшению результатов учащихся. Разработаны задания и задачи, способствующие формированию умений, необходимых для решения задач (информационных, вычислительных, объяснения физических явлений и процессов); изданы два учебных и методическое пособие.
3. Определены условия, необходимые для реализации методики деятельностного подхода при решении физических задач - введение новых этапов в деятельность по решению задач - подготовительного, диагностического, коррекционного, рефлексивного.
4. Определено содержание деятельности учителя и учащихся на каждом этапе. Установлено, что деятельность по решению задач будет успешной при самостоятельной разработке учащимися под руководством учителя содержания деятельности на каждом этапе.
5. Разработана и реализована методика обучения учащихся решению физических задач на основе деятельностного подхода, которая:
- обеспечивает целостный и системный подход к обучению решению физических задач, с учётом реальных трудностей с которыми сталкиваются учащиеся;
- позволяет эффективно формировать у учащихся умения и способности решать физические задачи;
- вырабатывает у учащихся способность проектировать, анализировать и оценивать свою деятельность по решению задач.
Результаты научного исследования могут быть использованы методистами при организации курсов повышения квалификации учителей физики, преподавателями физики, работающими в профиле физического содержания, в системе профессионально-технического образования, на курсах по подготовке к поступлению в технические вузы.



1. Полицинский Е. В. Реализация деятельностного подхода в процессе обучения школьников решению физических задач [Текст] / Е. В. Полицинский, Е. А. Румбешта // Вестник ТГПУ. Вып. 6 (57) Серия: Естественные и точные науки. - Изд-во ТГПУ, 2006. С.164 - 168 (0,44 п. л.; авт. 70%).
Материалы, опубликованные в журналах
2. Полицинский Е.В. К вопросу формирования учебных умений у абитуриентов технического вуза на примере курса физики [Текст] / С.С. Киянов, Е.В. Полицинский // Современные проблемы науки и образования. Москва: Изд. д.: Академия естествознания - №3, 2006. С.85 - 86 (0,25 п. л.; авт. 50%).
Учебные и методические пособия
3. Полицинский Е. В., Румбешта Е. А. Задачи для подготовки учащихся по курсу физики средней школы (раздел механика) [Текст]: учебное пособие / Е. В. Полицинский, Е.А. Румбешта. - Юрга: Изд-во ЮТИ ТПУ, 2006 - 114с. (6,68 п. л.; авт. 80%).
4. Полицинский Е. В. Физика. Понимание учебного материала через решение физических задач [Текст]: учебное пособие / Е.В. Полицинский. - ИПЛ ЮТИ ТПУ, 2004 - 114с. (6,7 п. л.).
5. Полицинский Е. В. Задачи по физике [Текст]: методическое пособие / Е.В. Полицинский. - ИПЛ ЮФ ТПУ, 2003 - 104с. (6,58 п. л.).
Научные труды и материалы выступлений на конференциях
6. Полицинский Е. В. Формирование информационных и логических умений в
процессе решения физических задач [Электронный ресурс] / Е. В.
Полицинский // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006/2007 уч. г., Москва: festival.@ 1september. ru (0,47 п. л.).
7. Полицинский Е. В. Понимание - основа успеха учащихся в обучении решению физических задач [Текст] / Е.В. Полицинский // Образование. Карьера. Занятость: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Новосибирск - Томск: STT, 2004. - С.169 - 171 (0,31 п. л.).
8. Полицинский Е. В. О некоторых причинах трудностей, возникающих у
выпускников школ при выполнении вступительных экзаменационных заданий по физике [Текст] / Е.В. Полицинский // Российские модели образования и их интеграция в мировое образовательное пространство: прошлое и настоящее: труды IV Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием. - ЮТИ ТПУ, Юрга: Изд. ТПУ, 2006. - С. 402 - 413 (1 п.л.).
9. Полицинский Е. В. Диагностика межпредметных умений у выпускников общеобразовательных школ [Текст] / Е.В. Полицинский, О.Г. Князева // Прогрессивные технологии и экономика в машиностроении: труды IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х т. - ЮТИ ТПУ, Юрга: Изд. ТПУ, 2006. - Т.2 - С.100 - 103 (0,47п. л.; авт. 70%).
10. Полицинский Е. В. Проработка учебного материала через написание
конспектов как один из приёмов, способствующих пониманию [Текст] / Е.В. Полицинский // Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях непрерывного обучения: труды Всероссийской научно-практической конференции. Юрга - Томск: Изд-во ТПУ, 2005. - С.137 - 143 (0,72 п. л.).
11. Полицинский Е. В. Приёмы, способствующие пониманию физической
ситуации при решении задач [Текст] / Е.В. Полицинский // Психодидактика высшего и среднего образования: Материалы пятой Всероссийской научно-практической конференции. - Барнаул, 2004. - С.301 - 304 (0,53 п. л.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ