ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Глянцевый журнал как тип периодического издания 8
1.1. История возникновения глянцевого журнала в России 8
1.2. Типология глянцевых журналов 12
1.3. Статус «умного глянца» в современной периодике 15
1.4. История и особенности журналов GQ и Tatler 18
1.5. Социальная проблематика в современных журналах 24
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Социальные темы в глянцевых журналах Tatler и GQ 29
2.1. Особенности публикаций журнала Tatler 29
2.2. Особенности публикаций журнала GQ 36
Выводы по 2 главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие печати как в России, так и за границей привело к созданию большого количества периодических изданий, одним из которых является «глянцевый журнал». Глянцевые журналы имеют свою нишу в системе современных российских печатных периодических журналов. Главной целью данного периодического издания можно назвать формирование у читателя определенного стиля жизни, трактуемого как умение достигать поставленные цели с помощью рационального подхода вне сомнений, колебаний и противоречий. Отметим, что глянцевый журнал также позволяет аудитории ощутить себя частью определенного сообщества с определенными взглядами и качествами, вкусами и пристрастиями.
Давая определение термину «глянцевый журнал» необходимо обратиться к многозначности слова «глянец». Так, в Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля слово имеет значения «лоск, лак, политура или полировка, гладь, блеск, зеркальность» , а в толковом словаре С.И. Ожегова - «блеск начищенной или отполированной поверхности» . Таким образом, выражение «глянцевый журнал» имеет два основных смысла: прямой — глянцевая блестящая обложка, и переносный —жизненный лоск и блеск, внешность, демонстрирующая успешность.
Если самые первые глянцевые журналы, которые появились в Европе в начале XVII века, состояли только из модных картинок с минимальным количеством текста и печатались на некачественной бумаге, то на данный момент особенностью глянцевых журналов можно назвать глянцевую обложку, качественную бумагу и яркие иллюстрации.
К аудитории глянцевых журналов в основном относятся люди трудоспособного возраста, для кого тематика глянцевых СМИ является наиболее актуальной Уровень благосостояния потребителей глянцевых печатных изданий в основном высокий, выше среднего и средний. Информация в глянце является для них «своей» в конкретном социально-экономическом слое. Аудитория глянцевых журналов с уровнем благосостояния ниже среднего или низким используют эти СМИ как инструмент идентификации себя с социальной успешностью. Журнал для них является как источником информации, так и «зеркалом», позволяющим увидеть себя иным, принадлежащим к желанной «глянцевой» группе Таким образом у аудитории формируются глянцевые медиаобразы, которые усиливают воздействие СМИ на аудиторию. Однако в настоящее время во все сферы жизни современного человека входит мода на интеллект, а в СМИ пропагандируются личностный рост, распространяется информация о правах человека, культуре, искусстве, литературе и т.п. Отсюда и появляется формат «умного глянца» или «интеллектуального глянца», изучению которого посвящена данная ВКР. Существует большой сегмент содержательно качественного глянца, который выполняет не только развлекательную, но и познавательную функцию. Медиаобразы этих журналов становятся весьма убедительными для массовой аудитории. В «умном глянце» активно продвигаются социально значимые темы, в ряду которых темы семьи, традиций, благотворительности, культуры, толерантности, прав человека, бедности, болезней и т.п. Журналисты рассматривают проблемные и актуальные темы, стараясь давать объективную и полную оценку описываемому.
В материалах, рассматриваемых нами СМИ четко отражаются позиции журналистов и редакторов, создающих контент изданий. Также редакция понимает, кто является ее целевой аудиторией, что безусловно позволяет создавать качественный контент. Кроме того, чаще всего редакция глянцевого журнала большое внимание уделяет дизайну и содержанию обложки. На обложке присутствуют яркие цвета, интригующие заголовки, привлекательные образы, что должно убедить потенциального покупателя в необходимости приобретения журнала.
В ВКР нами были проанализированы материалы номеров журналов Tatler и GQ за период с января 2019 года по декабрь 2019 года. Данный выбор обусловлен необходимостью изучения актуальных материалов. В ходе работы было проанализировано 24 журнала: 12 выпусков журнала Tatler и 12 выпусков журнала GQ, в первом всего выявлено 42 материала на социальную тематику, во втором 47 материалов.
Важно отметить, что на протяжении 2019 года журналы Tatler и GQ неоднократно оказывались в ежемесячных списках рейтинга «Медиалогии» «Топ-10 самых цитируемых журналов в СМИ» и «Топ-10 самых цитируемых журналов в соцмедиа» (т.е посредством интернета) «Медиалогия» является «лидером в мониторинге и анализе СМИ, ее продуктами пользуются ведущие коммерческие компании, государственные министерства и ведомства, а также региональные администрации», в рейтинги входят федеральные российские СМИ, а также Интернет-ресурсы, которые освещают федеральные и региональные события...
Таким образом, в ходе работы мы обозначили термин «глянцевый журнал», изучили историю его зарождения. Изучили, какие понятия «глянца» дают ведущие специалисты в области гуманитарных и журналистских наук.
Сделали вывод о том, что определение типологии глянцевого журнала невозможно без изучения общей типологии СМИ и типологии как способа научного познания. Типология дает понять место издания в системе СМИ, способствует взаимодействию и конкуренции, определяет особенности деятельности, обеспечивает оптимальную реализацию информационной политики СМИ. Изучили определение социальной проблематики в современных журналистских текстах. Выявили жанровую специфику, востребованную в «умном глянце». Все материалы на социальную тематику в рассматриваемых журналах написаны в жанре эссе, репортажа или интервью.
Отметили, что в рассматриваемых нами журналах Tatler и GQ отмечается продвижение социально значимых идей, среди которых семья, традиции, культура, ответственность, благотворительность, позитивное моделирование и т.п., через концепцию «доступное - модно». Сделали вывод, что популярность «умного глянца» напрямую связана с его содержанием, пониманием редакции своей аудитории, отказом от сенсаций и скандалов, незаконных методов добычи информации, некачественной рекламы. Отметили факт того, что глянцевые журналы GQ и Tatler ежемесячно выходят в свет в одинаковые числа, что может говорить о конкуренции среди издателей журналов...
1. Бережная М.А. Социальная тележурналистика: Учебно-
методическое пособие. - СПб.: Изд-во Роза мира, 2005. - С. 328
2. Блохин И.Н. Социологические исследования аудитории и рынка СМИ // Социология журналистики / Под ред. С. Г. Корконосенко. - М.: Изд- во Питер, 2005. - С. 247-249.
3. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации в России. Учебное пособие для вузов / Я.Н. Засурский. - Москва: Изд-во Аспект Пресс, 2001.
4. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебник для вузов. - Москва: Изд-во РИЦ, 2001. - С. 297
5. Овсепян Р.П.: История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - 90-е гг.). М.: Изд-во МГУ, 1999
6. Типология периодической печати / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Изд-во МГУ, 1995.
7. Фролова Т.И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге. М.: Изд-во МГУ, 2003.
8. Шостак М.И. Журнальная периодика как система / Журнальная периодика России. М.: Изд-во МГУ, 1996.
9. Шостак М.И. Журналы России // Вестник МГУ. - Сер.10.
Журналистика. - 2003. - № 2 - Изд-во МГУ, 2003. - С. 124 - 125.
II. Материалы СМИ
1. Daniel Noah Halpern. Без роду - без семени // GQ. - 2019 - №1 (210) от - 12.12.2018.- С. 90 - 95
2. Isaac Bickerstaff. Оценка прилично// Tatler.- 2019. - №6 (130) от - 15.05.2019. - С. 66 - 67
3. Robert Moor. Вопрос жизни и смерти // GQ. - 2019. - №10 (219) - от 11.09.2019.- С. 176 - 181
4. Александровский Л. Детский ад // GQ. - 2019. - №7 (216) - от 14.06.2019. - С. 26
5. Александровский Л. Слово на букву «П» // GQ. - 2019 -
№10 (219) от -11.09.2019.- С. 72
6. Александровский Л. Тычинки и пестики // GQ. - 2019. - №9 (218) от - 14.08.2019.- С. 55
7. Альтов С. Смехом наружу // GQ. - 2019. - №5 (214) от -
17.04.2019.- С. 72
8. Архангельская Н. Эко невидаль // Tatler - 2019. - №11 (135). - от
16.10.2019. - С. 88 - 90
9. Атанесян Г. Выгодная партия // GQ. - 2019. - №2 (211) от - 16.01.2019. - С. 104 - 109
10. Белый Р. Не дадим в обиду // GQ. - 2019. - №5 (214) от - 17.04.2019. - С. 32
11. Бронтвейн С. Цифровой психоз // GQ. - 2019. - №6 (215) - от 15.05.2019.- С. 84 - 87
12. Вагнер К. Мать драконов // Tatler. - 2019.- №9 (133) от - 14.08.2019. С. 22 - 25
13. Водолазкин Е. Эфирное сознание // GQ. - 2019. - №6 (215) от - 15.05.2019.- С. 62 - 63
14. Вольская И. Больше не наливать // Tatler- 2019. - №11 (135). - от
16.10.2019. - С. 130 - 131
15. Галеев А. Бурный роман // Tatler.- 2019.- №6 (130) от - 15.05.2019. - С. 140 - 147...90