ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ТУВИНЦЕВ ИСТОРИЯ И ВИДЫ 7
1.1. История развития традиционного женского костюма тувинцев 7
1.2. Разновидности одежды тувинцев 15
1.3. Традиционный женский костюм 37
ГЛАВА 2 . ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ЖЕНСКОГО КОСТЮМА ТУВИНЦЕВ 42
2.1. Технология изготовления традиционного женского костюма 42
2.2. Эскизный проект традиционного женского костюма 46
2.3. Инструменты и материалы 57
ГЛАВА 3 . РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ 60
3.1. Внеклассное занятие на тему: «Традиционный женский костюм
и технология изготовления» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ? 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Девушка и мальчик в традиционных костюмах и
головных уборах «довурзак» 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 . Лама в традиционном женском костюме тувинцев 75
Этнический костюм народов Азии формировался на протяжении последних тысячелетий и представлял собой стилистически и функционально завершенные комплексы, состоящие из одежды, обуви и украшений.
Наиболее авторитетные антропологи считают Южную Сибирь и Центральную Азию прародиной двух крупнейших рас европеоидной и монголоидной. С древнейших времен происходило смешение и формирование самостоятельных расовых типов. Понятие «Тува, тувинцы» в антропологическом и этнокультурном смысле является более сложным, чем некоторые более монолитные и однородные этносы. В состав тувинского народа вошли более 30 родов и племен [6, 9, 10].
По результатам сравнительно-сопоставительного изучения национальной одежды народов Азии оказалось, что они удивительно близки. Взаимопроникают и дополняют друг друга, представляя собой некое сбалансированное единство, где каждый костюм следует рассматривать не по отдельности, а в тесной взаимосвязи с духовной и традиционной культурами. Культура каждого этноса складывалась веками. Отражение мировоззрения, эстетики и характера народа можно найти в его костюме. Именно поэтому для создания современной одежды мы обращаемся к народному опыту - традициям национального костюма дореволюционного периода [1,9, 11].
Актуальность в коллекциях мировых дизайнеров в настоящее время все чаще присутствуют этнические мотивы народов Азии, которые представляют интерес элементами кроя, цвета, орнамента. Рост влияния элементов народного костюма на развитие формообразования и дизайна современной одежды является общей тенденцией, характерной для большинства стран с развитой индустрией моды.
Территория, на которой в последние века жили тувинцы - урянхайцы, была защищенной со всех сторон высокими горами Саянских хребтов.
Сегодня Тува - уникальный край, богатый материальными и духовными памятниками культуры. Одним из уникальных памятников самобытной культуры маленького народа является тувинский национальный костюм. В ходе длительного исторического пути сформировался богатый и красивый, удобный национальный костюм,свое значение до наших дней.
На сегодняшний день тувинский национальный костюм недостаточно хорошо изучен, имеется необходимость в изучении технологии изготовления костюма. Наша республика не может представить достойную коллекцию традиционной одежды ни в музейных экспонатах, ни в частных экспозициях. Назрела необходимость переоценки отношения к культурному и историческому достоянию материальной культуры тувинского народа.
В данной работе сделана попытка исследования этой проблемы, которая
может иметь практическую ценность для учителей технологии.национального костюма является неотъемлемой частью культуры народа.
Очень важно, чтобы наш национальный костюм сохранился в таком виде, в каком был несколько столетий назад. Для этого необходимо изучить,научное обоснование сохранения духовной и материальной культуры тусиецев.
Смена приоритетов и целей образования, авторитаризма, жестко централизованной модели школьного управления, происходящие в течение последних лет, вызвали необходимость поисков как нового научного подхода к содержанию образования, так и новых аспектов методического обеспечения обучения и воспитания.
Особо остро эта проблема стоит перед национальной школой. Главная цель и задача национальной школы - воспитать и обучить ребенка на основе обычаев и традиций своего народа, в среде родного языка, с одновременным включением его в систему общекультурных и нравственных ценностей.
Включение национально - регионального компонента в процесс обучения способствует развитию интереса к своей культуре, декоративно -
Необходимо через традиции наших предков, через костюм прививать подрастающему поколению национальный дух, который поможет тувинцам возродить наиболее важную часть культуры - духовную, которая неизбежно выражается через материальный мир.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение и проектирование традиционного женского костюма тувинцев.
Объект исследования: традиционный женский костюм тувинцев его материальная культура тувинского народа.
Предмет исследования: возрождения и технология изготовления традиционного женского костюма. ч
Гипотеза: возрождение, сохранение и изучение традиционного женского костюма тувинцев, интерес к традиционным технологиям, развитие творческих способностей, формирование уважительного отношения к истории и мировоззрению предков.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Анализ теоретической и методической литературы по данной теме.
2. Проектирование традиционного женского костюма.
3. Изготовление традиционного женского костюма.
4. Разработка внеклассного занятия по технологии «Традиционный женский костюм и технология изготовления ».
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются научные труды М.О. Сиянбиль, С.И. Вайнштейна, В.П. Дьяконова, АЛ. Потапова, JI.B. Гребнева [13, 26, 50,54].
Практическая ценность: работа представляет ценность для художников-дизайнеров, преподавателей технологии общеобразовательных
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы по данной теме,
- метод проектирования,
- сбор информации и обмен опытом,
- наблюдение.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, трех глав, заключение, библиографического списка, два приложения.
В первой главе рассмотрены вопрос возрождения и историческая хронология традиционного женского костюма. Изучены разновидности одежды тувинцев, которая нам дали проанализировать традиционный женский костюм тувинцев.
Во второй главе нами изучены технология изготовления традиционного женского костюма тувинцев и предложен эскизный проект традиционного костюма на основании изученных нами в первой главе первоисточниками.
В третьей главе нами разработан и предложен внеклассное занятие на тему: «Традиционный женский костюм тувинцев и технология изготовления».
В заключении обобщены результаты исследования по данной теме.
Данная работа была посвящена теме «Технология изготовления традиционного женского костюма тувинцев, для методического обеспечения внеклассных занятий по технологии в общеобразовательных школах».
Нами был сделан анализ научно-методической литературы, собран большой теоретический материал по теме. Была изучена история, символика тувинского традиционного костюма.
Тувинский национальный костюм менялся и развивался на протяжении многих веков. Заметные изменения претерпел в годы ига маньчжурской династии, и в таком виде сохранился до наших дней. Тувинский национальный костюм являлся своеобразным портретом носителя и определял его место в роду и обществе, о чем свидетельствовали детали, цвет, то есть разнообразные символы, обладающие сакральной силой, внушающей владельцу чувства уверенности и неуязвимости, силы и мужества в различных жизненных ситуациях и на всех возрастных этапах жизни.
Среди символов, использовавшихся в национальной одежде тувинцев, можно выделить систему символов цвета и систему буддийских знаков.
Самыми нарядными считались одежды из красной ткани. Черный цвет применялся, как правило, для обогащения и усиления звучания основных тонов. Самые распространенные цвета - белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, коричневый. Они выражают характеристику явлений, предметов, людей, эмоциональное состояние, нравственные категории, геосимволику.
Нами была сделана работа по исследованию традиционного национального женского костюма тувинцев. Нужно отметить, что костюм состоял из халата и из головного убора.
Сочетание всех деталей женского костюма: цветовая гамма, мягкая текстура материала, линии, подчеркивающие женственность, женский головной убор и пояс.
На сегодняшний день в нашей республике немного людей заинтересованных в развитии и пропаганде идеи тувинского национального костюма.
Время идет, и сфера тувинского дизайна требует вливания новых молодых талантов. Назрела проблема выявления, воспитания последующего поколения, которое продолжит и разовьет дело, начатое первыми мастерами. Они должны бережно передать наследие костюма своим продолжателям, направить их, привить все тонкости и нюансы народного искусства.
Идея развития национального костюма актуальна, хороша, но она не может найти своего реального воплощения без финансовой и моральной поддержки со стороны правительства, оно в первую очередь должно быть заинтересовано в этом. Это выгодно для популяризации нашей культуры за пределами республики и развития туризма.
Надо заинтересовать народ, заразить его идеей национального костюма, зажечь желание. Тувинский народ должен заново научиться, с гордостью носить национальный костюм.
В данной работе спроектирован традиционный костюм тувинцев. Был разработан эскиз традиционного национального женского костюма тувинцев, сделан выбор модели, который соответствует всем требованиям к предъявляемому костюму. Построен чертеж конструкции халата и головного убора. Сделана раскладка лекал на ткани, раскрой изделия. Разработаны технологическая последовательность, технический рисунок и поузловая обработка национального костюма тувинцев..
Конструкция халата проста, целесообразна, удобна, комфортна.
Была применена унифицированная технология при соединении воротника с изделием и соединение подклада с изделием.Нами были изучены особенности этнического направления в моде, выявлено, что это новое направление способствует развитию и сохранению духовной и материальной культуры не только тувинцев, но и других этносов, через традиции и костюм прививает подрастающему поколению национальный дух. В качестве практического приложения дипломной работы приведены фотографии и эскиз женского костюма тувинцев.
Включение национально - регионального компонента в программу обучения технологии способствует развитию интереса к своей культуре, декоративно-прикладному искусству, овладению технологической грамотностью, формированию национального самосознания. Воспитывает всесторонне развитую личность, этическое чувство бережного отношения к опыту старшего поколения.
Необходимо через традиции наших предков, через костюм прививать подрастающему поколению национальный дух, который поможет тувинцам возродить наиболее важную часть культуры - духовную, которая неизбежно выражается через материальный мир.
Поэтому, нами сделана разработка внеклассного занятия на тему: «Знакомство с тувинским национальным костюмом и технология изготовления»
В данной дипломной работе проведена большая практическая работа, в результате чего, цели и задачи исследования достигнуты.
1. Конституция РФ: принята на референдуме Российской Федерации 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Новосибирск: Норматика, 2014. - 128. (Кодексы. Законы. Нормы). Федеральный закон от 29. 12. 2012 N 273-Ф3 (ред. От 31. 12. 2014, с изм. От 02. 05. 2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с 31.03. 2015) (29 декабря 2012).
3. №124 - ФЗ. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ 24 июля 1998г (в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 № 326 - ФЗ) закон об основных прав ребенка где предусматривается охрана труда техники безопасности.
4. Абдулина О.А. Педагогическая подготовка учителя. - М., 1990.
5. Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. - М., 1987.
6. Академия наук СССР. Труды тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции. Ленинград., 1957-1958.
7. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.; Л., 1950.-Т. 1.
8. Борисова С.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество. - М 1983.
9. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. - 223 - 224 с.
10. Вайнштейн С.И. Тувинцы - тоджинцы. - М.; 1961.
11. Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии - М.; 1980.
12. Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. Проблема кочевого хозяйства. - М.; 1972.
13. Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. - М.: Наука, 1974.
14. Вайнштейн С. И. Проблема происхождения и формирования хозяйственно-культурного типа кочевых скотоводов умеренного пояса Евразии. - М., 1973;
15. Введение в специальность /под редакцией Л. Рувинского. - М.,1988.
16. Воспитательная система школы: проблемы управления (очерки программатической теории). - М., 1977.
17. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана,- М.; 1981.
18. Газета «ПРАВДА» Сакральный смысл одежды тувинцев. Светлана Донгак. 17 августа 2013.
19. Газета «Тыванын аныяктары» Тыва тонну канчаан даараарыл? Р. Куулар. 3-ку арын, 1988 чылдын февраль 4.
20. Газета «Эдегей» № 1; от 11 мая 2010.
21. Газета «Эдегей» № 2; от 11 июля 2010.
22. Газета «Танцевальный Клондайк» № 4 от 2 апреля 2003 г. «Третья Международная церемония вручения премий лучшим хореографическим коллективам» стр. 1 -3.
23. Детский планетарный журнал «Фонарик» Спец. выпуск 2001 года.
24. Дэвлет М.А.. «Петроглифы на кочевой тропе». - М.; 1982.
25. Дэвтлет М.А. Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды - Мозага).ч
М.: Памятники исторической мысли, 1998. - 287с.
26. Дьяконова В. Б. Материалы об одежде тувинцев. Ленинград, 1960. - Т. 1.
27. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М.,1989.
28. Журнал «Урянхай» № 4 октябрь 2005 года.
29. Зеленчук B.C. Молдавский национальный костюм. Кишинев, 1985.
30. Игнатович А. «Башкирская бурзянская область» - СПб,1863.
31. Изучение личности школьника учителем / под редакцией Васильевой В.П и др. - М.,1991.
32. Казахская национальная одежда. Алма - Ата, 1976.
33. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. «Одежда народов СССР» М., «Планета», 1990. - 223с.
34. Кондрашенков А.Ц.Труд и талант учителя. - М., 1989.
35. Кон Ф. Экспедиция в Сойотию. - М., 1934.
36. Кокеткин П.П. Одежда: технология-техника, процессы - качество [Текст]: Справочник / П.П. Кокеткин.- М.: МГУДТ.- 2001.- 560с.
37. Кенин-Лопсан М. Б. Тувинские традиции: Книга вторая. Священные традиции тувинского народа. - Кызыл, 1999.
38. Круковский М.А. «Южный Урал» - Москва, 1909.
39. Львова Ю.А. Творческая лаборатория учителя. - М., 1992.
40. Маннай-оол М. X. Тува в эпоху феодализма. - Кызыл. С. 240.
41. Магомедов А. М. Традиции кавказских горцев. Духовно-нравственное воспитание. - Махачкала, 1999. - С. 159-166.
42. Мошков В. А. Мелодии оренбургских и ногайских татар. Введение. Этнографические данные о ногайских и оренбургских татарах // Известия Общества археологии, истории и этнографии. - Казань, 1894. - Т. XII. - Вып. 6. - С. 32-43.
43. Народный учитель. - М., 1981.
44. Небольсин П. «Рассказы прохожего» - СПб.; 1854.
45. Новая редакция Закона Российской федерации «Об образовании» // Вестник образования, 1996, №3.
46. Одежда народов Средней Азии. М.; 1982.
47. Проф. Соммье «О башкирах» - Екатеринбург.
48. Педагогика / под редакцией Пидкасистого П.И. - М., 1996.
49. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.
50. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. - М., 1969.
51. Руденко С.И. «Башкиры» - СПб,1925.
52. Сат Л. Ш. Культура тувинцев: традиция и современность. Кызыл., 1989/под редакцией Ю, Л. Аранчына/ глава «Традиционная верхняя одежда».
53. Сазонов и др. Профессиональные ориентации учащихся. - М.,1988.
54. Сиянбиль М., Сиянбиль А.. Традиционный тувинский костюм (История, Символика). - Кызыл. - Типография Госкомитета по печати и массовой информации РТ. - 2000. - 72 с.
55. Справочник по техническому труду / Под ред. А.Н. Ростовцева и др. - М. Просвещение, 199б.-281с.
56. Степкова В.В. Методическое пособие по черчению. Графические работы: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001.^^391с.
57. Сумба О. Хендир-биле дижи оокту кылыры // Башкы. - 2006. - №2 -74с.
58. Сухарева О.А. История среднеазиатского костюма. Самарканд (2 - ая пол. XIX - нач. XX вв) М.; 1982.
59. Татаринцев Б. И. Этимологический словарь тувинского языка. - Новосибирск, 2000.
60. Торошилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. - М.: Искусство, 1989,- 141с.
61. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. - Новосибирск, 1988. - С. 133.
62. Труханова А, Т, Амирова Э. К, Саккулин Б. С. Технология швейного производства [Текст]: Учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений / Саккулин Б. С.- М: Академия, - 2004-.’
63. Труханова А.Т. Технология женской и детской легкой одежды. [Текст]: Учеб. для проф.учеб. заведений./ А.Т. Труханова.- 2-е изд., стер. - М.: Высшая школа, 2000.
64. Труханова, А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды [Текст]: Учеб. пособие для учащихся проф.учеб. заведений. / А.Т. Труханова. М.: Высшая школа,2000.
65. Тыва дылдын тайылбыр словары. 1 том. А - Й. / Под ред. Д. А. Монгуша. Новосибирск: Наука, 2003.-194с.
66. Урянхай. Тыва дептер. Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае - Танну - Туве; в 7 т. T.I: Древние племена Тувы и сопредельных территорий Центральной Азии ( II тысячелетие до н.э. - конец XX в.) / составитель С.К.Шойгу, - М.:Слово/ Slovo, 2007. - 592 с.: ил.; 23,5 см - ISBN 978 - 5 - 850505 - 921 - 7 (т.1) (в пер).
67. Чап Ч.М., Болгум-оол А.Т. Тыва угулзалар, хээлер.-Кызыл: Ю.Ш. Кюнзегеш аттыг Тыв. НУЧ, 2008.-60 ар.
68. Шитова С.Н. «Башкирская национальная одежда» - Уфа, 1995.
69. Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает. - М., 1891.
70. Эмзимаа Хулеровна Намзал. Выделка шкур и мехов, Кызыл: Издательско-полиграфический комплекс «Эне-созу», 1998.-52с.
71. Юрта - традиционное жилище кочевых народов Азии: Кызыл, «Билиг», 2004.-80с.