Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

Работа №116778

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы81
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Место административной ответственности за нарушение земельного законодательства в системе видов юридической ответственности 12
1.1 История административной ответственности за нарушение земельного законодательств 12
1.2 Понятие и сущность административной ответственности за нарушение земельного законодательства 21
Глава 2 Особенности административной ответственности за нарушение земельного законодательства 30
2.1 Понятие и виды административных правонарушений за нарушение земельного законодательства 30
2.2 Порядок привлечения к административной ответственности за нарушение земельного законодательства 37
Глава 3 Проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение земельного законодательства 44
3.1 Наказания, назначаемые за нарушение земельного законодательства 44
3.2. Теоретико-правовые проблемы административной ответственности за нарушение земельного законодательства и пути их решения 52
Заключение 67
Список используемой литературы 74

Темой данной выпускной квалификационной работы является административная ответственность за нарушение земельного законодательства в Российской Федерации. Выявлена основная проблема, заключающаяся в том, что эффективный механизм привлечения к ответственности в данном случае все еще не выработан не только в силу недостаточно полной теоретической разработанности, но и в связи с несовершенством и явной противоречивостью законодательства.
Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, которая устанавливается государством. Для этих целей:
• создаются нормативно-правовые актов, которые определяют основание ответственности;
• выбирается порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и исполнения указанных мер;
• определяются меры, которые применяются к правонарушителям.
Исторически сложилось, что природные объекты в нашей стране имеют достаточно сложную правовую систему. Несмотря на то, что в действующем законодательстве РФ природные объекты включены в имущественные отношения, но элементы окружающей среды признаны государственными, они являются общим для всех достоянием. При этом право каждого гражданина на природные ресурсы является ограниченным и имеет определенные пределы, регулируемые законодательством.
Право собственности на землю и другие природные ресурсы пришло в Россию с появлением рыночной экономики. Данное право потребовало серьезного пересмотра земельно-правовых отношений. Государство, которое является субъектом права собственности на природные объекты, по сути выполняет функцию представления и осуществления базисных основ развития законотворчества о собственности на природу как физических, так и юридических лиц. Например, среди прочих вариантов урегулирования правовых земельных отношений, следует обратить внимание на Концепцию развития гражданского законодательства, в которой формулируется иная позиция по отношению к природе. Разработка концепции была предусмотрена Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2008. № 29 (ч. 1). Ст. 3482). Одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.
В Концепции, говоря о природе преимущественно как об объекте права собственности «предлагается несколько по-иному взглянуть на соотношение частных и публичных элементов в гражданском праве» (введение, п. 8). По замыслу авторов Концепции в ГК РФ следует включить нормы, регламентирующие право собственности на земельные участки, участки недр и водные объекты, отказаться от категории «лесной участок», который должен быть признан земельным участком с особым правовым режимом. Право собственности на эти объекты должно подлежать государственной регистрации в ЕГРП. К такому праву следует в субсидиарном порядке применять нормы о праве собственности на земельные участки. При этом, по мнению авторов Концепции, реализация данных предложений будет способствовать гармонизации земельного, водного, лесного законодательства и законодательства о недрах с гражданским законодательством. Эти и иные проблемы указывают на наличие системных сложностей в части владения, пользования и распоряжения природными объектами различными субъектами на современном этапе, что требует научной разработки ряда вопросов, обращения внимания на законодательство и правоприменительную практику в проблемном контексте.
Административная ответственность в системе видов юридической ответственности является одной из достаточно актуальных и распространенных, часто применяемых к всевозможным субъектам. Несмотря на её распространенность и значимость, как показывают материалы правоприменительной практики, сохраняется ряд проблем, препятствующих эффективному применению административной ответственности в этой области. К тому же, административная ответственность за нарушение земельного законодательства осложнена межотраслевым интересом к ней, так как существенно влияние публичного государственного и общественного интересов. что дополнительно усложняет как привлечение к ответственности граждан и юридических лиц, так и возможности качественно урегулировать спорные юридические моменты.
Административная ответственность должна способствовать предупреждению совершения административных правонарушений как лицами, уже привлеченными к административной ответственности, так и лицами, ранее не совершавших административные правонарушения . Важными являются попытки устранения на стадии разработки закона двусмысленности в толковании терминов, которые могут привести к затруднениям при правоприменении и нивелировании ценности предпринимаемых разработчиками мер по повышению эффективности законодательства об административных правонарушениях в деле защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц посредством обеспечения своевременного выявления, предупреждения и профилактики противоправных деяний. Но, как показывает современная российская практика, желаемая эффективность применения этой юридической ответственности по-прежнему не достигнута, что не может не повышать внимание к этому вопросу высших органов исполнительной власти, определяющих политику по привлечению к ответственности.
Соблюдение земельного законодательства непосредственным образом связано с деятельностью должностных лиц. В то же время, административная ответственность должностных лиц характеризуется системными недостатками. Первичная основа многочисленных недостатков в этой сфере проистекает из недостаточно полной научной разработки проблематики, которая бы соответствовала стремительно изменяющемуся законодательству и реализуемой административной реформе. Речь идет о понятии административного правонарушения за нарушение земельного законодательства, а также понятии административной ответственности, ряде иных общих, смежных и специальных категорий.
Стоит отметить, что среди перечня земельных правонарушений чаще всего выявляются преступления, направленные на завладение землей, сопровождающиеся тяжкими видами преступлений: убийствами, вымогательством, умышленными действиями, направленными на банкротство невыгодных покупателю предприятий, с целью завладения чужой недвижимостью, в т. ч. земельным участком; регистрация незаконных сделок с землей.
Результатом этих процессов остается несовершенство законодательства, что, в свою очередь, негативно сказывается на правоприменительной практике.
Земельные ресурсы обладают колоссально большим значением, поэтому важно более интенсивным образом предупреждать совершение административных правонарушений в этой сфере. Все сказанное в общей совокупности обусловливает актуальность настоящего исследования.
Актуальность темы исследования. Необходимость скорейшего внесения изменений в законодательную базу по Земельному праву.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы данной выпускной квалификационной работы, а также выявить направление совершенствования административной ответственности за совершение земельных правонарушений.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели исследования в процессе работы необходимо решить ряд следующих задач:
• изучить историю административной ответственности за нарушение земельного законодательства;
• дать понятие административной рассматриваемой области;
• дать понятие административных правонарушений за нарушение земельного законодательства и указать на их виды;
• рассмотреть порядок привлечения к ответственности;
• охарактеризовать наказания, которые назначаются при совершении административных правонарушений;
• выявить теоретико-правовые проблемы и сформировать пути их решения.
Объектом исследования является объективная реальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют основания административной ответственности за нарушение земельного законодательства, а также общественные отношения, возникающие в сфере реализации административной ответственности за совершение земельных правонарушений.
Предметом исследования являются нормы законодательства, положения научной и учебной литературы, материалы периодических изданий, научных статей и иных источников о проблематике административной ответственности за нарушение земельного законодательства.
В процессе работы над темой были использованы следующие методы:
• метод анализа, использованный для рассмотрения понятий административной ответственности за совершение земельных правонарушений и административного земельного правонарушения;
• метод синтеза (в целях группирования особенностей привлечения к административной ответственности за совершение земельных правонарушений);
• метод обобщения (в целях формирования направлений совершенствования), а также сравнительно-правовой, специально-юридический,
• метод логических обобщений, формально-логический, исторический и др.
Степень разработанности темы. Административная ответственность за совершение правонарушений различной степени тяжести по-прежнему остается актуальным вопросом, требующим всестороннего рассмотрения. При чем практика привлечения к ответственности в этой сфере часто не отвечает нормам справедливости. Поэтому в научной среде продемонстрировано повышенное внимание к этой тематике и отраслевым вопросам и опубликовано много научных работ по данным темам.
В настоящей работе были использованы труды таких авторов, как: Абдулин Д.Ф., Авдейко А.Г., Агеев А.А., Алексеев С.С., Андриянов В.Н., Бахрах Д.Н., Белоусов В. П., Ермаченкова Н.С., Казанцев Н.Д., Калёнов С.Е., Карпова Е.С., Кисин В.Р., Кожевников О.А., Колбасов О.С., Колотинская Е.Н., Кононов П.И., Кузнецова С.П., Мальцев Г.В., Устюкова В.В., Хатуаев В.У., Чаркин С.А., Тихомиров М.Ю., Тихомиров Ю.А., Толстой Ю.К., Чубаров В.В., Студеникина М.С. и др.
Структура исследования обусловлена его задачами и целью. В работу входят следующие элементы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы.
Во введении дается обоснование актуальности темы, поставлены цели и сформированы задачи работы, обозначен объект, предмет, дается обоснование актуальности темы в соотношении с уровнем её разработанности и указано на иные обязательные элементы.
Первая глава работы посвящена историко-теоретическим аспектам административной ответственности за совершение земельных правонарушений. В ней отражены период формирования и знаковые события административного права в сфере административной ответственности за совершение земельных правонарушений.
Во второй главе сформирована система характерных особенностей административной ответственности за нарушение земельного законодательства. Выведены и раскрыты основные понятие административной ответственности в этой сфере и на основе критической оценки различных подходов к классификации избрана наиболее актуальная модель видов административной ответственности за нарушение земельного законодательства.
Третья глава содержит положения о системе наказаний, применяемых за административные нарушения в сфере земельного законодательства. Представлена система проблемных вопросов и сформированы пути их решения. Проблематика оценена и представлена в контексте действующего российского законодательства и материалов правоприменительной практики.
В заключении приводятся выводы и итоги, обобщается система сформированных предложений по совершенствованию законодательства и обеспечению более эффективного применения административной ответственности за нарушения административной ответственности за совершение земельных правонарушений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе проведенного исследования можно сделать ряд определенных конкретных выводов о рассмотренном виде административной ответственности, особенностях этой ответственности и перспективах её совершенствования.
Процесс развития различных видов юридической ответственности в стране является достаточно продолжительным.
Для дореволюционного периода характерны лишь зачаточные, крайне поверхностные формы развития ответственности. Более предметным образом, хотя и достаточно медленно, этот процесс начал идти в советское время. Отличительной чертой развития можно назвать постепенность, так как этот процесс шел от низшего уровня регулирования к более высокому. Изначально принимались подзаконные акты, обладающие лишь ориентирующим значением или упоминающие критерии для того, чтобы выделить составы таких правонарушений. Затем в российской практике появились акты, отражающие составы, но не отражающие ответственность в административно-правовом контексте. Только на третьем этапе развития системы правового регулирования отмечается появление кодифицированных актов с выделением конкретных составов административных правонарушений за нарушение земельного законодательства и соответствующим им видам ответственности. К настоящему моменту основу правового регулирования составляет КоАП РФ, который и далее продолжает развиваться.
Административная ответственность за нарушение земельного законодательства является одним из самостоятельных видов юридической ответственности.
Административная ответственность как элемент в системе юридической ответственности - это правовой институт комплексного характера, отличающийся в своей специфике системой материально-правовых оснований возбуждения дела, процессуальными нормами порядка возбуждения дела и назначения наказаний по результатам проведенного расследования в отношении должностных лиц, направленный на обеспечение применения административного наказания (неблагоприятных последствий). Такое понятие, которое выведено как универсальное, вполне может быть распространено на отдельные области правоотношений.
Сущность рассмотренного вида ответственности может быть обособлена особым объектом посягательства. В первую очередь, административное правонарушение в этой сфере непременно связано с землей; такая связь может иметь разные формы; связь должна быть непосредственной, что позволяет признавать правонарушение земельно-правовым. Это не просто позволяет учитывать степень общественной опасности или вредности деяний, но и также адресно применять виды ответственности, наиболее соответствующие объекту посягательства и его значению. В то же время это создает особые сложности, которые необходимо преодолевать, упрощая и постоянно совершенствуя систему нормативно-правового регулирования для устранения пробелов и противоречий.
Законодатель понимает под административным правонарушением противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации установлена административная ответственность. В литературе, с чем следует согласиться, нет серьезных замечаний к подобному определению. Оно включило все обязательные признаки административного правонарушения, что обладает принципиально большим значением. В таком виде определение административного правонарушения вполне может быть применено и к нарушениям земельного законодательства.
Если с законодательной и правоприменительной точки зрения потребности в выработке самостоятельного определения земельного правонарушения, вероятно, отсутствует, так как требуется лишь достаточное обоснование всех элементов состава, то вопрос классификации административных правонарушений за нарушение земельного законодательства в таком смысле требует иного подхода.
Административное земельное правонарушение - это характеризующееся всеми признаками правонарушения деяние (виновности противоправностью), которое нарушает порядок управления и пользования землей, порядок её охраны и посягает на земельные права и интересы, определяемые конституционным законом и иными законодательными актами.
В целях избегания противоречивости, с точки зрения научной составляющей, предлагается избрать следующую классификацию как основную:
• административные правонарушения, посягающие на право собственности и право пользования земельным участком (ст. ст. 7.1, 7.2, 7.4, 7.34 КоАП РФ);
• административные правонарушения в области охраны земель (ст. ст. 8.6, 8.7, 8.8, 8.12, ч. 3 ст. 10.10 КоАП РФ);
• административные правонарушения против порядка управления в области использования и охраны земель (ст. ст. 7.16, 8.5, ч. 4 ст. 14.35, ст. 19.9 КоАП РФ).
Группирование элементов классификации именно таким образом, как представлено в данном исследовании, обладает значимостью, так как это обеспечит упорядочивание законодательных норм. Более того, таким образом, упрощается процесс правоприменения, а значит фактически и эффективность ответственности.
Основанием каждого земельного административного правонарушения является наличие состава соответствующего правонарушения, отсутствие которого исключает сам факт виновного поведения и возможность применения юридической ответственности.
Система административных наказаний включает десять видов наказаний. Практически во всех случаях за совершение земельных административных правонарушений применяется административный штраф. Обеспечивая охрану земель, законодатель исходит из необходимости применения лишь денежного эквивалента наказания субъектов административной ответственности. В то же время, важно понимать, что в сфере земельных правоотношений, к примеру, свою деятельность осуществляют органы исполнительной власти. Должностные лица также могут совершать административные правонарушения, связанные с земельными правоотношениями, и в таких случаях может применяться, например, дисквалификация.
В то же время, следует понимать, что совершение должностным лицом административного правонарушения может происходить в разных сферах, в том числе связанных с земельными правоотношениями. В таких случаях применение различных видов наказаний является естественным и обоснованным, и указанный перечень может расширяться. Например, к должностным лицам в отдельных случаях применяется и такое наказание, как дисквалификация.
Чтобы избежать проблем толкования ст. 260 ГК РФ в входе правоприменения, как видится, необходимо ч. 1 ст. 260 ГК РФ изложить в такой редакции: «1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (часть 3 статья 209 настоящего Кодекса) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте».
Земельные ресурсы однозначно обладают особой спецификой. Этой настолько ценный ресурс, настолько и сложный. Очень важно, чтобы охрана всех земельных ресурсов обеспечивалась исключительно своевременно. Но, как было отмечено, в настоящее время отмечаются высокие показатели загрязнения земель и ряд иных негативных аспектов со статистической точки зрения, что подтверждает потребность заложения иных основ в этой сфере.
Принцип своевременности означает, что деятельность контрольных (надзорных) органов по предупреждению нарушений обязательных требований, должна осуществляться посредством профилактики нарушений, оценки соблюдения обязательных требований и многими другими видами действий. Объединяет эти действия не только стремление к единому результату, но и необходимость их своевременного применения в практической деятельности. Каждое из названных направлений должно характеризоваться своевременностью. Так как вопрос обеспечения законности однозначно обладает глобальным значением в рамках всего государства, принцип своевременности для его реализации должен быть обеспечен подкреплением ответственности за несвоевременность реакции.
Предлагается включить ст. 71.3 ЗК РФ, назвав её «Своевременность осуществления государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля» и изложить его в нижеследующей редакции:
«1. При осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля контрольные (надзорные) мероприятия проводятся своевременно.
2. Несвоевременное осуществление по вине должностного лица контрольных (надзорных) органов влечет ответственность, установленную настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».
От данного принципа на ближайшую перспективу должно строиться осуществление надзора и контроля в этих сферах. Более того, перспективы к формированию более широкого перечня принципов в данном случае являются открытыми.
Эффективность действий должностных лиц в части обеспечения соблюдения земельного законодательства не всегда достигается на должном уровне. В некоторых случаях это происходит по той причине, что должностные лица не обладают должными правовыми средствами для оказания предупредительного и пресекательного воздействия на нарушителей земельного законодательства. Чтобы изменить положение дел в данной части, как представляется, в ст. 71 ЗК РФ необходимо внести изменения, которые обеспечат большую действенность реализуемых мероприятий. Так, предлагается включить в ст. 71 ЗК РФ ч. 5.1 в такой редакции:
«Должностные лица органов государственного земельного надзора и органов муниципального земельного контроля объявляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения земельного законодательства и предлагают принять меры по обеспечению его соблюдения.
Объявленное предостережение подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в пятнадцатидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушениях обязательных требований, контрольный (надзорный) орган имеет право установить сокращенный срок рассмотрения представления. О результатах рассмотрения предостережения контрольный (надзорный) орган сообщается незамедлительно в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, контролируемое лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке».
Содержание ст. 30.7 КоАП РФ в части нормы приводит к дисбалансу между соблюдением материальных и процессуальных норм. Такое положение дел создает коррупционные риски. Чтобы устранить эту проблему, как видится, необходимо изложить п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в обновленной редакции:
«4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания». Указание на возможность отмены постановления и возвращения дела при нарушении в целом требований КоАП РФ, а не только процессуальных требований, будет способствовать достижению баланса в правовом регулировании.
Порча земель на данном этапе создает достаточно большую угрозу состоянию земель в стране. Регулярно фиксируются мелкие и крупные факты порчи земель. Ответственность установлена только за порчу земель посредством отдельных способов. Опыт правоприменения показывает, что иные способы также возможны. Даже в таком виде речь не идет об исчерпывающем перечне. В ст. 8.6 КоАП РФ необходимо включить ч. 3 и изложить её в обоснованной в работе редакции.
Таким образом, в ст. 8.6 КоАП РФ необходимо включить ч. 3 и изложить её в такой редакции: «Загрязнение земель сточными водами, нефтепродуктами, которые не относятся к отходам производства и потребления, совершение иных действий (бездействия), которые привели к ухудшению качества земель влечет...».
Ряд других составов с точки зрения совершенства КоАП РФ на данном этапе также остро нуждается в изменении в силу продемонстрированных недостаточно высоких стандартов юридической техники.
Выявленные проблемы и сформированные направления по их разрешению, очевидно, что не являются исчерпывающими. Рассматриваемая сфера характеризуется комплексной проблематикой. Таким образом, чтобы достигнуть количественного и качественного совершенствования, необходимо внести ряд изменений и дополнений в законодательство, а также дать ряд разъяснений в позициях высших судов. Политика в данной сфере также должна постоянно подвергаться изменениям в условиях необходимости обеспечения её адаптации к изменяющимся обстоятельствам и факторам развития.


1. Абдулин Д.Ф. Административные наказания как мера административного принуждения // Символ науки, 2018. - № 9. - С. 27-28.
2. Авдейко А.Г., Газизов Д.А. Законодательство об административных правонарушениях: реформы или модернизация // Сибирское юридическое обозрение, 2017. - № 5. - С. 87-90.
3. Агеев А.А. Определение понятия «административная ответственность» в доктрине административного права // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки, 2015. - № 10. - С. 15-16.
4. Алексеев В.В., Вдовенко З.В. Государственный контроль и надзор в современной России // Успехи в химии и химической технологии, 2015. - № 5. - С. 20-26.
5. Алхутова Е.Ю. Дисквалификация как вид административного наказания и проблемы ее применения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2012. - № 2 (28). - С. 1­7.
6. Амелин Ю.П. Административная ответственность за правонарушения в сфере земельных отношений: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - 201 с.
7. Андриянов В.Н. Новая кодификация законодательства об административных правонарушениях: состояние и перспективы // Сибирский юридический вестник, 2018. - № 5. - С. 261-263.
8. Анисимова К.О. Понятие и сущность государственного контроля и надзора, проблемы их разграничения // Научный вестник Крыма, 2018. - № 3. - С. 49-60.
9. Ахметшин Р.А. К вопросу об организации работы специальных приемников для содержания лиц, подвергнутых административному аресту // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке, 2016. - № 8-2. - С. 213-218.
10. Бахрах Д.Н. Вопросы системы административных наказаний // Вестник Уральского института экономики, управления и права, 2009. - № 54. - С. 8-9.
11. Бец И.Р., Бузов Д.С. История развития института административной ответственности // Актуальные проблемы развития национальной и региональной экономики: сб. науч. трудов V Междунар. науч.-практ. конф. для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (Белгород, 24 апреля 2014 г.). - Белгород, 2014. - С. 274-300.
12. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http://www.libussr.ru/infdoc2.htm (дата обращения: 19.05.2021).
13. Биткова Л.А. Некоторые проблемы выявления и доказывания порчи земель // Природообустройство, 2017. - № 3. - С. 77-81.
14. Болтанова Е.С. Земельное право: учебник. - М., 2009. - 387 с.
15. Бышков П.А. Проблемы координации муниципального и государственного контроля (надзора) // Евразийская адвокатура, 2015. - № 32. - С. 23-26.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ