Введение 3
Глава 1. Психологические факторы развития невротических расстройств в детском и подростковом возрасте 9
1.1. Генезис представлений о невротических расстройствах в детском и
младшем подростковом возрасте 9
Выводы из первой главы 38
Глава 2. Описание экспериментальной работы по изучение и коррекции психологических особенностей младших подростков с невротическими отклонениями 40
2.1. Объект и методы экспериментального исследования 40
2.1. Описание результатов исследования 41
2.3. Обсуждение полученных данных 51
Выводы из второй главы 66
Глава 3. Особенности психологической коррекции младших подростков с невротическими отклонениями 68
Выводы из третьей главы 74
Заключение 76
Список используемых источников 80
Приложение 83
В настоящее время актуальность проблемы предупреждения и коррекции невротических расстройств у детей и подростков существенно возрастает. Экономические трудности, неблагоприятная криминальная обстановка, ритм современной жизни нередко вызывает психосоциальные стрессы, которым подвергается каждая семья и особенно дети. В связи с этим возрастает число невротических расстройств у детей и подростков, протекающих с нарушениями психической адаптации.
Установлено, что более 60% всех заболеваний центральной нервной и периферической нервной системы у детей происходят из перинатального периода, в дальнейшем протекая с различными отклонениями психической адаптации, приводя в большинстве случаев к развитию различных форм невротических реакций, таких как: повышенная возбудимость, страхи, нетерпеливость, раздражительность, астения, нерешительность, неуравновешенность, частые смены настроения, слезливость и др.
Начало проявления невроза чаще всего отмечается, начиная с дошкольного возраста до 7-9 лет. Невротическое состояние развертывается преимущественно постепенно в результате нарастающего влияния актуальных психотравмирующих ситуаций, прежде всего, семейного происхождения. Нередко отклонения психической адаптации формируются на фоне психологического кризиса, который вызывается столкновением личности с непреодолимым в настоящее время препятствием на пути удовлетворения ее жизненных важнейших целей, ведущим к нарушению адаптации в социальной среде, острому состоянию, характеризующемуся эмоциональным напряжением, тревогой, растерянностью, дезорганизацией познавательной активности и поведения. Один из таких кризисов относится к младшим подросткам 10-11 лет Эмоциональные и психологические изменения в этом возрасте происходят на фоне намечающейся гормональной перестройки: ребенок стоит на пороге переходного возраста, вступает в предпубертатный период. Для него характерна эмоциональная неустойчивость, когда настроение может резко меняться даже без видимых на то причин от возбужденного до подавленного вплоть до навязчивых состояний. Такие состояния могут возникать обычно под воздействием какой-либо психотравмирующей ситуации, но иногда могут проявляться как заострение черт сенситивной и психастенической акцентуации. Содержание страхов зависит от возраста: если, например, у дошкольников преобладает страх темноты, одиночества, собак и т. д., то у младших подростков, прежде всего - тревога, связанная с ситуациями общения. В частности, если подросток неуверен в себе, то достаточно однократной незначительной ситуации конфликта с окружаюшими, чтобы возник страх общения (страх собственной речи, публичных выступлений и т.д.). Подросток начинает избегать ситуаций общения со сверстниками, а затем и со взрослыми, ведет себя скованно, напряженно и убеждается по реакции окружающих, что он «действительно не такой как все», что «все его осуждают». Без соответствующей психологической поддержки это в перспективе может еще больше усиливать его невротическое состояние.
Несмотря на то, что к настоящему времени проведено достаточное количество психологических исследований среди больных детского возраста (Вейн А. М. и другие, 1991; Камянов И. М.,1989, Ковалев В.В., 1995 и др.), результаты которых указывают на ведущую роль эмоциональных расстройств в генезе психосоматических и психоневрологических (функциональных) нарушений, подавляющее большинство детей и подростков с такими расстройствами наблюдаются, в лучшем случае, у невропатологов, получая, в основном, только симптоматическое лечение.
Сказанное диктует целесообразность разработки специальных комплексных мер по оказанию психологической помощи младшим подросткам с невротическими отклонениями, основное место в которой занимает психокоррекция. Как показывает мировой опыт, специальная психологическая реабилитация детей и подростков с нервно-психическими отклонениями способствует повышению уровня социальной адаптации, способности противостояния кризисам, снижению личностной тревожности, стабилизации эмоционального состояния и эффективному налаживанию межличностных коммуникаций. Всеми вышеизложенными обстоятельствами обусловлена актуальность предлагаемого исследования и выбор возрастного диапазона испытуемых.
Целью настоящего исследования явилось выявление характера и причин психологической дезадаптации младших подростков с невротическими отклонениями и разработка коррекционной программы для них...
Младший подростковый возраст 10-12 лет является своего рода транзиторным и представляет собой период перехода от финальной стадии второго детства (преимущественно мальчики) к дебютной стадии пубертата (преимущественно девочки). Именно в этом возрасте фактически во всех органах и системах развивающегося организма несинхронно интенсифицируются перестроечные процессы, нарушающие эффективность относительно устойчивой ранее системы адаптации. Подобный сценарий развития предполагает соответствующие изменения в ключевых механизмах, обеспечивающих адаптационный потенциал подростков в изменившихся условиях функционирования организма и свидетельствует о потенциальном наличии в этом возрасте достаточно широкого круга психотравмирующих факторов, относящихся как к младшим школьникам, так и к подросткам. Их воздействие может привести и зачастую приводит к невротическим отклонениям у младших подростков, которые, в свою очередь, несут в себе опасность невротического развития личности ребенка.
Чтобы указанные выше факторы привели к невротическим расстройствам и к неврозам, необходимы определенные внутренние и внешние условия. К внутренним условиям, способствующим возникновению невротического способа реагирования у подростков, следует отнести акцентуированные и патологические черты характера, отягощенность детской невропатией, соматическую ослабленность вследствие перенесения «цепочки» инфекций или манифестации соматической болезни, возрастной фактор, способствующий общему неспецифическому повышению ранимости нервно-психической сферы в переходе от периода детства к подростковому периоду. Общеизвестно, что чаще случаются нервные срывы у ослабленных, инфантильных, тревожных подростков.
К факторам внешних условий, приводящих к развитию невротических реакций, неврозов и сопровождающих их форм поведения, относятся, в первую очередь, неблагоприятный семейный климат, учебная перегрузка, несложившиеся взаимоотношения в коллективе сверстников с положением подростка в роли одиночки, несоответствие типа школы уровню способностей ребенка. Все эти факторы должны вызывать к себе самое пристальное внимание педагогов и психологов, поскольку они указывают на неблагополучие условий, в которых функционирует и развивается ребенок, на просчеты в семейном воспитании и организации учебной деятельности.
В целом изучение психологической литературы показывает, что невротические отклонения, выступают как самостоятельная единица, имеющая в основе специфические эмоциональные и поведенческие реакции. При этом негармоничное семейное воспитание в значительной степени негативно влияет на формирование личности младших подростков детей...
1. Активные методы в работе школьного психолога: Сборник научных трудов / Отв. ред. И.В. Дубровина. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. - 165 с.
2. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И. Методические рекомендации по организации групповой работы. - М., 2000. - 68 с.
3. Альманах психологических тестов. - М., 1996.- C. 206-217.
4. Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков. - М.,1997. - 198 с.
5. Баркан А.И. Его Величество Ребенок. Какой он есть. - М., 1996. - 368 с.
6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М., 1991. - 176 с.
7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 438 с.
9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М., 1990. - 144 с.
10. Бурлачук В.М., Морозов С.М. Словарь-справочник по
психодиагностике. - СПб.: Питер, 2006. - 351 с.
11. Бурлинская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М., 1990. - 136 с.
12. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М., 1992. - 255 с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - Т. 4-5. - М., 1983. - 433 с.
14. Гарбузов В.И. Нервные дети. - Л., 1990. - 173 с.
15. Годфруа Ж. Что такое психология. Том 2 / Пер. с франц. - М.: Мир, 1983.- 496 с...46