Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Имя прилагательное в теории языкознания 6
1.1 Трактовка имени прилагательного в отечественной и зарубежной
лингвистике. Из истории возникновения английских имён прилагательных 6
1.2 Словообразование и грамматические категории английских имен
прилагательных 10
1.3 Стилистические функции английских имен прилагательных 15
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Организация экспериментально-исследовательской деятельности по изучению имен прилагательных на уроках английского языка 23
2.1 Описание методики, выбранной для исследования (проектная
методика) 23
2.2 Разработка и апробация обучающего эксперимента, направленного на изучение английских имён прилагательных по теме «Путешествия»
(«Travelling») 28
2.3 Анализ результатов эксперимента 34
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Настоящее исследование посвящено особенностям изучения английских имен прилагательных в средних классах общеобразовательной школы.
Актуальность исследования связана с возрастающим интересом современной лингвистической науки к комплексному изучению грамматики и лексики. Чтобы понимать речь на любом языке, нужно, прежде всего, знать, что называет каждое слово, то есть знать его лексическое значение. Слово как лексическая единица представляет собой систему взаимосвязанных значений, отражающих внеязыковую действительность. Слово как грамматическая единица - это система всех его форм с грамматическими значениями.
Морфология описывает грамматические формы отдельных слов. Изучение морфологии иностранного языка в общеобразовательных школах мотивируется не только задачами правописания. Понимание грамматической системы языка развивает логическое мышление, формирует культуру речи. Наблюдая окружающий мир, человек фиксирует свои знания о нем не только в лексике, но и в грамматике.
При изучении частей речи многие учащиеся испытывают ряд трудностей, которые возникают из-за абстрактности характера знаний, необходимости всегда уделять внимание двум сторонам одного и того же явления: семантике и морфемной форме слов. Однако чем лучше ученик владеет грамматическими средствами языка, тем точнее оформляет свои мысли. Это положение подчеркивает жизненную важность знаний и умений учащихся средних классов в области морфологии.
Одной из сложных для изучения обучающимися в среднем звене частей речи иностранного языка является имя прилагательное. Не все дети ясно осознают семантику этой части речи, зависимый характер ее грамматических категорий.
Основной целью выпускной квалификационной работы является всестороннее рассмотрение английского имени прилагательного и его изучение на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе...
В нашей выпускной квалификационной работе мы рассмотрели английское имя прилагательное с разных аспектов, ознакомились с историей его возникновения в английском языке, его морфологическими характеристиками и стилистическими функциями. Мы также организовали экспериментально-исследовательскую деятельность по изучению имен прилагательных на уроках английского языка на базе МБОУ Лингвистической гимназии №6 г. Пензы.
Изучив научную литературу, посвященную английскому имени прилагательному, и проанализировав фактический материал, полученный на базе нашего эксперимента, мы пришли к ряду следующих выводов:
1. Имя прилагательное в английском языке играет особую роль и представляет научный и практический интерес. Поскольку современная грамматика определяет имя прилагательное как часть речи, описывающую свойство или признак объекта или субъекта, мы можем заключить, что оно является необходимым для изучения в средней общеобразовательной школе на уроках английского языка.
2. Классификация английских имён прилагательных может осуществляться по ряду признаков: по морфемной структуре, по денотативному значению, по способности образовывать степени сравнения и т.д. Важность обучения учащихся средней общеобразовательной школы этим особенностям английского имени прилагательного состоит в том, что это поможет им чётко ориентироваться в грамматических реалиях изучаемого иностранного языка и грамотно выражать свои мысли.
3. Словообразование английских имён прилагательных и формирование их грамматических категорий имеют древние исторические корни, однако принципы словообразования (как и образования степеней сравнения у имен прилагательных) актуальны по сей день. На сегодняшнем этапе развития английского языка наиболее распространённым способом словообразования является аффиксальный способ. Именно с ним учащиеся знакомятся в средних общеобразовательных школах на уроках английского языка.
4. Лингвостилистический подход к изучению английского имени прилагательного показывает, что английские имена прилагательные обладают не только коммуникативной функцией, но и экспрессивной. Обе эти функции имен прилагательных являются важными для изучения на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе, поскольку это способствует развитию сложной и насыщенной изобразительно - выразительными средствами речи у учащихся, помогая им строить более точные высказывания.
5. Среди множества приёмов и методик обучения иностранному языку (в частности, английскому) современные методисты выделяют проектную методику как одну из наиболее эффективных. Проектная методика имеет пятиступенчатую структуру, которой мы придерживались при проведении нашего эксперимента.
6. Эксперимент, проведенный на базе МБОУ Лингвистической гимназии №6 г. Пензы, показал положительные результаты в усвоении учащимися среднего звена (а именно 8 класса) английских имен прилагательных с помощью проектной методики. Соответственно, мы можем заключить, что данная методика является результативной при обучении иностранным языкам (в частности, английскому).
Таким образом, мы можем сделать общий вывод о том, что задачи, поставленные нами в начале исследования, решены в полном объеме, а цель достигнута. Также в ходе нашего исследования была подтверждена состоятельность выведенной нами гипотезы.
1. Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство Икар, 2009. 448 с.
2. Амосова Н.Н. Этимологические основы словарного состава современного английского языка. М., 2006. 218 с.
3. Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка. М.: Дрофа, 2000. 288 с.
4. Аракин В. Д. История английского языка. М.: Физматлит, 2003. 348 с.
5. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Иностр. яз. 3-е изд. М.: Просвещение, 1990. 300 с.
6. Бархударов Л.С. Структура простого предложения современного английского языка. М.: Высшая школа, 1975. 200 с.
7. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе // 2005. № 1. 35 с.
8. Верещагина И. Н., Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку. М.: Просвещение, 1998. 224 с.
9. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) // Под. ред. Г. А. Золотовой. 4-е изд. М.: Рус. яз., 2001. 720 с.
10. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1958. 462 с.
11. Иванова И.П., Бурлакова В.В., Почепцов Г.Г. Теоретическая грамматика современного английского языка. Москва, 1981. 285 с.
12. Ильиш Б.А. Современный английский язык. М.: Издательство литературы на английском языке, 1978. 347 с.
13. Каращук П.М. Аффиксальное словообразование. Изд-во Высшая школа, 1965. 173 с.
14. Каращук П.М. Словообразование английского языка. М., Высшая школа, 1977. 303 с.
15. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — М.: ИКЦ МарТ, 2005. 448 с...34