Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение показателей готовности к школе у детей с нарушениями речевого развития

Работа №158265

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 6
1.1. Общая характеристика дошкольного возраста 6
1.2. Особенности развития личности детей дошкольного возраста 14
1.3. Особенности развития познавательных процессов детей дошкольного
возраста 28
1.4. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста 34
1.5. Типы речевых нарушений детей дошкольного возраста 41
1.6. Компоненты психологической готовности к обучению в школе 55
Выводы по Главе 1 60
Глава 2. Эмпирическое исследование показателей готовности к школе у дошкольников с нарушением речевого развития 64
2.1. Описание процедуры и методов исследования показателей готовности
к школе у дошкольников с нарушением речевого развития 64
2.2. Анализ результатов исследования готовности к школе детей
дошкольного возраста 68
Выводы 85
Заключение 87
Список используемых источников 89

Важнейшим компонентом психического развития ребенка дошкольного возраста является его психологическая готовность к школьному обучению. Под психологической готовностью ребенка к школьному обучению понимается такая система психического развития, которая формируется к старшему дошкольному возрасту и включает в себя особые способности и свойства, обеспечивающие возможность освоения им учебной деятельности в условии окружения группы сверстников.
Школьное обучение требует определенного уровня психологической готовности как у нормально развивающихся детей, так и у детей с ограниченными возможностями здоровья, переход из дошкольного учреждения в начальную школу для которых сопровождается рядом трудностей. Одной из таких категорий являются дети с нарушением речевого развития, для которых налаживание контактов с окружающим миром затруднено.
Для детей с общим или фонетико-фонематическим недоразвитием речи, как правило, характерны сохранный слух и первично сохранный интеллект, однако нарушения в речевом развитии накладывают отпечаток и на их психическое развитие, что затрудняет процесс адаптации к новым условиям и установлению контактов со сверстниками. Нарушено у них и формирование навыков саморегуляции и самоконтроля, особенно при сложных формах нарушения речи.
По наблюдениям Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой в основном дети с речевой патологией поступают в общеобразовательную школу и с каждым годом их число только увеличивается. Однако их обучение вместе с нормально развивающимися сверстниками сопровождается рядом трудностей [29, с.206].
Актуальность выбора указанной проблематики подтверждается тем фактом, что в последнее время произошли серьезные изменения в структуре начального образования: разработаны новые программы, внесены коррективы в сами методы и приемы работы на уроке, отсюда следует и то, что требования, предъявляемые к социально-психологической готовности детей, идущих в первый класс, становятся все более высокими.
Подготовка детей к школьному обучению является задачей многогранной и охватывающей все сферы жизни ребенка. Одним из важнейших ее аспектов выступает психологическая готовность к школе, в особенности это касается детей с различными патологиями, в том числе и детей с нарушениями в речевом развитии. У таких детей наблюдается снижение учебных возможностей и работоспособности в целом, они быстро утомляются, что приводит к чрезмерному напряжению ведущих функциональных систем, а адаптационные возможности организма значительно снижаются [11, с.37]. Все это ведет к затруднениям процесса адаптации ребенка к школьным условиям, распорядкам и правилам. От решения задачи подготовки детей к школьному обучения зависит разработка программ обучения и воспитания детей, способствующих полноценному усвоению системы знаний детьми с нарушениями в развитии, в том числе и детьми с речевыми патологиями.
Целью нашего исследования является выявление особенностей готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста для использования диагностических данных в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушением речи...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена исследованию готовности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития к школьному обучению.
Можно сказать, что в работе были реализованы все задачи и достигнуты все поставленные цели.
В первой главе на основании теоретического анализа психолого - педагогической, логопедической и специальной литературы был сделан вывод о том, что речевое развитие ребенка существенным образом сказывается на готовности ребенка к школе. Подобного рода нарушения могут оказать влияние на дальнейшем усвоении навыков чтения и письма, а так, как данные навыки являются межпредметными, проблемы с ними могут повлиять и на общую успеваемость ребенка.
Однако помимо познавательной сферы, к компонентам школьной готовности так же относятся: внутренняя позиция школьника, личностная сфера и сфера деятельности и общения.
Во второй главе мы описали диагностическую работу, которая включала в себя исследование готовности к школьному обучению старших дошкольников с нарушением речевого развития и сравнительный анализ данных показателей с показателями готовности к школе детей с нормой речевого развития. В исследовании приняли участие 35 человек: 22 ребенка с нарушением речи (с ФФН 10 человек и с ОНР 12 человек), 13 дошкольников с нормой речевого развития.
Цель первого этапа работы заключалась в выявлении уровня готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития. Нами была использована методика, разработанная А.Л. Венгером и С.А. Бугрименко, включающая девять субтестов.
Полученные данные в ходе исследования показали, что дошкольники с нормой речевого развития готовы к школьному обучению. У них было выявлено только нарушение понимания сложных грамматических конструкций...



1. Алексеева Л.Ю. Значение продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч. -практ. конф/ редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 176¬178.
2. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: Формирование грамматического строя речи //Дошкольное воспитание. - 1993. - №9. - С. 58¬65.
3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте /Дошкольное воспитание. - 2006. - 608 с.
4. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого - педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 208 с.
5. Дубова. И.А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И.А. Дубова. - Текст: непосредственный, электронный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. - С. 38-40. - URL: https://moluch.ru/conf7ped/archive/212/11891/
6. Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей //Дошкольное воспитание. - 1993. - №8. - С. 46-51.
7. Дюжакова М.В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника / М.В. Дюжакова, О.И. Лавлинская, А. В. Коломеец // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - С. 580-583.
8. Елагина М.С. Роль оценки взрослого в развитии детей // Дошкольное воспитание. - 1988. - №9. - С. 71-76.
9. Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.,1995. - С. 112-122.
10. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология: электрон. учеб. 2016. - 276 с.
11. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.,1985. - 207с.
12. Кириллова Г.О. воображении детей младшего дошкольного возраста в игре // Дошкольное воспитание. - 1973. - №12. - С. 35-40.
13. Кириллова Е.А. История становления системы инклюзивного образования в Российской Федерации // Инклюзивное профессиональное образование: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 21-22 нояб. 2014 г.) / отв. ред. М.В. Овчинников. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. - С. 190-192.
14. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 1973. - 122с.
15. Короткова И.А. Современные исследования детской игры // Вопросы психологии. - 1985. - №2. - С. 163-167...35



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ