Введение 3
Глава 1.Понятие о физическом развитии детей дошкольного возраста 5
1.1. Физическое развитие его современные тенденции у дошкольников 5
1.2. Возрастные особенности и физическое развитие детей дошкольного
возраста 11
1.3. Показатели физического развития и методы их исследования 23
1.4. Взаимосвязь показателей заболеваемости и физического развития 27
Глава 2.Методика исследования физического развития детей как одного из критериев здоровья детей 35
2.1. Показатели и методы исследования физического развития детей 35
2.2. Диагностика физического состояния детей 5-6 лет на констатирующем
этапе 41
Глава З.Организация изучения взаимозависимости физического развития и заболеваемости детей дошкольного возраста 45
3.1. Контрольный этап: определение показателя степени риска заболеваний у
детей исследуемой группы 45
3.2. Рекомендации по снижению уровня заболеваемости детей
Дошкольников 53
Заключение 61
Список литературы 62
Приложения
Актуальность. Одним из важнейших показателей здоровья, особенно детского, является физическое развитие. Известно, что установление нормативов физического развития у детей на сравнительно долгий период весьма затруднительно, т.к. на физическое развитие индивида, популяции постоянно оказывают влияние комплекс социальных факторов, воспитание, изменение условий окружающей среды, уровень научно-технического прогресса, медицинское обслуживание.
Физическое развитие ребенка представляет собой процесс биологического созревания клеток и тканей, органов и всего организма в целом. Физическое развитие связано с функциональным и нервно-психическим развитием ребенка и представляет собой целостный процесс, который складывается из совокупности множества морфологических и функциональных в их динамике и взаимосвязи. При изучении физического развития, возможно выявить на ранних этапах различные нарушения и предотвратить их.
Проблема человеческого здоровья актуальна на всех этапах онтогенеза - от рождения и до последних дней жизни. Вопросы здоровья детского населения особенно актуальны в силу возрастных особенностей развития ребенка. Именно в период дошкольного возраста значительно меняется доминирующая роль генотипа в совершенствовании функциональных возможностей организма и возрастает роль двигательной активности [30].
По вопросе взаимообусловленности показателей физического развития и состояния здоровья детей высказывались многие авторы такие как П.Н.Башкиров , Г. Л. Апанасенко , В.Г.Властовский , В.Н.Кардашенко, Оберг, Л. Я. В.В.Шиба их мнения чрезвычайно разноречивы. Г. Л. Апанасенко, П.Н.Башкиров, В.Г.Властовский, указывают, что высокие соматометрические данные не всегда могут служить показателями хорошего здоровья. В то же время целый ряд авторов отмечают, плохое физическое развитие является первопричиной заболеваемости, определяя высокие ее уровни.
Разнообразие мнений по данному вопросу остаётся на сегодняшний день предметом пристального изучения как отечественных, так и зарубежных ученых, хотя при ближайшем рассмотрении всех этих материалов вырисовывается неоднородность методических подходов авторов к выявлению интересующей нас взаимосвязи. В одних случаях авторы предпочитают сопоставлять заболеваемость детей не с комплексной оценкой физического развития, а отдельно с длиной, массой и окружностью грудной клетки, которые сами по себе свидетельствуют лишь о величине отдельных размеров тела, но не об уровне физического развития ребенка как показателя здоровья. С другой стороны, комплексная оценка физического развития сопоставляется с отдельными формами острых или хронических заболева¬ний, а вывод делается в отношении его показательности как критерия здоровья. Всё выше сказанное говорит об актуальности выбранной темы.
Цель работы заключалась в изучении физического статуса детей дошкольного возраста взаимосвязь показателей физического развития и заболеваемости детей дошкольного возраста...
Физическое развитие — это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимозависимости от окружающих условий, характеризующая процесс созревания в каждый данный момент времени. В ряду показателей здоровья, физическое развитие рассматривается, наряду с индексом здоровья, в качестве его прямого интегрального показателя, отражающего взаимосвязь организма с окружающей его средой.
Здоровье ребёнка является критерием взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов. В дошкольном возрасте работа по сохранению здоровья
осуществляется совместно с родителями и воспитателями. Она включает в себя профилактику заболеваемости, травматизма, закаливания детей, соблюдение правил СанПина.
1. Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. и др. Проблемы здоровья детей и их физическое развитие // Здравоохранение РФ, 1999, №5, с. 17-21.
2. Апанасенко Г.Л., Мовчанюк В.Е. Некоторые актуальные проблемы профилактики // Сов. здравоохранение. — 1989.— № 11.
3. Баранов А.А. Здоровье российских детей // Педагогика. - 1999. - №8. - C. 41-44.
4. Башкиров П.Н. К вопросу об ускорении роста и возрастно-половой дифференцировки детей и подростков //Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. — 1967. — Т. 53. — Вып. II.
5. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Составители: О.В. Григорьева Р.М.Хаматова. Электронный ресурс.
6. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков.
- М., 1981. - 126 с.
7. Гигиена с основами экологии человека : учебник - Архангельский В.И. и др.; под ред. П.И. Мельниченко. 2010. - 752 с.: ил
8. Громбах С. М. Некоторые соображения об изучении здоровья детей и подростков с позиций гигиены: Материалы симп. по изучению состояния здоровья детей и подростков. — М., 1965. - С. 68-70.
9. Даньшова С.С. Медико_социальные и организационно управленческие аспекты оптимизации деятельности педиатрической службы территории (на примере Рязанской обл.) // Автореф. дисс. канд. мед. наук, 2001. - 33с.
10. Детская спортивная медицина / С.Б.Тихвинский, С.В.Хрущев М.: Медицина, 1991. - 560с.
11. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. — М.: Академия, 2002. -176с.
12. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология : Учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений физ. культуры / Ю. А. Ермолаев . - Москва : СпортАкадемПресс, 2001 . - 443 с.
13. Кабанов, А. Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста / А. Н. Кабанов, А. П. Чабовская. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 1975. - 270 с.
14. Кардашенко В.Н., Суханова Н.Н. К вопросу о физическом развитии и состоянии здоровья детей дошкольного возраста //Советское здравоохранение. — 1990. — № 1. — С. 55,56.
15. Кравченко И.А. Заболеваемость детей дошкольного возраста, по данным выборочного исследования // Детская больница. — 2012. — № 2. — С. 6-8...34