Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Работа №15825

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1959
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие о геометрической фигуре 5
1.2. Особенности восприятия и освоения детьми дошкольного возраста
формы предметов и геометрических фигур 12
1.3. Содержание и методика формирования представлений о
геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста 20
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТУ 29
2.1. Констатирующий этап эксперимента 29
2.2. Формирующий этап эксперимента 42
2.3. Контрольный этап эксперимента 42
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48



Актуальность. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [21, с. 4].
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают теоретические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.
В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах [31, с. 85].
Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры, т.е. точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Для этого достаточно показать ему ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином.
Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие [3, с. 9]. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить формирование представлений о геометрических фигурах у детей 4-5 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность условий формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста будет протекать более успешнее, если:
- проводить непосредственную образовательную деятельность по программе «Ступеньки»;
- использовать рабочую тетрадь «Игралочка» часть 2;
- создана развивающая предметно-пространственная среда.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, математическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности представлений о
геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
3. Проверить опытно-педагогической работой эффективность формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются: психолого-педагогические исследования восприятия формы дошкольников (Б.Г. Ананьев, Ж. Пиаже, А.А. Люблинская, С.Н. Шабалин. В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.), труды педагогов-методистов в области математического образования дошкольников (Л.Б. Баряева, А.В. Белошистая, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Е.С. Демина, М. Монтессори, А.А. Столяр, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель, Е.И. Щербакова, З.А. Михайлова, Л.С. Метлина и др.)
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы для определения теоретических основ и практических направлений исследования;
- эмпирические методы исследования: педагогические наблюдения за процессом развития элементарных математических представлений, изучение опыта воспитателей, анализ методических пособий, констатирующий и формирующий эксперимент.
База исследования. Опытно-педагогическая работа проходил на базе МБДОУ комбинированного вида «Детский сад №4» г. Кызыла в средней группе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ педагогической, психологической, методической литературы выявил, что огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. При этом даются рекомендации, что полноценное формирование представлений о геометрических фигурах возможно будет эффективнее, если использовать на занятиях рабочие тетради, как дополнительное средство.
2. После проведения диагностики по уровню сформированности представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста, (сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов), показало, что после формирующего этапа эксперимента, а именно, проведение непосредственной образовательной деятельности (Квадрат. Прямоугольник. Овал. Цилиндр. Куб) и выполнение детьми заданий для закрепления полученных знаний повысило уровень сформированности представлений о геометрических фигурах у детей среднего возраста.
3. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что разработанная нами ход работы по формированию представлений о геометрических фигурах детей средней группы на основе использования рабочих тетрадей способствовала повышению уровня сформированности представлений о геометрических фигурах детей, что подтвердило нашу гипотезу.
4. Создана развивающая предметно-пространственная среда: гибкое зонирование пространства на зоны для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности [20, с. 04]:
- для сюжетню-ролевые и режиссерских игр освоение социальные ролей и профессий и пр.);
- для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
- для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
- для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
- для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
- для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
- для отдыха (уединение, общение и пр.).
Все элементы развивающей предметно-пространственной среды имеют единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.
Таким образом, сформулированные задачи исследования решены, цель исследования достигнута.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Омега - Л., 2014. - 134 с.
2. ФГОС дошкольного образования - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года №1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года №30384) // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265).
3. Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации
4. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст]: программа и метод, рекомендации / Н.А. Арапова-Пискарева. - 2-е изд., испр, и доп. - М.: Мозакика-Синтез, 2006. - 112 с.
5. Барылкина Л.П. Формирование математических представлений [Текст]: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования / Л.П. Барылкина - М.: ВАКО, 2005. - 208 с.
6. Безрукова В.С. Энциклопедический словарь педагога [Текст] / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Изд-во ПЕДАГОГ, 2000. - 456 с.
7. Баряева Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях [Текст] / Л.Б. Баряева - СПб.: КАРО, 2007. - 288 с.
8. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст] / Л.Б. Баряева - СПб.: Союз, 2002. - 479 с.
9. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений: в 2 кн. / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 144 с.
10. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ [Текст]: метод, пособие / А.В. Белошистая. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.
11. Белошистая А.В. современные программы математического образования дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 256 с.
12. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст]: вопросы теории и практики: курсы лекций для студентов вузов / А.В. Белошистая. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.
13. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с. (С. 93-97)
14. Васильева М.А. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильевой, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. - 320 с.
15. Вульфов Б.З. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / Б.З. Вульфов, Г.Н. Попова. - М. : ТЦ "Сфера", 2004 - 554 с.
16. Габова М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технология: учебное пособие / М.А. Габова - М.: Директ- Медиа, 2014. - 534 с.; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://books.google.ru/books?isbn=5445888541
17. Данилова В.В. Обучение математики в детском саду [Текст]: практические семинарские и лабораторные занятия. Для студентов средних педагогических учебн. заведений / В.В. Данилова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
18. Демина Е.С. Диагностика развития математических способностей детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие для педагогов дошкольного образования и студентов, обучающихся по специальности «дошкольная педагогика и психология» / Е.С. Демина. - Барнаул: Изд-во АГПА, 2002. - 119 с. (С. 62-65)
19. Евдокимова Н.Н. Геометрия [Текст]: Теория и примеры / Н.Н. Евдокимова. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. - 112 с.
20. Ерофеева Т.И. Математика до школы [Текст]: пособие для воспитателей детсада: в 2 кн. / Т.И. Ерофеева. - М.: Школ. Пресса, 2005. - 164 с.
21. Карабанова О.А. Организация развивающей предметно¬
пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова,
Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.google.ru/webhp7sourceicUchrome-
instant&ion= 1 &espv=2&ie=UTF-8#
22. Козлова В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике [Текст]: метод. пособие для родителей и воспитателей / В.А. Козлова. - М.: Школ. Пресса, 2002. - 110 с.
23. Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки» [Текст] / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
24. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет [Текст]: методическое пособие к рабочей тетради / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 80 с.
25. Колесникова Е.В. Я считаю до 5 [Текст]. Рабочая тетрадь для выполнения заданий по книге «Математика для детей 4-5 лет» / Е.В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
26. Колесникова Е.В. Я считаю до пяти. Математика для детей 4-5 лет [Текст] / Е.В. Колесникова. - 3-е изд., перераб. и дополн. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 с.
27. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]: учеб, пособие для
студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 367 с.
28. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 173 с.
29. Михайлова З.А. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]. Хрестоматия в 6 частях / З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: ЛНПК «АРК», 1994. - 234 с.
30. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития
детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова, Е.Д. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 486 с.; [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://books.google.ru/books?isbn=3443888341
31. Новикова В. П. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях [Текст] / В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.- 107 с.
32. Новикова В. П. Математические игры в детском саду и начальной школе [Текст]. Сборник игр для детей 3-7лет / В.П. Новикова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 48 с.
33. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.
34. Петерсон Л.Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников [Текст]: Методические рекомендации. Часть 1 и 2 / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. изд. 4-е, доп. и перераб. - М.: Издательство «Ювента», 2014. - 224 с.
33. Петерсон Л.Г. Игралочка. Математика для детей 4-3 лет. Часть 2 [Текст] / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. изд. 4-е, доп. и перераб - М.: Издательство «Ювента», 2009. - 80 с.
36. Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений [Текст]: Средняя группа / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 64 с.
37. Ребер А.А. Большой толковый психологический словарь. Т. 2: П - Я [Текст] / А.А. Ребер. - М. : АСТ, 2010 - 502 с.
38. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников [Текст] / Е.В. Соловьева. - М.: Просвещение, 1999. - 160 с.
39. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]: учеб, пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1974. - 308 с.
40. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст]: учеб. пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб, заведений / Е.И. Щербакова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ