Административная ответственность за нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования административной ответственности за нарушения бюджетного
законодательства 8
1.1. Сущность административной ответственности за нарушение бюджетного
законодательства и ее место в системе юридической ответственности 8
1.2. Основание административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства 20
Глава 2. Особенности административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации 2 8
2.1. Административные наказания, применяемые за правонарушения в области бюджета 28
2.2. Анализ правоприменительной практики по административным делам в сфере нарушения бюджетного законодательства на примере Республики Тыва 40
2.3. Основные направления по совершенствованию административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства 49
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 64
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования административной ответственности за нарушения бюджетного
законодательства 8
1.1. Сущность административной ответственности за нарушение бюджетного
законодательства и ее место в системе юридической ответственности 8
1.2. Основание административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства 20
Глава 2. Особенности административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации 2 8
2.1. Административные наказания, применяемые за правонарушения в области бюджета 28
2.2. Анализ правоприменительной практики по административным делам в сфере нарушения бюджетного законодательства на примере Республики Тыва 40
2.3. Основные направления по совершенствованию административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства 49
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 64
Актуальность темы исследования заключается в том, что правовой институт ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации требует совершенствования в целях борьбы с коррупцией, согласованности с нормами налогового, бюджетного, административного, уголовного, таможенного законодательства и нормами международного финансово-правового регулирования.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 года «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах» и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» Правительством Российской Федерации последовательно реализуется задача по совершенствованию норм бюджетного законодательства. В этой связи Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2013 года утверждена «Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2016 года» которая требует пересмотра всех бюджетных процедур, а также модернизации системы правового регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Актуальность темы вытекает из того, что несовершенство норм бюджетного и административного законодательства приводит к фактической безнаказанности нарушителей. В настоящее время лишь в отношении трех оснований применения мер принуждения, предусмотренных БК РФ , установлены санкции в КоАП РФ .
Вследствие этого на сегодняшний день сложилась ситуация, при которой привлечь к административной ответственности за все виды нарушений бюджетного законодательства невозможно.
Отсутствие единства в определении понятия «бюджетного правонарушения» тормозит результативность правоохранительных действий государственных органов по борьбе с коррупцией в бюджетной сфере.
При этом особенно важным является дальнейший научный анализ категории принуждения в финансовом праве применительно к теоретическим аспектам бюджетной ответственности. Разработанные научные теории о принуждении в финансовом праве и административном праве требуют дальнейшего осмысления в связи с проводимой бюджетной реформой в Российской Федерации.
В настоящее время формируются новые задачи Российского государства по стабилизации финансовой системы и борьбе с финансовым мошенничеством.
Теоретическую основу исследования. Отдельные вопросы применения ответственности за нарушение бюджетного законодательства рассматривались в работах А. З. Арсланбековой, Т. В. Архипенко, Д.Н. Бахраха, А.Б. Венгерова, Ю.А. Крохиной и др.
Вопросы финансовой, бюджетной и административной ответственности становились темами отдельных исследований Ю.В. Другова, М.Н. Дракиной, Т.В. Конюховой, А.Ю. Лисицына, Н. Г. Деменковой и др.
В исследовании использованы законодательные (Конституция, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, КоАП РФ и др.) акты, подзаконные нормативно-правовые акты Правительства, министерств и ведомств, а также правоприменительная и судебная практика.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением норм, предусматривающих административную ответственность за правонарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Цель исследования заключается в комплексном исследовании законодательства об ответственности за правонарушения в области бюджета и практики его применения выявлении основных проблем и противоречий правового регулирования.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- изучить сущность административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства и ее место в системе юридической ответственности;
- определить основание административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства;
- охарактеризовать административные наказания, применяемые за правонарушения в области бюджета;
- проанализировать правоприменительную и судебную практику по административным делам в сфере нарушения бюджетного законодательства на примере Республики Тыва;
- раскрыть основные направления по совершенствованию административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Методологическая база и методы исследования. При решении поставленных общетеоретических задач использовались положения общенаучного диалектического метода познания. Теория и практика правового регулирования ответственности за нарушения бюджетного законодательства исследуются на основе частных научных методов познания: сравнительно-правового, формально-юридического,исторического, системно-структурного, метода документального анализа, теоретико-прогностического анализа, метода абстрагирования и обобщения.
списка использованных источников и литературы.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 года «О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах» и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» Правительством Российской Федерации последовательно реализуется задача по совершенствованию норм бюджетного законодательства. В этой связи Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2013 года утверждена «Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2016 года» которая требует пересмотра всех бюджетных процедур, а также модернизации системы правового регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Актуальность темы вытекает из того, что несовершенство норм бюджетного и административного законодательства приводит к фактической безнаказанности нарушителей. В настоящее время лишь в отношении трех оснований применения мер принуждения, предусмотренных БК РФ , установлены санкции в КоАП РФ .
Вследствие этого на сегодняшний день сложилась ситуация, при которой привлечь к административной ответственности за все виды нарушений бюджетного законодательства невозможно.
Отсутствие единства в определении понятия «бюджетного правонарушения» тормозит результативность правоохранительных действий государственных органов по борьбе с коррупцией в бюджетной сфере.
При этом особенно важным является дальнейший научный анализ категории принуждения в финансовом праве применительно к теоретическим аспектам бюджетной ответственности. Разработанные научные теории о принуждении в финансовом праве и административном праве требуют дальнейшего осмысления в связи с проводимой бюджетной реформой в Российской Федерации.
В настоящее время формируются новые задачи Российского государства по стабилизации финансовой системы и борьбе с финансовым мошенничеством.
Теоретическую основу исследования. Отдельные вопросы применения ответственности за нарушение бюджетного законодательства рассматривались в работах А. З. Арсланбековой, Т. В. Архипенко, Д.Н. Бахраха, А.Б. Венгерова, Ю.А. Крохиной и др.
Вопросы финансовой, бюджетной и административной ответственности становились темами отдельных исследований Ю.В. Другова, М.Н. Дракиной, Т.В. Конюховой, А.Ю. Лисицына, Н. Г. Деменковой и др.
В исследовании использованы законодательные (Конституция, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, КоАП РФ и др.) акты, подзаконные нормативно-правовые акты Правительства, министерств и ведомств, а также правоприменительная и судебная практика.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением норм, предусматривающих административную ответственность за правонарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Цель исследования заключается в комплексном исследовании законодательства об ответственности за правонарушения в области бюджета и практики его применения выявлении основных проблем и противоречий правового регулирования.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
- изучить сущность административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства и ее место в системе юридической ответственности;
- определить основание административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства;
- охарактеризовать административные наказания, применяемые за правонарушения в области бюджета;
- проанализировать правоприменительную и судебную практику по административным делам в сфере нарушения бюджетного законодательства на примере Республики Тыва;
- раскрыть основные направления по совершенствованию административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Методологическая база и методы исследования. При решении поставленных общетеоретических задач использовались положения общенаучного диалектического метода познания. Теория и практика правового регулирования ответственности за нарушения бюджетного законодательства исследуются на основе частных научных методов познания: сравнительно-правового, формально-юридического,исторического, системно-структурного, метода документального анализа, теоретико-прогностического анализа, метода абстрагирования и обобщения.
списка использованных источников и литературы.
Административная ответственность наступает за нарушения бюджетного законодательства, содержащие признаки административных правонарушений. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях закреплены следующие составы нарушений бюджетного законодательства: нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14 КоАП РФ); нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15 КоАП РФ), и нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16 КоАП РФ). При этом в гл. 28 БК РФ, содержащей описание основных видов нарушений бюджетного законодательства, возможность применения административной ответственности предусмотрена для 18 нарушений. Однако, как отмечалось выше, в действительности административная ответственность предусмотрена только в отношении трех из них.
В качестве меры административной ответственности за совершение нарушений бюджетного законодательства выступает административный штраф. Он установлен в твердых денежных суммах и является лишением имущественного характера, которое обязан претерпевать нарушитель.
Привлечение лиц, виновных в совершении нарушений бюджетного законодательства, содержащих признаки административных правонарушений, к административной ответственности осуществляется в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях подробно регламентируется нормами разд. IV КоАП РФ. Привлечение к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства осуществляется должностными лицами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ст. 23.7 КоАП РФ).
Правоприменительным актом, на основании которого реализуется ответственность за нарушения бюджетного законодательства, выступает постановление о назначении административного наказания (ст. 29.9 КоАП РФ).
К основным признакам административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства относятся:
- ее основанием выступает административное правонарушение, т. е. противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ уста-новлена административная ответственность;
- она состоит в применении к виновным физическим или юридическим лицам административных наказаний, мер административного предупреждения, пресечения, процессуального обеспечения, а также мер восстановительного характера (восстановительных санкций);
- ее реализуют судьи, специально уполномоченные органы и должностные лица;
- она осуществляется в особом процессуальном порядке.
Законодатель не установил в КоАП РФ полного перечня административных правонарушений в области бюджета. В целях устранения данного пробела и с учетом потребностей правоприменения предлагается внести в КоАП РФ и БК РФ изменения и дополнения, направленные на консолидирование всех составов административных правонарушений в области бюджета, в том числе содержащихся в БК РФ, в КоАП РФ, что позволит сформировать единый институт административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Сравнение ст. ст. 289-306 БК РФ и ст. ст. 15.14-15.16 КоАП РФ позволяет четко аргументировать тезис об общности правовой природы и тождественности административных правонарушений в области бюджета и нарушений, описанных в БК РФ: Различие, которое выражается только в привлекаемом к ответственности субъекте, может быть устранено путем внесения изменений и дополнений в КоАП РФ, направленных на признание субъектами административной ответственности субъектов, обладающих правами юридического лица, включая субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Привлечение к ответственности за нарушение бюджетного законодательства и бюджетные правоотношения как бюджетно-правовые категории соотносятся в том смысле, что меры ответственности назначаются вследствие несоблюдения установленного в законодательстве подхода к правоотношениям в связи с функционированием бюджетов бюджетной системы в рамках бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.
Охранительные механизмы в бюджетной сфере в широком смысле связаны не только с обеспечением соблюдения бюджетной дисциплины в части исполнения непосредственно требований бюджета, но и с охраной права государственной и муниципальной собственности.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях закреплены следующие составы нарушений бюджетного законодательства: нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14 КоАП РФ); нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15 КоАП РФ), и нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16 КоАП РФ). При этом в гл. 28 БК РФ, содержащей описание основных видов нарушений бюджетного законодательства, возможность применения административной ответственности предусмотрена для 18 нарушений. Однако, как отмечалось выше, в действительности административная ответственность предусмотрена только в отношении трех из них.
В качестве меры административной ответственности за совершение нарушений бюджетного законодательства выступает административный штраф. Он установлен в твердых денежных суммах и является лишением имущественного характера, которое обязан претерпевать нарушитель.
Привлечение лиц, виновных в совершении нарушений бюджетного законодательства, содержащих признаки административных правонарушений, к административной ответственности осуществляется в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях подробно регламентируется нормами разд. IV КоАП РФ. Привлечение к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства осуществляется должностными лицами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ст. 23.7 КоАП РФ).
Правоприменительным актом, на основании которого реализуется ответственность за нарушения бюджетного законодательства, выступает постановление о назначении административного наказания (ст. 29.9 КоАП РФ).
К основным признакам административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства относятся:
- ее основанием выступает административное правонарушение, т. е. противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ уста-новлена административная ответственность;
- она состоит в применении к виновным физическим или юридическим лицам административных наказаний, мер административного предупреждения, пресечения, процессуального обеспечения, а также мер восстановительного характера (восстановительных санкций);
- ее реализуют судьи, специально уполномоченные органы и должностные лица;
- она осуществляется в особом процессуальном порядке.
Законодатель не установил в КоАП РФ полного перечня административных правонарушений в области бюджета. В целях устранения данного пробела и с учетом потребностей правоприменения предлагается внести в КоАП РФ и БК РФ изменения и дополнения, направленные на консолидирование всех составов административных правонарушений в области бюджета, в том числе содержащихся в БК РФ, в КоАП РФ, что позволит сформировать единый институт административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Сравнение ст. ст. 289-306 БК РФ и ст. ст. 15.14-15.16 КоАП РФ позволяет четко аргументировать тезис об общности правовой природы и тождественности административных правонарушений в области бюджета и нарушений, описанных в БК РФ: Различие, которое выражается только в привлекаемом к ответственности субъекте, может быть устранено путем внесения изменений и дополнений в КоАП РФ, направленных на признание субъектами административной ответственности субъектов, обладающих правами юридического лица, включая субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Привлечение к ответственности за нарушение бюджетного законодательства и бюджетные правоотношения как бюджетно-правовые категории соотносятся в том смысле, что меры ответственности назначаются вследствие несоблюдения установленного в законодательстве подхода к правоотношениям в связи с функционированием бюджетов бюджетной системы в рамках бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.
Охранительные механизмы в бюджетной сфере в широком смысле связаны не только с обеспечением соблюдения бюджетной дисциплины в части исполнения непосредственно требований бюджета, но и с охраной права государственной и муниципальной собственности.
Подобные работы
- Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Нецелевое использование бюджетных средств как основание
ответственности за нарушение бюджетного законодательства
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2022 - Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2020 - Административная ответственность за нарушение налогового законодательства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Административная и уголовная ответственность за финансовые нарушения
Контрольные работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018 - Административная ответственность за нарушение налогового
законодательства
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017 - Актуальные проблемы валютного регулирования и
валютного контроля
Бакалаврская работа, финансовое право. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2020 - Незаконная миграция и административная ответственность виновных лиц
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Финансово-правовые и институциональные проблемы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации
Магистерская диссертация, валютные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025



