ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие о геометрической фигуре 5
1.2. Особенности восприятия и освоения детьми дошкольного возраста
формы предметов и геометрических фигур 12
1.3. Содержание и методика формирования представлений о
геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТУ 29
2.1. Констатирующий этап эксперимента 29
2.2. Формирующий этап эксперимента 42
2.3. Контрольный этап эксперимента 42
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие о геометрической фигуре 5
1.2. Особенности восприятия и освоения детьми дошкольного возраста
формы предметов и геометрических фигур 12
1.3. Содержание и методика формирования представлений о
геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТУ 29
2.1. Констатирующий этап эксперимента 29
2.2. Формирующий этап эксперимента 42
2.3. Контрольный этап эксперимента 42
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Актуальность. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [21, с. 4].
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают теоретические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.
В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах [31, с. 85].
Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры, т.е. точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином.
Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие [3, с. 9]. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить формирование представлений о геометрических фигурах у детей 4-5 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность условий формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста будет протекать более успешнее, если:
- проводить непосредственную образовательную деятельность по программе «Ступеньки»;
- использовать рабочую тетрадь «Игралочка» часть 2;
- создана развивающая предметно-пространственная среда.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, математическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности представлений о
геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
3. Проверить опытно-педагогической работой эффективность формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются: психолого-педагогические исследования восприятия формы дошкольников (Б.Г. Ананьев, Ж. Пиаже, А.А. Люблинская, С.Н. Шабалин. В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.), труды педагогов-методистов в области математического образования дошкольников (Л.Б. Баряева, А.В. Белошистая, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Е.С. Демина, М. Монтессори, А.А. Столяр, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель, Е.И. Щербакова, З.А. Михайлова, Л.С. Метлина и др.)
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы для определения теоретических основ и практических направлений исследования;
- эмпирические методы исследования: педагогические наблюдения за процессом развития элементарных математических представлений, изучение опыта воспитателей, анализ методических пособий, констатирующий и формирующий эксперимент.
База исследования. Опытно-педагогическая работа проходил на базе МБДОУ комбинированного вида «Детский сад №4» г. Кызыла в средней группе.
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают теоретические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.
В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах [31, с. 85].
Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры, т.е. точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином.
Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие [3, с. 9]. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить формирование представлений о геометрических фигурах у детей 4-5 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность условий формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста будет протекать более успешнее, если:
- проводить непосредственную образовательную деятельность по программе «Ступеньки»;
- использовать рабочую тетрадь «Игралочка» часть 2;
- создана развивающая предметно-пространственная среда.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, математическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности представлений о
геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
3. Проверить опытно-педагогической работой эффективность формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются: психолого-педагогические исследования восприятия формы дошкольников (Б.Г. Ананьев, Ж. Пиаже, А.А. Люблинская, С.Н. Шабалин. В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.), труды педагогов-методистов в области математического образования дошкольников (Л.Б. Баряева, А.В. Белошистая, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Е.С. Демина, М. Монтессори, А.А. Столяр, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель, Е.И. Щербакова, З.А. Михайлова, Л.С. Метлина и др.)
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы для определения теоретических основ и практических направлений исследования;
- эмпирические методы исследования: педагогические наблюдения за процессом развития элементарных математических представлений, изучение опыта воспитателей, анализ методических пособий, констатирующий и формирующий эксперимент.
База исследования. Опытно-педагогическая работа проходил на базе МБДОУ комбинированного вида «Детский сад №4» г. Кызыла в средней группе.
Анализ педагогической, психологической, методической литературы выявил, что огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. При этом даются рекомендации, что полноценное формирование представлений о геометрических фигурах возможно будет эффективнее, если использовать на занятиях рабочие тетради, как дополнительное средство.
2. После проведения диагностики по уровню сформированности представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста, (сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов), показало, что после формирующего этапа эксперимента, а именно, проведение непосредственной образовательной деятельности (Квадрат. Прямоугольник. Овал. Цилиндр. Куб) и выполнение детьми заданий для закрепления полученных знаний повысило уровень сформированности представлений о геометрических фигурах у детей среднего возраста.
3. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что разработанная нами ход работы по формированию представлений о геометрических фигурах детей средней группы на основе использования рабочих тетрадей способствовала повышению уровня сформированности представлений о геометрических фигурах детей, что подтвердило нашу гипотезу.
4. Создана развивающая предметно-пространственная среда: гибкое зонирование пространства на зоны для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности [20, с. 04]:
- для сюжетню-ролевые и режиссерских игр освоение социальные ролей и профессий и пр.);
- для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
- для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
- для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
- для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
- для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
- для отдыха (уединение, общение и пр.).
Все элементы развивающей предметно-пространственной среды имеют единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.
Таким образом, сформулированные задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
2. После проведения диагностики по уровню сформированности представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста, (сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов), показало, что после формирующего этапа эксперимента, а именно, проведение непосредственной образовательной деятельности (Квадрат. Прямоугольник. Овал. Цилиндр. Куб) и выполнение детьми заданий для закрепления полученных знаний повысило уровень сформированности представлений о геометрических фигурах у детей среднего возраста.
3. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что разработанная нами ход работы по формированию представлений о геометрических фигурах детей средней группы на основе использования рабочих тетрадей способствовала повышению уровня сформированности представлений о геометрических фигурах детей, что подтвердило нашу гипотезу.
4. Создана развивающая предметно-пространственная среда: гибкое зонирование пространства на зоны для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности [20, с. 04]:
- для сюжетню-ролевые и режиссерских игр освоение социальные ролей и профессий и пр.);
- для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
- для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
- для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
- для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
- для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
- для отдыха (уединение, общение и пр.).
Все элементы развивающей предметно-пространственной среды имеют единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.
Таким образом, сформулированные задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Лэпбук как средство формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4 – 5 лет (Новосибирский педагогический колледж №1)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - Условия формирования у детей дошкольного возраста геометрических представлений в различных видах деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет посредством интерактивных игр
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2023



